Рабочая программа по математике 4 класс (программа "Учусь учиться" Л.Г. Петерсон)
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по математике (программа "Учусь учиться" Л.Г. Петерсон | 108.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (начальное общее образование) 2004 г, примерной программы начального общего образования и авторской программы Л.Г. Петерсон «Учусь учиться» (курса математики для 1-4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»)-М.: Ювента, 2007г. и учебного плана МБОУ СОШ № 53 г. Хабаровска на 2013-2014 учебный год.
Данная программа включает следующие разделы:
- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
- основное содержание обучения, включающее перечень изучаемого учебного материала;
- тематическое планирование с распределением учебных часов;
- требования к результатамобучения по предмету к концу 4 класса;
- систему оценивания результатов;
- календарно-тематическое планирование.
На изучение математики отводится по 4 часа в неделю, всего 540 часов: 1 класс – 132 часа, 2-4 классы – 136 часов в год.
Цели и задачи курса математики для 1–4 классов начальной школы
Основными целями курса математики для 1–4 классов, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, являются:
- Развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Соответственно, задачами данного курса являются:
1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебнойдеятельности;
2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельностипо получению нового знания, его преобразованию и применению;
3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современномобществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристическогомышления;
4) формирование математического языка и математического аппаратакак средства описания и исследования окружающего мира и как основыкомпьютерной грамотности;
5) овладение системой математических знаний, умений и навыков,необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования всредней школе;
6) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Общая характеристика курса
Содержание курса математики строится на основе:
− системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.);
− системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана Система начальных математических понятий (Н.Я. Виленкин);
− дидактической системы деятельностного метода «Школа2000...» (Л.Г. Петерсон).
Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...» Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира.
Основой организации образовательного процесса является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Структура ТДМ, с одной стороны, отражает обоснованную в методологии общую структуру учебной деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), а с другой стороны, обеспечивает преемственность с традиционной школой в формировании у учащихся глубоких и прочных знаний, умений и навыков по математике.
Структура уроков по ТДМ(базовый уровень), на которых учащиеся открывают новое знание, имеет следующий вид:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке, определение целей и содержательных рамок урока. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо» − «хочу» − «могу».
2. Актуализация знаний.
На данном этапе организуется подготовка мышления учащихся к открытию нового знания, воспроизведение учебного содержания, необходимого для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний.
3. Проблемное объяснение нового знания.
На данном этапе внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызывающего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и с помощью схем.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания, тренировка навыков его использования совместно с ранее изученным материалом и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматриваетсякак промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой –подготовка к введению в будущем следующих тем.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия, самооценка и согласование домашнего задания.
Помимо уроков открытия нового знания, в дидактической системе«Школа 2000...» имеются уроки других типов:
уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применятьновые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельновыявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;
уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.
Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа 2000...»:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самомсебе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения
учащимся собственного опыта творческой деятельности.
При реализации базового уровня ТДМ принцип деятельности преобразуется в дидактический принцип активности традиционной школы.
Содержательно-методические линии курса математики:
Числовая линия строится на основе счета предметов (элементовмножества) и измерения величин. Понятия множества и величины подводятучащихся с разных сторон к понятию числа: с одной стороны, натуральногочисла, а с другой – положительного действительного числа. В этом находитсвое отражение двойственная природа числа, а в более глубоком аспекте –10
двойственная природа бесконечных систем, с которыми имеет дело матема-
тика: дискретной, счетной бесконечностью и континуальной бесконечностью.
Измерение величин связывает натуральные числа с действительными, поэтомусвое дальнейшее развитие в средней и старшей школе числовая линияполучает как бесконечно уточняемый процесс измерения величин.
Исходя из этого, понятия множества и величины вводятся на раннихстадиях обучения с опорой на житейский опыт учащихся (при этом множества рассматриваются лишь непересекающиеся, а сам термин «множество» на первых порах заменяется более понятными для учащихся словами «группа предметов», «совокупность», «мешок»). Операции над множествами и над величинами сопоставляются между собой и служат основойизучения соответствующих операций над числами. Это позволяет раскрытьоба подхода к построению математической модели «натуральное число»:число n, с одной стороны, есть то общее свойство, которым обладают всеn-элементные множества, а с другой стороны, это результат измерениядлины отрезка, массы, объема и т.д., когда единица измерения укладываетсяв измеряемой величине n раз.
В рамках числовой линии учащиеся осваивают принципы записи исравнения целых неотрицательных чисел, смысл и свойства арифметических действий, взаимосвязи между ними, приемы устных и письменных вычислений, прикидки, оценки и проверки результатов действий, зависимостимежду компонентами и результатами, способы нахождения неизвестныхкомпонентов. С другой стороны, они знакомятся с различными величинами(длиной, площадью, объемом, временем, массой, скоростью и др.), общимпринципом и единицами их измерения, учатся выполнять действия с именованными числами.
Числовая линия курса, имея свои задачи и специфику, тем не менее,тесно переплетается со всеми другими содержательно-методическими линиями. Так, при построении алгоритмов действий над числами и исследовании их свойств используются разнообразные графические модели − «треугольники и точки», прямоугольник, прямоугольный параллелепипед. Включаются в учебный процесс как объект исследования и как средство обучения такие понятия, как часть и целое, взаимодействие частей, оператор и алгоритм. Например, в 1 классе учащиеся изучают разбиение множеств(групп предметов) и величин на части, взаимосвязь целого и его частей.Установленные закономерности становятся затем основой формирования удетей прочных вычислительных навыков и обучения их решению уравнений
и текстовых задач.
Во 2 классе при изучении общего понятия операции рассматриваются вопросы: над какими объектами выполняется операция, в чем заключаетсяоперация, каков результат операции. При этом операции могут быть какабстрактными (прибавление или вычитание данного числа, умножение наданное число и т.д.), так и конкретными (разборка и сборка игрушки, приготовление еды и т.д.). При рассмотрении любых операций ставится вопрос овозможности их обращения, последовательного выполнения, перестановочности и сочетании.
