Конспект по предмету "Основы мировых религиозных культур", тема: "Человек в религиозных традициях мира"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Феликсова Ирина Николаевна

Данный конспект является зачётной работой курса повышения квалификации "Научно-методические основы преподавания модуля "Основы мировых религиозных культур" комплексного курса ОРКСЭ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра поликультурного образования

Человек в религиозных традициях мира

Слушатель курсов повышения квалификации по предмету ОРКСЭ

Феликсова Ирина Николаевна

Воскресная школа в Ховрино

Москва 2017

УМК, авторы  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс» А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е. С. Токарева. 

Класс 4

Предмет  «Основы мировых религиозных культур»

Тема урока «Человек в религиозных традициях мира»

Тип урока Комбинированный

Место урока в системе уроков по данной теме 1-й урок

Цель урока: освоение учащимися знаний об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира; развитие у учащихся ценностного отношения к поведению религиозных людей; обогащение имеющихся знаний.

Задачи (относящиеся к деятельности учителя) обучающие:

- дать определения основным понятиям религиозной культуры (молитва, таинство, намаз, мантра),                   

- дать понятие о том, что делают верующие люди для общения с Богом;

воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к людям разных вероисповеданий и их традициям;
развивающие: 

- развивать умение устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей,

-сравнить различные религиозные традиции: определять схожесть и различие.  

Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося): 
предметные: знать содержание понятий молитва, таинство, намаз, мантра;  рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в контексте традиций буд- дизма, христианства, ислама, иудаизма;

метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; определять учебные задачи на последующие уроки;  читать и осмысливать содержание прочитанно- го текста, соотносить его с личным опытом;

личностныес уважением относиться к религиозным ритуалам; понимать важную роль религиозных таинств для верующего человека.

Основные термины и понятия урока: молитва, таинства, пост, намаз, закят, рамадан, шаббат, мантра.

Информационно-образовательная среда (информационный материал, в т.ч. используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический): ПК, проектор, раздаточный материал (таблицы для заполнения); литература:  Беглов А. Л., Саплина Е. В., Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. М.: Просвещение, 2014; Бубнова И. А., Бойкина М. В., Роговцева Н. И., Основы мировых религиозных культур: Поурочные разработ-ки: Технологические карты уроков: 4 класс: Пособие для учителей общеобразовательных организаций. M., СПб.: Просвещение, 2016; Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки для учителя к учебнику «Основы мировых религиозных культур»), интернет-ресурс http://mbou-sindor.ucoz.ru/ (дата обращения: 23.05.2017); Псальмов Г. Избранные стихотворения. Смоленск: Свиток, 2014.

Межпредметные связи (указать предметы и темы): внеклассное чтение «Религиозная лирика русских поэтов».
Этапы урока (план с указанием времени на каждый этап):

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Актуализация знаний – 6 мин.
  3. Объявление новой темы – 3 мин.
  4. Постановка и формулировка проблемы – 2 мин.
  1. Решение проблемы (просмотр презентации и беседа) – 20 мин.
  2. Применение знаний и умений  – 6 мин.
  3. Подведение итогов – 6 мин.
  4. Домашнее задание – 1 мин.  

Оргмомент (приветствие). 

Актуализация знаний

Учитель: мы уже знаем, что человек, согласно верованиям разных религий, грешен. Любой грех влечёт за собой последствия для человека. Какой подход в понимании греховности человека существует в разных религиях?

Ученики: буддисты считают, что причина бед человека – это различные его желания. Чтобы больше не страдать, нужно перестать чего-то желать и достичь состояния нирваны – полного и совершенного спокойствия. Мусульмане считают, что добро и зло существуют по воле Бога. Но в конце жизни все верующие и делающие добрые дела попадут в рай, а злые – в ад. Иудеи считают, что раскаяние важно для исправления человека. В конце мира появится Мессия, который избавит людей от страданий и бед. Православные считают, что в конце мира настанет победа над грехом, что на Страшном Суде каждый получит воздаяние за соделанное во всей жизни. Покаяние также важно для православного человека, чтобы исправить свою жизнь.

Объявление темы

Учитель: Наша тема звучит так: «Человек в религиозных традициях мира» (слайд № 1). Что это значит? О чём мы будем говорить?

Ученики: Как в разных религиозных традициях человек общается с Богом.

