Рабочая программа по курсу " Мой край"
рабочая программа (2 класс)
Программа курса " Мой край" направлена на адоптацию младшего школьника, на подготовку его гражданской и нравственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Некоузская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Утверждаю
На метод. объединении Приказ №
Протокол № От
От Директор
Руководитель ШМО
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мой край Некоузский»
во 2 классе
учителя Голиковой М.А.
Пояснительная записка
Россия, Родина, Некоуз… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать русскую самобытную культуру?
Программа курса «Мой край Некоузский» направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей и природой родного края.
Знакомство с культурным наследием региона способствует осознанию значимости прошлого для настоящего и будущего, а это становлению исторического сознания, решает задачи нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Личностное отношение к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом.
Окружающий мир в его разнообразном проявлении( природа, родной дом, семья - ближайшее окружение; поселок, в котором ты живешь, Родина, памятники истории культуры, люди, их создавшие, народные традиции) влияет на ребенка, на проявление его отношения к миру, на формирование собственной системы ценностей.
Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).
Цели:
- формирование основ этнического самосознания школьника;
- расширение собственного культурного опыта;
- развитие интереса к истории Некоузского района.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с селом Некоуз, его географическим положением, историей, занятиями населения, культурой, жителями ;
- создать представление о главных вехах в истории села;
- познакомить с наиболее известными людьми села;
- расширить знания о народной культуре, семье и тех, кто живет рядом с нами;
- раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края, формировать уважение к культуре предков.
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому, к природе;
- восприятие красоты сохранившихся памятников;
- развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;
- формирование навыков правильного поведения в селе (на улице, в школе);
- воспитание культуры труда и этики общения;
- формирование навыков здорового образа жизни.
Развивающие:
- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность, инициативу, способность проявлять свои теоретические (уметь работать с краеведческими источниками), практические (ориентироваться в селе, распознавать растения и животных данной местности) умения и навыки;
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.
Календарно – тематическое планирование (68ч)
№ п\п Дата | Раздел Планирование занятий |
Природа нашего края (20 ч) | |
1. | Экскурсия в парк. Лето. Осень. Приметы лета и осени в сравнении. Летние и осенние явления в природе. |
2. | Труд людей летом и осенью на селе. Наблюдения за погодой, фиксация с помощью условных знаков. |
3. | Растения летом и осенью. Распознавание растений нашей местности. Работа с гербарием. |
5. | Лекарственные и ядовитые растения нашего края. Работа с гербарием. |
6. | Животные летом и осенью. Подготовка к зиме. |
7. | Изготовление кормушки из бросового материала. |
8. | Перелётные птицы – поиск и представление информации. |
9. | Экскурсия в парк. Зима. Приметы зимы. Зимние явления в природе. |
10. | Труд людей зимой на селе. Наблюдения за погодой, фиксация с помощью условных знаков. |
11. | Растения зимой. Сравнение ели и сосны – практическая работа. |
12 | Животные зимой. Помощь людей. |
13 | Зимующие птицы – поиск и представление информации. |
14 | Экскурсия в парк. Весна. Приметы весны. Весенние явления в природе. |
15 | Труд людей весной на селе. Наблюдения за погодой, фиксация с помощью условных знаков. |
16 | Растения весной. Раннецветущие растения нашего края. |
17 | Животные весной. |
18 | Лето. Сравнение температурного режима в разные времена года. |
19 | Красная книга родного края. Поиск и представление информации о растениях. |
20 | Красная книга родного края. Поиск и представление информации о животных. |
21 | Меры по охране природы, принимаемые в Некоузском крае. |
22 | Что дает наш край стране (4 ч) |
23 | Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством села, его предприятиями, их историей. |
24 | Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством села, его предприятиями, их историей. |
25 | Экскурсия на предприятие. |
26 | Сочинение-рассуждение «Что даёт наш край стране». |
Наш край богат талантами (4 ч) | |
27 | Литературное, художественное, музыкальное творчество. |
28 | СМИ, физкультура и спорт. |
29 | Земляки, прославившие родной край своими талантами. |
30 | Концерт «Наши таланты» |
Наш край в годы Великой Отечественной войны (8 ч) | |
31 | Экскурсия к памятнику на территории школы. |
32 | Экскурсия к памятнику Неизвестному солдату. |
33 | Расскажи о своем герое – поиск и представление информации о героях-некоузцах |
34 | Экскурсия в краеведческий музей. |
Планируемые результаты:
В результате изучения курса учащийся научится:
- называть свою страну, область, село, улицу;
- называть свою семью: имя, отчество родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр и пр;
- выполнять правила поведения в жилом доме, общественных местах;
- рассказывать о своих близких, друзьях, их интересах, о профессиях родителей;
- узнавать распространённые в районе растения и животных;
- распознавать времена года по признакам в живой и неживой природе.
В результате изучения курса учащийся получит возможность научиться:
- называть 2-4 известных людей села;
- ориентироваться в многообразии растительного и животного мира родного края;
- называть представителей Красной книги Некоузского района;
- рассказывать о мерах по охране природы.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– интерес к учебному материалу;
– знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– понимания чувств других людей;
– представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;
– понимания своей этнической принадлежности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям, к школе.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– выполнять учебные действия в письменной речи;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации в учебных пособиях;
– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать аналогии;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;
– воспринимать смысл познавательного текста;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами, группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...
Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"
Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"
Программа предметного курса "Алтаские жарки" направлена на расширение знакомства учащихся с произведениями алтайских писателей для детей, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребён...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» «Путешествие по родному краю» (ВНЕУРОЧНАЯ)
Развитие гармоничной личности подразумевает под собой не только каждодневное нахождение в кабинете, в стенах школы и дома с учебниками, но и получение знаний извне, что даёт возможность получать...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» «Путешествие по родному краю» (ВНЕУРОЧНАЯ)
Одним из видов внеурочной деятельности является экскурсионная работа. Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального госуд...
Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс
Рабочая программа по кружку «Брянский край. История родного края» для 3-го класса разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...
Рабочая программа по курсу "Брянский край" 2 класс "Природа родного края"
Курс "Брянский край"...