Отчего у ребенка стресс?
материал (2 класс) по теме

Уважаемые педагоги! Примите, пожалуйста, к сведению!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchego_u_rebenka_stress.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №14»

Статья на тему:

Отчего у ребенка стресс?

                                                   Курмашева Нина Владимировна

                                                   учитель начальных классов

                                                    второй квалификационной категории

Нижнекамск, 2009

Ваш ребенок пошел в школу. Но через некоторое время вы заметили, что он уже не так активен и бодр, как раньше, его трудно разбудить утром, хотя он и спит 9-10 часов, часто жалуется на усталость и вместо воскресной прогулки предпочитает сидеть дома, стал часто болеть...

Все эти признаки указывают на то, что, скорее всего, ваш ребенок пребывает в состоянии стресса. А такое состояние ослабляет организм и увеличивает риск развития заболеваний. Медики называют стрессом "набор" сдвигов в организме, направленных на его адаптацию к возникшей ситуации, который развивается постепенно, в несколько стадий.

Первая стадия

Прилив сил, повышение умственной и физической активности. На этом этапе стресс благотворен, он помогает мобилизовать силы для разрешения проблемы. Вспомните, как восторженно ребенок рассказывал о первых днях в школе, как сам просыпался, чтобы поскорее бежать туда. Но постепенно нагрузки делают свое дело и ребенку становится труднее.

Вторая стадия

"Активные" отрицательные эмоции. В этой стадии возможны раздражительность, гнев и даже агрессия. Эти эмоции позволяют ребенку разрядиться. Наверняка вы припомните случаи, когда малыш наотрез отказывался делать уроки или идти в школу, дерзил вам. Но вы, конечно же, пресекали все его попытки "выпустить" пар.

Третья стадия

"Пассивные" отрицательные эмоции. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, "выступать" и покорно радует вас успехами или расстраивает двойками. Хронический стресс разрушителен, ученые назвали его "дистрессом" (от англ. distress - горе, бедствие, расстройство).

Четвертая стадия

Проявляется бесконечными болезнями. Статистика свидетельсвтвует: у половины учеников средней школы уже есть вполне определенный диагноз, в старших классах страдающих различными заболеваниями - 95%. Порочный круг замыкается: ведь болезни еще более ослабляют организм.

Если жизнь ребенка представляется вам сплошным праздником, если вы сомневаетесь, в том, что ваш ребенок испытывает огромные перегрузки, загоняющие его в состояние дистресса, просто поставьте себя на его место.

Начнем с того, что детский "рабочий" день фактически длится столько же, сколько и у взрослых: уроки в школе +домашнее задание. А теперь представьте, что каждый день ежечасно (на каждом уроке) вы ждете, что вас вызовет начальник и вам придется отчитываться, да так, чтобы не стыдно было. Время от времени это состояние усугубляется ожиданием масштабных проверок ваших профессиональных качеств начальством (экзамены, открытые уроки, городские контрольные и т.д.). Кстати, ученые утверждают, что стресс, который испытывает ребенок на экзаменах, сравним со стрессом, которому подвергается авиадиспетчер, ответственный за тысячи жизней. После такого рабочего дня вы обязаны бежать на курсы английского или в кружок вышивания крестиком (спортивные секции, кружки и дополнительные занятия).  Тогда и вовсе каждый день превращается в пытку. И сколько бы вы подержались в таких условиях? Взрослого еще может примирить с ситуацией мотивация: нелюбимая работа может хорошо оплачиваться, а ненавистные курсы английского позволят рассчитывать на продвижение по службе. А как объяснить ребенку, зачем ему ходить на фигурное катание до школы, в 6 часов утра или часами играть на аккордеоне.

Но дети терпят: одни, чтобы не расстраивать родителей, другие из страха получить нагоняй, третьи искренне считают, что взрослым перечить нельзя.

Что делать, если у ребенка налицо признаки дистресса?

  • Исключить вероятность заболевания. Причиной быстрой утомляемости, рассеянности, частых ОРВИ могут быть гельминтозы, анемия, хронические инфекции и т.д. Чтобы определить причину, надо обратиться к врачу и сдать анализы.
  • Если анализы в порядке, значит "виноват" хронический стресс. Понятно, от школы не откажешься, хотя и тут существует вариант в виде домашнего обучения. А вот снять с ребенка дополнительные нагрузки вы обязаны. Не стоит совсем отказываться от кружков и секций: они вносят в жизнь разнообразие. Просто надо оставить те, что ребенку в удовольствие. И не надо пугаться, если одно увлечение сменяется другим.
  • НЕ ругайте его за не слишком, по вашему, хорошую успеваемость. Рассеянность, невнимательность – с одной стороны, естественная инстинктивная защита от перегрузок, с другой – их следствие. Рано как агрессия и сопротивление.
  • Обязательно включите в режим дня прогулки и занятия физкультурой. Именно физкультурой, а не спортом: катайтесь на лыжах и коньках, устраивайте велосипедные прогулки, летом плавайте.
  • Обратите серьезное внимание на питание ребенка. Старайтесь кормить его повкуснее, готовьте ему любимые блюда. Они должны содержать все необходимые ребенку компоненты и в достаточных количествах.

Советуем включать в ежедневный рацион ребенка:

  • Дары моря: морская рыба (пикша, камбала, морской окунь, треска), крабы, креветки, кальмары, морская капуста.

Чем полезны: содержат йод, необходимый при снижении работоспособности, успеваемости, склонности к частым заболеваниям, в том числе и хроническим; фосфор и кальций, незаменимые для костей и зубов, особенно в период роста, для предупреждения мышечной слабости.

  • Свекла, красная и белая фасоль, семечки подсолнуха и тыквенные, шпинат, горох

Чем полезны: содержат магний, незаменимый для поддержания энергообмена, укрепления нервной системы, защиты от негативных воздействий стресса.

  • Печень утиная, куриная, телячья, говяжья, изделия из муки грубого помола, курага, чернослив, сок из моркови и граната.

Чем полезны: содержат железо, необходимое для кроветворения, укрепления иммунной и центральной нервной систем и повышения энергетического тонуса организма.

  • Витамины и минералы. Например, витаминно-минеральный комплекс для детей от 7 лет " Витрум® Юниор".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру: Отчего мы иногда болеем. А.И.Куприн "Слон"

Интегрированный урок познакомит детей с новыми понятиями: инфекционные заболевания, иммунитет, возбудители болезни, эпидемии. Используя литературное произведение,  учащиеся узнают о психическом з...

Мой отчий край

Презентация к  разработке экскурсии "Мой отчий край - святая земля Яковлевская"...

Литературное чтение. Дж. Родари "Отчего идет дождь"

На уроке чтения дети учатся различать научные и художественные тексты....

"Всему начало - отчий дом"

Методическая разработка классного часа для 3-4 класса...

Отче наш Презентация

Презентация к занятию православного кружка, также может быть использована на уроках Основы православной культуры...

Сценарий внеклассного мероприятия "Святое место - отчий дом".

Сценарий можно использовать ко Дню Семьи или как единое поздравление для мам и пап после весенних праздников. Мероприятие имеет глубокий нравственный смысл и ,конечно, требует предварительной подготов...