Знакомство учащихся с различными видами программ − линейными,разветвленными, циклическими − не только помогает им успешнее изучитьмногие традиционно трудные вопросы числовой линии (например, порядокдействий в выражениях, алгоритмы действий с многозначными числами),но и развивает алгоритмическое мышление, необходимое для успешногоиспользования компьютерной техники, жизни и деятельности в информационном обществе.
Развитие алгебраической линии также неразрывно связано с числовой,во многом дополняет ее и обеспечивает лучшее понимание и усвоениеизучаемого материала, а также повышает уровень обобщенности усваиваемых детьми знаний. Учащиеся записывают выражения и свойства чисел спомощью буквенной символики, что помогает им структурировать изучаемый материал, выявить сходства и различия, аналогии.
Как правило, запись общих свойств операций над множествами ивеличинами обгоняет соответствующие навыки учащихся в выполнении аналогичных операций над числами. Это позволяет создать для каждой из такихопераций общую рамку, в которую потом, по мере введения новых классовчисел, укладываются операции над этими числами и их свойства. Тем самымдается теоретически обобщенный способ ориентации в учениях о конечныхмножествах, величинах и числах, позволяющий решать обширные классыконкретных задач, что обеспечивает качественную подготовку детей к изучению программного материала по алгебре средней школы.
Изучение геометрической линии в курсе математики начинаетсядостаточно рано, при этом на первых порах основное внимание уделяетсяразвитию пространственных представлений, воображения, речи и практических навыков черчения: учащиеся овладеют навыками работы с такимиизмерительными и чертежными инструментами, как линейка, угольник, анесколько позже − циркуль, транспортир.
Программа предусматривает знакомство с плоскими и пространственными геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник,круг, куб, параллелепипед, цилиндр, пирамида, шар, конус. Разрезание фигур на части и составление новых фигур из полученных частей, черчениеразверток и склеивание моделей фигур по их разверткам развивает пространственные представления детей, воображение, комбинаторные способности, формирует практические навыки и одновременно служит средством наглядной интерпретации изучаемых арифметических фактов.В рамках геометрической линии учащиеся знакомятся также с болееабстрактными понятиями точки, прямой и луча, отрезка и ломаной линии,угла и многоугольника, области и границы, окружности и круга и др., которыеиспользуются для решения разнообразных практических задач. Запас геометрических представлений и навыков, который накоплен уучащихся к 3–4 классам, позволяет перейти к исследованию геометрическихфигур и открытию их свойств. С помощью построений и измерений онивыявляют различные геометрические закономерности, которые формулируют как предположение, гипотезу. Это готовит мышление учащихся исоздает мотивационную основу для изучения систематического курса геометрии в старших классах.Таким образом, геометрическая линия курса также непосредственносвязана со всеми остальными линиями курса − числовой, алгебраической,логической, функциональной, анализом данных, решением текстовых задач,которые, в свою очередь, тесно переплетаются друг с другом.
Достаточно серьезное внимание уделяется в данном курсе развитию логической линии при изучении арифметических, алгебраических и геометрических вопросов программы. Практически все задания курса требуютот учащихся выполнения логических операций − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, способствуют развитию познавательных процессов − воображения, памяти, речи, логического мышления.
В рамках логической линии учащиеся осваивают математический язык,проверяют истинность высказываний, строят свои суждения и обосновывают их. У учащихся формируются начальные представления о языке множеств, различных видах высказываний, сложных высказываний с союзами«и» и «или».
Линия анализа данных целенаправленно формирует у учащихся информационную грамотность, умение самостоятельно получать информацию изнаблюдений, бесед, справочников, энциклопедий, Интернет-источников и работать с полученной информацией: анализировать, систематизировать ипредставлять в различной форме, в том числе, в форме таблиц, диаграмм играфиков; делать прогнозы и выводы; выявлять закономерности и существенные признаки, проводить классификацию; составлять различные комбинациииз заданных элементов и осуществлять перебор вариантов, выделять из нихварианты, удовлетворяющие заданным условиям.
При этом в курсе предусмотрено систематическое знакомство учащихсяс необходимым инструментарием осуществления этих видов деятельности −с организацией информации в словарях и справочниках, способами чтения ипостроения диаграмм, таблиц и графиков, методами работы с текстами,построением и исполнением алгоритмов, способами систематическогоперебора вариантов с помощью дерева возможностей и др. Информационные умения формируются как на уроках, так и во внеурочной проектной деятельности, кружковой работе, при создании собственныхинформационных объектов − презентаций, сборников задач и примеров, стенгазет и информационных листков и т.д. В ходе этой деятельности учащиеся овладевают началами компьютерной грамотности и навыками работы с компьютером, необходимыми для продолжения образования наследующей ступени обучения и для жизни.
Функциональная линия строится вокруг понятия функциональнойзависимости величин, которая является промежуточной моделью междуреальной действительностью и общим понятием функции, и служит, такимобразом, основой изучения в старших классах понятия функций. Учащиесянаблюдают за взаимосвязанным изменением различных величин, знакомятся
с понятием переменной величины, и к 4 классу приобретают значительныйопыт фиксирования зависимостей между величинами с помощью таблиц,диаграмм, графиков движения и простейших формул. Так, учащиеся строяти используют для решения практических задач формулы: площади прямоугольника S = a ∙ b, объема прямоугольного параллелепипеда V = a · b · c,пути s = v · t, стоимости С = а · х, работы А = w · t и др. При исследовании различных конкретных зависимостей дети выявляют и фиксируют наматематическом языке их общие свойства, что создает основу для построения в старших классах общего понятия функции, понимания его смысла, осознания целесообразности и практической значимости.
