Формирование жизненных компетенций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
статья
В работе представлена организация процесса обучения и воспитания по формированию жизненных компетенций у младших школьников с нарушением интеллекта. Рассмотрены факторы, усложняющие процесс социализации детей с ОВЗ, используемые методы и приемы. Данный опыт работы поможет педагогическим работникам организовать социальное взаимодействие умственно - отсталых детей в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 40.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование жизненных компетенций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Учитель начальных классов: Мантур Марина Валерьевна
Муниципальное казенное образовательное учреждение города Новосибирска ”Специальная (коррекционная) школа № 14”
Для гарантированного получения школьного образования умственно отсталыми детьми, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает разработку Адаптированной основной общеобразовательной программы.
Освоение обучающимися Адаптированной основной общеобразовательной программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для достижения основной цели образования детей с ОВЗ.
Категория детей моего класса – умственная отсталость с расстройствами речи разной степени, нарушением координации и моторного развития. У большинства детей навыки самообслуживания недостаточно сформированы, возникают трудности при одевании, шнуровке, застегивании пуговиц, уходу за внешним видом, возникают трудности приспосабливаться к самостоятельной практической жизни. Они с трудом усваивают навыки общения, навыки поведения в общественных местах. Развитие жизненных компетентностей детей существенно затруднено в силу ограничений, наложенных дефектом - нарушением познавательной деятельности. Неоднородность состава класса требует определения различных сочетаний методов и приемов для успешного обучения и воспитания. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с нарушением интеллекта не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
Проблема заключается ещё и в том, что многие ученики воспитываются в неполных семьях, где ребятам уделяется недостаточно внимания. Некоторые из родителей сами имеют ограниченные возможности здоровья, что не дает им возможности оказания полноценной помощи своим детям в обучении и развитии.
Социальные контакты умственно отсталых детей ограничены пространством коррекционных учреждений и затрудняют возможность своевременного развития коммуникативных навыков, а закрытость семьи, которая зачастую не посещает с ребенком общественные места, усложняет процесс его социализации. Вовремя начатая работа по расширению повседневного жизненного опыта позволит ребенку с интеллектуальными нарушениями успешнее адаптироваться в обществе.
Передо мной, как учителем встал вопрос о преодолении ограничений в социальном общении детей, поиске вариантов их обучения и воспитания.
На мой взгляд, именно развитие жизненно-важных компетенций, позволит, ребенку с ограниченными возможностями здоровья более успешнее интегрироваться в окружающую среду.
Целью работы стало – формирование через практическую деятельность того необходимого запаса базовых универсальных действий, который позволит ученику в той или иной степени, быть независимым от помощи окружающих.
1. Формировать и закреплять социально-бытовые навыки в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.
2. Формировать основы социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.
3. Прививать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
4. Создать основу для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни.
5. Учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах.
6. Развивать двигательную моторику, воспитывать привычки к здоровому образу жизни.
Основными направлениями коррекционной работы в сфере развития жизненных компетенций для детей с интеллектуальными нарушениями являются
1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации
5. Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию навыков и привычек культурного поведения в нашем классе началась с поступления детей. И на протяжении обучения закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в классе, школе, на улице и в общественных местах. Достигается это систематическим приучением учащихся к выполнению правил.
Развитие навыков самообслуживания – это самый первый важный шаг в процессе развития социальной самостоятельности детей инвалидов. Формирование навыков одевания — это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Чаще всего дети не знают или нарушают последовательность при одевании. В этом случае я их направляю и помогаю выполнять действия в правильной последовательности. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания: мыть руки, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки - одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Через практическую деятельность в процессе режимных моментов в школе происходит целостное восприятие того, что делает ученик. Например, можно многократно повторять о пользе мытья рук перед едой, или зачем необходимо после приема пищи убрать за собой посуду, но, лишь повторяя эту операцию изо дня в день под контролем учителя, вырабатываются навыки, которые перейдут в привычку.
