Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры» Тема: Милосердие и сострадание.
план-конспект урока (4 класс)
Конспект открытого урока в 4 классе по предмету
«Основы православной культуры»
Тема: Милосердие и сострадание.
Цель урока:
познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам
Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_pravoslavnoy_kultury_4_klass.docx | 214.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 4 классе по предмету
«Основы православной культуры»
Тема: Милосердие и сострадание.
Цель урока:
познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам
Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.
Оборудование: слайд "Лебеди", аудиозапись песни "Лебединая верность
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа по группам
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
-С чем познакомились на предыдущем уроке? (с Заповедями Христа)
- Сколько их? (10 или 6)
- Назовите их. (Почитай отца твоего и матерь твою. Не кради. Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй. Не убивай.)
-От чего предостерегает каждая заповедь?
- Как советует поступить любящее сердце?
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как советует поступить любящее сердце |
«Почитай отца твоего и мать твою» | от неуважения к родителям и вообще к старшим | слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости |
«Не убий» | От несправедливых действий, способствующих прекращению жизни | Не лишать жизни, от ненависти между людьми |
«Не кради» | От посягательства на частную собственность, от мошенничества, хитрости | прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть |
«Не лги» | от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека | Быть честным, в первую очередь перед собой |
«Не завидуй» | Оберегает от корыстолюбия, себялюбивых мыслей и желаний | не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью, Она учит нас хранить кротость, смирение и чистоту сердца. Она помогает всегда думать о себе скромно, быть довольным своим жребием и действовать исходя из интересов ближних |
«Не прелюбодействуй» | Не предавать своих родным | Уважать и любить своих близких |
- Как можно обобщить содержание всех заповедей. (Учат жить для людей.)
- Отчего душа человека может стать «мертвой»? Связано ли это с соблюдением заповедей? Каким образом?
- А вам удается жить, исходя из Заповедей?
-Тяжело. Не зря говорят, что «Десять заповедей пришли к нам с неба, потому их трудно выполнять на земле».
II. Введение в новый материал. Исследовательская работа со словом.
- «Красота спасет мир!» Как часто мы произносим красивые слова, не задумываясь о смысле этих слов. Сегодня хочу познакомить вас с одним из слов, которое, к сожалению, стало редко встречаться в нашем словарном запасе. Слово красивое и по звучанию, а, самое главное, по содержанию.
-В.И. Даль толкует это слово так: «Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».
- Как вы думаете, что это за слово?
- Правильно, милосердие.
-Давайте разберём значение этого слова. Что значит милосердие для вас?
- МИЛОСЕРДИЕ – Милое сердце, Доброта, Сострадание, Любовь, Сочувствие, Забота.
- Как вы думаете, а какое слово здесь самое главное?
- Правильно, любовь.
- Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии, сострадании, ответственности и, конечно же, о любви к людям.
III. Анализ стихотворений.
-Как часто видели вы милосердие в реальной жизни?
-Как называют действие, противоположное милосердию?
Для иллюстрации послушайте два стихотворения 2 стихотворения.
Яков Полонский «Нищий» Знавал я нищего: как тень, | М.Ю. Лермонтов «Нищий» У врат обители святой |
- В каком стихотворении проявляется – милосердие? В чем оно выражается?
- О чем говорится во втором стихотворение? Подберите антоним к слову милосердие? (жестокосердие)
-Ребята, я хотела бы добавить, что милосердный человек относится к каждому человеку как к родному, как к своему ближнему.
- А кто такой ближний человек?
IV. Работа с текстом в учебнике.
- Откройте учебник на с.42. Прочитайте притчу о добром самарянине.
(остановится на «… Неужели он сейчас отомстит?»)
- Остановитесь. Как вы думаете, что было дальше?
(Ответы детей)
- Давайте дочитаем притчу до конца.
- Что значит ближний для Христа? (Тот, кто не оставит тебя в беде, кто нуждается в твоей помощи.)
– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?
(Даже, если человек виноват перед тобой, но он попал в беду, надо забыть все обиды и протянуть руку помощи. Нельзя жить по закону
– Очень часто можно слышать такие слова «Как ты ко мне, так и я к тебе». Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип? К чему это может привести?
V. Работа по группам.
- Сейчас предлагаю поработать по группам. В конверте лежат задания. Прочитайте его, обдумайте все вместе и выберите выступающего.
Задание 1 группе.
- Выберите те качества, которыми должен обладать милосердный человек. (Милосердие, зависть, хвастовство, сострадание, долг, человечность, эгоизм, доброжелательность, злоба, настойчивость, общительность, отзывчивость, бескорыстие, равнодушие, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
Приведите свои примеры.
- Какое слово наиболее значимое? (Бескорыстие)
-В Библии есть притчи о милосердии, но и в мировой художественной литературе много замечательных произведений, посвящённой теме милосердия. Это стихи Есенина, Пушкина, Бальмонта, проза Паустовского и др.
