Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Родное слово" | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРУЖКА «Родное слово»
Направленность: художественно-эстетическая
Срок реализации: 3 года.
Руководитель: Харасова Л. Ф.
2011-2014 уч. г.
Пояснительная записка
Программа кружка дополнительного образования «Родное слово» относится к художественно-эстетическому направлению деятельности школы, является адаптированной, создана на основе программы для общеобразовательных учреждений «Ознакомление с художественной литературой». Эта программа адаптирована для детей начальных классов.
Организация внеурочной деятельности учащихся в кружке основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с учащимися. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей роли дополнительного образования.
В отборе материала для занятий кружка учитель должен ориентироваться на связи с учебным материалом по чтению. Учитывая необходимость осуществления преемственности между классами.
Действующая программа по кружку позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе наблюдений за особенностями употребления слова в стихотворных произведениях школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания «как неизведанные страны». Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по детской литературе, и совершенствовать свою речь.
Знание литературы создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности литературного чтения как учебного предмета будут реализованы в большой мере, если усилить работу по воспитанию у первоклассников этических норм речевого поведения. Для этого могут быть использованы на занятиях кружка различные ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях.
Цель данного курса – мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному выбору и чтению книг, курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности. Эта цель достигается через развитие языкового чутья, которое служит основой для совершенствования речи, особое внимание при отборе заданий следует обращать на сопоставления внешне сходных, но различных по сути языковых явлений, а также на анализ слов различных по форме, но близких или тождественных по значению (синонимов).
Основными задачами курса являются:
-воспитание любви к чтению;
-развитие интереса к чтению как учебному предмету;
-расширение и углубление программного материала;
-пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
-совершенствование общего литературного развития первоклассников;
-учить пересказу;
-учить отвечать на вопросы по содержанию;
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемых в произведении.
Ведущим методом является чтение – рассматривание, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа.
Формы работы:
-фронтальная беседа;
-индивидуальные ответы;
-групповые выступления.
Данная программа ориентирована на учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Срок реализации данного курса рассчитан на три года, при расчете 34 часа в год, 1 занятие в неделю.
Ожидаемые результаты:
-умение эмоционально передавать характер произведения при чтении вслух, наизусть;
-умение использовать голос в нужной интонации ,применяя силу, темп речи, выдерживая смысловые паузы, логические ударения и несловесные средства—мимики, движений, жестов;
-умение сочинять и инсценировать короткие тексты малых игровых форм фольклора
-умение читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
-рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;
-знать изученные жанры литературы.
Направленность программы
Программа «Художественное слово» направлена на реализацию художественно-эстетического цикла, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, подготовить его к восприятию и воспроизведению на сцене художественных произведений.
Новизна и педагогическая целесообразность
Цель обучения по данной программе — не «вооружить» детей какой-то конкретной информацией, а, используя игровые формы обучения, раскрыть творческий потенциал ребенка, разбудить его образное видение, логическое и ассоциативное мышление, усовершенствовать технику речи, научить ребенка не только видеть, слышать и чувствовать, но и выразить свои чувства, впечатления, иметь собственное мнение, отойти от шаблонов, штампов, «сметь свое суждение иметь».
Актуальность программы
Для чего же нужно художественное слово?
Отнюдь не для подготовки актерских кадров. Слово нужно всем: учителям, лекторам, врачам, инженерам, административным и политическим деятелям.
Каким убогим, невыразительным стал наш «… великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» в нашей повседневной жизни. Мы чаще всего обходимся ограниченным набором заготовленных на се случаи жизни фраз.
Помимо необходимости обогащения словарного запаса, конечно, обращает на себя внимание интонационная невыразительность нашей речи, неумение аргументировано защитить свое мнение. Иногда прекрасные мысли не доходят до своего слушателя из-за недостаточной выразительности речи, плохой дикции, косноязычия автора.
Речь должна быть в меру эмоциональна, приятна по тембру и силе звука. Вежливый и внимательный человек скорее будет услышан и понят своим партнером.
Следует обратить особое внимание на свое поведение в момент беседы. Если человек при разговоре не смотрит на своего собеседника, крутит что-то в руках или чрезмерно размахивает ими, то трудно сосредоточиться и понять его речь.