Необходимо развивать не только практическую сторону данной темы, но и мотивационную, т.е. ребенок должен знать, зачем он это делает, для чего надо уметь ухаживать за своим внешним видом, прилично себя вести – чтобы с тобой дружили, чтобы нравиться значимым взрослым…..
В нашем классе постепенно установились определенные традиции.
Малые, будничные, повседневные, скромные по масштабам, но не менее важные по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Это приветствие учителя и одноклассников, оформление школьных дневников, организация дежурства.
Каждое утро мы выполняем приветствие. Для этого проводим игру “Я рад тебя видеть”. Ученики, перекидывая мяч друг другу, говорят слова приветствия. После чего, дети определяет число, а дежурные класса заполняют дату и дневник погодных явлений.
Доброй традицией с самого первого дня стало поздравление от класса учеников в день рождения. Приятно услышать искренние пожелания от своих одноклассников в этот радостный день. Чтобы научить детей правильно праздновать дни рождения, проводим ролевую игру «День рождения в классе», выбрав одного из именинников. При этом преследуется цель - научить правильно себя вести в гостях. Мне это мероприятие представляется очень нужным в плане формирования культуры поведения, а также многих нравственных моментов.
Трудовая деятельность детей генетически связана с предметной и игровой. Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возраста детей, глубины нарушения интеллекта, состояния их моторики, восприятия, внимания.
У детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста подражание трудовым действиям взрослых происходит в игре, когда детей привлекает не достижение результата, а непосредственно действие, связанное с игрой. Ключевыми мотивами трудовой деятельности детей с умственной отсталостью является потребность в успехе, принятии, одобрении. В классе ознакомление с трудом взрослых осуществляю через просмотр видео, с использованием презентаций, наблюдений за трудом дворника…. Я как педагог подчеркиваю значение этой работы: «Дядя Коля подметает двор, убирает мусор. Кругом чисто, красиво».
У каждого учащегося в классе должны быть поручения. Они тщательно продумываются и распределяются в соответствии со склонностями и возможностями каждого ребёнка. Выполнение поручений определяет роль каждого в коллективе, вносит вклад в общее дело.
Формирование социальной и жизненной компетенции обучающихся должно иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только совместная деятельность педагогов позволит сформировать социально-бытовую компетентность детей с интеллектуальной недостаточностью. С этой целью у нас проводятся массовые мероприятия, праздники, тематические занятия, игровые программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, беседы по ЗОЖ, по привитию навыков личной гигиены. Поэтому, можно сказать, что во многом, жизнь обучающихся в школе подчинена формированию социальных (жизненных) компетенций. Ребенок испытывает на себе влияние целой системы мероприятий.
Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с интеллектуальными нарушениями, на повышение здорового образа жизни. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих учеников, я целенаправленно работаю над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищу методы и приемы, адекватные особенностям развития детей. Сохранение и укрепление здоровья, как во время учебных занятий, так и в свободное время особенно важны для детей с умственной отсталостью.
Физминутки, релаксация, гимнастика для глаз, минутки покоя, разнообразные подвижные игры способствуют стабилизации психофизического состояния здоровья детей.
Для развития мелкой моторики я использую пальчиковую гимнастику, игры с природным, бросовым материалом, а также игры с различными пособиями (шнуровки, пазлы и т.д.). Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.
В процессе этой деятельности использую следующие методы и приемы обучения:
демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование ситуаций; дидактические, сюжетно – ролевые имитирующие игры и упражнения; игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображениях; чтение и обсуждение произведений художественной литературы, просмотр фильмов.
Игровые методы и приёмы позволяют мне осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме. Игра обогащает социальный опыт детей. Примеривая разные ролевые позиции, они осваивают нормы и правила поведения. Например, при проведении игры «Больница» дети с нарушением интеллекта могут брать на себя роли, доступные для их понимания (пациент). В процессе игры «Магазин» - роль покупателя, мамы, папы, ребенка. В этих играх они учатся выражать свои чувства, пожелания, у них вырабатываются навыки правильного поведения в общественных местах.
