программа Учимся учиться
методическая разработка (1 класс)
Пояснительная записка
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Особенности класса Обучающиеся класса – дети в возрасте 10-14 лет, с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности. Компенсация особенностей развития обучающегося достигается путем создания специальных образовательных условий: создание специальной коррекционно-развивающей среды, использование специальных приемов обучения, минимизация программного материала, интегративное изучение дисциплин, гибкие сроки освоения учебного материала.
Программа «Учимся учиться» включает следующие разделы:
- пояснительную записку;
- содержание обучения (основные элементы содержания, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое распределение часов);
- описание минимальной материально-технической базы;
- список рекомендуемой учебно-методической литературы;
- календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебный действий обучающихся.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных и психофизических особенностей (умеренная и тяжелая, глубокая умственная отсталость).
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся.
Компенсация особенностей развития обучающегося достигается путем создания специальных образовательных условий: создание специальной коррекционно-развивающей среды, использование специальных приемов обучения, минимизация программного материала, интегративное изучение дисциплин, гибкие сроки освоения учебного материала.
Основной целью программы «Учимся учиться» является формирование у обучающегося базовых учебных умений и навыков, необходимых для повышения успешности при обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_uchitsya_1_god.docx | 36.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Учимся учиться
Программа обучения - Основная общеобразовательная программа, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Учитель: Дмитриева Татьяна Анатольевна
Санкт-Петербург
2019 год
Пояснительная записка
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Особенности класса Обучающиеся класса – дети в возрасте 10-14 лет, с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности. Компенсация особенностей развития обучающегося достигается путем создания специальных образовательных условий: создание специальной коррекционно-развивающей среды, использование специальных приемов обучения, минимизация программного материала, интегративное изучение дисциплин, гибкие сроки освоения учебного материала.
Программа «Учимся учиться» включает следующие разделы:
- пояснительную записку;
- содержание обучения (основные элементы содержания, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое распределение часов);
- описание минимальной материально-технической базы;
- список рекомендуемой учебно-методической литературы;
- календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебный действий обучающихся.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных и психофизических особенностей (умеренная и тяжелая, глубокая умственная отсталость).
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся.
Компенсация особенностей развития обучающегося достигается путем создания специальных образовательных условий: создание специальной коррекционно-развивающей среды, использование специальных приемов обучения, минимизация программного материала, интегративное изучение дисциплин, гибкие сроки освоения учебного материала.
Основной целью программы «Учимся учиться» является формирование у обучающегося базовых учебных умений и навыков, необходимых для повышения успешности при обучении.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
- Регулятивные учебные умения:
- развивать умение действовать в сотрудничестве с учителем;
- развивать навык планирования своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату, соответственно психофизическому развитию.
- Познавательные учебные умения:
- развивать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
- развивать умение добывания необходимых знаний и с их помощью проделывания конкретной работы;
- Коммуникативные учебные умения:
- иметь представления о способах коммуникации и использовании их в общении;
- развивать понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков
- развивать умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Личностные результаты:
- формирование представления о социально-ориентированном взгляде на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- развивать уважительное отношение к окружающим;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
На реализацию программы отводится в год 34 часа.
Программа коррекционного курса «Учимся учиться» составлена на основе сборника программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/Т.А.Алексеева, Л.Б.Баряева, Л.И.Кайкина, Л.В.Капустянская; под ред. Н.Н.Яковлевой.- СПБ.:ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 2015.
Учебно-методический комплект, реализующий программу коррекционного курса «Учимся учиться» включает в себя:
- дидактические материалы - пособия:
- С.В.Батяева, Е.В. Севостьянова. «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008
- Л.М. Шипицына «Развивающие игры» - речь 2004
- игрушки с крепящимися и съемными деталями;
- дидактические материалы;
- электронные методические пособия.
При реализации программы используются следующие технологии обучения:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология проблемных ситуаций;
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения;
Формы занятий:
- игра;
- беседа (по возможности каждого обучающегося);
- имитация;
- моделирование;
- проблемные ситуации.
Среди видов деятельности выделяются имитация, моделирование и проблемные ситуации.
Материал в ходе реализации программы изучается разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, на изучение отводится определенное количество часов. Занятия строятся в зависимости от возможного уровня усвоения программы.
Примерные показатели усвоения программы:
- I уровень: активное участие- действие выполняется самостоятельно с незначительными ошибками. Представления на уровне самостоятельного использования;
- II уровень: активное участие действие выполняется ребёнком с помощью взрослого или по последовательной инструкции. Представления с подсказкой;
- III уровень: пассивное участие/соучастие – действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним). Не выявить наличие представлений.