Знания, полученные детьми при изучении различных разделов курса,находят практическое применение при решении текстовых задач. В рамкахлинии текстовых задач они овладевают различными видами математической деятельности, осознают практическое значение математических знаний,у них развиваются логическое мышление, воображение, речь. В курсе вводятся задачи с числовыми и буквенными данными разныхтипов: на смысл арифметических действий, разностное и кратное сравнение («больше на (в) …», «меньше на (в) …»), на зависимости, характеризующиепроцессы движения (путь, скорость, время), купли-продажи (стоимость,цена, количество товара), работы (объем выполненной работы, производительность, время работы). В курс включены задачи на пропорциональныевеличины, одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием), уучащихся формируется представление о проценте, что создает прочную базудля успешного освоения данных традиционно трудных разделов программысредней школы.Система подбора и расположения задач создает возможность для ихсравнения, выявления сходства и различия, имеющихся взаимосвязей (взаимно обратные задачи, задачи одинакового вида, имеющие одинаковуюматематическую модель и др.). Особенностью курса является то, что послепланомерной отработки небольшого числа базовых типов решения простых и составных задач учащимся предлагается широкий спектр разнообразных структур, состоящих из этих базовых элементов, но содержащихнекоторую новизну и развивающих у детей умение действовать в нестандартной ситуации.Большое значение в курсе уделяется обучению учащихся проведениюсамостоятельного анализа текстовых задач, сначала простых, а затем исоставных. Учащиеся выявляют величины, о которых идет речь в задаче,устанавливают взаимосвязи между ними, составляют план решения. При необходимости, используютсяразнообразные графические модели (схемы, схематические рисунки, таблицы), которые обеспечивают наглядность и осознанность определения плана решения. Дети учатся находить различные способы решения и выбирать наиболее рациональные, давать полный ответна вопрос задачи, самостоятельно составлять задачи, анализировать корректность формулировки задачи.Линия текстовых задач в данном курсе строится таким образом, чтобы,с одной стороны, обеспечить прочное усвоение учащимися изучаемыхметодов работы с задачами, а с другой, − создать условия для их систематизации, и на этой основе раскрыть роль и значение математики в развитииобщечеловеческой культуры.
Содержание учебного курса
4 класс
Числа и арифметические действия с ними (35 ч)
Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного.
Деление на двузначное и трехзначное число. Деление круглых чисел (состатком). Общий случай деления многозначных чисел.
Проверка правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, оценка достоверности, вычисление на калькуляторе).
Измерения и дроби. Недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Потребности практических измерений как источник расширения понятия числа.
Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле.Процент.
Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями. Деление и дроби.Нахождение части числа, числа по его части и части, которую одночисло составляет от другого. Нахождение процента от числа и числа поего проценту.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целойчасти из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями дробной части).Построение и использование алгоритмов изученных случаев действий сдробями и смешанными числами.
Работа с текстовыми задачами (42ч)
Самостоятельный анализ задачи, построение моделей, планированиеи реализация решения. Поиск разных способов решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Проверказадачи.
Составные задачи в 2−5 действий с натуральными числами на все арифметические действия, разностное и кратное сравнение. Задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел.Задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно число составляет от другого. Задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту.
Задачи на одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием): определение расстояния между ними в заданный момент времени, времени до встречи, скорости сближения (удаления).
Задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадейфигур.
Геометрические фигуры и величины (15 ч)
Прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенуза), площадь, связь с прямоугольником.Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Центральный уголи угол, вписанный в окружность.Измерение углов. Транспортир. Построение углов с помощью транспортира.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр,квадратный дециметр, квадратный метр, ар, гектар, соотношения междуними.
Оценка площади. Приближенное вычисление площадей с помощью палетки.
Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений.Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. Умножение и деление геометрических величин на натуральное число.
Величины и зависимости между ними (20 ч)
Зависимости между компонентами и результатами арифметическихдействий.
Формула площади прямоугольного треугольника: S = (a · b) : 2.
Шкалы. Числовой луч. Координатный луч. Расстояние между точкамикоординатного луча. Равномерное движение точек по координатному лучукак модель равномерного движения реальных объектов.
Скорость сближения и скорость удаления двух объектов при равномерном одновременном движении. Формулы скорости сближения и скорости удаления: vсбл. = v1 + v2 и vуд. = v1 − v2. Формулы расстояния d между двумяравномерно движущимися объектами в момент времени t для движениянавстречу друг другу (d = s0 − (v1 + v2) ∙ t), в противоположных направлениях (d = s0 + (v1 + v2) ∙ t), вдогонку (d = s0 − (v1 − v2) ∙ t), с отставанием(d = s0 − (v1 − v2) ∙ t). Формула одновременного движения s = vсбл., tвстр.
Координатный угол. График движения.
Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью формул, таблиц, графиков (движения). Построение графиков движения по формулам и таблицам.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин, их умножение и деление на натуральное число
Алгебраические представления (6 ч)
Неравенство. Множество решений неравенства. Строгое и нестрогое неравенство. Знаки ≤, ≥. Двойное неравенство. Решение простейших неравенств на множестве целых неотрицательныхчисел с помощью числового луча.
Использование буквенной символики для обобщения и систематизациизнаний.
Математический язык и элементы логики (2 ч)
Знакомство с символическим обозначением долей, дробей, процентов,записью неравенств, с обозначением координат на прямой и на плоскости, сязыком диаграмм и графиков.
Определение истинности высказываний. Построение высказываний спомощью логических связок и слов «верно/неверно, что ...», «не», «если ...,то ...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда», «и/или».
Работа с информацией и анализ данных (6 ч)
Круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения: чтение, интерпретация данных, построение.
Работа с текстом: проверка понимания; выделение главной мысли,существенных замечаний и иллюстрирующих их примеров; конспектирование.
