Рабочая программа. Коррекционный курс "Ритмика"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативными документами и требованиями на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV вида (для слепых и слабовидящих детей) под редакцией Л.И.Плаксиной, В. А. Кручининой. (Рекомендовано Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования РФ, Москва, 1999).
Программа коррекционного курса внеурочной деятельности «Ритмика» направлена на преодоление трудностей зрительно-пространственной ориентировки, раскоординированности двигательных актов, их аритмичности и гиподинамии, на повышение сенсорно-перцептивных, предметно-практических, коммуникативных возможностей и на формирование компенсаторных способов деятельности у обучающихся. Дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, скоростью, плавностью и др. Музыкальное сопровождение движений детей учит их быть ритмичными, отзывчивыми к различным актам, способствует снятию двигательной скованности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnyy_kurs_ritmika_2020_4.1.doc | 421 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 36 III -IV видов»
_____________________________________________________________________________
ул. Бажова, 28, г. Озерск, Челябинской области, 456780
Принято на Педагогическом совете протокол от 30.08.2019 г. №6 | Утверждено приказом МБОУ СКОШ № 36 III -IV видов от 02.09.2019г. № 488 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РИТМИКА»
1-4 классы
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации рабочей программы: 4 года
Автор-разработчик программы: Гречухина С.А.,учитель МБОУ СКОШ №36 III-IV видов
Озерск
2020
I. Результаты освоения коррекционного курсаПрограмма коррекционного курса «Ритмика» обеспечивает достижение обучающимися по завершению изучения курса, предусмотренные стандартом следующие личностные, метапредметные и предметные результаты.
личностные результаты: | предметные результаты: |
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; | 1) овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; 2) овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений; 3) повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве; умение использовать в ориентировочной деятельности все сохранные анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства; умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни; умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие элементарных навыков самообслуживания; 4) развитие межличностной системы координат "слабовидящий -нормально видящий": развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все анализаторы; развитие умения четко излагать свои мысли; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения; 5) повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно-практических умений и навыков; готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего; формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни; 6) повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения; расширение представлений о различных представителях широкого социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта. |
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | |
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; | |
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; | |
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | |
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | |
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | |
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | |
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
метапредметные результаты | предметные результаты: |
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; | 1) овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; 2) овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений; 3) повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве; умение использовать в ориентировочной деятельности все сохранные анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства; умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни; умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие элементарных навыков самообслуживания; 4) развитие межличностной системы координат "слабовидящий -нормально видящий": развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все анализаторы; развитие умения четко излагать свои мысли; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения; 5) повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно-практических умений и навыков; готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего; формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни; 6) повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения; расширение представлений о различных представителях широкого социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта. |
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; | |
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; | |
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; | |
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; | |
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; | |
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; | |
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; | |
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; | |
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; | |
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | |
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | |
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; | |
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; | |
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; | |
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы коррекционного курса внеурочной деятельности «Ритмика».
Выпускник научится:
1.Ритмика (теоретические сведения):
- осознавать значение ритмической деятельности, её роль в жизни человека и для собственного развития;
- дифференцировать и называть виды ритмической деятельности;
- дифференцировать и называть формы музыкально-ритмической деятельности;
- понимать связь движения с заданным ритмом, характером музыки, связь техники речи с характером движения;
- понимать роль занятий ритмической деятельностью для развития музыкального слуха, ориентировочных умений;
- соблюдать ограничения по зрению при выполнении музыкально-ритмических упражнений, движений.
2.Специальные ритмические упражнения:
- реагировать на сигнальные слова «движение», «темп», «ритм»;
- выполнять движения в соответствии с освоенным видом ритмического упражнения;
- согласовывать темп движения с проговариванием;
- прослеживать движения рук взглядом.
3.Упражнения на связь движений с музыкой:
- согласовывать характер, темп, направление движения в соответствии с видом упражнений;
- понимать характер, ритм музыки, песни и двигаться под музыку;
- новым видам ходьбы, бега и другим видами движений как средствам выражения простейших музыкально-двигательных образов.
4.Упражнения ритмической гимнастики:
- выполнять амплитуду движения в соответствии с видом упражнения;
- выполнять ритмические гимнастические движения без предмета, с предметом на счет, с хлопками, с проговариванием стихов, пословиц, речевой и др.;
- правильно захватывать предмет для выполнения определённого упражнения ритмической гимнастики;
- дифференцировать движения кисти, пальцев руки для захвата и удерживания предмета при выполнении упражнений под музыку;
- зрительному прослеживанию за предметом;
- стремиться к выразительности и красоте движений;
- использовать свои двигательные и зрительные возможности при выполнении упражнений ритмической гимнастики.
5.Подготовительные упражнения к танцам:
- сознательно относиться к выполнению движений;
- выполнять упражнения для ступней ног (вставание на полупальцы, выставление ноги на пятку и носок);
- принимать положение полуприседания;
- необходимым танцевальным движениям;
- принимать и удерживать правильную осанку;
- выполнять согласованные движения с партнёрами.
6.Элементы танцев:
- выполнять различные виды ходьбы, бега под музыку;
- дифференцировать виды танцевальных движений, обозначать их точным словом;
- выполнять элементы танцевальных движений.
7.Танцы:
- принимать базовые исходные позиции и выполнять движения изучаемого танца;
- выполнять танцевальные движения в общем ритме и темпе совместно с партнером;
- ориентироваться в пространстве зала и свободно передвигаться в нем с изменением темпа музыки и направления движения («Гопак», «Полька», «Хоровод» и др.);
- выполнять самостоятельно движения под музыку;
- технике и культуре движений танца;
- слушать танцевальную музыку, двигаться под музыку;
- выполнять коллективные танцевальные движения.
8.Музыкально-ритмические и речевые игры:
- выполнять имитационные и образно-игровые движения под музыку;
- принимать участие в музыкально-ритмических играх;
- регулировать силу, высоту голоса, внятность произношения в речевых играх;
- выполнять мимические и пантомимические движения;
- самовыражению в музыкально-ритмических играх.
Выпускник получит возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса, творческой жизни школы, района, города и др. (творческие вечера, концерты, конкурсы, фестивали и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится учителем в рамках педагогической диагностики. Диагностика развития ритмических способностей проводится в начале и конце учебного года. Её результаты необходимы для поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории и для оптимизации работы с группой детей.
Диагностика включает в себя следующие разделы:
1. Ритмичность на уровне метра.
2. Ритмичность на музыкальном уровне.
3. Гибкость тела.
4. Осанка.
5. Пространственная ориентировка.
6. Координация.
Методика проведения мониторинга развития и формирования музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей детей на занятиях ритмики см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты диагностики развития способностей обучающихся заносятся в сводную таблицу. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
II. Содержание коррекционного курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативными документами и требованиями на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV вида (для слепых и слабовидящих детей) под редакцией Л.И.Плаксиной, В. А. Кручининой. (Рекомендовано Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования РФ, Москва, 1999).
Программа коррекционного курса внеурочной деятельности «Ритмика» направлена на преодоление трудностей зрительно-пространственной ориентировки, раскоординированности двигательных актов, их аритмичности и гиподинамии, на повышение сенсорно-перцептивных, предметно-практических, коммуникативных возможностей и на формирование компенсаторных способов деятельности у обучающихся. Дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, скоростью, плавностью и др. Музыкальное сопровождение движений детей учит их быть ритмичными, отзывчивыми к различным актам, способствует снятию двигательной скованности.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с ОВЗ средствами музыкально-ритмической деятельности, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Ребенок с нарушением зрения более чем зрячий зависит от выбора, удержание в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи стоят перед ним, в связи с переносом акцентуации на развитие самостоятельной активности, связанной с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. Ограниченный опыт физических действий, отставание в развитии психических функций, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение уроков ритмики в систему коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения.
