Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы
материал
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkiy_yazyk.docx | 102.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе
начального общего образования
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММ
по русскому языку
1-4 КЛАССЫ
на 2019-2020 учебный год
Составили:
учителя начальных классов
2019 год
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования, на основе Примерной программы по учебным предметам и авторской программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития
их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Количество часов, отводимых на изучение данного курса
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 540 часов.
В 1 классе — 132 ч: (4ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) - урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Учебно-методический комплекс
Предмет | Класс | Кол-во уч-ся | Кол-во часов в уч. плане | Автор программ (на какое кол-во часов рассчитано) | Автор учебника, издательство, год издания | Кол-во учебников |
Русский язык | 1 | 42 | 4 | Горецкий В.Г. (132 часа) | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, Просвещение, 2014, 2015, 2016 | 42 |
2 | 49 | 4 | Горецкий В.Г. (136 часов) | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, Просвещение, 2015, 2016 | 49 | |
3 | 43 | 4 | Горецкий В.Г. (136 часов) | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, Просвещение, 2016 | 43 | |
4 | 42 | 4 | Горецкий В.Г. (136 часов) | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, Просвещение, 2016 | 42 |
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты по классам
К концу 1 класса учащиеся научатся:
- иметь представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
- иметь представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- иметь представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
- практически уметь работать с языковыми единицами;
- иметь представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
- иметь представление о правилах речевого этикета;
К концу 2 класса учащиеся научатся:
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
К концу 3 класса учащиеся научатся:
- осознавать значимость русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- иметь представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формировать позитивно эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- понимать значимость правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
- приобретут опыт ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- овладевать изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использовать эти нормы для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения;
- овладевать основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты);
- овладевать основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применять правила орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
К концу 4 класса учащиеся научатся:
- осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
- получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении
- научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
- осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеют умением проверять написанное.
- получат первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомятся с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научатся находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Содержание учебного предмета
Обучение грамоте 1 класс (92ч )
Подготовительный этап (19ч)
Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный период (58 ч)
I. Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения.
II. Обучение письму
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.
III. Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами-орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках). Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Послебукварный период (15 ч)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Русский язык 1 класс (40 ч)
Наша речь (2 ч)
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (2 ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… (2 ч)
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение. (4 ч)
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы (29 ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие
согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.
Повторение (1 ч)
Русский язык 2 класс (136 ч)
Наша речь (2ч)
Виды речи. Диалог и монолог.
Текст (3ч)
Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.
Предложение (9 ч)
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова… (15 ч)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое.
Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы (55 ч)
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое».
Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь).
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).
Части речи (52 ч)
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи.
Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи.
Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение.
Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.
Повторение (17 ч)
Текст. Развитие речи. Рассказ по репродукции картины. Предложение. Оформление предложения на письме.
Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Слово. Части речи. Звуки и буквы.
Правила правописания
Русский язык 3 класс (136 ч)
Язык и речь (2 ч)
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание (12 ч)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово в языке и речи (18 ч)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова (14 ч)
Правописание частей слова (21 ч)
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Части речи (60 ч)
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Повторение (9 ч)
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Русский язык 4 класс (136 ч)
Повторение (7 ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение.
Предложение (8 ч)
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Слово в языке и речи (12 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное (36 ч)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в
единственном (множественном) числе.
