Артикуляция. План-конспект открытого занятия. Театр-студия «Премьера»
план-конспект

Вершинина Людмила Сергеевна

Артикуляция. Конспект открытого занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия в театре-студии «Премьера»

Дата проведения: 20.11.2018 год

Время проведения: 1600  (длительность занятия 40 минут)

Тема: «Упражнения на развитие дикции»

Цель: создать условия для развития дикционных навыков воспитанников в разных темпах и при различных нюансах

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с понятием «дикция»;

-расширить знания об особенностях работы артикуляционного аппарата.

Развивающие:

-укрепление мышц артикуляционного аппарата (разборчивость речи, осмысленность, выравнивание гласных);

-способствовать развитию эмоционально-образной сферы (воображения, мышления, памяти).

Воспитательные:

-формировать интерес к театральному творчеству;

-способствовать формированию интереса к творческому самовыражению.

МЕСТО УРОКА  В УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ  ПЛАНИРОВАНИИ: культура и техника речи

Возраст воспитанников:7-11 лет.

Всего:  9 человек.

МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

словесные – объяснения (пояснения практического действия), беседа, комментарии;

практические – упражнения, практические задания

Формы организации занятия: коллективная, индивидуальная.                                      

Материально – техническое оснащение: -

Ход занятия:

N п/п

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Время

1

Мотивационно-организационный

Приветствует воспитанников. Предлагает занять места на сцене. Ведет краткую беседу с учащимися об  их эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Педагог настраивает воспитанников на занятие посредством улыбки, голосовой интонацией

Отвечают на приветствие. Занимают свои места.  Слушают. Отвечают на вопросы

2 мин.

2

Введение в тему 

Постановка учебной задачи

Создаёт условия для успешного формулирования обучающимися темы и цели занятия через проблему.

- я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте сказать, о чем оно и повторить его.

Читает стих - е (без участия языка):

- Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рева гром

Притаился за бугром.

- Удалось ли вам понять, о чем это стихотворение и повторить его за мной? Объясните, почему не получилось?

Попробуйте сформулировать тему занятия.

- Попробуйте сформулировать определение понятия «Дикция»,

Сформулируйте цель занятия.

Какие шаги будем предпринимать, что бы достичь цели?

Слушают педагога, пытаются выполнить задание

Слушают. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение

Формулируют тему занятия

Формулируют определения: дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение слов текста.

Формулируют цель: развивать  дикцию с помощью специальных упражнений

Планируют деятельность по достижению цели (выполнять спец зарядку для арт. аппарата, учится четко говорить с помощью скороговорок)

5 мин

Актуализация знаний

Организует подводящий и побуждающий диалог для актуализации и применения нового материала.

- Как вы думаете, важна ли эта тема для изучения? Почему?

- Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата артиста (щёки, губы, зубы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, голосовые связки, гортань.).

- Все эти органы участвуют в формировании звука?

- Попробуйте напрячь мышцы шеи и сказать «Здравствуйте, уважаемая публика!».

-Получается у вас говорить выразительно, звонко и чисто?

- Да, звук жёсткий, фальшивый, напряжённый.  Вывод?

- Попробуйте без участия языка сказать: «Добыл бобыль бобы».

Получилось? Нет, ничего не понятно. А теперь попробуй сказать то же самое без участия губ.

-И снова не понятно. Значит, какой можно сделать вывод?

Активность и работы артикуляционных органов определяют качество дикции. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.

Слушают педагога. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека

Выполняют задания, делают выводы

 

5 мин

Применение знаний и способов действии

Артикуляционная зарядка

Упражнения на развитие дикции

  1. Развитие эмоционально-образной сферы

- Быть артистом нелегко, но мы с вами справимся. Перед началом спектакля, что бы была хорошая дикция, артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая.

Проводит артикуляционную гимнастику:

(Упражнение для губ и языка).

- Выпрямите спину, расправьте плечи, расслабьте мышцы шеи. Начали!

1. Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. Улыбнемся как лягушки. Произнесем «И-и-и».

2. А теперь слонёнок – я, хоботок есть у меня.

 Сложим губы в трубочку и произнесем «у-у-у».

3. А теперь я – дудочка, дудочка-погудочка. Губами «о».

4. «Белочка». Раздаем орешки щечкам.

5. «Хомячок». Надуть щёчки и трясём ими.

6. «Большая лошадка». Цокать языком, широко открыв рот.

Физ.минутка

Какие звуки в речи должны быть слышны хорошо? (согласные)

Сейчас отрабатываем  правильное произношение согласных букв и  «Р», «Ш», «Щ»,  наращивая темп произношения (сначала на распев)

  1. Король - орёл; Орёл – король;

 (раздает скороговорки со звуком [р])

В недрах тундры,

Выдры в гетрах,

Тырят в вёдра,

Ядра кедров!

