Методическая разработка (модуль "Основы православной культуры") Тема "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Чистова Римма Николаевна

В современном мире обучение требует новаторских подходов. Урок с использованием современных компьютерных технологий позволяет объединить все эти элементы воедино и дает возможность вариативного и одновременно творческого подхода к процессу обучения. Мною представлен урок для 4 класса по теме "Милосердие и сотрадание".

 Основная задача урока- формировать у учащихся представление о понятии "милосердие и сострадание" как основе человеческих отношений, облагораживающих жизнь. Главная обучающая  задача: познакомить учащихся с понятиями "милосердие", "сочувствие", "сострадание", объяснить, как надо относиться к больным и пожилым.

Воспитательная задача: расширить кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, потребность в усвоении нравственных принципов милосердного отношения к людям, терпимости;способствовать воспитанию в детях сотрадательного отношения к любому человеку, нуждающемуся в помощи. По типу этот урок открытия новых знаний, он включает в себя несколько этапов: повторение пройденного и постановка проблемы урока;открытие новых знаний; закрепление новых знаний; итог урока и рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

http://pravoslav.at.tut.by/icon/icons/minsk.jpg     У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основан

                                                                                                                               
Цель урока: 
сформировать осмысление понятия "милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека. 
1. Задачи урока
1. Познакомить учащихся с понятиями «милосердие»,  «сочувствие», «сострадание». 
2. Расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, познакомить детей с Притчей о Добром самарянине; развивать у детей творческие способности, речь, логическое мышление 
3. Воспитывать потребность в усвоении нравственных принципов милосердного отношения к людям, терпимости; способствовать воспитанию в детях сострадательного отношения к любому человеку, нуждающемуся в помощи.
В  области формирования УУД: 
•  личностные - умение выделять нравственный аспект поведения 
•  познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников; 
•  регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий 
•  коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы .
Планируемые результаты урока: 
1. Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. 
2. Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; иметь представление о понятиях «милосердие», «сочувствие», «сострадание», «милостыня».
3. Метапредметные: 
- Получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; 
- Получить первоначальные навыки постановки учебной задачи; 
- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока. 
2. Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность,  добрый самарянин. 
3.Тип урока - урок открытия новых знаний. 
4. Формы работы учащихся - беседа, чтение и анализ текстов разных жанров (притчи, рассказ), самостоятельная работа в парах, группах, участие в учебном диалоге. 
5. Необходимое техническое оборудование -
компьютер, ноутбуки, учебник «Основы православной культуры», иллюстрации учебника, мягкое игрушечное говорящее сердечко. 
                                               Структура и ход урока.

Этапы урока

УУД, фото

1.Организационная часть. Слайд 1-2 (Музыка по щелчку).

- Здравствуйте, садитесь. Я очень рада видеть вас.

 - Сегодня наш урок открывает ученица 4 класса. [8]

Улыбнись, открывая глаза на рассвете,

И порадуйся искренне жизни лучам.

Будет серым наш день или будет он светел-

Повлиять на окраску под силу и нам.

       Не всегда, не во всем мы Судьбой управляем,

       И от горя защиты для каждого нет.

       Но давайте хоть капельку света добавим

       В каждый миг этой жизни и в каждый рассвет.

- Покажите с помощью смайлика свое настроение, которое соответствует вашему настроению. (У всех учеников по два смайлика радостный и грустный. Ученики показывают свое настроение).

-Я рада, что у всех хорошее настроение!

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150204_122434.jpg

Коммуникативные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. 
Регулятивные: понимать цель выполняемых действий.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками. 

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150203_132454.jpg

2.Проверка домашнего задания. Слайд 3

- Давайте вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке. (О заповедях данных Богом пророку Моисею на горе Синай)
- Поможет нам в этом следующее задание: 
соотнесите христианскую заповедь и ее разъяснение, дайте свой комментарий. [9]

ЗаповедьБог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Бого

От чего предостерегает заповедь

Как советует поступить любящее сердце

Почитай отца твоего и мать твою. Родители дали тебе жизнь. Неужели за этот велич

от неуважения к родителям и вообще к старшим.