Имя прилагательное (27 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных
окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен
прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Местоимение (8 ч)
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (28 ч)
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Повторение (10 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ) 92 ЧАСА
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | 2 | |
Подготовительный этап (92 часов) | ||
История возникновения письма (Пропись № 1) | ||
Знакомство с новым предметом | ||
Гигиенические правила письма | ||
Гигиенические правила письма | ||
Рабочая строка | ||
Письмо наклонных прямых | ||
Письмо наклонных прямых с закруглением внизу | ||
Письмо наклонной прямой с закругление вверх и внизу | ||
Письмо удлиненной петли вверху и внизу | ||
Письмо полуовалов «левых» и «правых» Письмо овалов. | ||
Строчная буква а (Пропись № 2) | ||
Прописная буква А. | ||
Строчная буква о. Прописная буква О. | ||
Строчная и прописная буквы и, . | ||
Письмо буквы ы. | ||
Строчная буква у. | ||
Прописная буква У. | ||
Строчная буква н | ||
Прописная буква Н | ||
Строчная и прописная буквы с, С | ||
Строчная буква к | ||
Прописная буква К | ||
Строчная и прописная буквы т, | ||
Строчная и прописная буквы Т | ||
Строчная и прописная буквы л, | ||
Строчная и прописная буквы Л | ||
Строчная буква р | ||
Прописная буква Р | ||
Строчная и прописная буквы в, | ||
Строчная и прописная буквыв, В | ||
Письмо строчных и прописных букв с печатного текста | ||
Строчная буква е | ||
Прописная буква Е | ||
Строчная и прописная буквы п, П (Пропись № 3) | ||
Строчная и прописная буквы п, П | ||
Письмо изученных букв (Е, е, П, п) | ||
Строчная и прописная буквы м, М | ||
Строчная и прописная буквы м, М | ||
Строчная и прописная буквы м, М | ||
Строчная и прописная буквы з, З | ||
Строчная и прописная буквы з, З | ||
Строчная и прописная буквы б, Б | ||
Строчная и прописная буквы б, Б | ||
Строчная и прописная буквы д, Д | ||
Строчная и прописная буквы д, Д | ||
Письмо изученных букв. | ||
Списывание с печатного текста. | ||
Строчная и прописная буквы я, Я | ||
Строчная и прописная буквы я, Я | ||
Строчная и прописная буквы г, Г. Письмо слов с изученными буквами | ||
Строчная и прописная буквы г, Г. Письмо слов с изученными буквами | ||
Строчная и прописная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу | ||
Строчная и прописная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу | ||
Письмо слов с сочетаниями ча, чу, _чк, чн | ||
Письмо слов с сочетаниями ча, чу, _чк, чн | ||
Буква Ь – знак мягкости. Буква Ь в середине слова | ||
Буква Ь – знак мягкости. Буква Ь в середине слова | ||
Строчная и прописная буквы ш, Ш. Письмо слов с сочетанием ши(Пропись № 4) | ||
Строчная и прописная буквы ш, Ш. Письмо слов с сочетанием ши | ||
Строчная и прописная буквы ш, Ш. Письмо слов с сочетанием ши | ||
Строчная и прописная буквы ж, Ж | ||
Внеаудиторное занятие. Строчная и прописная буквы ж, Ж . | ||
Письмо слов с сочетанием жи. | ||
Написание слов с сочетаниями жи-ши | ||
Строчная и прописная буквы ё, Ё. Буква Ё посл согласных | ||
Строчная и прописная буквы ё, Ё. Буква Ё после согласных | ||
Буква й. Слова с буквой й | ||
Буква й. Слова с буквой й | ||
Строчная и прописная буквы х, Х | ||
Строчная и прописная буквы х, Х | ||
Письмо теста по образцу | ||
Строчная и прописная буквы ю, Ю. Письмо строчной буквы ю после согласных | ||
Строчная и прописная буквы ю, Ю. Письмо строчной буквы ю после согласных | ||
Строчная и прописная буквы ц, Ц | ||
Строчная и прописная буквы ц, Ц | ||
Списывание текста | ||
Строчная и прописная буквы э, Э | ||
Строчная и прописная буквы э, Э | ||
Строчная и прописная буквы щ, Щ. Письмо слов с сочетаниями ча-ща | ||
Строчная и прописная буквы ф, Ф | ||
Строчная и прописная буквы ф, Ф | ||
Буквы Ь, Ъ | ||
Внеаудиторное занятие. Буквы Ь, Ъ | ||
Алфавит | ||
Списывание текста. | ||
Оформление предложений в тексте | ||
Внеаудиторное занятие. Заглавная буква в именах собственных | ||
Правописание жи – ши | ||
Правописание ча – ща | ||
Правописание чу – щу | ||
Правописание _чк –чн | ||
Письмо слов с ь |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 КЛАСС 40 ЧАСОВ
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | 2 | |
Наша речь (40 ч) | ||
1 | Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). | |
2 | Речь устная и речь письменная (общее представление). | |
3 | Текст (общее представление). Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль | |
4 | Диалог. | |
5 | Слово. Роль слов в речи. Тематические группы сов. | |
6 | Развитие речи. Составление текста п рисунку и опорным словам. | |
7 | Слог как минимальная произносительная единица (обще представление). | |
8 | Деление слов на слоги. Перенос части слова с одной строки на другую по слогам | |
9 | Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. | |
10 | Ударение (общее представление) Ударные и безударны слоги. | |
11 | Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. | |
12 | Упражнение в произношении звуков в слове и названии букв, которыми обозначены эти звуки Звуковое обозначение слов. | |
13 | Алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. | |
14 | Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв. Развитие речи. | |
15 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. | |
16 | Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | |
17 | Особенности проверяемых и проверочных слов. Правила обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. Словарный диктант. | |
18 | Проверочный диктант | |
19 | Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Буквы, обозначающие согласные звуки. | |
20 | Слова с удвоенными согласными. | |
21 | Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое. | |
22 | Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | |
23 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | |
24 | Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука, в конце слова и в середине слова перед согласным день, коньки). | |
25 | Обозначение мягкости согласного звука мягким знаком в конце и середине слова перед согласным. | |
26 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | |
27 | Внеаудиторное занятие. Особенности произношения глухих и звонких согласных звуков. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. | |
28 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Правило обозначения буквой парного о глухости-звонкости согласного звука на конце слова. | |
29 | Развитие речи. Выполнение текстовых заданий. | |
30 | Шипящие звуки. Упражнение в произношении согласных звуков. | |
31 | Внеаудиторное занятие. Буквосочетания _чк, чн, чт, нч. Правило правописания сочетаний. | |
32 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Правило правописания сочетаний. | |
33 | Развитие речи. Воспроизведение содержания сказки. | |
34 | Проект: «Сказочная страничка»(в названиях сказок — изученные правила письма). | |
35 | Контрольная работа | |
36 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов (общее представление) | |
37 | Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. | |
38 | Повторение изученного. | |
39 | Итоговая комплексная контрольная работа. | |
40 | Праздник. Занимательная грамматика. Повторение. | |
ИТОГО 40 час |
Тематическое планирование по русскому языку 2 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | |||
Наша речь (2 ч) | |||||
Виды речи. | |||||
Диалог и монолог. | |||||
Текст (3ч) | |||||
Тема и главная мысль текста. Словарный диктант. | |||||
Части текста. | |||||
Части текста. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. | |||||
Предложение ( 9 ч) | |||||
Главные члены предложения. | |||||
Второстепенные члены предложения. | |||||
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | |||||
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | |||||
Распространенные и нераспространенные предложения. Словарный диктант. | |||||
Административная контрольная работа (входная) | |||||
Работа над ошибками. Связь слов в предложении | |||||
Связь слов в предложении. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины. И.С. Остроухова «Золотая осень» | |||||
Проверочная работа по теме «Предложение. | |||||
Слова, слова, слова… (15 ч) | |||||
Прямое и переносное значение слов. Развитие речи. Составление рассказа с многозначными словами | |||||
Синонимы. Антонимы. Словарный диктант. | |||||
Синонимы и антонимы. | |||||
Синонимы и антонимы. Развитие речи. Работа с текстом. | |||||
Родственные (однокоренные) слова. Корень слова. Однокоренные слова. | |||||
Корень слова. Однокоренные слова. | |||||
Выделение корня в однокоренных словах | |||||
Слог как минимальная произносительная единица Ударение. | |||||
Ударение. Словарный диктант. | |||||
Перенос слов по слогам. | |||||
Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам | |||||
Проверочная работа по теме «слова, слова, слова» | |||||
Звуки и буквы (55 ч) | |||||
«Звуки и буквы» | |||||
Развитие реи. Работа с текстом. | |||||
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Особенности проверяемых и проверочных слов. | |||||
Проверочные слова. Словарный диктант. | |||||
Проверочные сова. Правописание однокоренных слов. | |||||
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | |||||
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | |||||
Способы проверки написания букв, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | |||||
Безударны гласные звуки. Развитие речи. Работа с деформированным текстом | |||||
Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | |||||
Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | |||||
Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | |||||
Диктант по теме: «Правописание слов с безударными гласными» | |||||
Работа над ошибками. Как определить согласные звуки? Согласный звук й и буква «и краткое». Словарный диктант. | |||||
Слова с удвоенными согласными. Наши проекты. «И в шутку и всерьез» | |||||
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А.А. Степанова «Лоси» | |||||
Твердые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения. | |||||
Твердые и мягкие согласные звуки, и буквы для и обозначения. | |||||
Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме. Словарный диктант. | |||||
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными | |||||
Развитие речи Работа с тестом. Составление ответов на опросы к тексту. | |||||
Работа над ошибками. Наши проекты. Пишем письмо Деду Морозу. | |||||
Обобщающий урок. Проверочная работа | |||||
Буквосочетания чк, чн. чт, щн, нч. Словарный диктант. | |||||
Правописание сочетаний чк, чн. чт, щн, нч | |||||
Административная контрольная работа | |||||
Работа над ошибками. Проект «Рифма». | |||||
Развитие речи. Работа с предложением и текстом. Правописание сочетаний чк, чн. чт, щн, нч. | |||||
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, у-щу. | |||||