При составлении программного обеспечения учтено и то, что обучающиеся МБОУ СКОШ № 36 III - IV видов, помимо основного зрительного дефекта имеют сопутствующие варианты нарушенного развития разной степени тяжести.
Цель: Развитие чувства ритма, как необходимого условия овладения различными видами двигательной активности.
Основные задачи:
Развитие чувства ритма, связи движений с музыкой. Преодоление трудностей развития движений. Формирование ритмичности и пластичности движений, умений управлять темпом движений. Развитие выразительности движений и самовыражения. Развитие двигательной активности, координации движений. Знание специальных ритмических упражнений и умение их выполнять.
Учитывая своеобразие психического развития слепых и слабовидящих обучающихся, а также коррекционно-компенсаторную направленность всего процесса обучения, в рабочую программу учащихся включены коррекционно-развивающие задания, упражнения, направленные на преодоление зрительной депривации, охрану и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия, приемов и способов самоконтроля.
В рабочей программе учитываются рекомендации школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-ритмические занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Общая характеристика предмета.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно-творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор.
На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки.
Занятия ритмикой способствуют:
∙ повышению работоспособности организма;
∙ укреплению и сохранению здоровья;
∙ коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития;
∙ формированию умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий во времени и пространстве;
∙ управлению темпом движений и подчинению своих движений музыке, придаче движениям целесообразности, стройности и уверенности;
∙ воспитанию организованной, гармонически развитой личности.
Дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем, а так жеумение понимать схему танца и следовать ей. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер, развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения.
Коррекция и компенсация недостатков развития при глубоко нарушенном зрении или его отсутствии у слепых обучающихся осуществляется с помощью упражнений с применением: шумовых инструментов (колокольчик, бубен, свистульки); различных «след - ориентиров» («дорожки», «шнуровки»», «кругу», «диагональ»).
Процесс обучения в курсе ритмики в основном построен на peaлизации дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривают сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
- безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
- глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
- создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
В курсе занятий ритмикой применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Форма и режим занятий.
Занятия проводятся в форме индивидуальных и групповых занятий один раз в неделю.
Условия проведения занятий.
Обучающиеся занимаются в просторном, хорошо проветренном, убранном помещении. Середина зала свободна для движения детей.
Одежда обучающихся удобная, не стесняющая их движения и не вызывающая перегрева. Обувь мягкая, хорошо укреплённая на ноге.
Программа по коррекционному курсу «Ритмика» для обучающихся 1-6 классов (для детей с нарушением зрения) включает восемь разделов:
- Теоретические сведения
- Специальные ритмические упражнения
- Упражнения на связь движений с музыкой
- Упражнения ритмической гимнастики
- Подготовительные упражнения к танцам
- Элементы танцев
- Танцы
- Музыкально-ритмические и речевые игры
1. Теоретические сведения.
Теоретический материал, рассчитанный на изучение в течение 6 лет, подобран так, что на протяжении всех лет обучения осуществляется внутренняя преемственность, последовательное усложнение изучаемого теоретического материала. Это делает процесс его усвоения более успешным и позволяет заинтересовать детей музыкой и приобщить их к музыкально – ритмическим занятиям.
2. Специальные ритмические упражнения.
Из существующего многообразия методических приемов наиболее простым и доступным считается ритмическая ходьба с акцентами на определенный счет, с хлопками, упражнениями с движениями рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц, речевок (без музыкального сопровождения).
Такие упражнения развивают не только чувство ритма, но и дыхание, дикцию. По годам обучения специальные упражнения распределены по степени возрастания трудности.
3. Упражнения на связь движений с музыкой.
Каждое упражнение этого раздела рассчитано на исполнение под определенное музыкальное сопровождение. В процессе совершенствования или разучивания разнообразных движений воспитываются у детей технические навыки выполнения движений. Основными из них являются умения начинать движения с началом музыки, заканчивать движение точно с окончанием музыкального произведения или его части.
4. Упражнения ритмической гимнастики.
