Рабочая программа по курсу " Мой край"
рабочая программа (2 класс)

Голикова Марина Анатольевна

Программа курса " Мой край" направлена на адоптацию  младшего школьника, на подготовку его гражданской и нравственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Некоузская средняя общеобразовательная школа

               Согласовано                                                                                                        Утверждаю

                                     На метод. объединении                                                                                      Приказ №

                                     Протокол №                                                                                                         От

           От                                                                                                                          Директор

 Руководитель ШМО

Рабочая    программа      внеурочной деятельности

«Мой край Некоузский»

во  2 классе

учителя  Голиковой М.А.

Пояснительная     записка

          Россия, Родина, Некоуз… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать русскую самобытную культуру?

      Программа курса «Мой край Некоузский» направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.  В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей  и природой родного края.

Знакомство с культурным наследием региона способствует осознанию значимости прошлого для настоящего и будущего, а это становлению исторического сознания, решает задачи нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Личностное отношение к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом.

Окружающий мир  в его разнообразном проявлении( природа, родной дом, семья - ближайшее окружение;  поселок, в котором ты живешь, Родина, памятники истории культуры, люди,  их создавшие, народные традиции)   влияет на ребенка, на проявление его отношения к миру, на формирование собственной системы ценностей.

 Программа  рассчитана  на 34 ч (1 ч в неделю).   

Цели:

  • формирование основ этнического самосознания школьника;
  •  расширение собственного культурного опыта;
  • развитие интереса к истории Некоузского района.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с селом Некоуз, его географическим положением, историей, занятиями населения, культурой, жителями ;
  • создать представление о главных вехах в истории села;
  • познакомить с наиболее известными людьми села;
  • расширить знания о народной культуре, семье  и тех, кто живет рядом с нами;
  • раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края, формировать уважение к культуре предков.

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому, к природе;
  • восприятие красоты сохранившихся памятников;
  • развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;
  • формирование навыков правильного  поведения в селе (на улице, в школе);
  • воспитание культуры труда и этики общения;
  • формирование навыков здорового образа жизни.

Развивающие:

  • развивать в детях наблюдательность, самостоятельность, инициативу, способность проявлять свои теоретические (уметь работать с краеведческими источниками), практические (ориентироваться в селе, распознавать растения и животных данной местности) умения и навыки;

        Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

 Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации  урока заключается в том, что занятие из  класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк,  лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом,  учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.  

Календарно – тематическое планирование (68ч)

№ п\п

Дата

Раздел

Планирование занятий

Природа нашего края    (20 ч)

1.

Экскурсия в парк. Лето. Осень. Приметы лета и осени  в сравнении. Летние и осенние явления в природе.

2.

Труд людей летом и осенью на селе.

Наблюдения за погодой, фиксация с помощью условных знаков.

3.

Растения летом и осенью. Распознавание растений нашей местности. Работа с гербарием.

5.

Лекарственные  и ядовитые растения нашего края.  Работа с гербарием.

6.

Животные летом и осенью. Подготовка к зиме.

7.

Изготовление кормушки из бросового материала.

8.

Перелётные птицы – поиск  и представление информации.

9.

Экскурсия в парк. Зима. Приметы зимы. Зимние явления в природе.

10.

Труд людей зимой на селе.

Наблюдения за погодой, фиксация с помощью условных знаков.

11.

Растения зимой. Сравнение ели и сосны – практическая работа.

12

Животные зимой. Помощь людей.

13

Зимующие птицы –  поиск  и представление информации.

14

Экскурсия в парк. Весна. Приметы весны. Весенние  явления в природе.

15

Труд людей весной  на селе.

Наблюдения за погодой, фиксация с помощью условных знаков.

16

Растения весной. Раннецветущие растения нашего края.

17

Животные весной.

18

Лето. Сравнение температурного режима в разные времена года.

19

Красная книга родного края. Поиск и представление информации о растениях.

20

Красная книга родного края.  Поиск и представление информации о животных.

21

Меры по охране природы, принимаемые  в Некоузском крае.

22

Что дает наш край стране  (4 ч)

23

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством села, его предприятиями, их историей.

24

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством села, его предприятиями, их историей.

25

Экскурсия на предприятие.

26

Сочинение-рассуждение «Что даёт наш край стране».

Наш край богат талантами    (4 ч)

27

Литературное, художественное, музыкальное творчество.

28

СМИ, физкультура и спорт.

29

Земляки, прославившие родной край своими талантами.

30

Концерт «Наши таланты»

Наш край в годы Великой Отечественной войны (8 ч)

31

Экскурсия к памятнику на территории школы.

32

Экскурсия к памятнику Неизвестному солдату.

33

Расскажи о своем герое – поиск  и представление информации о героях-некоузцах

34

Экскурсия в краеведческий музей.

Планируемые результаты:

В результате изучения курса учащийся научится:

  1. называть  свою страну, область, село, улицу;
  2. называть свою семью: имя, отчество родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр и пр;
  3. выполнять правила поведения в жилом доме, общественных местах;
  4.  рассказывать о своих близких, друзьях, их интересах, о профессиях родителей;
  5. узнавать распространённые в районе растения и животных;
  6. распознавать времена года по признакам в живой и неживой природе.

В результате изучения курса учащийся получит возможность научиться:

  1. называть  2-4 известных людей села;
  2. ориентироваться в многообразии  растительного и животного мира  родного края;
  3. называть  представителей Красной книги Некоузского района;
  4. рассказывать о мерах по охране природы.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– интерес к учебному материалу;

– знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность  для формирования:

понимания чувств других людей;

представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;

понимания своей этнической принадлежности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям, к школе.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

выполнять учебные действия в письменной речи;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

принимать роль в учебном сотрудничестве;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации в учебных пособиях;

– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать аналогии;

– устанавливать  причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;

воспринимать смысл познавательного текста;

проводить аналогии между изучаемым  материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами, группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность  научиться:        

задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.

Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"

   Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"

Программа предметного курса "Алтаские жарки" направлена на расширение знакомства учащихся с произведениями алтайских писателей для детей, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребён...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» «Путешествие по родному краю» (ВНЕУРОЧНАЯ)

Развитие гармоничной личности подразумевает под собой не только  каждодневное нахождение в кабинете, в стенах школы и дома с учебниками, но и получение знаний извне, что даёт возможность получать...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» «Путешествие по родному краю» (ВНЕУРОЧНАЯ)

Одним из видов внеурочной деятельности является экскурсионная работа.         Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального госуд...

Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...