Технологическая карта урока обучения грамоте "«Гласные звуки [й'э], ['э]. Буква Е, е»" (УМК "Школа России, 1 класс).
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Прохач Ангелина Владимировна

Цель урока: формирование представления о гласных звуках [й'э], ['э] и букве Е, е и алгоритме написания строчной буквы «е»; совершенствование умения читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Задачи урока:

Дидактические:

1.Формировать умение выделять и характеризовать звуки [й'э], ['э], видеть и отличать букву «е» от других букв.

2. Учить писать строчную букву «е».

Развивающие:

1.Развивать умение сравнивать, анализировать, через специально подобранные задания.

2.Развивать речь через формулирование полных ответов учащихся на вопросы.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение сотрудничать в процессе парной или групповой работы, аккуратность при выполнении задания в прописях.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Знать характеристику звуков [й'э], ['э], и графическое обозначение звука буквой «е».

2.Уметь читать и писать строчную буку «е».

Личностные:

1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Оценивать усваиваемое содержание учебного материала.

3. Формировать самоконтроль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата:  24.10.2023

Школа: МАОУ СОШ № 104

Класс: 1 «А»

Урок: 4

Время: 10:40 – 11:20  Кабинет: 101

Студент: Прохач Ангелина

Группа:  41

Учитель: Курбатова В. М.

Методист: Галиуллина Н.К.

Тема урока: «Гласные звуки [й'э], ['э]. Буква Е, е»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представления о гласных звуках [й'э], ['э] и букве Е, е и алгоритме написания строчной буквы «е»; совершенствование умения читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Формировать умение выделять и характеризовать звуки [й'э], ['э], видеть и отличать букву «е» от других букв.

2. Учить писать строчную букву «е».

Предметные:

1.Знать характеристику звуков [й'э], ['э], и графическое обозначение звука буквой «е».

2.Уметь читать и писать строчную буку «е».

Развивающие:

1.Развивать умение сравнивать, анализировать, через специально подобранные задания.

2.Развивать речь через формулирование полных ответов учащихся на вопросы.

Личностные:

1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Оценивать усваиваемое содержание учебного материала.

3. Формировать самоконтроль.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение сотрудничать в процессе парной или групповой работы, аккуратность при выполнении задания в прописях.

Азбука УМК «Школа России». 1 класс, 1 часть. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. 2022 г., прописи, 1 класс, 1 часть, Горецкий В. Г., Федосова Н. А.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организ. учеб. деятельности, методы, приемы, формы контр.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фрон-тальная.

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок

- Доброе утро, ребята!

Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

-Покажите свою готовность к уроку.

- А теперь перед тем, как начать работать, давайте разомнем наш речевой аппарат с помощью скороговорки.

- А для чего нам это нужно делать?

Еле-еле Елизар, едет-едет на базар.

А с базара, а с базара, не догонишь Елизара.

Подготовка к уроку.

Настрой на урок.

Слушают.

- Подготовить речевой аппарат к работе.

Читают хором по слогам, медленно, целыми словами в среднем темпе, в быстром темпе.

Познавательные УУД:

1) Учимся строить речевые высказывания.

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Предметные:

Знать:

- как показать готовность к уроку

Уметь:

- слушать учителя

Презентация

Слайд № 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная, индивидуальная, парная

Словесный: беседа

Внешний контроль.

Самоконтроль

Повторение изученного материала

- Сегодня к нам пришел гость. Вы его узнали? Кто это?

- Это Емеля, совершенно верно.

- Емеля хочет научиться грамоте, расскажем ему то, что мы уже знаем.

- Вспомним, на какие две группы делятся звуки русского языка.
- Назовите признаки гласных звуков.



- Какие буквы, обозначающие гласные звуки, мы уже изучили?
- На какие 2 группы мы можем поделить гласные буквы?

- Назовите гласные буквы, которые являются показателями твёрдости согласных звуков.


- Назовите гласные буквы, которые являются показателями мягкости согласных звуков.

