Рабочая программа по художественному направлению внеурочной деятельности 4 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Силивончик Елена Ивановна

Представлена рабочая программа в соответствии с ФГОС. Содержит все необхдимые компоненты, в том числе и календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТУЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ____________________

___________________________________  

Приказ № _____ от

«_____» ______________________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу внеурочной деятельности

«РАДУГА»

Художественное направление

для 4 класса

Продолжительность – 34 часа

Интенсивность – 1 час в неделю

Составитель: Силивончик Е.И.

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Радуга» имеет художественную направленность и составлена на основе ФЗ № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО»

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в изобразительную деятельность и созерцание произведение мастеров художественного творчества.

Задачи:

  • содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисования;
  •  ознакомление детей с различными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги, выбирать способ  и силу штриховки);
  • создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
  • развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
  • формирование чувства цвета;
  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
  • содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, организовывать своё учебное место, держать лист бумаги, размещать на нём изображение);

Общая характеристика художественного курса внеурочной деятельности «Радуга»

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представление о мире.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру, включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность (живопись, графика, скульптура);

- декоративная художественная деятельность (народные промыслы);

- конструктивная художественная деятельность архитектура, дизайн).

Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – для детей младшего школьного возраста выступают в качестве хорошо им понятных и доступных видов        художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приучать их к миру искусства.

Внеурочная художественная деятельность в начальной школе предполагает сотворчество учителя и ученика: чёткость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно-значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность ( ребёнок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребёнок выступает в роли зрителя) имеют творческий характер.

Учащиеся могут осваивать различные художественные материалы (карандаши цветные и графитный стержень, пластилин, различные виды бумаги, природный материал), инструменты (клей, ножницы, стеки), а так же художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика).

Развитие художественно-образного мышления детей строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.

Программа внеурочной деятельности «Радуга» предусматривает чередование индивидуального практического творчества детей  и коллективной творческой деятельности (работа в группах или индивидуально-коллективная работа).

Совместная творческая деятельность учит детей договариваться и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением относиться к работе товарища, общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Художественные знания, умения, навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности: форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция осваиваются учащимися на всём протяжении курса.

Организация выставок позволяет детям заново оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Место данного вида внеурочной деятельности в плане работы

Программа ориентирована на ребёнка младшего школьного возраста (10 лет).

Период обучения 34 часа в год.

Режим работы: целесообразно проводить занятия 1 раз в неделю.

Четверть

Количество часов

1

9

2

7

3

10

4

8

Итого

34

Ценностные ориентиры содержания данного вида внеурочной деятельности

Приоритетная цель художественного образования во внеурочной деятельности – духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представления о культурной полноценности в восприятии мира.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа в форме художественных действий. Содержание искусства должно быть воспринято ребёнком как собственный чувственный опыт.

Ребёнок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными  материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. На внеурочных занятиях по изобразительной деятельности развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление. Получает навыки полноценного общения.

Возрастные и психологические особенности младшего школьника позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы различных форм, величины, пропорции.

На занятиях также формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. При выполнении коллективных работ дети обучаются  способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, композиции.

Усложнение работы происходит в следующих вариациях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых техник изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов. Сюжетов.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

Принцип доступности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей);

Принцип поэтапности (последовательность, приступая к следующему этапу, нельзя миновать предыдущий);

Принцип динамичности (от самого простого к более сложному);

Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов).

Личностные результаты освоения курса

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах ребёнка, которые он должен приобрести в процессе занятий внеурочной деятельностью художественного направления:

  • чувство гордости за культурное наследие своей страны, своего народа;
  • уважительное отношение к культурному наследию других народов страны и мира;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • элементарная сформированность художественных чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством педагога;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Кроме того за время занятий ребёнок

- получит первое представление о видах художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство);

- узнает значение слов художник, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж;

- узнавать отдельные произведения известных художников и народных мастеров;

- различать простые, составные, тёплые, холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;

- видеть особенности построения орнамента и его значение;

- знать режущие и колющие свойства инструментов;

- способы и приёмы рисования на различных материалах;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов окружающего мира;

- составлять композицию с учётом замысла;

- конструировать из природного материала;

- пользоваться простейшими приёмами лепки.

Метепредметные результаты освоения курса

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределят функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение организовывать учебное место;
  • осознанное стремление к достижению более высоких результатов.

Предметные результаты освоения курса

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса:

- знание видов художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративной;

-      знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

-      понимание образной природы искусства;

-      эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-     применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

-   умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

-  способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;      

-    умение компоновать на плоскости листа   задуманный художественный образ;

-    освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

-   овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

-  изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, народных традиций и промыслов;

-      способность воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик.