Учитель: послушайте стихотворение (слайд № 2):  

 Податель жизни и спасенья,

О, милосердный Боже мой!

Пошли мне слезы умиленья

И покаянья дверь открой!

Не дай погибнуть мне, Спаситель!

Помилуй, и грехи прости,

И духа грешную обитель

Очисти, Боже, освяти!

Ребята, как вы думаете, это молитва или поэтическое произведение?

Ученики: поэтическое произведение.

Учитель: почему?

Ученики: присутствует ритм, образность, художественно-выразительные средства.

Учитель: верно. Это действительно стихотворение малоизвестного поэта конца XIX века Гервасия Псальмова. За основу он взял православное песнопение «Покаяния отверзи ми двери» и переложил на стихи.  А какие признаки молитвы в этом стихотворении?

Ученики: обращение  к Богу, просьба простить грехи.

Учитель: почему поэт просит Бога о прощении грехов? В чём отличие покаяться от попросить прощения?

Ученики: человеку сложно жить с осознанием своих грехов, которые как груз лежат на его душе. Человек должен каяться в своих грехах и стараться исправиться. Кается человек перед Богом, просит прощения у человека. Покаяние предполагает изменение в поведении.

Учитель: итак, молитва это обращение к Богу с какой-либо просьбой. Для чего нужно общение с Богом?

Ученики: падший человек стремиться восстановить связь с Богом, стремится стать лучше, поэтому он должен молиться.

Учитель: люди в разных религиях по-своему обращаются к Богу. Есть и особенная религия, молитва человека в которой не обращена к Богу. Сегодня мы узнаем, какие в разных религиях есть особенности общения человека с Богом.

Решение проблемы

Для православных общение с Богом есть молитва (слайд № 3). Обязательные молитвы утром и вечером. Посмотрим сейчас отрывок из утреннего молитвенного правила (слайд № 4). В Православии существует понятия Таинства (слайд № 5). Это такие особые священные действия, через которые человеку даётся благодать от Бога. Таинств всего семь. Таинства есть только в православии, в остальных религиях – обряды.  Первое таинство это крещение, самое главное таинство Евхаристия или Причащение, в котором человек соединяется с Богом. Поэтому к этому таинству верующие должны приступать как можно чаще. На слайде мы также видим таинство священства. В православии таинство покаяния тоже есть, к нему приступают дети от семи лет.  Как, по-вашему, откуда люди могу узнать о том, как правильно, по законам их религии, им поступать?

Ученики: из священных книг.

Учитель: в православии такой книгой является…

Ученики: Библия. Каждый христианин должен читать ежедневно одну из глав Евангелия, которое входит в часть Библии, а именно в Новый завет (слайд № 6).

Учитель: в иудаизме молитва так же имеет важное значение (слайд №7). Послушаем иудейскую молитву накануне праздника Песах (слайд № 8).

Иудеи по закону субботний день посвящают Богу. Соблюдение субботы называется шаббат.  Иудеи в этот день не выполняют никакой работы и молятся в синагогах. Как вы думаете, что ещё важно соблюдать иудеям?

Ученики: заповеди (слайд № 9).

Учитель: верно. У верующих иудеев 613 заповедей. Иудеи считают, что главное предназначение их народа – хранить Завет с Богом. Что значит хранить?

Ученики: соблюдать, поступать по закону, закон это и есть заповеди.

Учитель: мы уже знаем, что у иудеев тоже есть священная книга…

Ученики: Тора (слайд № 10).

Учитель: у мусульман молитва совершается пять раз в день и называется она намаз (слайд № 11). Послушаем пятничный намаз мусульман (слайд № 12).

 В священный месяц Рамадан мусульманин должен воздерживаться от пищи и питья до наступления темноты (слайд № 13).  Раз в год мусульманин обязан принести пожертвование в свою общину (слайд № 14). Пожертвование называется закят – это определённый процент от дохода. Малоимущие освобождены от закята. Священной книгой у мусульман является…

Ученики: Коран (слайд № 15).

Учитель: мы дошли до самой древней религии – буддизма (слайд № 16). У буддистов тоже есть некое подобие молитвы, но она не обращена к Богу, поскольку понятие Бога у буддистов нет. Эта молитва обращена на самоустановку, к своему сознанию и называется она мантра (слайд № 17). Как по-вашему, для чего нужна мантра?

