РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» «Путешествие по родному краю» (ВНЕУРОЧНАЯ)
рабочая программа (3 класс) на тему

Крылова Елена Владимировна

Развитие гармоничной личности подразумевает под собой не только  каждодневное нахождение в кабинете, в стенах школы и дома с учебниками, но и получение знаний извне, что даёт возможность получать новую информацию в нестандартной обстановке, более доступно, наглядно и как результат более продуктивно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursionnaya_deyatelnost.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

«Путешествие по родному краю»

(ВНЕУРОЧНАЯ)

Составитель: учитель ГБОУ СОШ№709 Янголь О.Н.

                           учитель ГБОУ СОШ№709 КрыловаЕ.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. 

   Развитие гармоничной личности подразумевает под собой не только  каждодневное нахождение в кабинете, в стенах школы и дома с учебниками, но и получение знаний извне, что даёт возможность получать новую информацию в нестандартной обстановке, более доступно, наглядно и как результат более продуктивно.

   В тексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, утвержденном приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» обозначены особенности современной организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении. В стандарте определены направления развития личности, по которым осуществляется внеурочная деятельность в начальной школе, а именно: спортивно-оздоровительное направление; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное.

    Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

   Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

 -выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности; - создание условий для индивидуального развития ребенка;

 -формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

- создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

- расширение рамок общения школьников с социумом; - коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;

- для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.

 Одним из видов внеурочной деятельности является экскурсионная работа.      

   Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего.       Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

   Данная программа предусматривает полезное время препровождение школьников,  и направлена на развитие их образовательной культуры. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по Москве и Московской области. Программа направлена на  социализацию обучающихся,  «на познание и исследование окружающего мира,  на  межличностное общение  и  обмен духовными ценностями  в процессе взаимодействия с  окружающими людьми.

   Новизна программы в том, что она предполагает комплексное и всестороннее знакомство детей с историей Москвы и Московской области.    

    Актуальность и необходимость в создании данной программы определяется тем, что большое количество учащихся мало читают, не посещают  музеи, выставки, театры. Знакомство и посещение культурных центров даёт возможность получить представление об историческом прошлом родного государства, познакомиться с историческими фактами, прикоснуться к прошлому в картинах, книгах экспонатах, экспозициях, театральных постановках. В процессе посещения различных музеев учащиеся накапливают знания, позволяют понять получаемую информацию, что способствует формированию понимания истории родного края. Посещение музеев является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе.

   Музей и школа – традиционная тема, особенно для московского образования. Ведь если процесс образования понимать как механизм передачи ценностей науки, культуры и исторического опыта поколений, то музей необходимо признать основным звеном этого механизма, поскольку он является важным компонентом комплекса деятельности школы по формированию основ воспитания. Обучение с помощью музея активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.

 Музей:

 - панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности, в музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребенку культурными эталонами для подражания;

 - является могучим и дружественным помощником ребенку в развитии его интеллекта, расширяя общеобразовательные знания;

 - служит целям обогащения когнитивной основы развития личности школьника, необходимой не только для успешной учебной деятельности в школе, но и для последующей жизни;

- является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания ребенка в современных условиях;

- экспонаты музея воспринимаются как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях;

- в музее ребенок осмысливает социальные явления и противоречия жизни, соотносит свои взгляды, представления, ценности с нормами жизни людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал памятников.

Функции музея и задачи воспитания и образования созвучны. Через музейный всеобуч можно добиться:

 - гармоничного развития личности детей на основе комплексного подхода к воспитанию;

 - формирования у учащихся исторического сознания, креативного отношения к действительности; - преодоление девиантных проявлений личности путем формирования ориентации на общечеловеческие ценности.

   Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей.

   Отличительная особенность дополнительной образовательной программы заключается в том, что материал программы подобран с учетом возрастных особенностей детей, ориентирует педагога на возможность расширять, углублять, обобщать, дополнять уже имеющиеся знания, полученные в ДОУ и ОУ.