А у Юлии Друниной есть стихотворение «Бинты»
Глаза бойца слезами налиты, Лежит он, напружиненный и белый, А я должна приросшие бинты С него сорвать одним движеньем смелым. Одним движеньем — так учили нас. Одним движеньем — только в этом жалость... Но встретившись со взглядом страшных глаз, Я на движенье это не решалась. На бинт я щедро перекись лила, Стараясь отмочить его без боли. А фельдшерица становилась зла И повторяла: "Горе мне с тобою! | Так с каждым церемониться — беда. Да и ему лишь прибавляешь муки". Но раненые метили всегда Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты, Когда их можно снять почти без боли. Я это поняла, поймешь и ты... Как жалко, что науке доброты Нельзя по книжкам научиться в школе
|
- Что хотел автор сказать последними строками?
Ю. Друнина хотела подчеркнуть, что милосердию и состраданию человек может научиться только делая добрые дела.
Задание 2 группе.
- Приведите примеры милосердных дел. Аргументируйте свой ответ.
Руку помощи протягивали в разные исторические времена многие люди.
- На с.44 учебника рассмотрите фотографию и прочитайте комментарии.
Ответ на вопрос в учебнике: «Как вы думаете, она ухаживала за ранеными по обязанности или по своему выбору?»
Задание 3 группе. Физкультминутка.
- Милосердное сердце. Оно какое?
Прощающее, сострадающее, доброе, жалеющее, ласковое.
- Что может подарить солнышко милосердия? Об этом размышляла 3 группа.
Оно может подарить солнечные подарки: солнечного зайчика, солнечный лучик, теплый день, солнечную улыбку, солнечный бант… Представьте себя в качестве одного из подарков. Чем вы можете помочь людям в трудную минуту?
Я солнечный луч. Могу вывести путников из темной пещеры.
Я теплый день. Могу согреть озябших людей…
Я солнечная улыбка. Я могу подарить вам улыбку, а вы мне. И мир станет радостнее.
А мы солнечные зайчики. Мы приглашаем вас отдохнуть.
Зайка солнечный клубочком Прыгает через листочки Глазки строит всем подряд, Улыбаться всегда рад. Попытаешься погладить — На ладошке подержать Он согреет тебе руку И ищи его, хитрюгу. Посмотри, какой он быстрый Золотистый и искристый Подарил бы всем тепло — Зарядил бы всех добром. | Ручки на макушке, прыгают на месте. Палец к носу, вращение глазами С улыбкой повороты в стороны Поглаживание по рукам Хлопанье в ладоши Потирание руками Дунуть в ладошки Бег на месте |
VI. Работа с текстом учебника.
- Прочитайте историю на с.45 учебника. (про святую Ульяну)
-Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости нему. Христос говорил: «Всякому просящему - дай». А святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим поступком. Остальное добро ты принес самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».
- Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость?
Ответы детей.
- Христос сказал, что когда подаёте милостыню, пусть правая ваша рука не знает, что делает левая. Почему?
Ответы детей.
- Хорошо ли трубить всем вокруг о том, что ты помог кому-то?
Ответы детей.
- А может ли человек даже не заметить, что он совершил доброе дело?
Ответы детей.
- Вы всегда замечаете, как вы дышите? Может ли желание добра другим людям стать для человека таким же естественным и незаметным для него самого, как и его собственное дыхание?
Ответы детей.
VII. Творческое задание.
- «Доброе сердце о чужой беде болит»- эта пословица помогла выполнить задание 4 группе.
Задание «Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Помогите ему принять законы милосердия.
1. Раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедного, накормить его вкусным обедом и подарить подарок.
2. В течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц.
3. Бездомных животных приносить в гостиницу, где их осмотрит врач и окажет им помощь»
VIII.Подведение итогов.
- Доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания.
Итак: 3 составляющие слова МИЛОСЕРДИЯ:
Ответы детей.
- Любовь
- Бескорыстие
- Реальная помощь
Вывод: Истинное милосердие-это любовь, выраженная в действии. Какими бы мы не были разными, понятие милосердие одинаково для всех.
- Я хочу, чтоб жили лебеди,
И от белых стай
Мир добрее стал…
Слайд «Лебеди»
Звучит отрывок из песни Е.Мартынова «Лебединая верность»
-Домашнее задание – помогите миру стать добрее. Будьте милосердны!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"
Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....
Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры". Тема "Пасха"
Цель. Формирование уважительного отношения к культурным традициям, на примере православного праздника «Пасха»....
Методическая разработка (модуль "Основы православной культуры") Тема "Милосердие и сострадание"
В современном мире обучение требует новаторских подходов. Урок с использованием современных компьютерных технологий позволяет объединить все эти элементы воедино и дает возможность вариативного и одно...
ОРКСЭ.Основы православной культуры.Тема "Милосердие и сострадание". Работа с притчей.По учебнику Кураева А.В.
Чтение и обсуждение Притчи о добром самарянине на уроке ОРКСЭ позволяет создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; создать условия для осмысления этих поняти...
Конспект по предмету "Основы мировых религиозных культур", тема: "Человек в религиозных традициях мира"
Данный конспект является зачётной работой курса повышения квалификации "Научно-методические основы преподавания модуля "Основы мировых религиозных культур" комплексного курса ОРКСЭ"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Основы мировых религиозных культур Тема: Паломничества и святыни
Создание условий для усвоения знаний по теме «Паломничества и святыни»Познакомить учащихся с главными святынями мировых религий.Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; срав...
Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира.
Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира....