Один из главных врагов здоровья учителя – стресс
консультация
Умение предупреждать возникновение дистресса относится к необходимой составляющей профессиональной компетенции учителя
Скачать:
Предварительный просмотр:
Каждый учитель испытывает на себе влияние стрессов. Так что же такое «школьный стресс»?
Работа учителя характеризуется не только высокими нагрузками на голосовые связки и сосудистую систему ног, но и постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением, дистрессами. Поэтому для предупреждения профессионально-личностной деформации, поддержания высокой работоспособности, сохранения здоровья и обеспечения долголетия учителю необходимо специально и грамотно заботиться как о своем физическом здоровье, так и психическом состоянии.
Один из главных врагов здоровья учителя – стресс (точнее – дистресс).
Дистресс – стресс чрезмерной силы или продолжительности, оказывающий на организм неблагоприятное (патогенное) воздействие.
Распространенное понятие «школьного стресса» относится не только к учащимся, но и к учителям. Состояние стресса так же заразительно, как и любые выраженные эмоции. Люди с меланхолическим темпераментом, чувствительной нервной системой легче «заражаются» стрессом; флегматики, люди с сильной волей и твердым характером, менее зависимы от состояния окружающих.
Основополагающий элемент нашей образовательной системы – урок сам по себе, является стрессогенным фактором, так как заставляет и учителя, и учеников успеть за 40-45 минут выполнить все намеченное. Угроза «не успеть» - одна из самых стрессогенных для современного человека. У учителя к этому добавляется необходимость одновременно решить несколько нелегких педагогических задач. Нужно уследить за каждым учеником, реализуя индивидуальный подход, поддержать дисциплину в классе, доступным языком объяснить новый материал, оценить степень его усвоения, проверить выполнение домашнего задания и поставить объективные оценки – все эти задачи сами по себе вызывают психическое напряжение, так как решаются с высоким чувством ответственности. Кроме того, любое деловое общение с людьми потенциально стрессогенно, особенно в наше время «конфликтов и страстей».
Поэтому умение предупреждать возникновение дистресса относится к необходимой составляющей профессиональной компетенции учителя.
Как же узнать, отношусь ли я к «группе риска» людей с чертами «стресс - коронарного типа»
Люди, для которых типично нахождение в состоянии стресса, отличаются определенными чертами характера. Уже одна особенность этого типа людей – погруженность в работу, сближающая их с «трудоголиками», - свидетельствует о том, что среди педагогов представителей этого типа немало. Американские ученые Фридман и Розенман (1974) показали, что чем более выражены у человека эти черты, тем больший риск возникновения у него сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе стенокардии, инсультов и инфарктов. Поэтому этот тип людей получил название «стресс-коронарного» типа (или тип А).
Будет полезно проверить себя на выраженность этих черт личности, чтобы постараться корректировать их, одновременно не забывая о профилактике сердечно-сосудистых нарушений.
В предлагаемом вопроснике предусмотрено 2 варианта ответов: «да» или «нет».
- Характерно ли для вас заниматься несколькими делами сразу (звонить, поддерживать разговор, делать пометки в блокноте, смотреть телевизор)?
- Испытываете ли вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела еще завершены?
- Когда говорят другие люди, возникает ли у вас желание прервать их, закончить фразу или каким –либо еще способом ускорить беседу?
- Пытаетесь ли вы направить разговор в русло собственных интересов, вместо того чтобы проявить желание выслушать других людей?
- Решая какую-либо задачу, стремитесь ли вы закончить ее как можно скорее, чтобы иметь возможность перейти к следующей работе?
- Ощущаете ли вы, что постоянно чего-то не успеваете?
- Предпочитаете ли вы в большей степени иметь, нежели быть (т.е. обладать чем-либо или испытывать себя)?
- Торопливы ли вы в обычной жизни (в еде, разговоре, ходьбе и т.д.)?
- вызывает ли у вас раздражение вид слоняющихся без дела людей?
- Характерно ли для вас состояние физического напряжения?
- При участии в каком-либо деле вас больше интересует результат, нежели удовольствие от процесса?
- Трудно ли вам передать часть своих полномочий и обязанностей другим?
- Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на совещании, собрании, не выступить на нем?
- Заставляете ли вы тех, за кого отвечаете (детей, подчиненных, близких), стремиться к достижению поставленных вами целей, не слишком интересуясь тем, чего они хотят сами?
Оценка результатов проста. Чем на большее число вопросов вы дали положительный ответ, тем в большей степени у вас присутствуют черты «стресс - коронарного типа». Особенно стоит обратить на себя внимание тем, кто ответил утвердительно более чем на 10 вопросов.
Как помочь себе в восстановлении
Вот некоторые рекомендации для людей с чертами «стресс - коронарного типа».
Отношение к юмору. Людям с таким складом личности нужно стараться больше шутить, смеяться, особенно над собой, например приостановиться, оглянуться и постараться оценить забавную сторону той или иной ситуации, своей работы.
Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на 4 года дольше. Но главное – лучше!
Расширение горизонтов. Люди с подобным типом личности склонны слишком погружаться в работу. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается другим интересам.
Лучшее понимание других людей. Большинство людей с особенностями этого типа просто не сознают, что окружающие отличаются от них по темпераменту, ценностям, устремлениям и т.д. Важно научиться признавать право окружающих быть другими (самими собой).
Более активная передача полномочий. Невозможно и неправильно пытаться все сделать самостоятельно. Надо научиться передавать полномочия, больше доверять другим людям (что особенно актуально для руководителей).
Уменьшение нагрузок в течение дня. Людям такого типа необходимо стараться все делать немного медленнее, отодвигать подальше окончательные сроки, ходить, перемещаться и говорить с меньшей скоростью, избавляясь от лихорадочного образа жизни.
Большая терпимость по отношению к себе и окружающим. Людям такого типа необходимо внимательнее, терпимее относиться к себе, а не только предъявлять все возрастающие требования. Следует больше прислушиваться к окружающим, позволять им высказываться, не прерывая их. Важно, хотя это и непросто, осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение, вместо того чтобы всегда что–то делать, стремиться к обладанию, приобретению.
педагог-психолог Ершова Л.П.
Предварительный просмотр:
Диагностическое направление деятельности педагога-психолога по разделу «Сенсорно-моторное развитие»
Индивидуальная карта развития — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития». В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы.
1.Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций.
Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
- Оценка статического равновесия: сохранить равновесие в течение не менее 6—8 секунд (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
- Оценка динамического равновесия: преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
Оценка ручной моторики:
- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета.
2.Оценка зрительного восприятия.
- узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
- узнавание контурных изображений (5 изображений);
- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
- выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
3.Оценка слухового восприятия.
- воспроизведение несложных ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
4.Оценка восприятия формы, величины, цвета.
Тесты цветоразличения
- раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
- называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы, группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат, необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
Восприятие величины
- раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
- ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
5.Оценка тактильных ощущений.
- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
6.Оценка пространственно-временного восприятия.
Оценка пространственного восприятия:
- показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
- выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
- конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
Оценка восприятия времени:
- с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?»). Если ребенок не говорит, то необходимо строить беседу по сюжетным картинкам с изображением частей суток, времен года и просить ребенка показывать соответствующую картинку.
Оценка результативности обучения строго индивидуальная, с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ученика. Критерии оценки отражают степень самостоятельности в выполнении задания:
0 баллов - нет продвижения, «действие не выполняет»;
1 балл - минимальное продвижение, «пассивно участвует в выполнении действия», «выполняет с существенной помощью педагога»;
2 балла – среднее, «выполняет с незначительной помощью педагога»
3 балла – значительное, «выполняет действие самостоятельно».
