РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» «Путешествие по родному краю» (ВНЕУРОЧНАЯ)
рабочая программа (3 класс) на тему
Развитие гармоничной личности подразумевает под собой не только каждодневное нахождение в кабинете, в стенах школы и дома с учебниками, но и получение знаний извне, что даёт возможность получать новую информацию в нестандартной обстановке, более доступно, наглядно и как результат более продуктивно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursionnaya_deyatelnost.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
«Путешествие по родному краю»
(ВНЕУРОЧНАЯ)
Составитель: учитель ГБОУ СОШ№709 Янголь О.Н.
учитель ГБОУ СОШ№709 КрыловаЕ.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей.
Развитие гармоничной личности подразумевает под собой не только каждодневное нахождение в кабинете, в стенах школы и дома с учебниками, но и получение знаний извне, что даёт возможность получать новую информацию в нестандартной обстановке, более доступно, наглядно и как результат более продуктивно.
В тексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, утвержденном приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» обозначены особенности современной организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении. В стандарте определены направления развития личности, по которым осуществляется внеурочная деятельность в начальной школе, а именно: спортивно-оздоровительное направление; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное.
Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
-выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности; - создание условий для индивидуального развития ребенка;
-формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
- создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения школьников с социумом; - коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;
- для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.
Одним из видов внеурочной деятельности является экскурсионная работа.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Данная программа предусматривает полезное время препровождение школьников, и направлена на развитие их образовательной культуры. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по Москве и Московской области. Программа направлена на социализацию обучающихся, «на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Новизна программы в том, что она предполагает комплексное и всестороннее знакомство детей с историей Москвы и Московской области.
Актуальность и необходимость в создании данной программы определяется тем, что большое количество учащихся мало читают, не посещают музеи, выставки, театры. Знакомство и посещение культурных центров даёт возможность получить представление об историческом прошлом родного государства, познакомиться с историческими фактами, прикоснуться к прошлому в картинах, книгах экспонатах, экспозициях, театральных постановках. В процессе посещения различных музеев учащиеся накапливают знания, позволяют понять получаемую информацию, что способствует формированию понимания истории родного края. Посещение музеев является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе.
Музей и школа – традиционная тема, особенно для московского образования. Ведь если процесс образования понимать как механизм передачи ценностей науки, культуры и исторического опыта поколений, то музей необходимо признать основным звеном этого механизма, поскольку он является важным компонентом комплекса деятельности школы по формированию основ воспитания. Обучение с помощью музея активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
Музей:
- панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности, в музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребенку культурными эталонами для подражания;
- является могучим и дружественным помощником ребенку в развитии его интеллекта, расширяя общеобразовательные знания;
- служит целям обогащения когнитивной основы развития личности школьника, необходимой не только для успешной учебной деятельности в школе, но и для последующей жизни;
- является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания ребенка в современных условиях;
- экспонаты музея воспринимаются как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях;
- в музее ребенок осмысливает социальные явления и противоречия жизни, соотносит свои взгляды, представления, ценности с нормами жизни людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал памятников.
Функции музея и задачи воспитания и образования созвучны. Через музейный всеобуч можно добиться:
- гармоничного развития личности детей на основе комплексного подхода к воспитанию;
- формирования у учащихся исторического сознания, креативного отношения к действительности; - преодоление девиантных проявлений личности путем формирования ориентации на общечеловеческие ценности.
Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей.
Отличительная особенность дополнительной образовательной программы заключается в том, что материал программы подобран с учетом возрастных особенностей детей, ориентирует педагога на возможность расширять, углублять, обобщать, дополнять уже имеющиеся знания, полученные в ДОУ и ОУ.
Программа – сквозная. Дети той или иной категории могут посетить одну или несколько экскурсий в течение учебного года. Каждая экскурсия является самостоятельным звеном в общем изучении музеев Москвы и Московской области. Обучение по темам осуществляется в ходе проведения самих экскурсий, а также во время подготовки и обсуждения результатов экскурсии.