Ученики: чтобы освободиться от посторонних мыслей, настроить своё сознание и достичь нирваны.

Учитель: у буддистов есть своя книга, её название мы уже знаем…

Ученики: Трипитака (слайд № 18).

Учитель: но читают её в основном, монахи, а не верующие миряне, в отличие от верующих в других религиях.

 Давайте сейчас поиграем. На экране вам будут даны понятия об определённой религии, которые вы уже знаете, и те, которые не знаете. Вам нужно будет определить, к какой религии относятся предложенные понятия.  

Слайды № 19-20

Молитва, обращение к Богу, Библия, таинства, воскресенье, пост 4 раза в год, среда и пятница.

Слайды №  21-22

Мантра, понятие «Бог» отсутствует, Трипитака, воздержание от животной пищи накануне праздников, 8-й и 30-й день лунного месяца.

Слайды № 23-24

Молитва, обращение к Богу, Тора, суббота, пост накануне великих праздников.

Слайды № 25-26

Намаз, обращение к Богу, Коран, пятница, воздержание от пищи и питья до темноты в месяц Рамадан.

Учитель: У каждой религии есть понятие «пост», то есть воздержание от какого-либо вида пищи в определённое время. Считается, что таким образом человек берёт на себя некоторый подвиг, для того, чтобы уделить больше времени Богу, а не мирским делам. В пост так же принято чаще бывать в храме. У мусульман, например, желательно во время священного месяца Рамадана хотя бы раз в жизни посетить священный для них город Мекку, то есть совершить паломничество (хадж). Пост у православных бывает 4 раза в год, а так же православные постятся по средам и пятницам, в память о том, что Христа предали (среда) и распяли (пятница). Иудеи и буддисты постятся накануне священных праздников. Кроме того, в религиозных традициях есть особые дни недели, которые верующие должны посвящать Богу и бывать в храме. Давайте назовём известные нам эти особые дни.

Ученики: православие –  воскресенье, ислам – пятница, иудаизм – суббота.

Учитель: у буддистов особый день это не день недели, а 8-й и 30-й день лунного месяца. На основе наших знаний, которые мы получили за этот урок, давайте заполним таблицу.  

Применение знаний и умений

Молитвенное обращение

(название)

Понятие Бога

Священная книга

Таинства

Особый день недели

Пост

христианство

молитва

есть

Библия

есть

воскресенье

4 раза в год, среда и пятница

ислам

намаз

есть

Коран

нет

пятница

Воздержание от пищи в священный месяц Рамадан

иудаизм

молитва

есть

Тора

нет

суббота

Канун великих праздников

буддизм

мантра

нет

Трипитака

нет

8-й и 30-й день лунного месяца

Воздержание от мясной пищи в канун праздников

(Примечание: выделенное курсивом заполнено учащимися).

Подведение итогов

Учитель: Давайте обобщим наши знания. Итак, человек в религиозных традициях мира это человек …

Ученики: греховный, страдающий. Чтобы постараться избавиться от греха и восстановить связь с Богом, верующие молятся, посвящают дни для особой усиленной молитвы и посещения храма, соблюдают заповеди и посты, чтобы отвлечься от суеты и приблизиться к Богу. В православии верующие молятся, соблюдают пост, читают Евангелие, участвуют в таинствах. В исламе – молятся, соблюдают пост, во время поста не только посещают храм, но и стараются совершить паломничество в Мекку. В иудаизме помимо молитвы и изучения Торы, важное значение имеет соблюдение заповедей. Буддизм – религия, в которой важна самоустановка, совершенное освобождение от суетных мыслей, желаний и достижение состояния полного и совершенного спокойствия.

Домашнее задание

Учитель: Мы начали нашу сегодняшнюю тему со стихотворение, которое было переложено с православной молитвы. Подумайте дома вместе с родителями, является ли молитва сама по себе произведением искусства?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Человек в религиозных традициях мира".

Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка рассказа.Основные термины и понятия урока - молитва, таин...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс

Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе  на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение  обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в ...

Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...

конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"

конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"...

ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2

Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Методическая разработка по теме: "Человек в религиозных традициях мира»

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: «Основы мировых религиозных культур». Тема: "Человек в религиозных традициях мира»...