Программа "Я учусь учиться".
рабочая программа на тему

Пилипенко Елена Николаевна

Программа "Я учусь учиться". 1-4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_uchus_uchitsya.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Программа курса "Я учусь учиться" обеспечивает регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Формирование метапредметных результатов обучающихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 66 часа (2 часа в неделю), во 2-4 классах – 68 (2 часа в неделю). Состав группы постоянный. Набор детей свободный.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

       Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

         

Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи:

  1.  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2.  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3.  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4.  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5.  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6.  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7.  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

             Таким образом, принципиальной задачей данной программы является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Данная программа состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Достаточное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.

Результатами занятий в кружке «Учись учиться» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Учащиеся должны знать / уметь:

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,

классификации, систематизации;

- сравнивать предметы, понятия;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.


Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

1 класс

Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности

2

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

2

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия

2

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

2

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

2

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

2

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию

2

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

2

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

2

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

2

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

2

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

2

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия

2

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию

2

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

2

Упражнения на развитие  внимания, наблюдательности, навыков устного счёта

2

Упражнения на развитие внимания

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

2

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

2

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

2

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

3

Итоговая диагностика и тестирование

1

2 класс

Знакомство с программой и обучением, инструктаж по технике безопасности

2

Начальная диагностика (тестирование)

2

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. Найди слово в слове

2

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. Преврати одни слова в другие

2

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. Замени, одним словом. Найди лишнее

2

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

2

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями

2

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза)

2

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие логического мышления

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие быстроты реакции

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления

2

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

2

Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.

2

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями

2

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза)

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

2

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями

2

Упражнения на развитие внимания.

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез

2

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа

2

Упражнения на развитие внимания

2

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями

2

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. Выбери правильный ответ

2

3 класс

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности

2

Начальная диагностика (тестирование)

2

Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений

2

Упражнения на развитие зрительной памяти

2

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

2

Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза

2

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

2

Упражнения на развитие внимания

2

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

2

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

2

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

2

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

2

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

2

Упражнения на установление связи между понятиями

2

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

2

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания

2

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти

2

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

2

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

2

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

2

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

2

Упражнения на установления связи между понятиями

2

Упражнения на развитие логического мышления

2

Упражнения на развитие зрительной памяти

2

Упражнения на развитие зрительной памяти

2

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

2

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

2

Упражнения на развитие логического мышления

2

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

2

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

2

Упражнения на развитие логического мышления

2

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

2

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать)

3

Диагностика, тестирование

1

4 класс

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности

2

Начальная диагностика (тестирование)

2

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на классификацию различным способом

2

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему

2

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

2

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему

2

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти

2

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

2

Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации

2

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

2

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания

2

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие ассоциативного мышления

2

Упражнения на развитие межпонятийных связей

2

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных  представлений

2

Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей

2

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления

2

Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей

2

Упражнения на развитие межпонятийных связей

2

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

3

Диагностика, тестирование

1

Методическое обеспечение программы:

Основные способы и формы работы с детьми:

  • индивидуальные и групповые;
  • практические и теоретические;

Формы занятий:

  • игра;
  • беседа;
  • работа с тренажерами;
  • практическая работа.

Учебно-методическая литература для учителя:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
  3. Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»).
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Москва: РОСТ книга, 2007 г

Учебно-методическая литература для учащихся:

  1. Татьяна Мишакина: Тренажер по математике для 1 класса, М., Ювента 2015
  2. Татьяна Мишакина: Тренажер по русскому языкуе для 1 класса, М., Ювента 2015
  3. Татьяна Мишакина: Тренажер по литературному чтению для 1 класса, М., Ювента 2015
  4. Татьяна Мишакина: Тренажер по окружающему миру для 1 класса, М., Ювента 2015
  5. Татьяна Мишакина: Тренажер по формированию универсальных учебных действий для 1 класса, М., Ювента 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс (программа "Учусь учиться" Л.Г. Петерсон)

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа кружка "Учимся учиться и действовать" 1-2 класс

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся 1 и 2 классов....

Рабочая программа кружка "Учись учиться" (1 класс)

Программа курса внеурочной деятельности «Учись учиться» предназначена для учащихся 1 класса, разработана на основе авторской программы Е.В. Языкановой....

«Я учусь учиться!» Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. Занятие№1 "Я хочу учиться!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"19593882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1959388...

Техники повышения учебной мотивации, применяемые на занятиях по программе "Я учусь учиться!"

Учебная мотивация -это процесс ,который запускает ,направляет и поддерживает усилия ,необходимые для выполнения учебной деятельности .Для повышения учебной мотивации целесообразно использовать следующ...

Рабочая программа по математике на основе программы: Л.Г. Петерсон «Учусь учиться» для 1 класса по ФГОС.

Планирование составлено на основе программы: Л.Г. Петерсон. Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основ...

Урок по функциональной грамотности по русскому языку в рамках курса "Я учусь учиться!" по теме "Учусь составлять план и работать по плану"

Урок по функциональной грамотности  по русскому языку в рамках курса "Я учусь учиться!" по теме "Учусь составлять план и работать по плану" на примере работы над повторением о...