Успешность социальной адаптации у детей с умственной отсталостью определяется не только количеством сформированных у них базовых универсальных действий, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью использую приемы проблемного обучения (создаю проблемные ситуации). Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом уроке и реализуется в процессе беседы, сюжетно-ролевых игр (“Поможем найти потерянную вещь”, “Мы делаем подарки к празднику”, “Накрываем праздничный стол”) – при сервировке разрешила ребятам угоститься конфетами, но сделать так, чтобы хватило всем; сначала дети взяли столько, сколько вместилось в руки, объясняю, чтобы хватило всем, надо брать по одной.
Достижение максимально возможных жизненных компетенций учащихся достигается через практическое применение полученных знаний. Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. В трудовой деятельности дети осваивают систему социальных ролей, необходимых для будущей самостоятельной жизни.
Занятиям-практикумам по обучению детей умениям бытового труда (уход за комнатными растениями, лепка из теста уход за одеждой, обувью, помещением) даю занимательные названия, что повышает интерес учеников к ним (например: «Шустрая иголочка», «Большой праздник в семье», «Умелые руки», «В царстве мыльных пузырей»).
При формировании трудовых навыков и умений особенно важна ежедневная практическая деятельность детей. Она организовывается в следующих формах: поручения, дежурства, коллективная деятельность.
Совместная с педагогом практическая деятельность -самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд становится значимым для детей с недостатками интеллектуального развития и позволяет успешно входить в реальные трудовые отношения.
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала умственно отсталым детям служат наглядные средства обучения. Поэтому демонстрация является одним из важных методов в обучении и воспитании таких детей.
В своей работе использую различного вида наглядность: натуральные предметы (муляжи, игрушки, посуда), изображения, фотографии, практический показ действий в реальных ситуациях.
Умственно-отсталые дети находятся в большой зависимости от взрослого. Поэтому при формировании у них положительного отношения к определенному виду деятельности надо очень эмоционально, контрастно выражать свое отношение к разным поступкам, поведению и взаимоотношениям людей.
С целью отслеживания результатов в нашей школе ведется мониторинг воспитанности учащихся, а также мною была использована карта наблюдения, которая составлена на основании Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты мониторинга показали, что увеличилось количество учащихся:
- владеющих конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками на 15%
- соблюдающих элементарные правила и нормы поведения на 26%
- овладевших социально – бытовыми умениями в повседневной жизни 29%
Данные результаты достигнуты благодаря систематичности, последовательности проводимой работы; правильному подбору методов и приемов.
Такая работа имеет большое значение в жизни ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование поликультурной личности младшего школьника через внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС
Результатом системы внеурочной деятельности является формирование поликультурного мышления у детей, освоение актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения....
Организация урока математики для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС.
Данный материал составлен в виде методических рекомендаций и будет полезен учителям школы психолого педагогической поддержки....
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫЗ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД) У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛЕГКИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Материал посвящен вопрсам формирования БУД у учащихся с легкими интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС ОО УО (ИН)...
"Организация поисково-исследовательской деятельности младших школьников по краеведению в условиях реализации ФГОС" (из опыта работы)
В помощь молодым педагогам об организации проектной деятельности обучающихся начальной школы...
Презентация "Формирование жизненных компетенций у младших школьников"
Презентация "Формирование жизненных компетенций у младших школьников"Презентация была использована на педагогическом совете по раскрытию заданной темы. В ней раскрыто понятие "жизн...
«Формирование жизненных компетенций у младших школьников».
laquo;Жизненная компетентность» относится к ключевым видам компетентности, которая проявляется через способность решать жизненные проблемы разного характера в контексте конкретной ситуации жизн...