Приятно воспринимать плавную, размеренную, образную, логичную речь, образцы которой нам представляет русская классическая литература. Очень хочется, чтобы дети открыли ее для себя и своих друзей.
Мы убеждены в том, что образование надо не «давать», а его надо «брать». Отсюда наше стремление развить у детей жажду познания, «зацепить» их любознательность, не давать им максимальную информацию, а пробудить в них желание узнать, уточнить, выяснить что-то самим.
Ребенок от природы необыкновенно одарен и интересен. Задача педагогов – не дать ему «закрыться», поощрить его фантазию, творческое начало, сохранить его индивидуальность.
Программа направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка, что является актуальным в любое время.
Цель программы
Создание условий для раскрытия природного творческого потенциала ребенка, формирования технической и эстетической базы для дальнейшего восприятия и воспроизведения художественных произведений.
Задачи программы
Обучающие:
- обеспечить условия для формирования всесторонне развитой личности, умеющей воспринимать и ценить прекрасное, свободно владеющей своей речью (обладающей умением ярко, образно, убедительно выражать свои мысли) и телом (ребенок должен быть свободным, раскрепощенным, но не развязным);
- расширить словарный запас ребенка, развить внимание, зрительную память;
- дать понятие о синонимах, антонимах, сравнениях и других средствах выразительности речи;
- познакомить с основами стихосложения;
- дать представление о теме и идее стихотворения;
- обучить детей осознанному восприятию литературных произведений,
работе над литературным материалом, чтецким мастерством;
- познакомить со средствами выразительности речи (логические ударения, паузы, сила звука, темпо- ритм, тембр голоса, интонационная окраска, понятие о подтексте).
Развивающие:
- раскрыть природный творческий потенциал ребенка: его индивидуальность, органику, фантазию, внимание;
- сформировать техническую и эстетическую базы для дальнейшего восприятия и воспроизведения художественных произведений;
- развить органику поведения (снять зажатость, закомплексованность,
развить чувство ритма и координацию движений);
- развить ассоциативное и логическое мышление;
Воспитывающие:
- способствовать эстетическому и духовному воспитанию личности средствами художественного слова;
- воспитать любознательных, доброжелательных, отзывчивых членов нашего общества с активной гражданской позицией;
- заложить основы культуры поведения в обществе.
Отличительные особенности программы
Данная образовательная программа позволяет не только совершенствовать технику речи ребенка, расширить словарный запас, разнообразить интонационное богатство речи, но и подготовить детей к восприятию литературных произведений, то есть работать над тем, на что часто не хватает времени на уроках русского языка и литературы в школе.
Во втором полугодии третьего года обучения занятия проходят по следующей схеме: тренинг (скороговорки, упражнения на дыхание, координацию движений, ритмику) и работа над индивидуальными стихотворениями. Работа над каждым стихотворением начинается с обсуждения темы, композиции, идеи стихотворения. Вся группа участвует в обсуждении. Работа завершается конкурсом на лучшее исполнение стихотворения.
Методы организации образовательного процесса
В работе используются как традиционные методы, так и методы активного обучения:
1. Словесные
- Рассказ
- Беседа
- Лекция
- Беседы-размышления
- Анализ текста
- Устное изложение и др.
2. Практические
- Тренинг
- Игровая ситуация
- Упражнения
- Экскурсия и др.
3. Наглядные
- Наблюдения
- Самонаблюдения
- Показ видеоматериалов, иллюстраций
- Работы по образцу и др.
Формы проведения занятий
- конкурс
- экскурсия
- викторина
- концерт
- праздник и др.
Формы организации деятельности учащихся на занятии
групповая
индивидуальная
индивидуально-групповая и др.
Ожидаемые результаты
1 год обучения
Ожидаемые результаты на уровне обучающих задач:
желание остаться в коллективе. Усовершенствование техники речи, воспитание органики поведения, расширение словарного запаса. Знание понятий «артикуляция», «постановка дыхания» и др. Умение четко и дикционно чисто произносить разученные скороговорки. Приобретение навыка коллективного чтения стихотворения.
Ожидаемые результаты на уровне развивающих задач:
раскрытие природного творческого потенциала ребёнка, развитие фантазии, внимания; снятие зажатости, закомплексованности.
