План-конспект регионального открытого занятия по шахматам "Виват, короли"
методическая разработка (1 класс) на тему
Учебный материал расчитан на 1и 2 классы. Конспект и презентацию можно использовать на открытом уроке. Материал насыщен интересными игровыми моментами, включена инсценировка с участием детей. На таком занятии учащиеся с легкостью и удовольствием будут преодолевать трудности шахматных задач и лучше усваивать предложенный руководителем учебный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_shahmaty_19_fevralya._soloveva_i.i.docx | 41.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматное занятие подготовила: Соловьева Ирина Ивановна, учитель начальных классов.
Тема: «Виват, короли!»
Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами инсценировки.
Цели и задачи:
Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Формирование УУД:
Личностные действия: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.
Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.
Познавательные действия: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, формирование понятия об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, головные уборы с изображением шахматных фигур, раздаточный материал, костюмы королей.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| -Ребята, уважаемые гости, рада приветствовать всех. Желаю всем доброго дня и интересного занятия. (слайд №1) | Эмоциональный настрой к познавательной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества. |
| В королевстве чёрно-белом (слайд №2) -Ребята, по сей день шахматные короли не могут пойти на перемирие и доказывают свое преимущество в шахматных турнирах. И прямо сейчас мы с вами отправимся в шахматное королевство, чтобы лично принять участие в этом действе, для этого на время превратимся в шахматные фигуры! (на время выключить интерактивную доску) | Аудирование | Способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, прогнозировать тему урока. |
| - Готовы к перевоплощению! -Наденьте волшебные головные уборы, которые лежат перед вами! Посмотрите, в шахматную фигуру какого цвета вы превратитесь. -Повторяйте за мной волшебные слова: Турли, турли, труфеля- За победу короля! Турли, турли, мармелад- А врагу объявим мат! | Диалог. Учащиеся действуют по инструкции. Хором повторяют за учителем. | Способность работать по предложенному руководителем плану. |
(инсценировка) | -Волшебство случилось, вот и сами короли. Представьтесь, пожалуйста! Белый король: Я белый король, Я сильнее, чем черный! Я в стратегии военной Чуть ли не ученый! Черный король: А я черный король Хвастунов не терплю, признаться! Так что, Белый, изволь, Впредь не зазнаваться! -Уважаемые короли, прошу, не ссорьтесь! Только честный поединок покажет, кто из вас сильнейший воевода. Займите свои почетные места рядом с шахматным войском своего цвета. | Просмотр инсценировки. В роли черного и белого королей выступают 2 мальчика с каждой команды. | Развитие творческого мышления учащихся. |
| -Тема нашего занятия звучит так: «Виват, короли!» Короли - главные фигуры на шахматной доске, но часто они так зазнаются, что забывают о том, что победа зависит от целого шахматного войска. Сегодня мы напомним об этом нашим королям в захватывающем шахматном турнире. -Турнир объявляется открытым! (слайд №3, звучат фанфары) | Аудирование. Подготовка к работе. | Постановка проблемы. |
| 1. Шахматная доска -Шахматное сражение происходит на шахматной доске. Но вам нужно ее заслужить, для этого правильно ответьте на вопросы. Вопрос белым: как правильно расположить доску между противниками? (слайд №4) Вопрос черным: о чем идет речь? 64 близнеца На два лица: Половина белых, Половина чёрных. (слайд №5, №6) (на время выключить интерактивную доску) -Молодцы, в ваше владение переходит вот эта демонстрационная шахматная доска, на которой будет виден исход сражения. (на шахматной доске заранее расставлены пешки) 2. Расположение фигур -Посмотрите на шахматную доску, здесь не хватает целого ряда фигур. Наведем порядок в королевском строю. Короли, как главнокомандующие, обязаны знать расположение своего войска, поэтому это задание для них: правильно расставить фигуры. Кто быстрее это сделает, берет у противника 1 пешку. 1,2,3 - беги! (конкурс закончен, когда один из королей расставил свои фигуры) Взаимопроверка: -Конкурс завершен, давайте проверим, справились ли короли с заданием, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры: Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны. И еще два поля есть, А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на место пешки. -Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля иферзя? (ферзь любит свой цвет) 3. Шахматные фигуры