Карта наблюдения за динамикой освоения программы сенсорно-моторной коррекции у детей с умственной отсталостью
Возможности ребенка | Обследование на начало года | Обследование на окончание года | ||||
Не освоено | Частично | Полностью | Не освоено | Частично | Полностью | |
Различает цвета спектра (до 3-х) | 77,3 | 22,7 | 27,3 | 72,7 | ||
Знает основные формы (треугольник, квадрат, круг) | 95,5 | 4,5 | 50,0 | 50,0 | ||
Собирает конструктор Сегена с животными | 77,3 | 22,7 | 13,7 | 59,1 | 27,2 | |
Знает домашних животных | 60,5 | 39,5 | 18,1 | 50,0 | 31,9 | |
Различает звуки: животных птиц музыкальных инструментов машины | 59,1 | 40,9 | 9,1 | 77,2 | 13,7 | |
Игра «Чудесный мешочек»: резиновый мяч пушистый мяч колючий мяч деревянный мяч | 100 | 13,4 | 86,6 | |||
Различает температуру жидкости: холодная горячая | 40,9 | 59,1 | 45,5 | 54,5 | ||
Знает части тела: голова нос, глаза, губы руки, ноги | 27,3 | 72,7 | 45,5 | 54,5 | ||
Различает запахи: приятные резкие парфюмерные лекарства специи химикаты | 81,8 | 18,2 | 9,1 | 90,9 | ||
Следит за картинкой | 59,1 | 40,9 | 4,5 | 59,1 | 36,4 | |
слушает музыку: спокойную ритмичную | 50,0 | 50,0 | 4,5 | 54,5 | 50,0 | |
Двигательная активность: кидает мяч пинает мяч | 36,4 | 45,5 | 18,1 | 18,2 | 27,3 | 59,1 |
Вывод: функции сенсорно-моторной сферы, внимания, памяти, мышления, речи и представления о себе в начальном периоде обучения у этих детей низок. Функции эмоционально-волевой сферы, психомоторное развитие, социально-бытовая адаптация, трудовые навыки и коммуникативность находятся на среднем уровне. Работа по данному разделу показывает после проведения занятий в конце года лучшие результаты.
Предварительный просмотр:
Диагностическое направление деятельности педагога-психолога по разделу «Социально-коммуникативное развитие»
Для исследования коммуникативных навыков использовались следующие методики:
методика «Изучение коммуникативных умений детей», призванная проверить взаимодействие детей при выполнении совместной деятельности;
методика «Назови слова», ставящая целью проверить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка;
методика «Расскажи по картинке» для исследования активного словаря обучающегося;
методика «Общение с взрослыми» для изучения типа общения ребёнка со взрослыми;
методика «Общение со сверстниками» для изучения особенностей ысказывания в общении со сверстниками.
Анализ результатов первичного обследования
Методика «Изучение коммуникативных умений детей» призвана проверить, как взаимодействуют дети при выполнении совместной деятельности (разукрашивания). Результаты проведенного исследования можно представить в виде таблицы:
Выполненные действия | Констатирующий эксперимент |
Поделились карандашами самостоятельно | Богдан |
Поделились карандашами после просьбы партнера | Диана,Максим |
Не поделились карандашами (просьба не была высказана) | Дима |
Не поделились карандашами даже после просьбы партнера | - |
Реагируют словесно на работу партнера | Богдан |
Оценивают словесно свою работу | Диана |
Оценивают словесно работу партнера | Максим |
Не оценивают работу, не интересуются оценкой | Дима |
Отказались от выполнения работы | - |
Вывод: результаты исследования показывают, что школьники с умственной отсталостью плохо взаимодействуют при совместной работе с партнером: некоторые испытуемые не проявляют интереса к выполняемым действиям.
Методика «Назови слова» направлена на изучение общего уровня развития речи обучающегося. Результаты представлены в таблице:
Количество слов во всех группах | Количество баллов | Уровень развития речи | Констатирующий эксперимент |
40 и более | 10 | Очень высокий | - |
35 - 39 | 8 - 9 | высокий | - |
30 - 34 | 6 - 7 | средний | |
25 - 29 | 4 - 5 | - | |
20 - 24 | 2 - 3 | низкий | Диана, Богдан |
не более 19 слов | 0 - 1 | Очень низкий | Максим, Дима |
Вывод: по данным приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что запас слов, хранящихся в активной памяти младших школьников с умственной отсталостью очень низкий.