- Хорошо, давайте сверимся с экраном.

- Назовите признаки согласных звуков.

- А теперь немного поиграем, я буду говорить вам слова, вы должны будете хлопнуть 1 раз, если услышите в начале слова гласный звук или топнуть 1 раз, если услышите согласный звук в начале слова: дом, аист, лама, озеро, нора.


- Молодцы! Емеля благодарит вас. Вы хорошо потрудились. Думаю, эти знания помогут нам на сегодняшнем уроке.

- Посмотрите на слайд, Емеля решил загадать загадку, давайте прочитаем ее и отгадаем

- Возле речки я живу,

 И купаться я люблю,

 Нипочем водоворот,

Называюсь я…

- Верно, это енот. Кто даст характеристику звуку т?

-Какой первый гласный?

- Отлично, а кто даст характеристику звуку [й'э]?

Итак, у нас затруднение!

- Емеля.

-Звуки делятся на гласные и согласные.

- Во рту нет преград, воздух проходит свободно, произносятся только голосом, образуют слог.

- Мы изучили гласные буквы: а, о, у, и, ы, э.

- На те, которые являются показателем твёрдости и показателем мягкости предшествующих согласных.

- А, о, у, ы, э – показатели твёрдости согласных звуков.

- И – показатель мягкости согласных звуков.

- Воздух встречает препятствие (зубы, губы, язык), состоят из голоса и шума, либо только из шума, образуют слог только с гласными

- Енот.

- Согласный, твёрдый, глухой

- [й'э].

Затрудняются ответить, не знают.

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

3) формируем умение находить ответы на вопросы.

Предметные:

Знать:

- какие две группы звуков есть

- изученные согласные буквы

- гласные, являющиеся показателем твёрдости согласных звуков

- гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков

- звонкие и глухие согласные звуки

Презентация

Слайд № 2

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Индивидуальная

Словесный: беседа, подводящий диалог,разъяснение

- Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему. 

- Какие цели мы поставим сегодня перед собой?
- Используйте опоры:

Узнать….
Учиться
….

- Также составим   план, которому мы будем следовать в течение всего урока.

В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили.

Продолжите фразы:

  1. Познакомимся со ….
  2. Будем читать слоги и….
  3. Сделаем ….

- На уроке мы с вами сегодня будем оценивать свою работу жестами. Если вы выполнили работу хорошо или согласны с мнением товарища, то будем показывать большой палец вверх, а если сделали плохо – большой палец вниз.

- Будем говорить о   звуках [й'э], ['э]

 и букве «е».

Тема: Звуки [й'э], ['э]

и буква «е».

Цели: Узнать новые звуки [й'э], ['э] учиться характеризовать звуки, читать и писать новую букву.

План

1.Познакомимся со звуками [й'э], ['э]

 и буквой «е»

2.Будем читать слоги и слова.

3.Сделаем выводы.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение работать в паре.

Предметные:

Знать:

- чем отличается звук [й'э] от ['э],

- чем обозначают звуки [й'э], ['э].

Уметь:

- различать звуки [й'э], ['э],

- ставить цели урока

Регулятивные УУД:

- умение планировать деятельность

- осуществлять самоконтроль по плану

- корректировать и оценивать

Презентация, слайды № 3,4

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная форма., индивидуальная, парная.

Словесный: беседа

Наглядный: работа с слайдом

Знакомит со звуками и буквой

-Посмотрите на слайд. Что изображено?

-Разделите слово «ели» на слоги и произнесите по слогам.

-Поставьте свою ладонь таким образом, чтобы она была ниже подбородка, чтобы подбородок касался вашей ладони при произнесении слогов.

-Сколько раз ваш подбородок коснётся ладони, значит столько слогов и будет.

-Давайте попробуем.

- Сколько слогов?

-Назовите первый звук в этом слоге.  

- Послушайте, первый звук [й']. Какой он? Почему?

- А глухой или звонкий? Давайте закроем ушки и произнесём этот звук.