Ожидаемые результаты на уровне воспитывающих задач:
знакомство с этикетом, речевой культурой, культурой жестов; воспитание культуры восприятия стихотворного произведения.
2 год обучения
Ожидаемые результаты на уровне обучающих задач:
раскрытие своих индивидуальных возможностей. Знакомство с литературоведческими понятиями. Знание понятий «тема», «идея», «подтекст», «темп», «ритм» и др. Навык владения логическим ударением. Умение логически правильно выстроить свою речь.
Ожидаемые результаты на уровне развивающих задач:
развитие координации движений, развитие ассоциативного и логического мышления.
Ожидаемые результаты на уровне воспитывающих задач:
развитие умения слушать и слышать других, воспитание речевой и сценической культуры, умение оценивать свои успехи и успехи товарищей, формирование доброжелательного отношения к окружающим.
3 год обучения
Ожидаемые результаты на уровне обучающих задач:
Знание понятий «жанр», «типы речи», «ассоциации». Знакомство с нормами русского литературного языка. Умение создать текст определенного типа речи. Умение определять тему и идею текста, высказывания; сформулировать и обосновать свою точку зрения.
Ожидаемые результаты на уровне развивающих задач:
дальнейшее развитие органики поведения, образного видения через этюды.
Ожидаемые результаты на уровне воспитывающих задач:
воспитание культуры восприятия литературного произведения, формирование гражданской позиции.
Ожидаемые результаты на уровне развивающих задач:
формирование технической и эстетической базы для восприятия и воспроизведения художественных произведений.
Ожидаемые результаты на уровне воспитывающих задач:
овладение речевой и сценической культурой, формирование навыков толерантного общения.
Оценка результативности
- по факту сохранности контингента коллектива с учетом анализа причин, по которым ребенок перестал посещать занятия;
- по создавшемуся морально-этическому климату на занятиях;
- по итоговым занятиям;
- по результату участия в конкурсе в конце третьего года обучения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- коллективное чтение стихотворений
- творческие работы детей (стихотворения, рассказ на одну букву, сочинения)
- индивидуальное чтение стихотворения
- викторины
-обсуждение выполненного задания в коллективе
Учебно-тематический план.
1 год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Веселый алфавит. Знакомство с историей предмета. Техника безопасности. | 1 | |
2 | Культура поведения. Веселый алфавит. | 1 | |
3 | Дикция, артикуляция, постановка голоса и дыхания. Пословицы и поговорки. | 1 | |
4 | Чувство ритма и координация движений. Скороговорки. | 1 | |
5 | Основы стихосложения. Считалки. | 1 | |
6 | Развитие речи. Занимательная азбука. С. Я. Маршак. | 1 | |
7 | Раскрытие творческого потенциала. Русские народные сказки. | 1 | |
8 | Итоговое занятие. Обсуждение достигнутых успехов. Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 1 | |
9 | Русская народная сказка «Теремок». | 1 | |
10 | Путешествие в страну слов. | 1 | |
11 | Литература зарубежных стран. | 1 | |
12 | Русская народная сказка «Каша из топора» | 1 | |
13 | Составление сказок и загадок. | 1 | |
14 | Организация выставки книг «Любимые сказки» | 1 | |
15 | Работа по сюжетным картинкам | 1 | |
16 | «Мой любимый герой» | 1 | |
17 | «В сказку дверь мы приоткроем» | 1 | |
18 | Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина | 1 | 1 |
19 | Рассказы о природе | 1 | 1 |
20 | Рассказы о животных | 1 | 1 |
21 | Мой любимый питомец. Составление текста-описания. | 1 | 1 |
22 | Литературная викторина «Здравствуй, весна» | 1 | 1 |
23 | Любимые мамы. Стихи. | 1 | 1 |
24 | Стихи А. Л. Барто. | 1 | 1 |