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

Не убивай Не ты дал жизнь, значит, не тебе ее отнимать! Заповедь говорит не толь

Не кради. Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его

прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

Фронтальная работа (дает возможность учащимся высказать свое мнение, доказать его - 
развитие коммуникативных навыков, умение слушать и высказываться).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков 
Регулятивные: 
фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150204_123648.jpg

http://pravoslav.at.tut.by/icon/icons/minsk.jpg

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

Не завидуй Зависть мешает радости. Тебе подарили велосипед. Ты радуешься ему. И

не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой

Не прелюбодействуй. То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповед

3.Проблемная ситуация. Слайд 4.

1.Чтение учителем наизусть отрывка из стихотворения Н.Заболоцкого «Старость»

Простые, тихие, седые,

         Он с палкой, с зонтиком она,

Они на листья золотые,

Глядят, гуляя дотемна.

         Их речь уже немногословна,

                Без слов понятен каждый взгляд,

       Но души их светло и ровно

     Об очень многом говорят.

2.Беседа по отрывку.

- Какими пред нами предстают эти люди? (Эти люди беспомощные, они очень страдают от одиночества, от болезней)

- В чём они нуждаются? (Они нуждаются  в помощи, понимании).

- Как называют людей, которые всегда придут на помощь?

(Милосердными, добрыми, отзывчивыми)

Логические: формулирование проблемы. 
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные (общеучебные): самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. 

4. Объяснение темы, цели, постановка учебно-познавательных задач урока. Слайд 5.

– Назовите тему нашего урока? («Милосердие и сострадание»).

- Давайте  определим  цель урока?
 (Милосердие и сострадание основа нашей жизни).

- Какие задачи мы будем решать на уроке?
Совершенствовать навыки  чтения текста различных стилей, логично строить свои ответы, уметь слушать собеседника и вести с ним диалог. Расширять кругозор  в понимании моральных ценностей в жизни человека (милосердие, сочувствие, сострадание).

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150204_125030.jpg

Познавательные: поиски способов решения проблемы 
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу 
Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. 

5.Словарная работа. Слайд 6-7.

- Посмотрите, пожалуйста, на  слайд. 
- Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень слова. 
- Давайте подберем однокоренные слова с корнем «мил». 
- Кто милый? 
- Значит, «милый» - это славный, привлекательный, приятный? С какой интонацией мы произносим это слово? (Доброй, ласковой.) 
- Теперь подберем однокоренные слова с корнем «серд» 
- Частенько приходится слышать «Сердце болит», поясните, пожалуйста, как вы понимаете смысл этого предложения. 
- А как вы думаете, есть ли еще значение у этой фразы? (Душа болит). 
- Когда мы так говорим? (Когда нас обидели, ругают за что-то, а я не виноват и т.д.) 

 -Ребята, бывает такое, что вы кого-то обижаете? Человек обиделся и ушел, не стал с вами разговаривать. Как вы себя чувствуете? Неужели душа не болит и вам все равно? (ответы детей) 
- Я рада, что не ошиблась, рада, что в таких ситуациях и у вас болит сердце. 
- Сделайте милость, повернитесь друг к другу и скажите шепотом: «Если я тебя обидел, прости меня, пожалуйста!» Посмотрите друг на друга с любовью и улыбнитесь! 
- Скажите. Кто может быть милосердным? Животные могут быть милосердными? 
( Нет, они или добрые, или злые, а милосердным может быть только человек!) 
- Что главное в объяснении слова милосердие? 
( Готовность помочь.) 
- Ребята, как вы считаете, в чем же проявляется истинное милосердие? Работа со словарем В.И.Даля, С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.  
Слайд 8. [1]

(Милосердие – это добрый поступок, готовность помочь кому-нибудь из сострадания бескорыстно) 
- Вспомните, ребята, какую благотворительную помощь оказывали вы? 

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150203_133007.jpg

Работа в парах

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150204_124257.jpg

Работа со словарями

6.Физкультминутка.  Слайд 9.
-А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому из нашего класса. Я принесла на урок мягкое игрушечное говорящее сердечко (Таких много продаётся на День Святого Валентина). Оно произносит одну единственную фразу «Я люблю тебя». Я говорю вам голосом этого сердечка: «Я люблю тебя за…….»  ( Каждому ребёнку говорю свой комплимент), а затем дети по очереди передают мягкое игрушечное сердце и говорят друг другу что-нибудь приятное.