Выполнение проектных работ по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос (по заданной или самостоятельно выбранной теме)». Составление плана поиска информации; отбор источников информации. Выбор способа представления информации.
Тематическое планирование (с практической частью)
Теоретическая часть | Кол-во часов | Практическая часть | Общее кол-во часов |
2 | 2 | ||
Неравенства | 6 | Самостоятельная работа– 2 | 6 |
Оценка результатов арифметических действий | 7 | Самостоятельная работа– 1 Контрольная работа – 1 | 8 |
Деление на двузначное и трехзначное число | 7 | Самостоятельная работа– 2 КУС - 1 | 7 |
Приближенное вычисление площади | 3 | Самостоятельная работа– 1 Контрольная работа – 1 | 4 |
Дроби | 38 | Самостоятельная работа– 10 Контрольная работа – 2 КУС - 3 | 40 |
Координатный луч | 8 | Самостоятельная работа– 2 | 8 |
Задачи на движение | 16 | Самостоятельная работа– 5 Контрольная работа – 1 КУС – 1 | 17 |
Именованные числа | 3 | Самостоятельная работа– 1 | 3 |
Углы | 11 | Самостоятельная работа–2 КУС – 1 | 11 |
Диаграммы | 3 | Контрольная работа – 1 Самостоятельная работа– 1 | 4 |
Координатная плоскость | 13 | Самостоятельная работа– 3 Контрольная работа – 1 КУС – 1 | 14 |
Повторение | 9 | КУС – 1 | 9 |
Итог | 126 | Самостоятельная работа– 30 Контрольная работа – 7 КУС – 8 Административная контрольная работа - 3 | 136 |
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Основные требования к знаниям, умениям, и навыкам, учащихся к концу четвертого года обучения:
Уметь выполнять прикидку и письменные действия с многозначными числами.
Уметь выполнять устные вычисления с многозначными числами, сводящиеся к действиям с числами в пределах 100.
Уметь вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-5 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий.
Знать названия компонентов действий. Уметь читать числовые и буквенные выражения, содержащие 2-3 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное.
Уметь находить числовые значения буквенных выражений, содержащих 1-3 действия, при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Знать формулы пути, стоимости, работы, площади и периметра прямоугольника, площади прямоугольного треугольника, уметь их использовать для решения задач.
Уметь анализировать и решать изученные виды текстовых задач в 3-5 действий на все четыре арифметических действия.
Уметь решать с комментированием по компонентам действий составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (2-3 шага).
Уметь находить координаты точек на луче и строить точки по их координатам, вычислять расстояние между двумя точками координатного луча.
Уметь находить цену деления шкалы, изображать одновременное движение двух объектов с помощью координатного луча.
Уметь находить скорость сближения и скорость удаления двух объектов для всех случаев одновременного движения, решать задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях с помощью формулы одновременного движения (S=Uсбл.·tвстр.).
Уметь читать и записывать дроби, наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур и точками числового луча.
Уметь сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и одинаковыми числителями.
Уметь находить часть от числа, выраженную дробью, и число по его части, выраженной дробью.
Знать соотношения между изученными единицами длины, площади, объема, массы, времени и уметь использовать эти соотношения в вычислениях.
Уметь измерять углы и строить углы с помощью транспортира.
Уметь сравнивать значения величин с помощью таблиц, круговых, столбчатых и линейных диаграмм, читать графики движения.
Учебно – методическое обеспечение
Учебники:
1. Петерсон Л.Г. «Математика» 4 класс в 3-х ч., М., «Ювента», 2013.
2. Петерсон Л.Г. «Самостоятельные и контрольные работы по математике для 3 класса», выпуск 2, 1,2, М., «Ювента», 2012г.
Методическая литература:
1. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс: Методические рекомендации для учителей – М.: «Ювента», 2011 г.
2. Петерсон Л.Г. Программа «Учусь учиться» по математике для 1-4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа2000…». М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007.
Материально-техническое обеспечение
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
Информационно – техническое обеспечение
ЦОР
- Сценарии уроков к учебнику «Математика» для начальной школы по программе «Учусь учиться» (научный руководитель Л.Г. Петерсон) 4 класс I часть, 2010 г.
- Сценарии уроков к учебнику «Математика» для начальной школы по программе «Учусь учиться» (научный руководитель Л.Г. Петерсон) 4 класс II часть, 2010 г.
- Сценарии уроков к учебнику «Математика» для начальной школы по программе «Учусь учиться» (научный руководитель Л.Г. Петерсон) 4 класс III часть, 2010 г.
- Электронное приложение к учебнику математики Л.Г. Петерсон, 3-4 класс – М.: УМЦ «Школа 2000», 2010 г.
- Интернет ресурсы:
http://www.school.edu.ru | Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.sch2000.ru | Сайт «Школа 2000». Научный руководитель Л.Г. Петерсон |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee | Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных |
http://mail.redu.ru | Исследовательская работа школьников |
http://festival.1september.ru | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru | Все для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru | Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе. |
http://www/proshkolu.ru | Сайт для учителей. Разные сообщества |
Система оценивания результатов
Оценивание письменных работ по математике
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета*; логичность и полнота изложения;
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конфетной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе).
Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:
- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций,
существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- наличие записи действий;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Оценивание тестовых работ
Качество выполнения работы | Уровень достижений | Отметка в 5 балльной шкале |
90-100% | высокий | «5» |
66 -89% | повышенный | «4» |
50 -65 % | базовый | «3» |
меньше 50% | низкий | «2» |
Оценивание устных ответов по математике
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | № урока по учебнику | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения урока | |
План | Факт | |||||
1 | 3 класс | Повторение изученного материала в 3 классе | Р | Читать и записывать неравенства − строгие, нестрогие, двойные и др. Строить высказывания, используя логические связки «и», «или», обосновывать и опровергать высказывания (частные, общие, о существовании). Повторять основной материал, изученный в 3 классе: нумерацию, действия с многозначными числами, решение задач и уравнений изученных видов, множества и операции над ними и др. Упорядочивать информацию по заданному основанию, делить текст на смысловые части, вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность, определять главную мысль текста, важные замечания, примеры, иллюстрирующие главную мысль и важные замечания. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять правила работы с текстом, и оценивать свое умение. | ||
2 | 3 класс | Повторение изученного материала в 3 классе | Р | |||
I часть | ||||||
Неравенства | ||||||
3 | 1 | Решение неравенства | ОНЗ | |||
4 | 2 | Множество решений неравенства | ОНЗ | |||
5 | 3 | Строгое и нестрогое неравенство | ОНЗ | |||
6 | 4 | Двойное неравенство | ОНЗ | |||
7 | 5 | Двойное неравенство. Самостоятельная работа (1) | Р | |||
8 | 5 | Неравенства. Самостоятельная работа (2) | Р | |||
Оценка результатов арифметических действий | Наблюдать зависимости между компонентами и результатами арифметических действий, фиксировать их в речи и с помощью эталона. Исследовать ситуации, требующие предварительной оценки, прогнозирования. Прогнозировать результат вычисления, выполнять оценку и прикидку арифметических действий. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Сравнивать значения выражений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами арифметических действий, находить значения числовых и буквенных выражений при заданных значениях букв, исполнять вычислительные алгоритмы. Различать прямую, луч и отрезок, находить точки их пересечения, определять принадлежность точки и прямой, виды углов, многоугольников. Составлять задачи с различными величинами, но имеющие одинаковые решения. Находить объединение и пересечение множеств, строить диаграмму Эйлера − Венна множеств и их подмножеств. Выполнять задания поискового и творческого характера. Позитивно относиться к создаваемым самим учеником или его одноклассниками уникальным результатам в учебной деятельности, фиксировать их, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | |||||
9 | 6 | Оценка суммы | ОНЗ | |||
10 | 7 | Оценка разности | ОНЗ | |||
11 | 8 | Оценка произведения | ОНЗ | |||
12 | 9 | Оценка частного | ОНЗ | |||
13 | 9 | Оценка результатов арифметических действий. | Р | |||
14 | 10 | Прикидка результатов арифметических действий | ОНЗ | |||
15 | 10 | Прикидка результатов арифметических действий. Самостоятельная работа (4) | Р | |||
16 | 1-10 | Контрольная работа по теме «Неравенства. Оценка результатов арифметических действий» (К-1) | ОК | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | ||
Деление на двузначное и трехзначное число | Строить и применять алгоритмы деления многозначных чисел (с остатком и без остатка), проверять правильность выполнения действий с помощью прикидки, алгоритма, вычислений на калькуляторе. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Преобразовывать единицы длины, площади, выполнять с ними арифметические действия. Упрощать выражения, заполнять таблицы, анализировать данные таблиц. Сравнивать текстовые задачи, находить в них сходство и различие, составлять задачи с различными величинами, имеющими одно и то же решение. Исследовать свойства чисел, выдвигать гипотезу, проверять ее для конкретных значений чисел, делать вывод о невозможности распространения на множество всех чисел, находить закономерности. Применять простейшие правила ответственного отношения к своей учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | |||||
17 | 11 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Деление с однозначным частным. | ОНЗ | |||
18 | 12 | Деление с однозначным частным (с остатком). | ОНЗ | |||
19 | 13 | Деление на двузначное и трехзначное число. КУС | ОНЗ | |||
20 | 14 | Деление на двузначное и трехзначное число. Самостоятельная работа (6) | Р | |||
21 | 15 | Деление на двузначное и трехзначное число (с нулями в разрядах частного) | ОНЗ | |||
22 | 16 | Деление на двузначное и трехзначное число (с остатком) | ОНЗ | |||
23 | 16 | Деление на двузначное и трехзначное число. Самостоятельная работа (7) | Р | |||
Приближенное вычисление площади | Делать оценку площади, строить и применять алгоритм вычисления площади фигуры неправильной формы с помощью палетки. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Строить графические модели прямолинейного равномерного движения объектов, заполнять таблицы соответствующих значений величин, анализировать данные таблиц, выводить формулы зависимостей между величинами. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять правила поиска необходимой информации, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | |||||
24 | 17 | Оценка площади | ОНЗ | |||
25 | 18 | Приближенное вычисление площадей | ОНЗ | |||
26 | 18 | Приближенное вычисление площадей. Самостоятельная работа (8) | Р | |||
27 | 11-18 | Контрольная работа по теме «Деление многозначных чисел. Приближенное вычисление площадей» (К – 2) | ОК | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | ||
28 | Входная административная контрольная работа. | К | ||||