25 | Стихи об игрушках. | 1 | 1 |
26 | Мир животных в произведениях. | 1 | 1 |
ВСЕГО | 34 часа |
2 год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие «Как я провел лето». | 1 | |
2 | Техника речи: дикция, дыхание, посыл звука, артикуляция. | 1 | |
3 | Средства выразительности. | 1 | |
4 | Чувство ритма, координация движений. | 1 | |
5 | Развитие речи. | 1 | |
6 | Раскрытие творческого потенциала учащихся. | 1 | |
7 | Секреты литературного творчества | 1 | 1 |
8 | Стихи о детях | 1 | 1 |
9 | Сказки- приключения | 1 | 1 |
10 | Загадки о животных ,явлениях природы, которые ребёнку хорошо известны | 1 | 1 |
11 | Сказки или рассказы о детях | 1 | 1 |
12 | Стихи о природе | 1 | 1 |
13 | Сказки о животных | 1 | 1 |
14 | Сказки-приключения | 1 | 1 |
15 | Стихи о детях, о Родине | 1 | 1 |
16 | Рассказы о животных | 1 | 1 |
17 | Рассказы о детях | 1 | 1 |
18 | Забавные стихи | 1 | 1 |
19 | Сказка-игра о хвастовстве | 1 | 1 |
20 | Итоговое занятие. Обсуждение достигнутых успехов. | 1 | 1 |
ВСЕГО | 34 часа |
3 год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие «Мое летнее открытие». | 1 | |
2 | Секреты литературного творчества | 1 | |
3 | Этическое воспитание. | 1 | |
4 | Техника речи. | 1 | |
5 | Раскрытие творческого потенциала | 1 | |
6 | Развитие речи. | 1 | 1 |
7 | Литература как искусство слова. Вымысел и художественное творчество. | 1 | 1 |
8 | Литературные жанры как исторически сложившиеся формы литературы. | 1 | 1 |
9 | Фольклор. Основные жанры фольклора. Сказка. Виды сказок. Русские народные сказки. | 1 | 1 |
10 | Сказки народов мира. Самостоятельный анализ сказки. | 1 | |
11 | Русские сказочники. Сочинение сказки. | 1 | |
12 | Книжная полка. Из русского фольклора. Русские народные сказки, былины, народные песни. | 1 | 1 |
13 | Духовная литература. Библия. | 1 | |
14 | Книжная полка. Из древнерусской литературы. Летописи. | 1 | 1 |
15 | Эпические жанры. Литературные сказки. | 1 | |
16 | Сказочная традиция в русской литературе. В.А. Жуковский, П. П. Ершов, С. Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский | 1 | 1 |
17 | Тема, идея сказки и их образное воплощение. Х.К. Андерсен, В.Ф. Гауф, Р. Киплинг. | 1 | 1 |
18 | Как рождается сказка. Создание сказки по пословице. | 1 | 1 |
19 | Книжная полка. Писатели – сказочники. | 1 | 1 |
20 | Рассказ. Жанровые особенности рассказа. | 1 | 1 |
21 | Герой и сюжет рассказа. А. И. Куприн, Дж. Лондон, Б. С. Житков, В. Ю. Драгунский. | 1 | 1 |
22 | Итоговое занятие. Обсуждение итогов обучения. | 1 | |
ВСЕГО | 34 часа |
Содержание образовательной программы
Содержание программы первого года обучения
В первый год обучения работа ведется по следующим темам:
Тема 1. Вводное занятие. История предмета. Древние ораторы. Знакомство.
Тема 2. Культура поведения: культура общения, вежливость, умение слушать
Теория: Понятие о комплименте, урок добрых слов. Правила разговора по телефону, поведение в транспорте, магазине на природе.
Практика: Отрабатывается умение представить себя, сделать поклон.
Работаем над осанкой, правилами общения в различных бытовых ситуациях. Учимся видеть в человеке прекрасное.
Итог. Сочинение индивидуальных поздравлений родным, близким, друзьям.
Формы оценки результативности
- Наблюдение педагога дает возможность сделать вывод о степени успешности выполнения индивидуально-педагогических задач.
- Комплимент гостям или товарищам.
Тема 3. Дикция, артикуляция, постановка голоса и дыхания
Теория: Понятие о дикции, артикуляции, ритме речи, посыле звука. Практика: Дикционные упражнения (скороговорки и чистоговорки на чистоту и быстроту произношения).
Итог. Дикционная чистота произношения, умение владеть посылом звука, чувствовать ритм речи.