- Хорошо, а еще этот звук всегда мягкий, значит, каким цветом мы будем обозначать этот звук?

- Отлично, произносим дальше, слышим какой звук?

- Какой это звук? Почему?

- Теперь давайте поставим ударение. Звук [э] ударный?

- Отлично. Буква «е» состоит из 2-х звуков - [й'э]. Если слышим слияние [й'э] – то пишется буква «е».

- Отлично, давайте прочитаем пары слов с вами и вы мне скажете, когда ещё буква «е» может обозначать 2 звука.

Роет, воет, лает, кусает.

- Верно, давайте теперь поработаем со словом лес.

 

- Произнесите по слогам.

- Сколько слогов?

-Назовите второй звук в этом слоге.  

-Дайте его характеристику.

-Как он будет отмечен на схеме?

- На письме звуки [й'э], ['э] обозначаются одной буквой «е».

- Определите местоположение буквы е в нашем алфавите.

- Между какими буквами стоит наша буква е?

- Почему две буквы? Когда пишется заглавная?
 Физкультурная пауза.
- Мы отлично поработали! Давайте поиграем в игру «Енотики и ели»: если я говорю слово «енотики», вы должны присесть, а услышав слово «ели», встать и поднять руки вверх. Запомните, вы не должны смотреть на то, что я показываю, вы должны меня внимательно слушать.

- Сейчас давайте немного поиграем. 1 ряд должен будет придумать слова, где буква е даёт звук [й'э] в начале слова, 2 ряд [й'э] после гласного, 3 ряд – ['э].

- Отлично, теперь откройте прописи на странице 30.

 У нас здесь строчная буква «е». Посмотрите в левый верхний угол, какая буква здесь?

- Хорошо, а какая буква написана рядом?

- Верно, сколько элементов у буквы «е»? Как он называется?

- Посмотрите, как я буду писать письменную строчную букву «е». Ставлю точку в середине рабочей строки, веду вправо наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляю влево, пишу маленькую петлю, обратите внимание, у нас должен быть хвостик, затем веду наклонную и не доводя до нижней линии рабочей строки закругляю вправо до середины рабочей строки.

- Напишите в первой строчке пробные 3 буквы, подчеркните ту, которая получилась лучше всех, пропишите до конца строки.

- Ели.

- Е-ли.

- 2 слога.

- [й'э].

- Согласный, есть преграда.

- Звонкий.

- Зелёным.

- [э]

- Гласный, нет преград.

- Гласный, нет преград, произносится голосом.

- Е-ли. Да.

- Буква «е» обозначает 2 звука, после гласного.

- Лес.

- 1 слог.

- ['э].

- Глас, удар.

- Розовым цветом.

Называют, после какой буквы, между какими стоит новая буква.

-В именах собственных.

Придумывают и называют слова.

- Печатная «е». Заглавная и строчная.

- Письменная строчная буква «е».

- 1. Верхняя петля.

Метапредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания

Предметные:

Знать:

- для чего нужна заглавная и строчная буквы  «е»

- чем отличается звук [й'э] от ['э]

Уметь:

- делать частичный звуко-буквенный разбор слов

Презентация

Слайды № 5,6,7

Учебник, прописи.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Индивидуальная работа.

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа

Взаимоконтроль

Организует работу по закреплению нового знания.

- Для закрепления пропишите на второй строчки, уже без клеток, букву «е».


Прописывают строчную букву «е».

П: работать по предложенному плану;

П: овладение логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Уметь:

- составлять слова из предоставленных слогов, читать слоги с новой буквой.

Презентация, прописи.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Парная работа.

Практический: выполнение  задания индивидуально.

Самоконтроль

Организует самостоятельную работу.

- И в третьей строке пропишите букву «е».

Выполняют задание.

Прописывают строчную букву «е».

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Предметные:

Знать:

- гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков

Уметь: - применять знания об этих гласных.

Презентация, раздаточный материал:

карточки с заданием

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания.

Чтение текста, ответы на вопросы по содержанию.

Внешний контроль.