Методика «Расскажи по картинке» направлена на изучение активного словаря обучающегося. Результаты исследования приведены в таблице:
Количество фрагментов речи | Количество баллов | Уровень развития речи | Констатирующий эксперимент |
10 | 10 | Очень высокий | - |
8 - 9 | 8 - 9 | высокий | - |
6 - 7 | 6 - 7 | средний | - |
4 - 5 | 4 - 5 | Богдан, Диана | |
2 - 3 | 2 - 3 | низкий | Максим |
не более одного | 0 - 1 | Очень низкий | Дима |
Вывод: при выполнении этого задания дети также продемонстрировали низкие показатели.
Изучение типа общения школьника с взрослым позволило получить следующие результаты:
Тип общения | Констатирующий эксперимент |
Практическое | Все дети |
Познавательное | - |
Личностное | - |
Вывод: результаты этого эксперимента позволяют предположить, что дети с умственной отсталостью не склонны к личностному общению, предпочитая ему практическое.
Последний эксперимент был проведен с целью установить, каковы особенности высказываний детей в общении со сверстниками.
Категории высказывания | Констатирующий эксперимент |
Я | 6 высказываний |
ТЫ | 3 высказывания |
МИР | 4 высказывания |
ИГРА | 4 высказывания |
Вывод: меньше всего высказываний о другом ребенке, что характеризует низкий уровень развития коммуникативных навыков. Дети больше всего говорят о себе. Подводя общий итог, следует сказать, что школьники продемонстрировали низкий уровень развития коммуникативных навыков на всех этапах исследования. Тем самым подтвердилась гипотеза о низком уровне развития коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью.
Контрольное обследование и его анализ
Цель контрольного обследования в конце учебного года заключалась в регистрации и анализе всех изменений, их описании и оценке.
При проведении контрольных итогов сформированности коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью применялись те же методики, что и при констатирующем обследовании.
Методика «Изучение коммуникативных умений детей»
Результаты проведенного исследования представлены в таблице:
Выполненные действия | Констатирующий эксперимент |
Поделились карандашами самостоятельно | Все дети |
Поделились карандашами после просьбы партнера | |
Не поделились карандашами (просьба не была высказана) | |
Не поделились карандашами даже после просьбы партнера | - |
Реагируют словесно на работу партнера | Богдан, Диана |
Оценивают словесно свою работу | Богдан |
Оценивают словесно работу партнера | Диана |
Не оценивают работу, не интересуются оценкой | Максим |
Отказались от выполнения работы | - |
Вывод: результаты этого исследования демонстрируют, что школьники с умственной отсталостью плохо взаимодействуют при совместной работе с партнером: некоторые испытуемые не проявляют интереса к выполняемым действиям, выполняя их, потому что им сказали. По данным, полученным в результате исследования, можно сделать вывод о том, что дети начали проявлять заботу об одноклассниках, оказывать помощь, делиться. В процессе исследования Диана и Богдан были посажены за одну парту, что отразилось на полученных результатах – дети учатся оценивать свою работу и работу соседа по парте, выделять ошибки и стремиться не совершать их. Оценивая данные Димы трудно сделать правильный вывод, так как он очень плохо говорит и полностью зависит от взрослых, находящихся в ее окружении.
Методика «Назови слова»
Результаты проведённого исследования представлены в таблице:
Количество слов во всех группах | Количество баллов | Уровень развития речи | Констатирующий эксперимент |
40 и более | 10 | Очень высокий | - |
35 - 39 | 8 - 9 | высокий | - |
30 - 34 | 6 - 7 | средний | |
25 - 29 | 4 - 5 | - | |
20 - 24 | 2 - 3 | низкий | Диана, Д |
не более 19 слов | 0 - 1 | Очень низкий | Виктория |
Вывод: по данным приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что запас слов, хранящихся в активной памяти младших школьников с умственной отсталостью низкий. У Дианы по - прежнему уровень развития речи остается на очень низком уровне ввиду того, что девочка мало посещает школу.
Методика « Расскажи по картинке».
Результаты исследования представлены в таблице:
Количество фрагментов речи | Количество баллов | Уровень развития речи | Констатирующий эксперимент |
10 | 10 | Очень высокий | - |
8 - 9 | 8 - 9 | высокий | - |
6 - 7 | 6 - 7 | средний | - |
4 - 5 | 4 - 5 | Богдан | |
2 - 3 | 2 - 3 | низкий | Максим |
не более одного | 0 - 1 | Очень низкий | Дима |
Вывод: при выполнении этого задания дети показали результаты без изменений по сравнению с констатирующим обследованием.