Занятия ритмической гимнастикой связаны с функциональными возможностями организма детей. В содержании занятий преимущественно включаются общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на коррекцию двигательных нарушений, развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического и функционального развития.
5. Подготовительные упражнения к танцам.
Задача подготовительных упражнений - дать детям необходимые двигательные навыки, применяемые при обучении танцам. Перед обучением какому-либо танцевальному элементу детям предлагается выполнить ряд определенных подготовительных упражнений.
6. Элементы танцев.
Выполнение элементов танцев помогает овладеть ходьбой, бегом и другими видами движений как средствами выражения простейших музыкально – двигательных образов.
7.Танцы.
Использование танцев на занятиях по ритмике способствуют развитию эстетического вкуса, стремлению детей к красивым, изящным движениям, любви к танцам.
8. Подвижные, музыкально – ритмические и речевые игры.
Музыкально – ритмические игры направлены на развитие чувства ритма, восприятия, речи и мышления, формирование волевых качеств ребенка.
III. Тематическое планирование
- класс
№ | Тема | К-во часов |
1. Теоретические сведения (2 ч.) | ||
1 | Техника безопасности. Введение в курс ритмики. Из чего состоит музыка? | 1 |
2 | Характер музыки. Что выражает, что имитирует музыка? | 1 |
2. Специальные ритмические упражнения (5 ч.) | ||
3 | Диагностическая работа. Ритмическая ходьба с акцентом. | 1 |
4 | Ходьба с хлопками. | 1 |
5 | Ходьба с проговариванием слов и хлопками. | 1 |
6 | Упражнения с движениями рук. | 1 |
7 | Ритмические хлопки. | 1 |
3. Упражнения на связь движения с музыкой (4 ч.) | ||
8 | VI и I позиции ног. Поклоны для мальчиков и девочек. | 1 |
9 | Ходьба и бег под разнохарактерную музыку. | 1 |
10 | Выполнение движений под пение и музыку. | 1 |
11 | Марш. Танцевальный рисунок «круг». | 1 |
4. Упражнения ритмической гимнастики (3 ч.) | ||
12 | Выполнение упражнений с предметами и без предметов. | 1 |
13 | Партерная гимнастика. | 1 |
14 | 1 | |
5. Подготовительные упражнения к танцам (4 ч.) | ||
15 | Releve на полупальцы по I и VI позиции ног. | 1 |
16 | Demi, grand plie по I позиции ног. | 1 |
17 | Soute по VI позиции ног. | 1 |
18 | Танцевальный шаг из I позиции ног. Ipordebras. | 1 |
6. Элементы танцев (5 ч.) | ||
19 | Выставление ноги на пятку и на носок (Движения танца «Винтик»). | 1 |
20 | Притопы (Движения танца «Паровозик»). | 1 |
21 | Боковой галоп (Движения танца «Полька»). | 1 |
22 | Движения танца «Пингвинчики». НРЭО Приставные шаги. | 1 |
23 | НРЭО Русский бег. | 1 |
7. Танцы (5 ч.) | ||
24 | Контрольный урок. Композиция танца «Винтик». | 1 |
25 | Композиция танца «Паровозик». | 1 |
26 | Композиция танца «Пингвинчики». | 1 |
27 | Композиция танца «Полька». | 1 |
28 | НРЭО Танцевальный этюд «Гуси». | 1 |
8. Подвижные, музыкально-ритмические и речевые игры (5 ч.) | ||
29 | Диагностическая работа. Подвижные игры. | 1 |
30 | 1 | |
31 | 1 | |
32 | Музыкально-ритмические и речевые игры. | 1 |
33 | 1 | |
Итого: 33часа |
- класс
№ | Тема | К-во часов |
1. Теоретические сведения (2 ч.) | ||
1 | Техника безопасности. Что такое музыкальная речь. | 1 |
2 | Построение (форма) музыкального произведения. | 1 |
2. Специальные ритмические упражнения (5 ч.) | ||
3 | Диагностическая работа. Ритмическая ходьба с хлопками. | 1 |
4 | Ритмическая ходьба с проговариваем слов и с хлопками.. | 1 |
