План - конспект урока открытия новых знаний по окружающему миру в 3 классе. УМК "Перспектива", автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира по теме "Чудо под ногами" разработан на основе рабочей программы из раздела "Мир как дом". Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы способствовать углублению представлений о почве, как верхнем плодородном слое земли. Тип урока - урок открытия новых знаний, используемый метод - технология деятельностного типа. Деятельностный метод- это метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytiya_novykh_znaniy_po_okruzhayushchemu_miru_v_3_klasse.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №75 III-IV вида для детей с нарушением зрения»
Урок окружающего мира в 3 классе
«Чудо под ногами»
УМК «Перспектива»
22.11.2013 г
Ширыбырова Л.Н.
Набережные Челны
Самоанализ
Урок окружающего мира по теме «Чудо под ногами» был разработан на основе рабочей программы перспективно – тематического планирования на 2013/2014 учебный год из раздела «Мир как дом», урок № 22, по данной теме урок № 8, авторы учебника А.А.Плешаков и Новицкая М.Ю. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы способствовать углублению представлений детей о почве, как верхнем плодородном слое земли. Тип урока - урок открытия новых знаний, используемый метод – технология деятельностного типа. Деятельностный метод – это метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Практическая часть позволяет каждому ребёнку включиться в процесс проведения опытов, наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Фиксировать индивидуальное затруднение. В коммуникативной форме учащиеся обдумывают проект будущих УД, то есть согласовывают тему урока, ставят цель, строят план достижения цели, выбирают способ, определяют средства. Этим процессом, конечно , руководила я с помощью подводящего диалога. Надеюсь, что в будущем мы перейдём к побуждающему диалогу, а далее к самостоятельной исследовательской деятельности . Выводы фиксировались вербально в языке и знаково. Дети выражали свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач. Использование наглядности в виде раздаточного материала служило соблюдению и выполнению тифлопедагогических требований, а именно использование сохранных анализаторов при формировании ключевых компетенций в обучении.
Тема «Чудо под ногами»
Цели:
- Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли;
- Развивать исследовательские навыки: мышление, наблюдательность, любознательность;
- Воспитывать детей быть наблюдательными и бережливыми в дальнейшей жизни;
- Коррекция зрительно – пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально – образного эквивалента окружающего пространства (понятий, обозначающие реальные предметы) в сознании ребёнка.
Планируемые результаты:
- учащиеся научаться определять основные свойства почвы;
- в процессе опытов установят состав почвы;
- узнают о преобладающих почвах родного края;
- узнают о животных почвы.
Оборудование: карточки – опоры: (плоский и шрифт Брайля)воздух, вода, перегной, гумус, песок, глина, соли, микробы, для опытов: прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки, лабораторное стекло, спиртовка, держатель (у учителя), коллекция почв.
- Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин)
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух - три её основы.
Какая бы ни грянула беда – все возродится снова.
Что мы уже изучили? (воду и воздух) – вешаю таблички на доску
А что будем изучать? Кто не догадался, послушайте и отгадайте загадку:
Меня ногами топчут,
Пашут, боронуют,
А я всё терплю,
И добром плачу.Земля (табличка)
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5-6мин)
Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
- Вы, должно быть, догадались как она называется? (Земля)
- У слова «земля» несколько значений. Давайте посмотрим в словаре. Какое значение слова нам пригодится? (почва)
- Где вы встречали почву?
- Как выглядит почва?
- Каких животных почвы вы знаете? (Вешаем на доску сообщения)
Посмотрите на образцы почвы. Какого она цвета? Захотелось ли вам ещё что – то узнать о почве? Что именно нового мы узнали о воздухе и воде?
(воздух и вода имеют свои свойства)
Давайте попробуем сформулировать тему урока и цель нашего урока.
Отгадайте загадки:
- Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. Песок
- Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. Глина
- Я и туча, и туман, я ручей и океан,
Я летаю и бегу и стеклянной быть могу.Вода
- Мы его не замечаем, мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем, ведь он нам необходим.Воздух
Как вы думаете зачем мы вспомнили данные природные ископаемые?
- Выявление причины и места затруднения. 1-2 мин
Что будем изучать у почвы? Можем ли просто сделать какие - то выводы о составе почвы? Какое задание мы выполняли , чтобы определить свойства воды? (проводили опыты). Делаем вывод, чтобы узнать свойства и состав почвы необходимо провести ряд опытов. Что необходимо приготовить.