Формы оценки результативности
- Наблюдения педагога.
- Конкурс «Как на горке, на пригорке…».
Тема 4. Чувство ритма и координация движений
Теория: Что такое ритм? Координация. Для чего она нужна?
Практика: Воспитание органики движений. Упражнения на развитие речевых нервных центров, находящихся в кончиках пальцев. Хлопки по четвертям, отхлопывание заданного ритмового рисунка, хлопки с выделением сильной доли такта. Сочетание двух разных ритмов.
Итог. Раскрепощение, конкретность, отхлопывание заданного ритма, хлопки с выделением сильной доли такта.
Формы оценки результативности
- Обсуждение выполненного упражнения «Буратино» («подвесить себя на гвоздик», то есть мгновенно пропустить через позвоночник «стержень»); упражнений «Дай, дай – не надо, не надо», «Книга», «Горошина», «Ловля мух».
Тема 5. Первое знакомство с основами стихосложения
Теория: Понятие о рифме и ритме стихотворения. Роль ритма и рифмы в стихотворном произведении.
Практика: Упражнения на подбор рифмы. Сочиняем коллективное стихотворение.
Итог. Хлопки по четвертям, хлопки с выделением сильной доли такта. Подбор рифмы. Сочинение своего стихотворения.
Формы оценки результативности
- Наблюдение педагога.
- Обсуждение кружковцами каждой работы.
Тема 6. Развитие речи
Теория: Вступление, основная часть, заключение- неотъемлемые части сочинения. Логика произведения.
Практика: Развитие логического мышления, умение построить логическую «цепочку», логическое ударение. Расширение словарного запаса: «Рассказ из слов на одну букву». Сочиняем сказку (рассказ) вместе.
Итог.
- Работа над логической «цепочкой» ведется на материале произведений из немецкого фольклора.
- Владение логическим ударением показывается на материале скороговорок.
- Создание рассказа, се слова которого начинаются на одну букву.
- Сочинение коллективного рассказа на заданную тему.
Формы оценки результативности
- Обсуждение в коллективе.
- Выявление победителя конкурса «Аукцион слов на одну букву…»
Тема 7. Раскрытие творческого потенциала
Теория: Что это такое «этюд»? Понятие о пантомиме.
Практика: Развитие фантазии, образного видения (упражнения «Полет на ковре-самолете», «Шарик», этюды).
Тренировка зрительной памяти (игра «Баранья голова»).
Итог.
- Передача различных воображаемых предметов (жаба, горячая картошка, цветок и т.д.).
- Изображение пантомимой задуманного животного.
Формы оценки результативности
- Обсуждение выполнения упражнений в коллективе.
Тема 8. Итоговое занятие. Беседа-анализ «Я научился…»
Содержание второго года обучения
Задачей второго года обучения является продолжение работы по развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса, воспитание ассоциативного и логического мышления). Знакомство со средствами выразительной речи (логические ударения, пауза, сила звука, темпо-ритм, тембр голоса, интонационная окраска, понятие о «подтексте»).
Дальнейшее развитие координации движений (дирижирование, походка…).
Воспитание образного видения через этюды. (Изобразить предмет; иллюстрация литературных произведений этюдами).
На втором году обучения много времени уделяется играм со словами. Через игру дается понятие о синонимах, антонимах, сравнениях. Используются игры со словами: шарады, анаграммы, лотагрифы, метаграммы.
Дается представление о теме и идее стихотворения.
Тема 1. Вводное занятие. Беседа «Как я провел лето».
Тема 2. Техника речи: дикция, дыхание, посыл звука, артикуляция
Теория: Объяснение критериев правильного выполнения упражнений.
Практика: Посыл звука отрабатывается при помощи упражнения: «Бросить вдаль звуковой «мячик» на счет 5-8-10»; тренировка дыхания на скороговорке «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки…»; артикуляционные упражнения: произнесение сочетаний гласных и согласных звуков: и, э, а, о, у, ы; би, бэ, ба, бо, бу, бы; ви, вэ, ва, во, ву, вы; биппи, бэппэ и др.