5 | Выполнение движений на счет. | 1 |
6 | 1 | |
7 | Упражнения с движениями рук в процессе ритмической ходьбы. | 1 |
3. Упражнения на связь движения с музыкой (3 ч.) | ||
8 | Выполнение движений соответственно части музыкального произведения. | 1 |
9 | Упражнения на развитие координации. | 1 |
10 | Передача движением музыки в различном регистре. | 1 |
4. Упражнения ритмической гимнастики (5 ч.) | ||
11 | Упражнения ритмической гимнастики с предметами. | 1 |
12 | Партерная гимнастика. | 1 |
13 | 1 | |
14 | Контрольный урок. Упражнения ритмической гимнастики без предметов. | 1 |
15 | 1 | |
5. Подготовительные упражнения к танцам (5 ч.) | ||
16 | Demiplie в комбинации с потартье. | 1 |
17 | Боковой галоп в паре. | 1 |
18 | II por de bras. | 1 |
19 | Шаг польки. | 1 |
20 | «Гармошка», каблучный шаг. | 1 |
6. Элементы танцев (4 ч.) | ||
21 | Схематический рисунок танца. | 1 |
22 | «Ковырялочка» простая. | 1 |
23 | НРЭО Двойная дробь с переступанием. | 1 |
24 | НРЭО Переменный шаг. | 1 |
7. Танцы (5 ч.) | ||
25 | НРЭО Танцевальный этюд «Сударушка». | 1 |
26 | Движения танца «Робот». | 1 |
27 | Танцевальные комбинации танца «Робот». | 1 |
28 | Композиционное построение танца «Робот». | 1 |
29 | Контрольный урок. Работа над художественным образом танца «Робот». | 1 |
8. Подвижные, музыкально-ритмические и речевые игры (5 ч.) | ||
30 | Диагностическая работа. Подвижные игры. | 1 |
31 | 1 | |
32 | 1 | |
33 | Музыкально-ритмические и речевые игры. | 1 |
34 | 1 | |
Итого: 34 часа |
- класс
№ | Тема | К-во часов |
1. Теоретические сведения (2 ч.) | ||
1 | Техника безопасности. Темп и ритм движения и музыки. | 1 |
2 | Сильная и слабая доля в музыке. | 1 |
2. Специальные ритмические упражнения (5 ч.) | ||
3 | Ритмическая ходьба и бег в различном темпе. | 1 |
4 | Диагностическая работа. Прохлопывание ритмического рисунка. | 1 |
5 | Выполнение движений на счет. | 1 |
6 | 1 | |
7 | Общеразвивающие упражнения. | 1 |
3. Упражнения на связь движения с музыкой (2 ч.) | ||
8 | Упражнения на развитие координации. | 1 |
9 | Смена направления движения с началом каждой музыкальной фразы. | 1 |
4. Упражнения ритмической гимнастики (6 ч.) | ||
10 | Виды растяжек. | 1 |
11 | 1 | |
12 | Партерная гимнастика. | 1 |
13 | 1 | |
14 | Контрольный урок. Упражнения ритмической гимнастики. | 1 |
15 | 1 | |
5. Подготовительные упражнения к танцам (5 ч.) | ||
16 | Подготовка к «Веревочке». | 1 |
17 | Soute по I позиции ног. | 1 |
18 | «Кач» коленями и рукой. | 1 |
19 | Прыжок с поджатыми ногами. | 1 |
20 | Дробный шаг. | 1 |
6. Элементы танцев (5 ч.) | ||
21 | Приставной шаг с приседанием и полуприседанием. | 1 |
22 | Прыжок с поворотом. | 1 |
23 | Проучивание танцевальных комбинаций «Миньоны». | 1 |
24 | НРЭО Движения русского народного танца «Яблонька». | 1 |
25 | НРЭО Проучивание танцевальных комбинаций «Яблонька». | 1 |
7. Танцы (5 ч.) | ||
26 | Композиционное построение танца «Миньоны». | 1 |
27 | 1 | |
28 | Контрольный урок. Работа над художественным образом танца «Миньоны». | 1 |
29 | НРЭО Русский народный танец «Яблонька». | 1 |
30 | 1 | |
8. Подвижные, музыкально-ритмические и речевые игры (4 ч.) | ||
31 | Диагностическая работа. Подвижные игры. | 1 |
32 | 1 | |
33 | Музыкально-ритмические и речевые игры. | 1 |
34 | 1 | |
Итого: 34 часа |
- класс
№ | Тема | К-во часов |
1. Теоретические сведения (2 ч.) | ||
1 | Техника безопасности Темп движения и музыки. | 1 |
2 | Диагностическая работа. Сильная и слабая доля в музыке. | 1 |