(спиртовка, стакан, палочка, держатель, тарелка, стекло)
Правила техники безопасности
- Построение проекта выхода из затруднения. 1 мин
- Напомните ещё раз цель нашей работы: изучить состав почвы.
Определяем последовательность опытов, смотрим в рабочую тетрадь.
- Реализация построенного проекта. 10 мин
Опыт 1. Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек сухой почвы. Что вы видите? (из почвы выходят пузырьки воздуха) какой вывод можно сделать?
В почве есть воздух.Размешиваем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.
Опыт 2. Я немного нагрею почву. В наклоненной пробирке появляются капельки воды. Что вы видите? (Пробирка становится влажной) Что доказывает опыт?
В почве есть вода.
Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете. Спросить Ладу. (над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах)
Вывод – в почве есть перегной.
Это сгорает перегной или гумус, который образовался из остатков растений или животных, о которых вы говорили в начале урока. Из остатков мелких корешков, стеблей, листьев, частей насекомых, червей. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. А количеством перегноя в почве определяется её свойство. Какое? Кто знает? (плодородие) спросить Ладу.
Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина. (для Лады в баночке дать песок и глину)
Что мы ещё раз доказали?
В почве есть песок и глина.
Опыт 5. Трубочкой берём капельку из стакана, где размешана почва. Помещаем на стекло, нагреваем стекло и что мы видим?(вода испарилась, а на стекле остался белый налёт.) Что это такое? Кто знает? Это соли. Делаем вывод.В почве содержатся соли.
Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. А перегной образуется из остатков растений и животных, которые селятся в почве. А животные повышают плодородие почвы.Вот такой круговорот происходит в почве.
Итак, мы изучили состав почвы. Сделайте общий вывод. Запишите его в тетрадь.
Почва |
воздух | вода | перегной |
песок | ||||
глина | соли | микробы |
Оцените свою работу (критерии в рабочей тетради)
Физкультминутка.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4- 5 мин
С.74 -75 рассмотрите рисунок, расскажите, кому из животных земля служит домом.(сообщения детей) Как вы думаете, как животные повышают плодородие почвы? (предположения детей)
С. 76 учебник самостоятельная работа с проговариванием в парах. Подтвердились ли ваши предположения.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонам.
С.77 учебник. Задания в рубрике «Атлас – определитель». Что произойдёт , если исчезнет почва? Как вы думаете все ли почвы одинаковы? А какие преобладают в Татарстане? Это задание на след. урок.
- Включение в систему знаний и повторения.
Обсудим. «Великан на поляне». Прочитайте текст в рубрике «Подумаем». Как вы ответите на вопрос в нём?
- Рефлексия.Выберите правильные ответы.
- К какой природе можно отнести почву?
А) к живой
Б) к неживой
В) неживая и живая природа в почве соединяются
2. из чего состоит почва?
А) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве
Б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей
В) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве
3. Что растения получают из почвы?
А)перегной, песок, глину
Б)воздух, воду, соли
В)останки растений и животных
4. Что влияет на плодородие почвы?
А)наличие в почве перегноя
Б)наличие в почве воды
В)наличие в почве песка и глины
5. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?
А)благодаря животным , обитающим в почве
Б)благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве
В)благодаря микробам, живущим в почве
Домашнее задание.Прочитать текст в учебнике на с. 74 – 77. Выполнить задания в рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок открытия нового знания по окружающему миру 4 класс "Зона степей " . "
Сформировать представление учащихся о зоне степей;развивать познавательный интерес;умение использовать в работе ранее полученные знания;правильно выражать свои мысли,срав...
Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.
Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...
Урок открытия нового знания по окружающему миру по теме "Экологическая безопасность". На конкурс учитель года.
Урок усвоения нового знания на уроке окружающего мира....
Конспект урока открытия новых знаний 1 класс
Конспект урока открытия новых знаний (ОНЗ) в соответствии с требованиями ФГОС НОО 1 класс программа «Начальная школа 21 века». Учитель начальных классов: Балашова Вера Васильевна...
Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс
Конспект урока открытия новых знанийна основе технологии проблемного обучения по русскому языку"Безударные гласные в корне слова", 2 класс...
Тесты и проверочные работы по окружающему миру 3 класс УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая
Тестыи проверочные работыпо окружающему миру3 классУМК «Перспектива»А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая...
Технологическая карта и конспект урока открытия нового знания УМК "Школа России"
Технологическая карта и конспект урока открытия нового знания УМК "Школа России""Задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц"...