Исследование «Изучение типа общения школьника со взрослым»
Результаты исследования представлены в таблице:
Тип общения | Констатирующий эксперимент |
Практическое | Богдан, Максим |
Познавательное | Диана |
Личностное | - |
Вывод: результаты этого обследования позволяют предположить, что дети с умственной отсталостью не склонны к личностному общению, предпочитая ему практическое и в несколько меньшей степени познавательное.
Исследование «Особенности высказываний детей в общении со сверстниками»
Результаты исследования представлены в таблице:
Категории высказывания | Констатирующий эксперимент |
Я | 8 высказываний |
ТЫ | 3 высказывания |
МИР | 4 высказывания |
ИГРА | 5 высказывания |
Вывод: результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей в процессе игр отмечено меньше всего высказываний о другом ребенке, чем о себе. Что говорит о том, что дети больше говорят о себе.
Общий вывод: следует отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков в процессе обучения может дать положительные результаты, возможно на это требуется больше времени, чем было отведено по программе. Считаю приемлемым продолжить работу в данном направлении в следующем учебном году.
Родителям на родительском собрании предлагалось оценить социально-поведенческий уровень адаптации учащихся с использованием процедуры Дембо—Рубинштейн, то есть поставить отметку на шкалах, отражающих бытовую ориентированность (от полной беспомощности до полной самостоятельности).
Показатели уровней социально-бытовой адаптации, %
Уровень | Начало года | Конец года |
Низкий | 42 | 34 |
Средний | 30 | 21 |
Высокий | 28 | 45 |
Показатели представленности уровней эмоционально-поведенческой адаптации,% | ||
Уровень | Начало года | Конец года |
Низкий | 48 | 8,0 |
Средний | 16-30 | 84,0 |
Высокий | 31-45 | 8,0 |
Вывод: проблемными зонами в сфере эмоционально-поведенческой адаптации чаще всего выступали эмоциональные вспышки, упрямство, неуверенность при посещении незнакомых мест и при посторонних, сниженное проявление стыдливости, пререкание с родителями и др. По этому направлению работа с данной категорией детей будет продолжаться и в последующих годах обучения ребенка с умственной отсталостью в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «КУРЕНИЕ – ГЛАВНЫЙ ВРАГ ЗДОРОВЬЯ!»
Мы решили исследовать проблему, которая возникла во время изучения тем по здоровью.«Курение – плохая привычка!», «Курение – вредно для здоровья» с целью познакомиться с правилами здоровьесбережения. П...
Конкурсные программы-один из главных инструментов успешности учебно-воспитательного процесса.
Статья адресована учителям, для которых урок-это не только "основная форма организации учебного процесса",но место встречи с личностью ученика. Чем ярче,увлекательнее и убедительнее она происход...
Беседа с учащимися начальных классов «Курение – главный враг здоровья»
Познакомить с историей появления табака в России; на доступных примерах рассказать детям о вреде курения; сформировать у учащихся негативное отношение к курению; способствовать формированию здор...
«Метапредметность как один из главных критериев современного урока»
Учитель, работающий в современной школе, должен понимать, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентирует ФГОС. Весь учебный процесс должен основываться на деятельностном подход...
Исследовательский проект "Курение - главный враг здоровья"
Исследовательский проект учащихся в рамках недели "Береги здоровье смолоду".Название проекта: Курение – главный враг здоровья.Вид проекта: групповой, творческий, информационн...
Работа с родителями и общественностью, как один из главных факторов достижения высоких результатов в воспитании и обучении современного школьника.
Текст выступления на педагогическом совете на тему "Работа с родителями и общественностью, как один из главных факторов достижения высоких результатов в воспитании и обучении современного школьни...
Игровое профилактическое занятие "Здоровый образ жизни. Никотин и алкоголь – враги здоровья." 4 класс
Формирование у детей здорового образа жизни...