Выдрав с выдры,

В тундре гетры,

Вытру выдрой ядра кедров,

Вытру гетрой выдре морду,

Ядра в вёдра,

Выдру в тундру!

Скороговорки на букву «Ш»

На опушке в избушке,

Живут старушки-болтушки.

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Скороговорка на букву «Щ»

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

 - Теперь представьте, что вы участвуете в спектакли и у каждого своя роль. Вы должны произнести скороговорку с учетом роли и соответствующей интонации в голосе.

1. Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.

2. Карл у Клары, Украл кораллы. Клара у Карла, Украла кларнет.

3. В шалаше шуршит шелками,

Жёлтый дервиш из Алжира

 И, жонглируя ножами,

Штуку кушает инжира

4.Выдра в ведро от выдры нырнула. Выдра ведро перевернула.

5. Ехал Грека через реку, Видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека – цап!

6. Дед Щукарь, прищурив глаз,

Щуку щами кормит час

Слушают

Выполняют задания

Играют в игру «Театр масок»

Слушают педагога. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека

Выполняют задания:  дети произносят скороговоркив разных образах и с соответствующей интонацией)

Выполняют задания:  дети произносят скороговоркив разных образах и с соответствующей интонацией)

30 мин

Закрепление знаний

Организует деятельность по закреплению новых знаний воспитанников

Давайте вспомним, что такое дикция?

Для чего она нужна?

Что входит в состав артикуляционного аппарата?

Что нужно делать, что бы иметь хорошую дикцию

(артик. Гимнастику, учить скороговорки)

Слушают педагога. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека

2 мин

Итоговый

Организует рефлексивную деятельность воспитанников

- Понравилось вам занятие?

И мне понравилось,  особенно то, как вы работали, отвечали на вопросы.

- Давайте поблагодарим себя за работу. Похлопаем в ладоши. Как вы будете хлопать громко или тихо?

 - Почему?

- А теперь похлопайте каждый себе.

- Похлопайте друг другу.

- Вы громко хлопаете, значит, вы работали хорошо!

- Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Проводят самооценку, взаимооценку

2 мин

Физ. минутка  Игра «Театр масок».

- Вы сегодня артисты и вас пришел фотографировать настоящий фотограф. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажите, как выглядит злая Баба-яга.

(Участники  ходят по кругу и с  помощью мимики и несложных жестов изображают Бабу-ягу.)

- Хорошо! А теперь замрите. Вас фотографируют. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

– Покажите веселого Буратино, когда он нашел золотой ключик. Внимание! Замрите! Снимают! Спасибо! Молодцы!

– Покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная Шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком.

– Спящую царевну (спокойное расслабленное лицо).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока открытого урока по русскому языку для 2 классапо изобразительному искусству

Предмет: русский язык.Тема: «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне». Урок № 31.  Дата проведения:10 октября 2010 г.По типу урок: урок закрепления изученного материала.Цель...

План-конспект регионального открытого занятия по шахматам "Виват, короли"

Учебный материал расчитан на 1и 2 классы. Конспект и презентацию можно использовать на открытом уроке. Материал насыщен интересными игровыми моментами, включена инсценировка с участием детей. На таком...

План - конспект урока открытия новых знаний по окружающему миру в 3 классе. УМК "Перспектива", автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая

 Урок окружающего мира по теме "Чудо под ногами" разработан на основе рабочей программы из раздела "Мир как дом". Цель  и задачи данного урока состоят в том, чтобы способствовать углу...

План-конспект проведения открытого урока по лыжной подготовке во 2 классе

Привитие интереса к занятию лыжным спортом.Отвлечение от вредных привычек, формирование навыков ЗОЖ....

План - конспект по открытому занятию «Истоки» Тема: «Лес"

План - конспект по открытому занятию    «Истоки» Тема:  «Лес – зеленый друг. Царство природы.  Дары леса.  Тайны леса."...

План конспект к уроку по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". 1 класс Коррекционной школы. Тема: «Звук и буква «У». Правильная артикуляция звука «У».

Цель урока:познакомить детей с новой буквой и звуком «У».Образовательные задачи урока:познакомить детей с образом буквы "У";научиться правильно и отчётливо произносить звук "...

План-конспект проведённого открытого урока 1 "В" класса

Открытый урок по литературному чтению в 1 "в" классе. Тема: С. Маршак «Апрель», И. Токмакова «Ручей», Л.УЛЬЯНИЦКАЯ «ФОНАРИК»,  л. ЯХИН «у ...