доклад "Профессиональный стресс учителя"
консультация

Тишакова Наталья Александровна

Профессиональное выгорание учителя.Как противостоять этому? Несколько советов по стрессоустойчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnyy_stress_pedagoga.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ «им. М.М.Рудченко с.Перелюб Перелюбского

муниципального района Саратовской области»

Педагогический совет

Доклад на тему

Профессиональный стресс педагога

                                                                                                  Подготовила

                                                                                                  учитель нач.классов

                                                                                                  Тишакова Н.А.

Для предварительной рефлексии при входе каждый педагог выбирает цветной листочек и кладет его в корзинку. Помощники приклеивают их на рисунок дерева на плакате.

  1. Вступительное слово

В начале педагогического совета мы провели предварительную рефлексию. Перед нами необычное дерево. На нем растут листья разного цвета, это дерево нашего настроения: - Красный цвет - обозначает работоспособность, энергетику.

Желтый цвет - желание действовать, прилагать усилие, цвет солнца.

Зеленый цвет - спокойное приятное настроение.

Синий цвет - устойчивая концентрация внимания.

Фиолетовый цвет - грусть.

Белый цвет - утомление, усталость.

           Каково же настроение большинства участников нашего педсовета? Листочки на нашем дереве показывают, что большинство выбрали ….

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире.

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей.

 В школе между учителем и родителем, учителем и учеником часто возникают ситуации, на которые учитель должен правильно реагировать. Предлагаю обсудить несколько педагогических ситуаций и выбрать наиболее удачные решения.

Педагогическая ситуация № 1 «Слишком добросовестный» учитель математики постоянно задерживает детей на перемену, оставляет после уроков. У родителей - претензии. Что им ответить?

 1. Принести родителям извинения и «исправиться».

 2. Объяснить задержки слабостью класса и необходимостью дополнительной работы с ним.

3. Выдвинуть встречные претензии к родителям, которые не уделяют должного внимания успеваемости детей.

4. Смело парировать родительские претензии угрозой отказа от класса и тем, что дети могут остаться вообще без учителя математики.

Ответ: 1, 2. 

Педагогическая ситуация №2 Придя в школу раздраженной домашними неурядицами, учительница с ходу «набрасывается» на класс. Разрядившись, она видит, что переборщила.

Что делать?

1. Ничего - бываете же Вы иногда и «расслабленной», и слишком доброй!

2. Посетовать: «Как у меня сегодня болит голова ... Наверное, магнитные бури».

3. Спокойно сказать: «Извините, что-то я сегодня разошлась».

4. «Компенсировать» свои нападки тем, что в этот день не дать домашнее задание.

5. Тепло сказать: «Ну что ж, друзья, а теперь посмотрим, что у вас получилось с ...».

Ответ: 3. 

Педагогическая ситуация №3 Учительница, доведенная на уроке «до ручки» классными «шутниками», в отчаянии заявляет классу, что оставляет всех на дополнительный урок для выполнения «штрафного» задания. Дисциплинированные, добросовестные ученики возмущены: за что они-то страдают? Как поступить?

1. Спокойно объяснить, что на этот раз пострадают все, чтобы впредь сознательная часть класса четко становилась на сторону учительницы и помогала осадить бездельников.

2. Спокойно объяснить, что Вас не так поняли: наказание касается только отличившихся «шутников».

3. Признать доводы сознательной части класса справедливыми и отпустить этих ребят.

 4. Резко осадить «выступающих» и непреклонно заявить, что обсуждать свои решения с ними не намерены.

 5. Коротко заключить: «Все претензии - к завучу, а уж я обрисую ей нашу ситуацию». Ответ: 3. 

Профессиональный стресс

Симптомы стресса:

- чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по -утрам сразу после сна

- ощущение эмоционального и физического истощения

- частые беспричинные головные боли, боли в груди, в спине, частые простуды, тики

- частая бессонница

- повышенная раздражительность даже на незначительные события

- частые нервные «срывы»

- чувство неосознанного беспокойства, тревожности

        Важным профессиональным качеством учителя является его стрессоустойчивость.

        Многие из перечисленных состояний являются незначительными, но со временем усиливаются и под воздействием стресса могут привести к серьезным заболеваниям.

Причины возникновения стресса: 

- неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;

 - конфликты с коллегами;

- чувство перегруженности работой, переутомление;

- психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;

 - слишком высокая ответственность.

        «Стресс выбирает себе в жертву тех, кто делает всё сверх меры, не учитывая своих сил»

        Чем помочь в этой ситуации? Смена видов деятельности, общение с интересными людьми, поездки на семинары и конференции, любимое хобби и конечно спорт.

        Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, он внутренне напрягается, зашкаливает давление, учащается пульс, мышцы напрягаются, проявляются признаки готовности к действию. Но действия-то не происходит, и «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле, и человек, жалуется «на сердце», на «гипертонию». В мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы. А это может привести к усталости, сниженною настроения, раздражительности или апатии, нарушению сна, психосоматическим заболеваниям.

       Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение.

        Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно тек же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

        Хочу познакомить вас с полезными релаксационными упражнениями, которые помогут поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.

  1. Упражнение «Лимон» 

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

       Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

  1. Упражнение «Сосулька» («Мороженое») 

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

         Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

       И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний либо 15-20 прыжков на месте. Данный метод снятия  напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

  1. Упражнение «Заброшенный сад» 

    Это упражнение рекомендуется применять, когда человек перегружен делами и не знает, за что браться в первую очередь.

   Звучит тихая и спокойная музыка. Представьте, что вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в ней находится деревянная дверь. Откройте ее и войдите. Вы оказываетесь в старом заброшенном саду. Когда-то это был прекрасный сад, однако за ним давно уже никто не ухаживает. Растения так разрослись, и все настолько заросло травой, что не видно земли и трудно различить тропинки. Вообразите, как вы, начав с любой части сада, пропалываете сорняки, подрезаете ветки, выкашиваете траву, пересаживаете деревья, окапываете, поливаете их, то есть делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид... Через некоторое время остановитесь, осмотритесь, где вы уже поработали, где нет. Ощутите разницу... Осознайте, что так и в жизни происходит, стоит только начать что-то делать.

    Делать такие упражнения желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее и увереннее. Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите, как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчего у ребенка стресс?

Уважаемые педагоги! Примите, пожалуйста, к сведению!...

Способы снятия стресса. Человек часто подвержен стрессам...

Способы снятия стресса  Человек часто подвержен стрессам. Неприятностей и стрессов мы, разумеется, избежать не можем, но в наших силах научиться бороться с их последствиями. Каждый из н...

Один из главных врагов здоровья учителя – стресс

Умение предупреждать возникновение дистресса относится к необходимой составляющей профессиональной компетенции учителя...

Классный час "Стресс. Способы выхода из стресса"

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:«Стресс. Способы выхода из стресса»(4 класс)               Педагог- психолог: ...

Простые советы для учителей по противостоянию стрессу

Выступление на заседании лаборатории «Здоровьесберегающие технологии» по теме: «Методическая копилка для снижения психологической и эмоциональной нагрузки учителей»...

Стресс! Стресс!

Стресс и его особенности....

Тренинг "Стресс, способы борьбы со стрессом"

Технологичсеская карта тренинга "Стресс, способы борьбы со стрессом"....