Основной принцип программы – диалогичность. Кроме него, фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, гражданственной и патриотической направленности.
Общение через диалог предполагает субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимся, где предметом общения будет социальное окружение, экономические отношения между людьми, научные исследования и творчество.
Принцип диалогичности, прежде всего, предполагает личностный контакт между собеседниками на основе взаимопонимания, где связующей нитью диалога является познание внутреннего мира друг друга, единство встречи, открытость и доверие собеседников, их сотворчество.
Принцип природосообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.
Принцип культуросообразности предполагает, что ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими нашему региону.
Принцип коллективности предполагает, что коммуникации, осуществляемые в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт понимания окружающего мира, взаимопонимания с окружающими его людьми, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.
Таким образом, цель настоящей внеурочной программы формировать у школьников:
- представление о путешествии (экскурсии) как способе познания окружающего мира,
- способность к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной жизни в окружающем социуме,
Развивать:
- мышление, любознательность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
Воспитывать:
- уважение к окружающим людям, различным профессиям, к друг другу.
Задачи направлены на:
- формирование знаний истории Родины;
- развитие познавательного интереса;
- развитие наблюдательности при рассмотрении исторических объектов в разных музеях;
- развитие патриотических чувств;
- формирование мировоззрения учащихся, нравственной и эстетической культуры;
- обогащение активного словарного запаса детей;
- воспитание устойчивого интереса к истории России;
- воспитание активной жизненной позиции, способствующей социальной адаптации;
- содействие всестороннему развитию личности;
- приобщение учащихся к культуре, через развитие потребности в посещении музеев;
- обучение умениям и навыкам добывать информацию через культурно-образовательные учреждения;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к одноклассникам, формирование коммуникативных компетенций.
Программа рассчитана на детей младших классов. Посещение экскурсий рекомендуется 1 раз в месяц, с приблизительной продолжительностью одной экскурсии 1-2 часа + 1-2 часа дорога от школы и обратно. В течение года планируется посетить 8–экскурсий.
Формы и режим занятий. Программа краткосрочная. Экскурсии проводятся по заявкам, в которых сразу обозначена тема экскурсии. Порядок экскурсий учитель определяет по своему усмотрению. Формой проведения может быть рассказ, который выполняет экскурсовод, просмотр фильма, переодевание в костюм, того времени - интерактивная экскурсия, что позволяет аудитории экскурсантов получить первоначальные сведения об объектах того или иного музея, создать образ и получить наибольшие впечатления. Другой формой может быть посещение выставки. Демонстрация экспонатов, прикосновение к ним приближает слушателей к натуральной обстановке экскурсионной деятельности. Часть лекций построена в форме диалога, когда аудитория втягивается в обсуждение. Слушатели высказывают свое мнение, делятся своими впечатлениями, своим опытом, своими наблюдениями.
Перед посещением музея (выставки) учителю необходимо информировать учащихся о месте поездки: название музея (выставки), тема экскурсии; после чего поставить цель и определить круг задач данной экскурсии (выставки): на что обратить внимание, что сравнить и др.. Организуя работу таким образом, учителю будет легче понять количество и качество полученной учащимися информации.
По окончании экскурсии (выставки) и возвращении в школу рефлексию рекомендуется провести в форме викторины, написания эссе, отзыва, письма к потомкам, выполнение рисунков и др.
Ожидаемые результаты.
Экскурсанты должны
познакомиться и постараться запомнить:
- как изменялась жизнь москвичей в различные исторические периоды;
- природные объекты и их взаимосвязь с жизненными потребностями человека;
- архитектурные памятники;
- памятные места и события;
- получить представление о музеях и их разнообразии;
научиться:
- использовать в речи исторические, искусствоведческие термины;
- выражать свое отношение к полученной информации устно и письменно;
- бережно относиться к природе, идентифицировать себя с прилегающей зелёной зоной;
- анализировать архитектурные памятники и ориентироваться во времени;
- внимательно слушать, рассматривать, воспринимать памятные места и события;
- применять на экскурсии знания, полученные в школе, и наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал;
- выстраивать свои отношения с одноклассниками, педагогами, родителями.