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150202_113151.jpg

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150202_113157.jpg

7.Работа с учебником с.42-43. Слайд 10-11. 

1.Знакомство с православной «Притчей о добром Самарянине» учителем.[3]

2.Выбор отрывков из текста (работа в группах).

1группа - радуют вас, потому что вы согласны со сказанным.

2 группа – печалят вас, потому что так поступать тяжело.

3 группа – дайте определение слову «самарянин». (Люби ближнего, как самого себя. Ограбили человека, избили, проходили мимо прохожие. Самарянин - житель Самарии, расположенный к северу от  Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока.)

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150203_134009.jpgC:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150203_133631.jpg

                          1группа                        2 группа

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150203_133607.jpg

3 группа

Познавательные: умение выделять существенную информацию из различных источников. 
Регулятивные: удерживать учебную задачу в процессе работы. 
Коммуникативные: учас-тие в групповом обсуждении учебной проблемы.

8.Рассмотрение темы урока с точки зрения современности.

1.Чтение сообщения ученицей. Слайды 12-13. 2 (Музыка по щелчку). [7]

9 мая 2015 года наша страна отметит знаменательную дату- 70 - летие великой Победы в ВОВ. Это была страшная война, которая унесла жизни многих людей, принесла несчастье практически в каждую семью. И именно в те страшные годы, несмотря на разруху, голод, смерть милосердие смогло спасти жизни миллионов людей: детей, оставшихся сиротами, раненых солдат. Вы знаете, что в годы войны было организовано очень много госпиталей для раненых в которых работали женщины, девушки- сёстры милосердия. Они сутками не отходили от постели раненых, они выносили их с поля боя, иногда спасая ценой собственной жизни, они были отважны и решительны. И всё это потому, что в сердце каждой из них была любовь- любовь к ближнему. В годы ВОВ среди солдат родилась песня, которая получила название «милосердие». Я предлагаю вам её прослушать.

- Почему песня получила такое название и в чём вы видите проявление милосердия? (В помощи инвалидам, раненым, больным, нищим и т.д.)

- В современном мире также существуют дома милосердия для детей - сирот, больных детей, а также стариков у кого не осталось родных и близких.

 – Какое одно из дел милосердия? (Милостыня)

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150204_143442.jpg

9.Самостоятельная работа по тексту «Милостыня с.44-45

Слайд 14  (Ульяна Муромская). [3]

1.Чтение текста учащимися.

2. Выполнение теста (Приложение 1, взаимопроверка).  Слайд 15

-Что такое милостыня?  (Это помощь другому человеку из жалости к нему).

Как Христос говорил о милостыни? («Всякому просящему у тебя - дай») Слайд 16.

Как великий русский историк В.Ключевский описывает явление милостыни? (Встреча двух рук). Слайд 17

Какой афоризм о милостыни получил распространение в старину? («Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается»). Слайд18

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150204_123705.jpg

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150204_123326.jpg

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

10. Выразительное чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Слайд 19. [5]

     И долго буду тем любезен я народу,

     Что чувства добрые я лирой пробуждал,

     Что в мой жестокий век восславил я свободу

      И милость к падшим призывал.

  • Как вы думаете, в каком значении А.С. Пушкин употребил слово «падший» (упавший, побежденный, согрешивший)?
  • Можно ли за милосердную помощь брать плату?
  • Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
  • Создайте собственное определение: «Ближний для меня – это…

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150204_123116.jpg

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. 

11.Итог урока.

1.Составление синквейна.