2. Специальные ритмические упражнения (5 ч.) | ||
3 | Ритмическая ходьба с акцентом. | 1 |
4 | Диагностическая работа. Прохлопывание ритмического рисунка. | 1 |
5 | Выполнение движений на счет. | 1 |
6 | 1 | |
7 | Изменения положения рук с различным интервалом. | 1 |
3. Упражнения на связь движения с музыкой (2 ч.) | ||
8 | Изменения темпа при ходьбе, беге, общеразвивающих упражнениях. | 1 |
9 | Передача движениями, хлопками ритмического рисунка музыкального произведения. | 1 |
4. Упражнения ритмической гимнастики (7 ч.) | ||
10 | Контрольный урок. Виды растяжек. | 1 |
11 | 1 | |
12 | Упражнения на равновесие. | 1 |
13 | Партерная гимнастика. | 1 |
14 | 1 | |
15 | Упражнения ритмической гимнастики. | 1 |
16 | 1 | |
5. Подготовительные упражнения к танцам (4 ч.) | ||
17 | «Веревочка». | 1 |
18 | Скрестные шаги. | 1 |
19 | Пружинистые шаги. | 1 |
20 | Движения рук. | 1 |
6. Элементы танцев (5 ч.) | ||
21 | Основные движения греческого танца «Сиртаки». | 1 |
22 | Комбинирование движений танца «Сиртаки». | 1 |
23 | 1 | |
24 | Движения танца «Летка-енка». | 1 |
25 | Комбинирование движений танца «Летка-енка». | 1 |
7. Танцы (6 ч.) | ||
26 | Построение композиции танца «Сиртаки». | 1 |
27 | 1 | |
28 | Техническое исполнение танца «Сиртаки». | 1 |
29 | Композиционное построение танца «Летка-енка». | 1 |
30 | 1 | |
31 | Зачетный урок. | 1 |
8. Подвижные, музыкально-ритмические и речевые игры (3 ч.) | ||
32 | Диагностическая работа. Подвижные игры. | 1 |
33 | Музыкально-ритмические и речевые игры. | 1 |
34 | 1 | |
Итого: 34 часа |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мониторинг развития и формирования музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей детей на занятиях ритмики
Параметры обследования | Методика обследования |
Ритмичность на уровне метра | Необходимо воспроизвести метрический рисунок мелодии в хлопках. Критерии оценки: 1 балл – сбивчивое метрическое исполнение 2 балла – воспроизведение с нарушениями метрической координации. 3 балла – точное воспроизведение метрического рисунка. |
Ритмичность на музыкальном уровне | Необходимо прохлопать или простучать ритм исполняемой мелодии, а так же обозначить сильную и слабую долю. Критерии оценки: 1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей. 2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма. 3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз. |
Гибкость тела | Необходимо продемонстрировать: 1. Наклоны туловища вперед в положении седа или из положения стоя. 2. Поднимание рук вверх в положении лежа на животе (для оценки подвижности плечевого пояса). 3. Разведение ног — "шпагат". Проводится в 2-х вариантах: в стороны и вперед-назад.Критерии оценки: 1 балл – слабый уровень гибкости. 2 балла – средний уровень гибкости. 3 балла – высокий уровень гибкости. |
Осанка | Необходимо продемонстрировать привычную и ненапряженную манеру держать свое тело в положении стоя, сидя, в движении. 1 балл – слабый уровень, вертикальная поза не устойчива, избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки . 2 балла – средний уровень, вертикальная поза не устойчива, плечи слегка отведены, голова держится прямо . 3 балла – высокий уровень, правильная осанка, плечи слегка отведены, грудь приподнята, спина ровная, голова держится прямо. |