Оценивание результата поездки.
Оценивание результатов поездки можно провести по выполненным письменным работам учащихся. Если ученик написал интересное грамотное эссе или отзыв, то можно поставить дополнительную отметку по развитию речи в колонку по предмету Литературное чтение, если выполнен рисунок, достойный внимания, то его можно оценить в колонке по предмету Изобразительное искусство. В данном случае решает учитель. Возможность получить дополнительную отметку по предмету повышает мотивацию школьника выполнить задание учителя, а это именно то, чего так не хватает современным ученикам.
Тематическое планирование
№ | Тема экскурсии | Содержание и форма занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | «Мастер – славль» Детский город мастеров | . Крупнейший в России интерактивный развивающий проект, в котором дети знакомятся с более 150 профессиями! Мастерславль - это миниатюра настоящего российского города с общественным устройством и справедливыми законами, вмещающая в себя более 70 мастерских, в каждой из которых юные жители могут познакомиться с различными областями профессиональной деятельности. | 5 ч | |
2 | Обсуждение экскурсии. | Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках. | 1 ч | |
3 | Московский музей анимации | вертуальный мастер – класс «Сам себе мультипликатор» | 5 ч | |
4 | Обсуждение экскурсии | Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках. | 1 ч | |
5 | Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек. | История создания елочной игрушки. Путешествие в волшебный мир создания «новогоднего чуда». Это единственное в Московской области уникальное предприятие народно-художественного промысла, на котором школьники увидят весь процесс производства елочных игрушек. | 4 ч | |
6 | Обсуждение экскурсии в музей «Елочная игрушка» | Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках. | 1 ч | |
7 | Экскурсия - интерактивная программа «Землянка» в центральном музее ВОВ. | Интерактивная программа "Землянка" - идеально организованная, продуманная, динамичная программа, которая серьезную тему войны преподносит живо, доходчиво, интересно. Программа начинается в большом зале, где собраны два бревенчатых полудомика. | 4 ч | |
8 | Обсуждение экскурсии | Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках. | 1 ч | |
9 | Экскурсия «Масленичные посиделки» в усадьбе Деда Мороза в Кузьминках | Всех школьников и их родителей приглашаем в усадьбу Деда Мороза в Кузьминки на экскурсионно–художественную программу "Масленичные посиделки". С народными играми, старинными песнями и традиционными обрядами. Ну и какой же праздник на Масленицу без блинов! | 5 ч | |
10 | Обсуждение экскурсии | Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках. | 1ч | |
11 | Экскурсия на фабрику мороженого. Г. Ногинск | Экскурсия на фабрику мороженого – о ней мечтали еще мамы и папы сегодняшних школьников. Эту мечту осуществить просто – достаточно отправиться на Ногинский хладокомбинат, чтобы познакомиться с процессом производства вкуснейшего мороженого разных сортов. | 6 ч | |
12 | Обсуждение экскурсии | Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках. | 1 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» «Путешествие по родному краю» (ВНЕУРОЧНАЯ)
Одним из видов внеурочной деятельности является экскурсионная работа. Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального госуд...
Внеурочная деятельность. Путешествие по родному краю
Программа и презентации по программе "Путешествие по родному краю"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 3 класс
Программа разработана на основе ФГОС основного общего образования, ООП ООО школы и "Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование". (Стандарты второго поколени...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 1 класс
Рабочая программа разработана на основе ФГОС и "Примерных программ внеурочной деятельности". Рассчитана на 1 год....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 2 класс
Рабочая программа разработана на основе ФГОС и Примерных программ внеурочной деятельности. Рассчитана на 1 год....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествуем по родному краю"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествуем по родному краю" для 4 класса. Направление: духовно-нравственное...
РП внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю"
РП внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю"...