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-щ, чу-щу | |||||
Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щ и другими изученными орфограммами. Словарный диктант. | |||||
Проверочная работа по теме: "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". | |||||
Проверочный диктант по теме «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.» | |||||
Работа над ошибками. Как отличить звонкие согласные от глухих? | |||||
Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. | |||||
Внеаудиторное занятие. Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. | |||||
Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. Словарный диктант. | |||||
Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. | |||||
Парны звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. | |||||
Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. | |||||
Правописание слов с парным согласным на конце слова и перед согласным. Развитие речи. Письменное изложение текста по вопросам. | |||||
Проверочная работа. Обобщение знаний об изученных правилах письма. | |||||
Проверочный диктант: «Правописание парных согласных». | |||||
Работа над ошибками. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. | |||||
Обобщение знаний об изученных правилах письма. Словарный диктант. | |||||
Правописание слов с разделительным мягким знаком | |||||
Правило написания разделительного мягкого знака в словах. Перенос слов с разделительным мягким знаком. | |||||
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | |||||
Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. | |||||
Работа над ошибками. Контрольное списывание. | |||||
Проверочная работа. Обобщение изученного материала. | |||||
Части речи ( 52 часов) | |||||
Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. | |||||
Правописание имен, отчеств, фамилий, названий произведений, кличек животных. Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины. | |||||
Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | |||||
Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. Рассказ по личным наблюдениям и вопросам | |||||
Заглавная буква в географических названиях .Закрепление правописания имён собственных. | |||||
Число имён существительных. Словарный диктант. Единственное и множественное число имён существительных. | |||||
Обобщение знаний об имени существительном как части речи. | |||||
Имя существительное. Развитие речи. Работа с текстом. | |||||
Обобщение знаний об имени существительном как части речи. Проверочная работа по теме «Имя существительное». | |||||
Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | |||||
Изложение по вопросам и опорным словам. | |||||
Работа над ошибками. Глагол как часть речи и употребление его в речи. | |||||
Упражнение в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. | |||||
Упражнение в распознавании глаголов. | |||||
Упражнение в распознавании глаголов среди других слов и употреблении их в речи. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. | |||||
Глаголы единственного и множественного числа (общее понятие). | |||||
Единственное и множественное число глаголов. Словарный диктант. | |||||
Контрольный диктант за 3 четверть. | |||||
Работа над ошибками. Правописание частицы НЕ с глаголом. Обобщение знаний о глаголе как части речи. | |||||
Обобщение знаний о глаголе. Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | |||||
Проверочная работа по теме "Глагол" | |||||
Работа над ошибками. Текст-повествование и роль глаголов в нём. | |||||
Текст-повествование и роль глаголов в нём. Развитие речи. Составление текста по опорным словам | |||||
Текст-повествование и роль глаголов в нём. Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. | |||||
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Словарный диктант. | |||||
Связь имён существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании. | |||||
Прилагательные близкие и противоположные по значению. Сравнение как одно из выразительных средств языка. | |||||
Единственное и множественное число имён прилагательных. | |||||
Единственное и множественное число имён прилагательных. Развитие речи. Рассказ о маме, о бабушке. | |||||
Обобщение знаний об имени прилагательном. | |||||
Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. | |||||
Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. | |||||
Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. Развитие речи. Текст-описание по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов. Бабочка и птичка». | |||||
Проверочная работа по теме "Имя прилагательное" | |||||
Работа над ошибками. Местоимение (личное) как часть речи. Словарный диктант. | |||||
Местоимение (личное) как часть речи. | |||||
Текст – рассуждение. | |||||
Развитие речи. Работа с текстом-рассуждением. | |||||
Проверочная работа по теме «Местоимения» | |||||
Работа над ошибками. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами. | |||||
Развитие речи. Редактирование текста. | |||||
Проверочная работа по теме "Предлог" | |||||
Внеаудиторное занятие. Проект «В словари - за частями речи!» | |||||
Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и местоимений» | |||||
Работа над ошибками. | |||||
Повторение (17 ч) | |||||
Текст. Развитие речи. Рассказ по репродукции картины. | |||||
Внеаудиторное занятие. Повторение по теме "Предложение". Оформление предложения на письме. | |||||
