Технологическая карта урока обучения грамоте "«Гласные звуки [й'э], ['э]. Буква Е, е»" (УМК "Школа России, 1 класс).
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урока: формирование представления о гласных звуках [й'э], ['э] и букве Е, е и алгоритме написания строчной буквы «е»; совершенствование умения читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.
Задачи урока:
Дидактические:
1.Формировать умение выделять и характеризовать звуки [й'э], ['э], видеть и отличать букву «е» от других букв.
2. Учить писать строчную букву «е».
Развивающие:
1.Развивать умение сравнивать, анализировать, через специально подобранные задания.
2.Развивать речь через формулирование полных ответов учащихся на вопросы.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение сотрудничать в процессе парной или групповой работы, аккуратность при выполнении задания в прописях.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Знать характеристику звуков [й'э], ['э], и графическое обозначение звука буквой «е».
2.Уметь читать и писать строчную буку «е».
Личностные:
1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
2. Оценивать усваиваемое содержание учебного материала.
3. Формировать самоконтроль.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 24.10.2023 Школа: МАОУ СОШ № 104 Класс: 1 «А» Урок: 4 Время: 10:40 – 11:20 Кабинет: 101 | Студент: Прохач Ангелина Группа: 41 Учитель: Курбатова В. М. Методист: Галиуллина Н.К. |
Тема урока: «Гласные звуки [й'э], ['э]. Буква Е, е»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование представления о гласных звуках [й'э], ['э] и букве Е, е и алгоритме написания строчной буквы «е»; совершенствование умения читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Формировать умение выделять и характеризовать звуки [й'э], ['э], видеть и отличать букву «е» от других букв. 2. Учить писать строчную букву «е». | Предметные: 1.Знать характеристику звуков [й'э], ['э], и графическое обозначение звука буквой «е». 2.Уметь читать и писать строчную буку «е». |
Развивающие: 1.Развивать умение сравнивать, анализировать, через специально подобранные задания. 2.Развивать речь через формулирование полных ответов учащихся на вопросы. | Личностные: 1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. 2. Оценивать усваиваемое содержание учебного материала. 3. Формировать самоконтроль. |
Воспитательные: 1. Воспитывать умение сотрудничать в процессе парной или групповой работы, аккуратность при выполнении задания в прописях. |
Азбука УМК «Школа России». 1 класс, 1 часть. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. 2022 г., прописи, 1 класс, 1 часть, Горецкий В. Г., Федосова Н. А.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организ. учеб. деятельности, методы, приемы, формы контр. | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фрон-тальная. | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок - Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. -Покажите свою готовность к уроку. - А теперь перед тем, как начать работать, давайте разомнем наш речевой аппарат с помощью скороговорки. - А для чего нам это нужно делать? Еле-еле Елизар, едет-едет на базар. А с базара, а с базара, не догонишь Елизара. | Подготовка к уроку. Настрой на урок. Слушают. - Подготовить речевой аппарат к работе. Читают хором по слогам, медленно, целыми словами в среднем темпе, в быстром темпе. | Познавательные УУД: 1) Учимся строить речевые высказывания. 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Предметные: Знать: - как показать готовность к уроку Уметь: - слушать учителя | Презентация Слайд № 1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная, индивидуальная, парная Словесный: беседа Внешний контроль. Самоконтроль | Повторение изученного материала - Сегодня к нам пришел гость. Вы его узнали? Кто это? - Это Емеля, совершенно верно. - Емеля хочет научиться грамоте, расскажем ему то, что мы уже знаем. - Вспомним, на какие две группы делятся звуки русского языка.
- Назовите гласные буквы, которые являются показателями твёрдости согласных звуков.
- Хорошо, давайте сверимся с экраном. - Назовите признаки согласных звуков. - А теперь немного поиграем, я буду говорить вам слова, вы должны будете хлопнуть 1 раз, если услышите в начале слова гласный звук или топнуть 1 раз, если услышите согласный звук в начале слова: дом, аист, лама, озеро, нора.