- Открой учебник на странице 74. Прочитайте задание.

- Давайте прочитаем пример.

- Хорошо, теперь в четвёрках продолжите это задание и придумайте ещё 2 пары слов.

- Отлично, молодцы, давайте прочитаем следующее задание.

- Давайте прочитаем пример.

- Теперь также в четвёрках продолжите пары слов и придумайте еще, опираясь на картинку.

- Отлично, молодцы.

- А теперь давайте прочитаем предложения про себя и потом вслух.

Лес

В лесу высокие сосны и ели. Сто лет росли они!

Красивы русские леса.

- Что мы с вами прочитали? Почему?

- О чём этот текст?

- Сколько здесь предложений? Почему вы так решили?

- Какие в лесу деревья?

-Сколько росли деревья?

- Какие русские леса?

- Замените слово «красивы».

- Назовите слова с противоположным значением.

- Старые – новые.

- Высокие – низкие,

толстые – тонкие.

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос какие?

- Сосны – сосновые.
- Осины – осиновые,

ели – еловые,

берёзы – берёзовые.

- Текст, предложения связаны по смыслу.

- О лесе.

- Слова начинаются с большой буквы 3 раза, 3 знака препинания – точки.

- Сосны и ели.

- 100 лет.

- Красивы.
- Великолепны, могущественны, величавы.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Предметные:

Знать:

- Что такое антонимы, синонимы.

Уметь:

- Составлять пары слов по смыслу.

Познавательные: понимать информацию в тексте.

Коммуникативные: как работать в группах, участвовать в диалоге, выражать свою позицию, расширять кругозор.

Презентация, учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная форма. Словесный:

 обобщающая беседа

Наглядный: работа со слайдом

Подводит итоги

-Наш урок подошел к концу. Расскажите, чему мы научились на уроке.

- Назовите слова, в которых есть звук [й'э] и звук ['э].

-Давайте вспомним тему урока

-Какие цели ставили? Достигли мы их?

 -Оцените свою работу на уроке.

-Поиграем в игру «Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете.

 Итак: Сегодня на уроке:

- я узнал…

- я научился…

- я был (каким?) учеником…

- Спасибо за урок, все свободны.

 - Емеля, ветер.

Тема: Звуки [й'э], ['э]

и буква «е».

Цели: Узнать новые звуки [й'э], ['э] учиться характеризовать звуки, читать и писать  новую букву.

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

Предметные:

Знать:

- в каких словах есть звук [й'э], а в каких  ['э]

Уметь:

- достигать цели урока

- определять где звук [й'э], а где - ['э].

Презентация

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."

Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук  [а]. Буквы А, а."...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [х], [х,]. Строчная буква х» (1 класс)

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [х], [х,] и строчной буквы х; совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Задачи урокаДидактические: Формиров...

Технологическая карта урока обученя грамоте "Изучение звуков [л], [л\'] и букв Л, л" (УМК "Начальная школа XXI века"); 1 класс

Тип урока: “открытие нового знания”Цель урока: создание условий для усвоения учащимися представления о звуках «л» и «л’», букве «л», знакомст...

Технологическая карта урока обучения грамоте. «Изучение звуков [д], [д’] и букв Дд»

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе.Тема урока: Изучение звуков [д], [д’] и буквы Д, д.Цель урока: Создание условий для изучения звуков [д], [д’] и буквы Дд, ...

Технологическая карта урока обучения письму. Тема: «Письмо заглавной и прописной буквы Б», УМК "Школа России", 1 класс.

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о написании заглавной и строчной буквы «Б» ....

Технологическая карта урока обучения грамоте «Гласный звук [у]. Буква У, у» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о гласном звуке [У] и навыка письма буквы У, у; совершенствование умения читать слоги, слова с новой буквой Задачи урока Дидактические: 1.Формировать умение выде...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Гласный звук [и]. Буква И, и» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока: «Гласный звук [и]. Буква И, и»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления и навыков письма гласного звука [И], и букв И, и; совершенст...