Повторение по теме "Предложение". Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. | |||||
Повторение по теме "Слово" Контрольное списывание | |||||
Административная контрольная работа | |||||
Повторение по теме "Части речи" | |||||
Повторение по теме "Части речи" | |||||
Повторение по теме "Звуки и буквы" | |||||
Повторение по теме "Части речи". Словарный диктант. | |||||
Повторение по теме "Звуки и буквы" Правила правописания. | |||||
133. | Работа над ошибками. Правила правописания. | ||||
134. | Комплексная контрольная работа | ||||
135. | Правила правописания. Повторение и закрепление. | ||||
136. | Повторение и закрепление. | ||||
Итого: 136 ч |
Тематическое планирование по русскому языку 3 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Язык и речь (2 ч) | ||
1 | Наша речь. Виды речи | |
2 | Наш язык | |
Текст. Предложение. Словосочетание (12ч) | ||
3 | Текст. Типы текстов | |
4 | Предложение | |
5 | Виды предложений по цели высказывания | |
6 | Словарный диктант. Виды предложений по интонации | |
7 | Предложения с обращением | |
8 | Обучающее изложение | |
9 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения | |
10 | Административная контрольная работа (диктант №1) | |
11 | Работа над ошибками. Простое и сложное предложения | |
12 | Простое и сложное предложения | |
13 | Словарный диктант. Словосочетание | |
14 | Проверочная работа по теме: «Предложение и словосочетание» | |
Слово в языке и речи (18ч) | ||
15 | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | |
16 | Синонимы и антонимы | |
17 | Омонимы | |
18 | Слово и словосочетание | |
19 | Словарный диктант. Фразеологизмы | |
20 | Обучающее изложение | |
21 | Работа над ошибками. Части речи | |
22 | Имя существительное | |
23 | Имя прилагательное | |
24 | Глагол | |
25 | Что такое имя числительное? | |
26 | Однокоренные слова | |
27 | Административная контрольная работа за 1 четверть: | |
28 | Работа над ошибками. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. | |
29 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | |
30 | Обучающее изложение | |
31 | Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи» | |
32 | Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного. | |
Состав слова (14ч) | ||
33 | Что такое корень слова? | |
34 | Словарный диктант. Как найти в слове корень? | |
35 | Сложные слова | |
36 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | |
37 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | |
38 | Значения приставок | |
39 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | |
40 | Значения суффиксов | |
41 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | |
42 | Работа над ошибками. Словарный диктант. Что такое основа слова? | |
43 | Обобщение знаний о составе слова | |
44 | Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова» | |
45 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова | |
46 | Обучающее изложение | |
Правописание частей слова (21ч) | ||
47 | Работа над ошибками. В каких значимых частях слова есть орфограммы? | |
48 | Правописание слов с безударными гласными в корне | |
49 | Словарный диктант. Правописание слов с безударными гласными в корне | |
50 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | |
51 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | |
52 | Обучающее изложение | |
53 | Административная контрольная работа за 1 полугодие | |
54 | Словарный диктант. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | |
55 | Правописание слов с удвоенными согласными | |
56 | Правописание слов с удвоенными согласными | |
57 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | |
58 | Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов» | |
59 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок | |
60 | Правописание суффиксов и приставок | |
61 | Правописание приставок и предлогов | |
62 | Правописание приставок и предлогов. Внеаудиторное занятие. | |
63 | Словарный диктант. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | |
64 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки | |
65 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки | |
66 | Обучающее изложение | |
67 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова» | |
Части речи (25 часов) | ||
68 | Словарный диктант. Части речи | |
69 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | |
70 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | |
71 | Обучающее изложение | |
72 | Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные | |
73 | Словарный диктант. Число имён существительных | |
74 | Число имён существительных | |
75 | Род имён существительных | |
76 | Род имён существительных | |
77 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | |
78 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | |
79 | Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное» | |
80 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных | |
81 | Словарный диктант Падеж имён существительных | |
82 | Падеж имён существительных | |
83 | Именительный падеж | |
84 | Родительный падеж | |
85 | Дательный падеж | |
86 | Винительный падеж | |
87 | Творительный падеж | |
88 | Словарный диктант. Предложный падеж | |
89 | Обучающее изложение | |
90 | Работа над ошибками. Все падежи | |
91 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | |
92 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное» | |
Имя прилагательное (14 ч) | ||
93 | Работа над ошибками. Значение и употребление имён прилагательных в речи | |