– Перечислите понятия, которые разбирали  на уроке?  (Милосердие, сострадание, милость, милостыня).
– Какие мысли и чувства вы испытали во время урока            – Какая основная мысль объединяет понятия: милосердие, сострадание, милость, милостыня.
– Составить синквейн по теме урока:
                                милосердие
                                бескорыстный, добрый
                                помогает, спасает, утешает,
                                где тяжело, будь там ответственность

2.Рассказ учителя.
- В заключение урока я хочу рассказать вам одну интересную историю.
У монастырской пристани стояло парусное судно на якоре. Вдруг поднялась сильная буря. Каждую минуту была опасность. Что разорвётся канат якоря, и судно с экипажем будет выброшено на каменные скалы.
Из окон монастыря несколько монахов наблюдали за судном. Матросы пытались перебраться через борт в лодку, чтобы спастись. Судно бросало вверх и вниз. Лодку – ещё больше. Перелезть через борт и попасть в лодку было не только трудно, но и смертельно опасно.
Глядя на эту картину, один из стоявших молодых монахов не удержался и сказал:
– О, как болит за них моё сердце!
Стоявший там же старец положил ему на плечо руку и

произнёс:
– Если болит твоё сердце за них, то они спасены.
Действительно, им всем удалось спуститься в лодку и достигнуть пристани.
Спасённые побежали в церковь служить благодарственный молебен.
Все беды, катастрофы, землетрясения наводнения и эпидемии для пробуждения наших сердец.

12.Рефлексия. Слайд 20.
– Покажите карточку, оценив самостоятельно свою работу на уроке:

  • Теперь я знаю…
  • Теперь я умею…
  • Теперь я буду…
  • Теперь я не буду…

– На следующем уроке мы с вами разберём золотое правило этикета.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20141118_124410.jpg

Выполнение синквейна

 с УЛО

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150203_094531.jpg

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20141118_124436.jpg

Познавательные – рефлексия способов и условий действий 
Регулятивные: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150204_122848.jpg

12.Домашнее задание. Слайд 21-22 (Дифференцированное по выбору 1 или 2 задание)

1.Нарисовать рисунок на тему «Милосердие и сострадание».

2.Ответить на вопросы учебника с.45 [3]

C:\Users\Emachines\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150204_123129.jpg

Литература. 

1. Даль В.И.Толковый словарь великорусского языка. -М: Эскимо, 2007- 332 с.

2. Заболоцкий Н. Стихотворение «Старость»                                                                                                        3. Кураев А.В., Основы православной культуры. 4-5классы М.: «Просвещение», 2012. - 42-43, 44-45 с.
4. Кураев А.В., Основы православной культуры. Электронное приложение. 4-5 классы   М.: «Просвещение», 2012.
5. Пушкин
 А.С. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» М.: Просвещение,2003.-131с.
6. Тишков В. А., Шапошникова Т.Д., Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012. - 240с.                                                

7. Dominika Miloserdie (mp3top100.net).mp3.  

8.  Детские Песни - Дорога Добра.mp3

9.  Десять заповедей с картинками http://yandex.ru/images?uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1233-wh-639-pd-1-wp-16x9 1366x768.

                                                           

 Приложение  1

Тест

1.Что такое милостыня?                                        1.Милостыня – это…        

2.Как Христос говорил о милостыни?                 2.Христос  говорил «…

3.Как великий русский историк                           3. В. Ключевский описывает милостыню

  В. Ключевский описывает явление                        как …

   милостыни?  

4.Какой  афоризм  о милостыни получил            4.Говорили в старину: «…                                                

   распространение в старину?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по основам православной культуры. "Милосердие и сострадание."

Открытый урок по основам православной культуры проведён в 4 классе "А". Основная работа на уроке велась на основе подготовленных группами учащихся проектных работ. Главная цель урока показать силу доб...

Методическая разработка урока православной культуры "Воеводы сил любви. Добродетели"

Урок православной культуры для 4 класса разработан по УМК Л.Л.Шевченко. Содержит разнообразные формы работы, игровые моменты. Несет высокий воспитательный потенциал....

ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

Урок по православной культуре "Милосердие и сострадание"

Урок по првославной культуре в 4 классе.Тема урока "Поговорим о милосердии и сострадании". На уроке дети знакомятся с понятием "милосрдие" и делают выводы. Разбиают пословицы и высказывания известных ...

Урок по основам православной культуры. Милосердие и сострадание

Вашему вниманию предлагается разработка урока по ОПК. Тема урока: "Милосердие и сострадание"...

Презентация к уроку по основам православной культуры "Милосердие и сострадание"

Презентация содержит притчи, которые помогают учителю объяснить значение слов "милосердие", "сострадание"...

Конспект урока курсу ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») "Милосердие и сострадание"

Цель урока: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества; взаимосвязи понятий: «ми...