   Программа – сквозная. Дети той или иной категории могут посетить одну или несколько экскурсий в течение учебного года. Каждая экскурсия является самостоятельным звеном в общем изучении музеев Москвы и Московской области. Обучение по темам осуществляется в ходе проведения самих экскурсий, а также во время подготовки и обсуждения результатов экскурсии.

   Основной принцип программы – диалогичность. Кроме  него, фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности,  гражданственной и патриотической направленности.

   Общение через диалог предполагает субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимся, где предметом общения  будет социальное окружение, экономические отношения между людьми,   научные исследования  и творчество.

    Принцип диалогичности, прежде всего,  предполагает личностный контакт между собеседниками на основе  взаимопонимания, где связующей нитью диалога является познание внутреннего мира друг друга, единство встречи, открытость и доверие собеседников, их сотворчество.

   Принцип природосообразности предполагает, что проблемно-ценностное  общение школьников должно  согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.

   Принцип культуросообразности предполагает, что  ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в  соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими  нашему региону.

   Принцип коллективности предполагает, что коммуникации, осуществляемые в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт понимания  окружающего мира, взаимопонимания с окружающими его людьми, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

   Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости   для обучающихся  идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.

   Таким образом, цель настоящей внеурочной программы формировать у школьников:

-  представление о путешествии (экскурсии) как способе познания окружающего мира,

-   способность к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной жизни в окружающем социуме,

Развивать:

- мышление, любознательность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников;

 Воспитывать:

-  уважение к окружающим людям, различным профессиям, к друг другу.

  Задачи   направлены на:

  • формирование знаний истории Родины;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие наблюдательности при рассмотрении исторических объектов в разных музеях;
  • развитие патриотических чувств;
  • формирование мировоззрения учащихся, нравственной и эстетической культуры;
  • обогащение активного словарного запаса детей;
  • воспитание устойчивого интереса к истории России;
  • воспитание активной жизненной позиции, способствующей социальной адаптации;
  • содействие  всестороннему развитию личности;
  • приобщение учащихся к культуре, через развитие потребности в посещении музеев;
  • обучение умениям и навыкам добывать информацию через культурно-образовательные учреждения;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к одноклассникам, формирование коммуникативных компетенций.

           Программа рассчитана на детей младших классов.  Посещение экскурсий рекомендуется 1 раз в месяц, с приблизительной продолжительностью одной экскурсии 1-2  часа + 1-2 часа дорога от школы и обратно. В течение года планируется  посетить 8–экскурсий.

Формы и режим занятий. Программа краткосрочная. Экскурсии проводятся по заявкам, в которых сразу обозначена тема экскурсии. Порядок экскурсий учитель определяет по своему усмотрению. Формой проведения может быть рассказ, который выполняет экскурсовод, просмотр фильма, переодевание в костюм, того времени - интерактивная экскурсия, что позволяет аудитории экскурсантов получить первоначальные сведения об объектах того или иного музея, создать образ и получить наибольшие впечатления. Другой формой может быть посещение выставки. Демонстрация экспонатов, прикосновение к ним приближает слушателей к натуральной обстановке экскурсионной деятельности. Часть лекций построена в форме диалога, когда аудитория втягивается в обсуждение. Слушатели высказывают свое мнение, делятся своими впечатлениями, своим опытом, своими наблюдениями.

Перед посещением музея (выставки) учителю необходимо информировать учащихся о месте поездки: название музея (выставки), тема экскурсии; после чего поставить цель и определить круг задач данной экскурсии (выставки): на что обратить внимание, что сравнить и др.. Организуя работу таким образом, учителю будет легче понять количество и качество полученной учащимися информации.

По окончании экскурсии (выставки) и возвращении в школу рефлексию рекомендуется провести в форме викторины, написания эссе, отзыва, письма к потомкам, выполнение рисунков и др.

Ожидаемые результаты.