Дроби | Осознавать недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Решать старинные задачи на дроби на основе графических моделей. Наглядно изображать доли, дроби с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Записывать доли и дроби, объяснять смысл числителя и знаменателя дроби, записывать сотые доли величины с помощью знака процента (%). Строить алгоритмы решения задач на части, использовать их для обоснования правильности своего суждения, самоконтроля, выявления и коррекции возможных ошибок. Сравнивать доли и дроби (с одинаковыми знаменателями, одинаковыми числителями), записывать результаты сравнения с помощью знаков >, <, =. Решать задачи на нахождение доли (процента) числа и числа по его доле (проценту), моделировать решение задач на доли с помощью схем. Строить графические модели прямолинейного равномерного движения объектов, заполнять таблицы соответствующих значений величин, анализировать данные таблиц, выводить формулы зависимостей между величинами. Находить объединение и пересечение множеств, строить диаграмму Эйлера − Венна множеств и их подмножеств. Выполнять задания поискового и творческого характера. Выстраивать структуру проекта в зависимости от учебной цели, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). Применять правила представления информации, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | |||||
29 | 19-20 | Измерения и дроби | ОНЗ | |||
30 | 21 | Доли | ОНЗ | |||
31 | 22 | Доли. Сравнение долей. КУС | ОНЗ | |||
32 | 21-22 | Доли. Сравнение долей. Самостоятельная работа (9) | Р | |||
33 | 23 | Нахождение доли числа | ОНЗ | |||
34 | 24 | Проценты. | ОНЗ | |||
35 | 25 | Нахождение числа по доле | ОНЗ | |||
36 | 26 | Задачи на доли. Самостоятельная работа (10) | Р | |||
37 | 27 | Дроби | ОНЗ | |||
38 | 28 | Сравнение дробей | ОНЗ | |||
39 | 28 | Дроби. Сравнение дробей. Самостоятельная работа (11) | Р | |||
40 | 29 | Нахождение части числа | ОНЗ | Находить часть (процент) числа и число по его части (проценту), моделировать решение задач на части с помощью схем. Строить на наглядной основе алгоритмы решения задач на части, использовать их для обоснования правильности своего суждения, самоконтроля, выявления и коррекции возможных ошибок. Различать и изображать прямоугольный треугольник, достраивать до прямоугольника, находить его площадь по известным длинам катетов. Строить общую формулу площади прямоугольного треугольника: S = (a ∙ b) : 2, использовать ее для решения геометрических задач. Находить площадь фигур, составленных из прямоугольников и прямоугольных треугольников. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять простейшие приемы положительного самомотивирования к учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | ||
41 | 30 | Нахождение числа по его части | ОНЗ | |||
42 | 31 | Задачи на дроби | Р | |||
43 | 31 | Задачи на дроби. Самостоятельная работа (12) | Р | |||
44 | 32 | Площадь прямоугольного треугольника | ОНЗ | |||
II часть | Строить на наглядной основе алгоритм решения задач на часть (процент), которую одно число составляет от другого, применять его для обоснования правильности своего суждения, самоконтроля, выявления и коррекции воз- можных ошибок. Решать задачи на дроби, моделировать их с помощью схем. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять правила поведения в коммуникативной позиции «организатора», и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | |||||
45 | 1 | Деление и дроби | ОНЗ | |||
46 | 2 | Нахождение части, которую одно число составляет от другого | ОНЗ | |||
47 | 2 | Деление и дроби. Нахождение части, которую одно число составляет от другого. Самостоятельная работа (13) | Р | |||
48 | 19-32, 1-2 | Контрольная работа по теме «Дроби. Сравнение дробей. Задачи на дроби» (К – 3) | ОК | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | ||
49 | 3 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | ОНЗ | Строить на наглядной основе и применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Строить алгоритм решения задач на часть (процент), которую одно число составляет от другого, применять алгоритм для поиска решения задач, обоснования правильности суждения, самоконтроля, выявления и коррекции возможных ошибок. Различать правильные и неправильные дроби, иллюстрировать их с помощью геометрических фигур. Систематизировать решение задач на части (три типа), распространить их на случай, когда части неправильные. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять правила поведения в коммуникативной позиции «арбитра», и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | ||
50 | 4 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | ОНЗ | |||
51 | 3-4 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Самостоятельная работа (14) | Р | |||
52 | 5 | Правильные и неправильные дроби | ОНЗ | |||
53 | 6 | Правильные и неправильные части величин | ОНЗ | |||
54 | 7 | Задачи на части с неправильными дробями. | ОНЗ | |||
55 | 7 | Задачи на части с неправильными дробями. Самостоятельная работа (15) | Р | |||
56 | 8 | Смешанные числа | ОНЗ | Изображать дроби и смешанные числа с помощью геометрических фигур и на числовом луче, записывать их, объяснять смысл числителя и знаменателя дроби, смысл целой и дробной части смешанного числа. Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, и обратно. Строить на наглядной основе и применять для вычислений алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробной части, обосновывать с помощью алгоритма правильность действий, осуществлять пошаговый самоконтроль, коррекцию своих ошибок. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства с использованием новых случаев действий с числами. Решать составные уравнения с комментированием по компонентам действий. Составлять задачи по заданным способам действий, схемам, таблицам, выражениям. Применять правила командной работы в совместной учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). Применять простейшие правила ведения дискуссии, фиксировать существенные отличия дискуссии от спора, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | ||
57 | 9 | Выделение целой части из неправильной дроби | ОНЗ | |||
58 | 10 | Запись смешанного числа в виде неправильной дроби | ОНЗ | |||
59 | 10 | Преобразование смешанных чисел. Самостоятельная работа (16-17) Р | ||||
60 | 11 | Сложение и вычитание смешанных чисел | ОНЗ | |||
61 | 12 | Сложение смешанных чисел с переходом через единицу. КУС | ОНЗ | |||
62 | 13 | Вычитание смешанных чисел с переходом через единицу | ОНЗ | |||
63 | 14 | Сложение и вычитание смешанных чисел. Самостоятельная работа (18) | Р | |||
64 | Административная контрольная работа по итогам I полугодия | ОК | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | |||