Итог:
- владение силой произносимого звука
- правильное дыхание при выразительном чтении
- дикционная чистота произношения
Формы оценки результативности
- выявление победителя конкурса «Как на горке, на пригорке…»
- наблюдения педагогом за уровнем владения детьми силой произносимого звука
Тема 3. Средства выразительной речи
Теория: Интонация: Логическое ударение, сила звука, пауза, тембр голоса, темпо-ритм. Интонационное звучание (понятие о «подтексте»). Понятие о темпе и ритме. Совпадения и расхождения темпа и ритма художественном произведении.
Тренировка логического ударения и силы звука на материале скороговорок: «Бобр…», «Цапля…», «Карл…», «От топота копыт…».
Выразительное чтение по ролям басен И.А.Крылова (тембр голоса, подтекст). Упражнение: с помощью интонации убедить слушающих, что слон – большой, мышь – маленькая, торт – вкусный, горчица – горькая, картошка – горячая, вода – холодная и т.д.
Итог
- Владение логическим ударением.
- Выразительное чтение по ролям басен И.А.Крылова.
Формы оценки результативности
- Наблюдение за кружковцами дает педагогу оценить и дальнейшем использовать индивидуальные данные каждого ребенка.
- Обсуждение в коллективе успехов товарищей.
Тема 4. Чувство ритма, координация движений
Теория: Ритмическая основа музыкальных произведений
Итог
Игра-упражнение: «Волшебная палочка» (передача палочки в заданном ритме).
Упражнение на внимание «Зеркало». Игра «Разведчики».
Формы оценки результативности
- Наблюдения педагога позволяют проанализировать степень усвоения детьми пройденного материала.
- Подведение итогов игры «Разведчики».
Тема 5. Развитие речи
Теория: Понятия о синонимах и антонимах, сравнении, эпитете.
Практика: Создание рассказа, логически связывающего 3 слова. Понятие о синонимах и антонимах. Подбор синонимичных и антонимичных пар. Упражнение подбери сравнение.
Словарный запас. Подбор определений к заданным словам.
Итог:
- Задание: придумать предложение, состоящее из 5-7 слов, начинающихся на одну заданную букву.
- Упражнение. «Рассказ по картинке». (Придумать рассказ, в котором в начале, в середине или в конце могла бы быть использована данная картинка в качестве иллюстрации), определение настроения персонажа картинки.
- Составление рассказа, все слова в котором начинаются на заданную букву.
- Анаграммы, метаграммы, лотагрифы.
- Шарады. (Понятие и разыгрывание).
- Составление рассказа с использованием сравнений
- Выполнение заданий расширяет словарный запас детей, формирует умение логически выстроить свою речь, тренирует внимательность, сообразительность и фантазию.
Формы оценки результативности
- анализ творческих работ учащихся педагогом
- обсуждение наиболее удачных рассказов в коллективе
Тема 6. Раскрытие творческого потенциала учащихся
Теория: Образное видение. Искусство восприятия.
Практика: Игра «Море волнуется раз…» (задумать какое-либо растение, животное, предмет, литературного героя и «застынь», изображая задуманное. Водящий должен расколдовать игроков, т.е. отгадать изображенное).
Искусство восприятия.
Умение слушать, реакция (этюды).
Итог:
- Разыгрывание этюдов позволяет ребенку проявить себя как режиссера, актера, учит взаимодействию на сценической площадке.
Формы оценки результативности
- использование метода « незаконченный тезис»
Тема 7. Знакомство с секретами литературного творчества
Теория: Понятия о теме и идее произведения. Знакомство с законами стихосложения. Дальнейшее раскрытие понятий «рифма» и «ритм»
Практика: Анализ сказок К.Чуковского и С. Маршака. Создание собственных стихотворных миниатюр.
Итог: Создание собственных стихотворных миниатюр.
Формы оценки результативности
Анализ стихотворных миниатюр созданных воспитанниками.
Тема 8. Итоговое занятие. Беседа-анализ «Мои успехи».
Содержание третьего года обучения
Задачей третьего года обучения является обучение детей осознанному восприятию литературных произведений; работа над литературным материалом, чтецким мастерством (использование всех средств выразительности речи).
Дается представление о жанровых особенностях прозы, поэзии, басни. Учащиеся знакомятся с тремя типами речи: описанием, повествованием, рассуждением.