Работа с карточками -Ребята, перед вами карточки с шахматными фигурами. Сейчас я загадаю вам загадку, а ответить вы должны молча, подняв карточку с правильным ответом. Выигрывает команда, все члены которой дадут правильный ответ, они берут у проигравшей команды пешку. В начале игры углы сторожат. От мощи тяжёлой их в войске дрожат. Фигура эта так упряма, Работа с интерактивной доской -Если задания с ладьей выполняет ладья, команда, правильно давшая ответ, берет у противника ладью. Если задание выполняет другая фигура, то команда берет только пешку. Задание белым: черным фигурам запрещено двигаться. Побей белой ладьей все фигуры, беря каждым ходом по одной из них. (слайд №7) Задание черным: среди черных фигур есть та, которая дрожит от страха, потому что осталась без защиты. Побей белой ладьей эту фигуру. (слайд №8)
Работа с карточками Этот воин очень смелый, Работа с интерактивной доской Задание белым: черные фигуры заколдованы, пока они не могут двигаться, побей их белым слоном, забирая каждым ходом по фигуре. (слайд №9) Задание черным: побей белым слоном все фигуры, забирая каждым ходом по одной (слайд №10)
Работа с карточками А вот фигура не проста, Работа с интерактивной доской Задание белым: конь - самая проворная фигура. Доскачи на нем до цифры 3 за наименьшее число ходов. (слайд №11) Задание черным: доскачи конем до цифры 3 за наименьшее число ходов. (слайд №12)
Работа с карточками Фигура важная и сильная. Работа с интерактивной доской Задание белым: кажется, что белые непременно потеряют одну из фигур. Найди сильный ход, чтобы защититься от черного ферзя. (слайд №13) Задание черным: любую ли фигуру белый ферзь может съесть безнаказанно. Найди и побей незащищенную фигуру. (слайд №14)
Работа с карточками Когда свой первый ход свершают, Работа с интерактивной доской Задание белым: маленькая, да удаленькая пешка решила взять незащищенную черную фигуру. Покажи этот ход. (слайд №15) Задание черным: черные недооценили маленькую пешку и попали в затруднительное положение. Напади одной из пешек сразу на две черные фигуры. (слайд №16) (на время выключить интерактивную доску) | Решение шахматных задач. -Крайнее белое поле должно находиться с правой стороны -Шахматное поле Короли каждой команды выполняют задание: на скорость расставляют шахматные фигуры на демонстрационной доске. Все учащиеся проверяют выполненное королями задание, читают хором стихотворение о расположении фигур на доске. Отгадывают загадку и свой ответ демонстрируют при помощи карточек с изображением шахматных фигур. -Ладья Один участник с команды решает шахматную задачу на интерактивной доске, остальные анализируют правильность выбранного решения. (Далее алгоритм действий учеников подобный) -Слон -Конь -Ферзь -Пешка | Определение цели выполнения заданий на уроке под руководством учителя, работа в коллективе, постановка и решение проблемы, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций. |
| -А сейчас, устав изрядно, Раз и два, и три, четыре – Ставим ноги мы пошире. (ноги на ширине плеч) Руки врозь, наклон вперёд, (руки на пояс, наклоны) Вправо, влево. Вот народ! (круг от плеча обеими руками одновременно) Засиделся, застоялся – В шахматы так заигрался (руки вытянуты перед собой, приседания) - Пешка здесь и пешка там, (правую руку в сторону, потом левую) Ни за что их не отдам! (ритмичные хлопки) За коня слона, ладью? (шаги на месте) Хорошо, подумаю! (наклоны головы влево, вправо) Раз нагнулись, встали – два: (наклон вперед - пальцами рук коснуться пола) Отдохнула голова. (поворот головой влево, вправо) Отдохнем сейчас немного (разводим руки, потягиваемся) И по шахматным дорогам! | Выполняют физические упражнения. Повторяют за учителем. | Умение работать по предложенному руководителем плану |
|
-Отлично справляются с заданиями обе команды! -Могут ли короли одержать победу, если будут сражаться друг с другом в одиночестве? Обоснуйте свой ответ. (слайд №17) -В одиночестве короли слабы, но рядом с другими фигурами и короли могут повоевать. Главнокомандующие, продемонстрируйте свою силу. (слайд №18) Работа с интерактивной доской Задание белым: короли всегда надеются на свою армию, пора и самим что-то сделать! Белый король, побей незащищенную черную фигуру. Задание черным: черный король, хорошо ли ты знаешь свои владения? Дай названия всем полям, на которые ты можешь сейчас пойти. (слайд №19) (за выполнение этого задания команда получает самую дорогую фигуру, которая осталась у противника) (на время выключить интерактивную доску) | Беседа. - Короли ходят за один ход на одно поле, они никогда не смогут побить друг друга; на шахматной доске много полей и два короля могут бесконечно «бегать» друг за другом, поэтому такую ситуацию расценивают как «ничья». Короли каждой команды выполняют задание на интерактивной доске. | Работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| -Игроки устали, фигуры побиты, шахматный турнир объявляю закрытым! Подведем итоги, подсчитаем, сколько баллов набрала каждая из команд, перед этим вспомним, сколько стоит каждая из фигур.