65 | 15 | Частные случаи сложения и вычитания смешанных чисел | Р | Систематизировать и записывать в буквенном виде свойства натуральных чисел и частные случаи сложения и вычитания с 0 и 1, распространить их на сложение и вычитание дробей и смешанных чисел. Сравнивать разные способы сложения и вычитания дробей и смешанных чисел, выбирать наиболее рациональный способ. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять правила и приемы бесконфликтного взаимодействия в учебной деятельности, а в спорной ситуации -приемы выхода из конфликтной ситуации, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | ||
66 | 16 | Рациональные вычисления со смешанными числами | Р | |||
67 | 16 | Сложение и вычитание смешанных чисел. Самостоятельная работа (19) | Р | |||
68 | 3-16 | Контрольная работа по теме « Сложение и вычитание правильных дробей и смешанных чисел. | ОК | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | ||
69 | 3-16 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Преобразование смешанных чисел. Сложение и вычитание смешанных чисел. КУС | Р | |||
Координатный луч | Определять цену деления шкалы, строить шкалы по заданной цене деления, находить число, соответствующее заданной точке на шкале. Изображать на числовом луче натуральные числа, дроби, сложение и вычитание чисел. Определять координаты точек координатного луча, находить расстояние между ними. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Выполнять задания поискового и творческого характера. Строить модели движения точек на координатном луче по формулам и таблицам. Исследовать зависимости между величинами при равномерном движении точки по координатному лучу, описывать наблюдения, фиксировать результаты с помощью таблиц, строить формулы зависимостей, делать вывод. Применять исследовательский метод в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | |||||
70 | 17 | Шкалы | ОНЗ | |||
71 | 18 | Числовой луч | ОНЗ | |||
72 | 19 | Координаты на луче | ОНЗ | |||
73 | 20 | Расстояние между точками координатного луча. | ОНЗ | |||
74 | 20 | Шкалы. Координатный луч. Самостоятельная работа (20) | Р | |||
75 | 21 | Движение по координатному лучу | ОНЗ | |||
76 | 22 | Движение по координатному лучу. Самостоятельная работа (21) | ОНЗ | |||
77 | 23 | Одновременное движение по координатному лучу | ОНЗ | |||
Задачи на движение | Систематизировать виды одновременного равномерно- го движения двух объектов: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием. Исследовать зависимости между величинами при одно- временном равномерном движении объектов по координатному лучу, заполнять таблицы, строить формулы скорости сближения и скорости удаления объектов (vсбл..= v1 +v2 и vуд..= v1 −v2.), применять их для решения задач на одновременное движение. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять правила формулирования умозаключения по аналогии, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | |||||
78 | 24 | Скорость сближения | ОНЗ | |||
79 | 24 | Скорость удаления | ОНЗ | |||
80 | 25 | Скорость сближения и скорость удаления | Р | |||
81 | 25 | Скорость сближения и скорость удаления. Самостоятельная работа (22) | Р | |||
82 | 26 | Встречное движение | ОНЗ | Исследовать изменение расстояния между одновременно движущимися объектами для всех 4 выделенных случаев одновременного движения, заполнять таблицы, выводить соответствующие формулы, применять их для решения составных задач на одновременное движение. Строить формулу одновременного движения (s = vсбл. ∙ tвстр.), применять ее для решения задач на движение: анализировать задачи, строить модели, планировать и реализовывать решение, искать разные способы решения, выбирать наиболее удобный способ, соотносить полученный результат с условием задачи, оценивать его правдоподобие. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов. Строить формулы зависимостей между величинами на основе анализа данных таблиц. Выполнять задания поискового и творческого характера. Уважительно относиться к чужому мнению, проявлять терпимость к особенностям личности собеседника, применять правила сотрудничества в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эта лона). | ||
83 | 27 | Движение в противоположных направлениях | ОНЗ | |||
84 | 27 | Встречное движение и движение в противоположных направлениях. Самостоятельная работа (23) | Р | |||
85 | 28 | Движение вдогонку | ОНЗ | |||
86 | 29 | Движение с отставанием | ОНЗ | |||
87 | 29 | Движение вдогонку и движение с отставанием. Самостоятельная работа (24) | Р | |||
88 | 30 | Формула одновременного движения. КУС | ОНЗ | |||
89 | 31 | Формула одновременного движения. Самостоятельная работа (25) | Р | |||
90 | 32 | Формула одновременного движения | ОНЗ | |||
91 | 33 | Формула одновременного движения | Р | |||
92 | 34 | Задачи на одновременное движение всех типов | Р | |||
93 | 34 | Задачи на одновременное движение всех типов. Самостоятельная работа (26) | Р | |||
94 | 17-34 | Контрольная работа по теме «Координатный луч. Задачи на движение» (К – 5) | ОК | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | ||
Именованные числа | Преобразовывать, сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить на число значения величин. Исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения площади к другим. Упорядочивать единицы площади и устанавливать соотношения между ними. Определять круг задач, которые позволяет решать новое знание, устанавливать способ его включения в систему знаний, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | |||||
95 | 35 | Действия над составными именованными числами | ОНЗ | |||
96 | 36 | Новые единицы площади: ар, гектар | ОНЗ | |||
97 | 36 | Действия над составными именованными числами. Самостоятельная работа (27) | Р | |||
III часть | Моделировать разнообразные ситуации расположения углов в пространстве и на плоскости, описывать их, сравнивать углы на глаз, непосредственным наложением и с помощью различных мерок. Измерять углы и строить с помощью транспортира. Распознавать и изображать развернутый угол, смежные и вертикальные углы, центральные и вписанные в окружность углы. Исследовать свойства фигур с помощью простейших построений и измерений (свойство суммы углов треугольника, центрального угла окружности и т.д.), выдвигать гипотезы, делать вывод об отсутствии у нас пока метода их обо- снования. Преобразовывать, сравнивать и выполнять арифметические действия с именованными числами. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов, составлять выражения, формулы зависимости между величинами Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять уточненный алгоритм исправления ошибок и алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности, оценивать свое умение это делать (на основе применения эталонов). | |||||
Углы | ||||||