Экскурсанты должны

познакомиться и постараться запомнить:

  • как изменялась жизнь москвичей в различные исторические периоды;
  •  природные объекты и их взаимосвязь с жизненными потребностями человека;
  • архитектурные памятники;
  • памятные места и события;
  • получить представление о музеях и их разнообразии;

научиться:

  • использовать в речи исторические, искусствоведческие термины;
  • выражать свое отношение к полученной информации устно и письменно;
  • бережно относиться к природе, идентифицировать себя с прилегающей зелёной зоной;
  • анализировать архитектурные памятники и ориентироваться во времени;
  • внимательно слушать, рассматривать, воспринимать памятные места и события;
  • применять на экскурсии знания, полученные в школе, и наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал;
  • выстраивать свои отношения с одноклассниками, педагогами, родителями.

Оценивание результата поездки.

Оценивание результатов поездки можно провести по выполненным письменным работам учащихся. Если ученик написал интересное грамотное эссе или отзыв, то можно поставить дополнительную отметку по развитию речи в колонку по предмету Литературное чтение, если выполнен рисунок, достойный внимания, то его можно оценить в колонке по  предмету Изобразительное искусство.  В данном случае решает учитель. Возможность получить дополнительную отметку по предмету повышает мотивацию школьника выполнить задание учителя, а это именно то, чего так не хватает современным ученикам.

Тематическое планирование

Тема экскурсии

Содержание и форма занятия

Кол-во

часов

Дата

проведения

1

«Мастер – славль»

Детский город мастеров

. Крупнейший в России интерактивный развивающий проект, в котором дети знакомятся с более 150 профессиями! Мастерславль - это миниатюра настоящего российского города с общественным устройством и справедливыми законами, вмещающая в себя более 70 мастерских, в каждой из которых юные жители могут познакомиться с различными областями профессиональной деятельности.

5 ч

2

Обсуждение экскурсии.

Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.

1 ч

3

Московский музей анимации

вертуальный мастер – класс

«Сам себе мультипликатор»

5 ч

4

Обсуждение экскурсии

Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.

1 ч

5

Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек.

История создания елочной игрушки. Путешествие в волшебный мир создания «новогоднего чуда». Это единственное в Московской области уникальное предприятие народно-художественного промысла, на котором школьники увидят весь процесс производства елочных игрушек.

4 ч

6

Обсуждение экскурсии в музей «Елочная игрушка»

Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.

1 ч

7

Экскурсия  - интерактивная программа «Землянка» в центральном музее ВОВ.

Интерактивная программа "Землянка" - идеально организованная, продуманная, динамичная программа, которая серьезную тему войны преподносит живо, доходчиво, интересно. Программа начинается в большом зале, где собраны два бревенчатых полудомика.

4 ч

8

Обсуждение экскурсии

Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.

 1 ч

9

Экскурсия «Масленичные посиделки» в усадьбе Деда Мороза в Кузьминках

Всех школьников и их родителей приглашаем в усадьбу Деда Мороза в Кузьминки на экскурсионно–художественную программу "Масленичные посиделки". С народными играми, старинными песнями и традиционными обрядами. Ну и какой же праздник на Масленицу без блинов!

5 ч

10

Обсуждение экскурсии

Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.

11

Экскурсия на фабрику мороженого. Г. Ногинск

Экскурсия на фабрику мороженого – о ней мечтали еще мамы и папы сегодняшних школьников. Эту мечту осуществить просто – достаточно отправиться на Ногинский хладокомбинат, чтобы познакомиться с процессом производства вкуснейшего мороженого разных сортов.

6 ч

12

Обсуждение экскурсии

Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.

1 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» «Путешествие по родному краю» (ВНЕУРОЧНАЯ)

Одним из видов внеурочной деятельности является экскурсионная работа.         Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального госуд...

Внеурочная деятельность. Путешествие по родному краю

Программа и презентации по программе "Путешествие по родному краю"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 3 класс

Программа разработана на основе ФГОС основного общего образования, ООП ООО школы и "Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование". (Стандарты второго поколени...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 1 класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС и "Примерных программ внеурочной деятельности". Рассчитана на 1 год....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 2 класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС и Примерных программ внеурочной деятельности. Рассчитана на 1 год....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествуем по родному краю"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествуем по родному краю" для 4 класса. Направление: духовно-нравственное...

РП внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю"

РП внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю"...