94 | Словарный диктант Значение и употребление имён прилагательных в речи | |
95 | Роль прилагательных в тексте | |
96 | Текст-описание | |
97 | Род имён прилагательных | |
98 | Изменение имён прилагательных по родам | |
99 | Число имён прилагательных | |
100 | Словарный диктант Число имён прилагательных | |
101 | Изменение имён прилагательных по падежам | |
102 | Изменение имён прилагательных по падежам | |
103 | Обобщение знаний | |
104 | Обобщение знаний | |
105 | Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное» | |
106 | Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках» | |
Местоимение (4 ч) | ||
107 | Словарный диктант Личные местоимения | |
108 | Изменение личных местоимений по родам | |
109 | Местоимение | |
110 | Обучающее изложение | |
Глагол (17ч) | ||
111 | Работа над ошибками. Значение и употребление глаголов в речи | |
112 | Значение и употребление глаголов в речи | |
113 | Словарный диктант Значение и употребление глаголов в речи | |
114 | Неопределённая форма глагола | |
115 | Неопределённая форма глагола | |
116 | Число глаголов | |
117 | Времена глаголов | |
118 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | |
119 | Словарный диктант Изменение глаголов по временам | |
120 | Обучающее изложение. Внеаудиторное занятие. | |
121 | Род глаголов в прошедшем времени. Внеаудиторное занятие. | |
122 | Род глаголов в прошедшем времени | |
123 | Правописание частицы не с глаголами | |
124 | Правописание частицы не с глаголами | |
125 | Обобщение знаний. Внеаудиторное занятие. | |
126 | Словарный диктант Обобщение знаний | |
127 | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол» | |
Повторение (9 ч) | ||
128 | Административная контрольная работа | |
129 | Работа над ошибками. Части речи Правописание окончаний имен прилагательных | |
130 | Обобщение изученного о слове, предложении | |
131 | Правописание приставок и предлогов | |
132 | Словарный диктант. Правописание значимых частей слов | |
133 | Итоговый контрольный диктант № 10 | |
134 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | |
135 | Текст. | |
136 | Повторение изученного. | |
Итого: 136 ч |
Тематическое планирование по русскому языку 4 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение (7 часов) | ||
Знакомство с учебником Русский язык». Наша речь и наш язык. | ||
Обучающее изложение повествовательного текста. | ||
Работа над ошибками. Типы текстов. | ||
Виды предложений по цели высказывания и по интонации | ||
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | ||
Контрольный диктант по теме «Повторение» | ||
Работа над ошибками. Словосочетание. | ||
Предложение (8 часов) | ||
Однородные члены предложения (общее понятие) Предложение как единица речи. Контрольное списывание | ||
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||
Входная административная контрольная работа | ||
Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | ||
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||
Сложное предложение и предложение с однородными членами. | ||
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | ||
Контрольный диктант по теме «Предложение» | ||
Слово в языке и речи (12 часов) | ||
Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | ||
Синонимы, антонимы, омонимы Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | ||
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | ||
Состав слова. Распознавание значимых частей слова Правописание гласных и согласных в корнях слов. Словарный диктант | ||
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. | ||
Правописание приставок и суффиксов. | ||
Разделительные твердый и мягкий знаки. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | ||
Склонение имен существительных и имен прилагательных. | ||
Имя числительное. Глагол. | ||
Наречие как часть речи. | ||
Правописание наречий. Словарный диктант. | ||
Контрольная работа за I четверть | ||
Имя существительное (36час) | ||
Работа над ошибками. Распознавание падежей имен существительных. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных. | ||
Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже | ||
Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах. Словарный диктант. | ||
Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | ||
Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. | ||
Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. | ||
.2-е склонение имён существительных | ||
Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. | ||
3-е склонение имён существительных. | ||
Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. | ||
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. Словарный диктант. | ||
Обучающее изложение повествовательного текста. | ||
Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. | ||
Именительный и винительный падежи. | ||
Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | ||
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | ||
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. | ||
Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | ||
Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | ||
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | ||
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже. | ||
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Словарный диктант. | ||
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже. | ||
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | ||
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | ||