Варианты выполнения действий с различной степенью участия взрослого (степень помощи):
• Действует методом «рука в руке» («рука под рукой»;
• Выполняет при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть задания, но даёт ему возможность завершить задание, легко похлопывая или направляя его);
• Выполняет после подсказки (подсказка может быть физической, вербальной или визуальной);
• Выполняет по образцу (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания);
• Действует по словесной инструкции (взрослый даёт словесные указания, напоминания и сигналы по мере необходимости);
• Выполняет самостоятельно (помощь взрослых не требуется)
Реализация программы осуществляется с учётом особенностей развития обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (VIII вид) на основе принципов гибкости; индивидуализации; согласовании программы обучающегося с родителями ребёнка или лицами, их заменяющими; целесообразности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия 40 минут (которые включают сопровождение ребенка до кабинета, где проходит занятие и обратно). Коррекционный курс включает 34 занятия.
Программа включает в себя два раздела: развитие внимания и ориентирование в пространстве и предметной среде. У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью отмечаются трудности привлечения произвольного внимания, его быстрая истощаемость и утомляемость, повышенная или наоборот пониженная переключаемость. Обучающиеся так же испытывают трудности при ориентации на своем рабочем месте (парте, столе), в пространстве класса и помещении школы. Особые трудности отмечаются при ориентации на рабочем столе и при работе с бумагой.
Общая характеристика предмета, курса
№ | Наименование раздела учебного материала | Количество часов на изучение раздела | Основные элементы содержания |
1 | Развитие внимания | 16ч. | Дидактические игры на привлечение, удержание и переключение внимания Привлечение внимания к подвижным и неподвижным предметам Наблюдение за окружающей обстановкой Повторение за действиями взрослого Нахождение произошедших изменений в процессе занятия Работа по простой инструкции Наблюдать за действиями другого человека Выполнять работу в малой группе |
2 | Ориентирование в пространстве и в предметной среде | 18ч. | Упражнения на умения подготовить и организовывать свое рабочее место (парту или стол) Игры и моделирование ситуаций для изучения и ориентации в пространстве своего класса Дидактические игры на развитие формирования умение прятать и находить нужный предмет Создание проблемных ситуаций для развития умения ориентироваться в ближайшем пространстве Упражнения для формирования навыка взаимодействия с предметами из окружающего пространства по инструкции (от простой и односоставной до усложненной) |
Материально-техническая база
Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:
- учебное помещения: классная комната.
- мебель: 2 регулируемых парт и 4 стульчика, классная доска;
-учебно-методическая литература, пособия, игры, детская литература, хрестоматии для детей, различные пособия, дидактические игры.
Приложение к рабочей программе (РП № -20 )
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока |
Развитие внимания | I уровень: активное участие- действие выполняется самостоятельно с незначительными ошибками. II уровень: активное участие действие выполняется ребёнком с помощью взрослого или по последовательной инструкции. III уровень: пассивное участие/соучастие – действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним). | |||
Зеркало. | ||||
Разноцветные шары | ||||
Прятки с игрушками | ||||
Веселый дождь | ||||
Сильный ветер | ||||
Идет снег | ||||
Выбиваем пыль | ||||
Бумажный листопад | ||||
Найди половину | ||||
Я и мои друзья | ||||
Мои игрушки | ||||
Давай играть! | ||||
Позовем друзей! | ||||
Передай по кругу | ||||
Передай другу | ||||
Веселые друзья | ||||
Кто это? | ||||
Где спрятался медведь? | ||||
Найди мячик | ||||
Найди кота | ||||
Спрячь игрушку | ||||
Найди игрушку | ||||
Веселая полянка | ||||
Большой дом | ||||
Рукавичка и мышка | ||||
Сделай так же | ||||
Сделай как у меня | ||||
Найди такой же предмет | ||||
Найди такую же игрушку | ||||
Что изменилось? | ||||
Кто где живет? | ||||
Чей это дом? | ||||
Найди одинаковые предметы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 4 класс (программа "Учусь учиться" Л.Г. Петерсон)
Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа кружка "Учимся учиться и действовать" 1-2 класс
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся 1 и 2 классов....
Рабочая программа кружка "Учись учиться" (1 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Учись учиться» предназначена для учащихся 1 класса, разработана на основе авторской программы Е.В. Языкановой....
Программа "Я учусь учиться".
Программа "Я учусь учиться". 1-4 классы....
«Я учусь учиться!» Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. Занятие№1 "Я хочу учиться!"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"19593882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1959388...
Техники повышения учебной мотивации, применяемые на занятиях по программе "Я учусь учиться!"
Учебная мотивация -это процесс ,который запускает ,направляет и поддерживает усилия ,необходимые для выполнения учебной деятельности .Для повышения учебной мотивации целесообразно использовать следующ...
Рабочая программа по математике на основе программы: Л.Г. Петерсон «Учусь учиться» для 1 класса по ФГОС.
Планирование составлено на основе программы: Л.Г. Петерсон. Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основ...