- Я буду читать стихотворение, а вы должны хором подсказывать мне правильные числа. У каждой фигуры своя есть цена. Вот посмотри на Коня и Слона. Запомни! У каждого стоимость …(три) В игре их смелее, смелее бери! Не бойся же и на Ладью наступать, Добудешь, и сразу получится… (пять) А у Ферзя большая цена: Сколько он стоит во все времена? (девять) Пешка-малышка стоит… (один) А поле пройдёт, и она – господин! - Сейчас посчитаем баллы белой команды. Потом – черной. (записываем на доске результат) - На самом деле, сегодня нет проигравших, награда для всех одна – это удовольствие от игры и знания, которые вы получили.
Задание для белых: королям пора возвращаться домой в свой сказочный мир. Помогите им добраться до ракеты. Команда белых, проводите своего короля до ракеты кратчайшим путем, не наступая на мины и не перепрыгивая через них. (слайд №20) Задание для черных: команда черных, помогите добраться до ракеты своему королю, не подставляя его под бой вражеских фигур. (слайд №21, №22) | Хором отгадывают концовки строк стихотворения о стоимости шахматных фигур. -Три -Пять -Девять -Один Все учащиеся принимают участие в подсчете заработанных баллов. Один участник с каждой команды выполняет заключительное символическое задание «проводы королей» на интерактивной доске. | Умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры |
| -Наше очередное путешествие по стране шахмат завершено, пора и нам возвращаться. Снимите головные уборы. Повторяйте за мной волшебные слова. Турли,турли, труфеля Помогли мы королям! Турли, турли, мармелад Возвращаемся назад! -С возвращением вас! -Кто получил удовольствие от нашего занятия, похлопайте в ладоши. - Эти аплодисменты в вашу честь. Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Вы настоящие короли, т.к. в современном мире короли не те, чьи головы обрамляют короны, а те, чьи головы украшены знаниями. Виват, короли! Всего вам доброго! (слайд №23) (звучит песня Алексея Уткина «Шахматы») | Снимают головные уборы. Повторяют слова за учителем. Хлопают в ладоши. | Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками, нравственно- этическое развитие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект , презентация к внеклассному занятию в ГПД 2 класс
Развитие мелкой моторики рук-каллиграфически-правильное письмо....
План - конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему "Цвет и форма"
План - конспект включает в себя технлогическую карту урока с индивидуальными заданиями...
План - конспект урока "Одежда и занятия детей зимой"
Урок по учебному курсу "Мир природы и человека" для учащихся 1 класса (вариант 1)...
План конспект занятия "Матирование короля ферзем"
План-конспект...
План-конспект и самоанализ открытого урока по чтению 4 класс В.Хомченко "Михаськин сад"
Целью урока является ознакомление детей с рассказом "Михаськин сад" В.Хомченко, усвоение материала....
План-конспект №1 из цикла занятий на тему “Изготовление инерционной модели легкового автомобиля”
План-конспект описывает первое занятие по теме "Изготовление инерционной модели легкового автомобиля". На занятии предплогагается изучение нового материала, Изготовление чертежей для с...
"План-конспект: индивидуального коррекционно-развивающего занятия для невербального дошкольника 7-9 лет с РАС с использованием карточек PECS для самопознания себя и окружающего мира»
laquo;Альтернативная коммуникация в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»План-конспект: индивидуального коррекционно-развивающего занятия для не...