Контрольный диктант за первое полугодие | ||
Работа над ошибками. Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница» Повторение. | ||
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | ||
Склонение имен существительных во множественном числе. | ||
Именительный падеж имен существительных множественного числа. | ||
Родительный падеж множественного числа. Словарный диктант. | ||
Обучающее изложение повествовательного текста. | ||
Работа над ошибками. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. | ||
Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. Внеаудиторное занятие | ||
Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. | ||
Проверочная работа. Наши проекты. Обобщение знаний о формах множественного числа имен существительных. | ||
Имя прилагательное 27часов | ||
Имя прилагательное как часть речи. | ||
Род и число имён прилагательных. Описание игрушки. Обучение составлению текста-описания. | ||
Склонение имен прилагательных. Словарный диктант. | ||
Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов» | ||
Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | ||
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | ||
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | ||
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | ||
Именительный, винительный, родительный падежи. | ||
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | ||
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. | ||
Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | ||
Склонение имен прилагательных женского рода. Словарный диктант. | ||
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных | ||
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | ||
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. | ||
Изложение описательного текста Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. | ||
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | ||
Работа над ошибками. Повторение изученного об имени прилагательном. | ||
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Контрольное списывание. | ||
Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости». Работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа . | ||
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. Словарный диктант. | ||
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | ||
Обобщение по теме «Имя прилагательное». Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | ||
Обобщение по теме «Имя прилагательное». | ||
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | ||
Работа над ошибками. Повторение изученного об имени прилагательном. | ||
Местоимение (8 часов) | ||
Местоимение как часть речи. Словарный диктант. | ||
Личные местоимения. | ||
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | ||
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | ||
Изменение личных местоимений по падежам. Изложение повествовательного текста с элементами описания. | ||
Работа над ошибками. Обобщение по теме «Местоимение | ||
Контрольный диктант по теме «Местоимение» | ||
Работа над ошибками. Повторение изученного о местоимении. | ||
Глагол (28 часа) | ||
Роль глаголов в языке. Словарный диктант. | ||
Изменение глаголов по временам. | ||
Неопределённая форма глагола. | ||
Неопределённая форма глагола. | ||
Изменение глаголов по временам. Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | ||
Работа над ошибками. Спряжение глаголов. | ||
Спряжение глаголов. Словарный диктант. | ||
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | ||
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода». | ||
Работа над ошибками. Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени. | ||
I и II спряжение глаголов будущего времени. | ||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | ||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | ||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | ||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | ||
Возвратные глаголы. Словарный диктант. | ||
Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах. | ||
Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах.Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. | ||
Правописание глаголов в прошедшем времени. | ||
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант. | ||
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Внеаудиторное занятие | ||
Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам. Внеаудиторное занятие | ||
Контрольный диктант по теме «Глагол» | ||
Работа над ошибками. Повторение изученного о глаголе. | ||
Обобщение по теме «Глагол». | ||
Обучающее изложение повествовательного текста. Внеаудиторное занятие | ||
Работа над ошибками. Проверка знаний по теме «Глагол» | ||
Повторение изученного о глаголе. | ||
Повторение (10 часов) | ||
Итоговый контрольный диктант | ||
Работа над ошибками. Предложение и словосочетание. | ||
Предложение и словосочетание. | ||
Предложение и словосочетание. | ||
Лексическое значение слова. | ||
Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь». | ||
Язык. Речь. Текст. Словарный диктант. | ||
Состав слова. Работа над ошибками. Повторение изученного материала. | ||
Части речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | ||
Работа над ошибками. Повторение. | ||
ИТОГО: 136 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку влючает в себя календарно-тематическое планирование....
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...