Содержание курса

Вводное занятие (1 час)

Цвета и их оттенки (8 часов)

Во всём живёт искусство (7 часов)

Пейзаж (4 часа)

Архитектура (2 часа)

Моей мамочке (1 час)

Рисование животных (2 часа)

Портрет (3 часа)

Искусство вокруг нас (6 часов)

Содержание курса

Тема занятия

Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения.

Вводное занятие (1 час)

«Жители города художника»

Предметы для рисования. Техника растягивания штриховки. Холодные и тёплые цвета.

Цвета и их оттенки (8 часов)

«Дружат дети на планете»

Коллективная работа.

Рисование героев из мультфильма «Котёнок по имени Гав»

Работа по выбору: рисование по клеточкам самостоятельно или поэтапная коллективная

Рисование героев мультфильма «Смешарики»

Подготовка к конкурсу плаката «Здоровым быть модно!» Создание эскизов.

Рисование плакатов на тему «Здоровым быть модно!»

Определение основных отличительных признаков плаката

Чиполлино

Рисование, подготавливающее к рисованию фигуры человека

Зайчонок, лев общая основа для рисования

Использование шаблона-основы для построения наброска

Тканевые изображения осени

 Аппликация из кусочков ткани. Пригодится и ситец, и парча.  Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика.

Коллаж из собственного рисунка и элементов открыток

Знакомство с техникой сборки коллажа. В каждом доме хранится масса старых открыток,  научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление.  Затем ребёнок  дорисует  что-либо и будет очень рад.  Если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то   ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисуют что-то к нему…

Во всём живёт искусство (7 часов)

Дизайн сумочки

Рисование подручным материалом. Использование бросового материала для дизайна и украшения

Два кота

Используя приём «штриховка точками»  изобразим двух мечтающих котов на подоконнике.   Юный художник не проведёт ни единой линии, а нарисует картину только точками. Для этого ему понадобится лист бумаги и черный маркер.

Цветок с орнаментом

Знакомство с новым способом передачи оттенков с чёткими гранями при переходе от оттенка к оттенку

Роспись камешков

Отбор материалов. Придумывание образа.

Роспись камешков

Роспись камешка акварелью или гуашью Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой — под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска — и образ готов. А    после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком.

Снежинка в шапочке

Рисование по мелованной бумаге, отделка края пушинками, изготовление шапочки

Снеговик в окружении украшенных ёлочек

Коллективная работа новогодний плакат. Роспись ёлочек и снежинок

Пейзаж (4 часа)

Парусник на водной глади

Знакомство с особенностями пейзажа. Рисование графитным карандашом

Парусник на водной глади

Рисование акварелью

Трава на фоне прибоя

Набросок

Трава на фоне прибоя

Акварель

Архитектура (2 часа)

Вводное занятие о видах архитектурных сооружений

Беседа с демонстрацией презентации

Архитектура будущего

Занятие-фантазия

Моей мамочке (1 час)

Роза для мамочки

Штриховка с переливом цвета.

Рисование животных (2 часа)

Восточно-европейская овчарка

Знакомство с художниками-анималистами. Рисование по клеточкам

Рисование морды волка

Рисование по клеточкам или поэтапное по выбору

Портрет (3 часа)

Портрет женщины с использованием аппликации

Знакомство с художниками-портретистами. Определение пропорций. Использование тканей и пряжи

Элементы лица человека

Подготовительное занятие. Рисование отдельных элементов лица разными способами и приёмами

Портрет девушки. Лицо.

Построение наброска простым карандашом

Искусство вокруг нас (6 часов)

Открытка к 9 мая. Гвоздики.

Комбинированная работа. Аппликация, рисование

Голубь мира

Фон как основа рисунка.

Современная техника.

Рисование-конструирование автомобиля

Подкова из солёного теста, украшенная цветами и листьями

Лепка основы

Подкова из солёного теста, украшенная цветами и листьями

Роспись подковы

Гирлянда из цветов и стеблей

Композиция из нарисованных цветов и вырезанных из цветной бумаги стеблей

Материально-техническое обеспечение курса

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, необходимые для работы:

  1. Бумага разного формата и цвета.
  2. Мягкие графитные карандаши.
  3. Цветные карандаши.
  4. Акварельные краски.
  5. Кисти.
  6. Баночки для воды.
  7. Ножницы.
  8. Клей или клейстер.
  9. Маркер чёрный.
  10. Старые открытки.
  11. Кусочки разнофактурной и разноцветной ткани.
  12.  Природный материал.

Тематическое планирование внеурочных занятий по ИЗО-деятельности

4-ый год обучения

№ занятия

Дата

Тема занятия

Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения.

Вводное занятие

1.

1.

03.09.

07.09.

02.09.

08.09.

«Жители города художника»

Предметы для рисования. Техника растягивания штриховки. Холодные и тёплые цвета.

Цвета и их оттенки

2.

1.

10.09.

14.09.

09.09.

15.09.

«Дружат дети на планете»

Коллективная работа.

3.

2.

17.09.

21.09.

16.09.

22.09.