- Посмотрите на слайд, Емеля решил загадать загадку, давайте прочитаем ее и отгадаем - Возле речки я живу, И купаться я люблю, Нипочем водоворот, Называюсь я… - Верно, это енот. Кто даст характеристику звуку т? -Какой первый гласный? - Отлично, а кто даст характеристику звуку [й'э]? Итак, у нас затруднение! | - Емеля. -Звуки делятся на гласные и согласные. - Во рту нет преград, воздух проходит свободно, произносятся только голосом, образуют слог. - Мы изучили гласные буквы: а, о, у, и, ы, э. - На те, которые являются показателем твёрдости и показателем мягкости предшествующих согласных. - А, о, у, ы, э – показатели твёрдости согласных звуков. - И – показатель мягкости согласных звуков. - Воздух встречает препятствие (зубы, губы, язык), состоят из голоса и шума, либо только из шума, образуют слог только с гласными - Енот. - Согласный, твёрдый, глухой - [й'э]. Затрудняются ответить, не знают. | Познавательные УУД: 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 3) формируем умение находить ответы на вопросы. Предметные: Знать: - какие две группы звуков есть - изученные согласные буквы - гласные, являющиеся показателем твёрдости согласных звуков - гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков - звонкие и глухие согласные звуки | Презентация Слайд № 2 |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Индивидуальная Словесный: беседа, подводящий диалог,разъяснение | - Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Сформулируйте тему. - Какие цели мы поставим сегодня перед собой? Узнать…. - Также составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока. В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили. Продолжите фразы:
- На уроке мы с вами сегодня будем оценивать свою работу жестами. Если вы выполнили работу хорошо или согласны с мнением товарища, то будем показывать большой палец вверх, а если сделали плохо – большой палец вниз. | - Будем говорить о звуках [й'э], ['э] и букве «е». Тема: Звуки [й'э], ['э] и буква «е». Цели: Узнать новые звуки [й'э], ['э] учиться характеризовать звуки, читать и писать новую букву. План 1.Познакомимся со звуками [й'э], ['э] и буквой «е» 2.Будем читать слоги и слова. 3.Сделаем выводы. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение работать в паре. Предметные: Знать: - чем отличается звук [й'э] от ['э], - чем обозначают звуки [й'э], ['э]. Уметь: - различать звуки [й'э], ['э], - ставить цели урока Регулятивные УУД: - умение планировать деятельность - осуществлять самоконтроль по плану - корректировать и оценивать | Презентация, слайды № 3,4 |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная форма., индивидуальная, парная. Словесный: беседа Наглядный: работа с слайдом | Знакомит со звуками и буквой -Посмотрите на слайд. Что изображено? -Разделите слово «ели» на слоги и произнесите по слогам. -Поставьте свою ладонь таким образом, чтобы она была ниже подбородка, чтобы подбородок касался вашей ладони при произнесении слогов. -Сколько раз ваш подбородок коснётся ладони, значит столько слогов и будет. -Давайте попробуем. - Сколько слогов? -Назовите первый звук в этом слоге. - Послушайте, первый звук [й']. Какой он? Почему? - А глухой или звонкий? Давайте закроем ушки и произнесём этот звук. - Хорошо, а еще этот звук всегда мягкий, значит, каким цветом мы будем обозначать этот звук? - Отлично, произносим дальше, слышим какой звук? - Какой это звук? Почему? - Теперь давайте поставим ударение. Звук [э] ударный? - Отлично. Буква «е» состоит из 2-х звуков - [й'э]. Если слышим слияние [й'э] – то пишется буква «е». - Отлично, давайте прочитаем пары слов с вами и вы мне скажете, когда ещё буква «е» может обозначать 2 звука. Роет, воет, лает, кусает. - Верно, давайте теперь поработаем со словом лес.
- Произнесите по слогам. - Сколько слогов? -Назовите второй звук в этом слоге. -Дайте его характеристику. -Как он будет отмечен на схеме? - На письме звуки [й'э], ['э] обозначаются одной буквой «е». - Определите местоположение буквы е в нашем алфавите. - Между какими буквами стоит наша буква е? - Почему две буквы? Когда пишется заглавная? - Сейчас давайте немного поиграем. 1 ряд должен будет придумать слова, где буква е даёт звук [й'э] в начале слова, 2 ряд [й'э] после гласного, 3 ряд – ['э]. - Отлично, теперь откройте прописи на странице 30. У нас здесь строчная буква «е». Посмотрите в левый верхний угол, какая буква здесь? - Хорошо, а какая буква написана рядом? - Верно, сколько элементов у буквы «е»? Как он называется? - Посмотрите, как я буду писать письменную строчную букву «е». Ставлю точку в середине рабочей строки, веду вправо наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляю влево, пишу маленькую петлю, обратите внимание, у нас должен быть хвостик, затем веду наклонную и не доводя до нижней линии рабочей строки закругляю вправо до середины рабочей строки. - Напишите в первой строчке пробные 3 буквы, подчеркните ту, которая получилась лучше всех, пропишите до конца строки. | - Ели. - Е-ли. - 2 слога. - [й'э]. - Согласный, есть преграда. - Звонкий. - Зелёным. - [э] - Гласный, нет преград. - Гласный, нет преград, произносится голосом. - Е-ли. Да. - Буква «е» обозначает 2 звука, после гласного. - Лес. - 1 слог. - ['э]. - Глас, удар. - Розовым цветом. Называют, после какой буквы, между какими стоит новая буква. -В именах собственных. Придумывают и называют слова. - Печатная «е». Заглавная и строчная. - Письменная строчная буква «е». - 1. Верхняя петля. | Метапредметные: П: структурирование знания К: умение высказывать и аргументировать свои мысли К: инициативность в общем поиске нового знания Предметные: Знать: - для чего нужна заглавная и строчная буквы «е» - чем отличается звук [й'э] от ['э] Уметь: - делать частичный звуко-буквенный разбор слов | Презентация Слайды № 5,6,7 Учебник, прописи. |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Индивидуальная работа. Практический: работа с учебником Словесный: беседа Взаимоконтроль | Организует работу по закреплению нового знания. - Для закрепления пропишите на второй строчки, уже без клеток, букву «е». |