98 | 1 | Сравнение углов | ОНЗ | |||
99 | 2 | Развернутый угол. Смежные углы | ОНЗ | |||
100 | 3 | Измерение углов | ОНЗ | |||
101 | 4 | Угловой градус | ОНЗ | |||
102 | 5 | Транспортир. КУС | ОНЗ | |||
103 | 6 | Сумма и разность углов | Р | |||
104 | 7 | Сумма углов треугольника | Р | |||
105 | 7 | Измерение углов транспортиром. Самостоятельная работа (28) | Р | |||
106 | 8 | Построение углов с помощью транспортира. Вписанный угол | ОНЗ | |||
107 | 9 | Построение углов с помощью транспортира. Центральный угол | ОНЗ | |||
108 | 9 | Построение углов с помощью транспортира. Самостоятельная работа (29) | Р | |||
Диаграммы | Читать, строить, анализировать и интерпретировать данные круговых, столбчатых и линейных диаграмм. Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе. Строить формулы зависимостей между величинами на основе анализа данных таблиц. Систематизировать изученные формулы зависимостей между величинами. Выполнять задания поискового и творческого характера. Фиксировать 15 шагов учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | |||||
109 | 10 | Круговые диаграммы | ОНЗ | |||
110 | 11 | Столбчатые и линейные диаграммы | ОНЗ | |||
111 | 11 | Диаграммы. Самостоятельная работа (30) | Р | |||
112 | 35-36, 1-11 | Контрольная работа по теме «Именованные числа. Угол. Диаграммы» (К – 6) | ОК | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | ||
Координатная плоскость | Строить координатный угол, обозначать начало координат, ось абсцисс, ось ординат, координаты точек внутри угла и на осях, определять координаты точек, строить точки по их координатам. Кодировать и передавать изображения, составленные из одной или нескольких ломаных линий. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов, преобразовывать и выполнять действия с именованными числами, исследовать свойства геометрических фигур. Выполнять задания поискового и творческого характера. Фиксировать15 шагов коррекционной деятельности, применять правила саморазвития своих качеств, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | |||||
113 | 12 | Игра «Морской бой». Пара элементов. | ОНЗ | |||
114 | 13 | Передача изображений | ОНЗ | |||
115 | 13 | Передача изображений. Самостоятельная работа (31) | Р | |||
116 | 14 | Координаты на плоскости | ОНЗ | |||
117 | 15 | Построение точек по их координатам | ОНЗ | |||
118 | 16 | Точки на осях координат | ОНЗ | |||
119 | 17 | Кодирование фигур на плоскости | Р | |||
120 | 17 | Координатный угол. Самостоятельная работа (32) | Р | |||
121 | 18 | График движения. КУС | ОНЗ | Строить графики движения по словесному описанию, формулам, таблицам. Читать, анализировать, интерпретировать графики движения, составлять по ним рассказы. Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов, сравнивать и находить значения выражения на основе свойств чисел и взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий, вычислять площадь фигур и объем прямоугольного параллелепипеда. Выполнять задания поискового и творческого характера. Согласовывать и принимать правила адаптации ученика в новом коллективе, принятия нового ученика в свой коллектив. | ||
122 | 19 | Чтение графиков движения | Р | |||
123 | 20 | Изображение на графике времени и места встречи движущихся объектов | ОНЗ | |||
124 | 21 | Чтение и построение графиков движения объектов, движущихся в противоположных направлениях | ОНЗ | |||
125 | 21 | Чтение и построение графиков. Самостоятельная работа (33) | Р | |||
126 | 12-21 | Контрольная работа по теме «Координатная плоскость» | ОК | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. | ||
127 | Административная контрольная работа по итогам года | К | ||||
128 | Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел. КУС | Р | Повторять и систематизировать изученные знания. Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях, обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу. Пошагово контролировать выполняемое действие, при необходимости выявлять причину ошибки и корректировать ее. Кодировать и расшифровывать изображения на координатной плоскости, составлять и строить графики движения, описывать ситуацию, представленную графиком. Строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем. Собирать информацию в справочной литературе, Интернет-источниках, составлять сборник «Творческие работы 4 класса». Работать в группах: распределять роли между членами группы, планировать работу, распределять виды работ, определять сроки, представлять результаты с помощью таблиц, диаграмм, графиков, средств ИКТ, оценивать результат работы. Систематизировать свои достижения, представлять их, выявлять свои проблемы, планировать способы решения проблем. | |||
129 | Повторение. Умножение и деление многозначных чисел. | Р | ||||
130 | Повторение. Решение уравнений. | Р | ||||
131 | Повторение. Единицы измерения длины и массы | Р | ||||
132 | Повторение. Единицы измерения времени | Р | ||||
133 | Повторение. Задачи на нахождение площади и периметра геометрической фигуры. | Р | ||||
134 | Повторение. Решение задач на приведение к единице | Р | ||||
135 | Повторение. Решение задач на движение. | Р | ||||
136 | Повторение пройденного материала за год. | Р |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Математика 2 класс Петерсон Л.Г.
Рабочая программа Математика 2 класс Петерсон Л.Г....
рабочая программа по математике к учебнику Л.Г.Петерсон 2 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа состоит из пояснительной записки и тематического планирования, в котором запланированы предметные результаты на каждый урок и метапредметные результаты по разделу. Указаны такж...
Рабочая программа Математика 1 класс Петерсон (Перспектива)
Математика (УМК "Перспектива"): рабочая программа к учебнику Л. Г. Петерсон 1 класс....
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВА Л.Г. Петерсон 4 класс.
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВА Л.Г. Петерсон 2. Рабочая программа по предмету «Математика» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основ...
Рабочая программа по математике к учебнику Л.Г. Петерсон. 4 класс.
Рабочая программа по математике к учебнику Л.Г. Петерсон. 4 класс....
Рабочие программы для 1 класса УМК "Перспектива" Математика Л.Г.Петерсон
Представлены рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, родному(русскому) языку, Изо, технологии и физической культуры для 1 класса...
Рабочая программа по математике 1-4 Л.Г.Петерсон
В данном материале представлена общая рабочая программа по математике для 1-4 классов по учебным пособиям Л.Г. Петерсон...