Рисование героев из мультфильма «Котёнок по имени Гав»

Работа по выбору: рисование по клеточкам самостоятельно или поэтапная коллективная

4.

3.

24.09.

28.09.

23.09.

29.09.

Рисование героев мультфильма «Смешарики»

Подготовка к конкурсу плаката «Здоровым быть модно!» Создание эскизов.

5.

4.

01.10.

05.10.

30.09.

06.10.

Рисование плакатов на тему «Здоровым быть модно!»

Определение основных отличительных признаков плаката

6.

5.

08.10.

12.10.

07.10.

13.10.

Чиполлино

Рисование, подготавливающее к рисованию фигуры человека

7.

6.  

15.10.

19.10.

14.10.

20.10.

Зайчонок, лев общая основа для рисования

Использование шаблона-основы для построения наброска

8.

7.

22.10.

26.10.

21.10.

27.10.

Тканевые изображения осени

 Аппликация из кусочков ткани

9.

8.

29.10.

09.11.

28.10.

10.11.

Коллаж из собственного рисунка и элементов открыток

Знакомство с техникой сборки коллажа.

Во всём живёт искусство

10.

1.

12.11.

16.11.

11.11.

17.11.

Дизайн сумочки

Рисование подручным материалом. Использование бросового материала для дизайна и украшения

11.

2.

19.11.

23.11.

18.11.

24.11.

Два кота

Использование приёма «штриховка точками»

12.

3.

26.11.

30.11.

25.11.

01.12.

Цветок с орнаментом

Знакомство с новым способом передачи оттенков

13.

4.

03.12.

07.12.

02.12.

08.12.

Роспись камешков

Отбор материалов. Придумывание образа.

14.

5.

10.12.

14.12.

09.12.

15.12.

Роспись камешков

Роспись камешка акварелью или гуашью

15.

6.

17.12.

21.12.

16.12.

22.12.

Снежинка в шапочке

Рисование по мелованной бумаге, отделка края пушинками, изготовление шапочки

16.

7.

24.12.

11.01.

23.12.

12.01.

Снеговик в окружении украшенных ёлочек

Коллективная работа новогодний плакат. Роспись ёлочек и снежинок

Пейзаж

17.

1.  

14.01.

18.01.

13.01.

19.01.

Парусник на водной глади

Рисование графитным карандашом

18.

2.

21.01.

25.01.

20.01.

26.01.

Парусник на водной глади

Рисование акварелью

19.

3.

28.01.

01.02.

27.01.

02.02.

Трава на фоне прибоя

Набросок

20.

4.

04.02.

08.02.

03.02.

09.02.

Трава на фоне прибоя

Акварель

Архитектура

21.

1.

11.02.

15.02.

10.02.

16.02.

Вводное занятие о видах архитектурных сооружений

Беседа с демонстрацией презентации

22.

2.

18.02.

22.02.

17.02.

23.02.

Архитектура будущего

Занятие-фантазия

Моей мамочке

23.

1.

25.02.

29.02.

24.02.

01.03.

Роза для мамочки

Штриховка с переливом цвета.

Рисование животных

24.

1.

03.03.

07.03.

02.03.

15.03.

Восточно-европейская овчарка

Рисование по клеточкам

25.

2.

10.03.

14.03.

09.03.

22.03.

Рисование морды волка

Рисование по клеточкам или поэтапное по выбору

Портрет

26.

1.

17.03.

21.03.

16.03.

05.04.

Портрет женщины с использованием аппликации

Определение пропорций. Использование тканей и пряжи

27.

2.

24.03.

04.04.

23.03.

12.04.

Элементы лица человека

Подготовительное занятие. Рисование отдельных элементов лица разными способами и приёмами

28.

3.

07.04.

11.04.

06.04.

19.04.

Портрет девушки. Лицо.

Построение наброска простым карандашом

Искусство вокруг нас

29.

1.

14.04.

18.04.

13.04.

26.04.

Голубь мира

Фон как основа рисунка.

30.

2.

21.04.

25.04.

20.04.

03.05.

Открытка к 9 мая. Гвоздики.

Комбинированная работа. Аппликация, рисование

31.

3.

28.04.

16.05.

27.04.

10.05.

Современная техника.

Рисование-конструирование автомобиля

32.

4.

05.05.

23.05.

04.05.

17.05.

Подкова из солёного теста, украшенная цветами и листьями

Лепка основы

33.

5.

12.05.

30.05.

11.05.

24.05.

Подкова из солёного теста, украшенная цветами и листьями

Роспись подковы

34.

6.

19.05.

30.05.

18.05.

31.05.

Гирлянда из цветов и стеблей

Композиция из нарисованных цветов и вырезанных из цветной бумаги стеблей

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»...

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по изобразительному творчеству «Юные художники»

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по изобразительному творчеству «Юные художники»...

Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения»

Рабочая программапо социальному направлению внеурочной деятельности«Юные инспекторы движения»...

Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность по русскому языку для 3 класса...