Понятие о монологе и диалоге.
Необходимо поговорить с ребятами и о природе юмора.
Тема 1. Вводное занятие «Мое летнее открытие».
Тема 2. Секреты литературного творчества
Теория: Знакомство с основными элементами композиции произведения: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Практика:Сочинение и разыгрывание сказок с использованием «пальчиковых» игрушек.
Итог: Разыгрывание придуманных сказок.
Формы оценки результативности:
Обсуждение разыгранных сказок.
Тема 3. Развитие речи.
Теория:Знакомство с тремя типами речи: описанием, повествованием, рассуждением.
Понятие о юморе.
Представление о том, над чем можно смеяться, а над чем нельзя.
Басня, особенности жанра. Мораль в басне.
Понятие о монологе и диалоге.
Знакомство с нормами русского литературного языка.
Практика: Чтение и обсуждение стихотворений из немецкого фольклора «Крысолов из Гамельна» и др.; басен Крылова, Лафонтена, Михалкова.
Чтение по ролям стихотворения «Телефон» К.Чуковского.
Итог. Создание ребенком определенного типа речи. Аргументированность утверждений.
Формы оценки результативности
Анализ созданных текстов как закрепление представлений о типах речи.
Тема 4. Раскрытие творческого потенциала.
Теория: Ассоциации.
Практика: Ассоциативное мышление.
Определение литературных героев через ассоциации.
Импровизация на указанную тему: слушание музыки, пантомима, рассказ.
Итог.
- Игра на внимание «Сумасшедший дом».
- Игра «Ассоциации».
- Упражнение на развитие фантазии. «Конкурс Мюнхаузенов».
Формы оценки результативности
Обсуждение в коллективе выполненных заданий.
Тема 5. Этическое воспитание.
Теория: Понятие о прекрасном. Беседа.
Практика: К прорыву блокады Ленинграда. Беседа о С.-Петербурге с демонстрацией видов города. Чтение стихотворений М.Борисовой из книги «Прогулка по Ленинграду» и Баруздина из книги «Что я видел в Эрмитаже». Прослушивание «Гимна Великому городу» Глиэра.
Итог: Поэтические произведения заставляют по-новому взглянуть на родной город.
Формы оценки результативности: Выявление интереса ребят к теме занятия с помощью опросника по теме.
Тема 6 .Техника речи.
Теория: Объяснение критериев правильного выполнения упражнений.
Практика: Дальнейшее совершенствование дикционной чистоты произношения скороговорок, наращивание темпа, интонационное разнообразие актёрских задач.
Итог: безупречность произношения.
Формы оценки результативности: Наблюдения педагога за дикционной чистотой исполнения произведений.
Тема 7: Итоговое занятие. Обсуждение исполнительского мастерства.
Методическое обеспечение программы
- Программа «Художественное слово»
- Словари русского языка
- Разработки конкретных дел
- Дидактический материал (наглядные пособия на различных носителях)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в начальной школе. –М., 1987.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения.-М., 1991.
- Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся.-М., 1983.
- Лобановская З.Д. Радость познания.-С.Петербург.,1993.
«Утверждаю»
Руководитель МОУ «ООШ с. Любицкое»
________________ /Гончарова Н. М. /
(ФИО)
Приказ № ___ от «___» ___ 201___ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование программы дополнительного образования туристко-экскурсионной направленности "Муравьишка"
С введением Федерального государствеееного образовательного стандарта возникла необходимость разработки данной программы .В ходе ее изучения обучающиеся знакомятся с родной школой,родным городом и его...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Развитие ассоциативно-образного мышления на занятиях по общеобразовательным программам дополнительного образования художественно-эстетического профиля
В статье рассматривает опыт внедрения образовательных проектов в системе общего и дополнительного образования на примере разработки занятия, целью которого является развитие ассоциативно-образного мыш...
Рабочая программа дополнительного объединения художественно – эстетического направления
Цель программы: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся, на основе приобретенных комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для ...
Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для школьников 7-11 лет.
Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для школьников 7-11 лет....
Методическая разработка. Программа дополнительного образования «Художественная эстетическая гимнастика»
Методическая разработатка для педагогов дополнительного образования, благодаря которой, можно улучшить физические данные детей...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...