Пространственная ориентировка | Необходимо проследовать по заданному маршруту, относительно заданного ориентира. Сохранять направление движения; обозначать его соответствующими пространственными терминами, мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет после поворота на 90° и 180°. Критерии оценки: 1 балл – беспорядочное передвижение в пространстве. 2 балла – правильное следование по заданному маршруту, но ориентируясь по схеме пути или дезориентация после поворота на 90° и 180°. 3 балла – правильное следование по заданному маршруту. |
Координация | Необходимо выполнить комбинацию из шагов и поворотов, заданную учителем в словесной форме. Критерии оценки: 1 балл – беспорядочное исполнение комбинации 2 балла – правильное исполнение комбинации, но с ошибками в музыкально ритме 3 балла – правильное исполнение комбинации, согласованные движения во времени, пространстве и под музыку. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МБОУ СКОШ №36 III - IV вида
Диагностика. Ритмика.
(2020 – 2021 учебный год)
Учитель _________________Класс__________
П/№ | Фамилия имя ребенка | Ритмичность | Координация движений | Гибкость тела | Осанка | Двигательная ориентировка в пространстве | Примечание | |||||||
На уровне метра | На музыкальном уровне | |||||||||||||
начало уч/г | конец уч/г | начало уч/г | конец уч/г | начало уч/г | конец уч/г | начало уч/г | конец уч/г | начало уч/г | конец уч/г | начало уч/г | конец уч/г | |||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
10 | ||||||||||||||
11 | ||||||||||||||
12 | ||||||||||||||
13 | ||||||||||||||
14 | ||||||||||||||
15 | ||||||||||||||
Уровни | Высокий | |||||||||||||
Выше среднего | ||||||||||||||
Средний | ||||||||||||||
Ниже среднего | ||||||||||||||
Низкий |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сводная таблица результатов диагностики развития способностей обучающихся ___ классов
Класс/Кол-во детей | Уровни развития | Ритмичность | Координация движений | Гибкость тела | Осанка | Двигательная ориентировка в пространстве | Всего | |||||||||||||||||||||||
На музыкальном уровне | На уровне метра | |||||||||||||||||||||||||||||
нач. у/г | кон. у/г | нач. у/г | кон. у/г | нач. у/г | кон. у/г | нач. у/г | кон. у/г | нач. у/г | кон. у/г | нач. у/г | кон. у/г | нач. у/г | кон. у/г | |||||||||||||||||
% | % | % | % | % | % | % | % | % | % | % | % | % | % | |||||||||||||||||
В | ||||||||||||||||||||||||||||||
В/с | ||||||||||||||||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||||||||||||||||
Н/с | ||||||||||||||||||||||||||||||
Н | ||||||||||||||||||||||||||||||
В | ||||||||||||||||||||||||||||||
В/с | ||||||||||||||||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||||||||||||||||
Н/с | ||||||||||||||||||||||||||||||
Н | ||||||||||||||||||||||||||||||
В | ||||||||||||||||||||||||||||||
В/с | ||||||||||||||||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||||||||||||||||
Н/с | ||||||||||||||||||||||||||||||
Н | ||||||||||||||||||||||||||||||
Итого | В | |||||||||||||||||||||||||||||
В/с | ||||||||||||||||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||||||||||||||||
Н/с | ||||||||||||||||||||||||||||||
Н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.
• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 2 специального (коррекционного) класса VII вида.
===========================================================================...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"...
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучпающихся с ЗПР (7.2)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...