| П: работать по предложенному плану; П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. Уметь: - составлять слова из предоставленных слогов, читать слоги с новой буквой. | Презентация, прописи. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Парная работа. Практический: выполнение задания индивидуально. Самоконтроль | Организует самостоятельную работу. - И в третьей строке пропишите букву «е». | Выполняют задание. Прописывают строчную букву «е». | Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям Предметные: Знать: - гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков Уметь: - применять знания об этих гласных. | Презентация, раздаточный материал: карточки с заданием |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Практический: выполнение задания. Чтение текста, ответы на вопросы по содержанию. Внешний контроль. | - Открой учебник на странице 74. Прочитайте задание. - Давайте прочитаем пример. - Хорошо, теперь в четвёрках продолжите это задание и придумайте ещё 2 пары слов. - Отлично, молодцы, давайте прочитаем следующее задание. - Давайте прочитаем пример. - Теперь также в четвёрках продолжите пары слов и придумайте еще, опираясь на картинку. - Отлично, молодцы. - А теперь давайте прочитаем предложения про себя и потом вслух. Лес В лесу высокие сосны и ели. Сто лет росли они! Красивы русские леса. - Что мы с вами прочитали? Почему? - О чём этот текст? - Сколько здесь предложений? Почему вы так решили? - Какие в лесу деревья? -Сколько росли деревья? - Какие русские леса? - Замените слово «красивы». | - Назовите слова с противоположным значением. - Старые – новые. - Высокие – низкие, толстые – тонкие. - Назовите слова, которые отвечают на вопрос какие? - Сосны – сосновые. ели – еловые, берёзы – берёзовые. - Текст, предложения связаны по смыслу. - О лесе. - Слова начинаются с большой буквы 3 раза, 3 знака препинания – точки. - Сосны и ели. - 100 лет. - Красивы. | Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности Предметные: Знать: - Что такое антонимы, синонимы. Уметь: - Составлять пары слов по смыслу. Познавательные: понимать информацию в тексте. Коммуникативные: как работать в группах, участвовать в диалоге, выражать свою позицию, расширять кругозор. | Презентация, учебник |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная форма. Словесный: обобщающая беседа Наглядный: работа со слайдом | Подводит итоги -Наш урок подошел к концу. Расскажите, чему мы научились на уроке. - Назовите слова, в которых есть звук [й'э] и звук ['э]. -Давайте вспомним тему урока -Какие цели ставили? Достигли мы их? -Оцените свою работу на уроке. -Поиграем в игру «Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете. Итак: Сегодня на уроке: - я узнал… - я научился… - я был (каким?) учеником… - Спасибо за урок, все свободны. | - Емеля, ветер. Тема: Звуки [й'э], ['э] и буква «е». Цели: Узнать новые звуки [й'э], ['э] учиться характеризовать звуки, читать и писать новую букву. | Познавательные УУД: 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; Предметные: Знать: - в каких словах есть звук [й'э], а в каких ['э] Уметь: - достигать цели урока - определять где звук [й'э], а где - ['э]. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."
Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [х], [х,]. Строчная буква х» (1 класс)
Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [х], [х,] и строчной буквы х; совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Задачи урокаДидактические: Формиров...
Технологическая карта урока обученя грамоте "Изучение звуков [л], [л\'] и букв Л, л" (УМК "Начальная школа XXI века"); 1 класс
Тип урока: “открытие нового знания”Цель урока: создание условий для усвоения учащимися представления о звуках «л» и «л’», букве «л», знакомст...
Технологическая карта урока обучения грамоте. «Изучение звуков [д], [д’] и букв Дд»
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе.Тема урока: Изучение звуков [д], [д’] и буквы Д, д.Цель урока: Создание условий для изучения звуков [д], [д’] и буквы Дд, ...
Технологическая карта урока обучения письму. Тема: «Письмо заглавной и прописной буквы Б», УМК "Школа России", 1 класс.
Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о написании заглавной и строчной буквы «Б» ....
Технологическая карта урока обучения грамоте «Гласный звук [у]. Буква У, у» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: формирование представления о гласном звуке [У] и навыка письма буквы У, у; совершенствование умения читать слоги, слова с новой буквой Задачи урока Дидактические: 1.Формировать умение выде...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Гласный звук [и]. Буква И, и» (УМК "Школа России", 1 класс)
Тема урока: «Гласный звук [и]. Буква И, и»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления и навыков письма гласного звука [И], и букв И, и; совершенст...