Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы
материал

Светлана Леонидовна Шмикк

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkiy_yazyk.docx102.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                Приложение к образовательной программе

начального общего образования

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММ

по русскому языку

1-4 КЛАССЫ

на 2019-2020 учебный год

                                                                                       Составили:

                        учителя начальных классов

2019 год

 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования, на основе Примерной программы по учебным предметам и авторской программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко.

      Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

 Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке  как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития

их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным  каналом социализации личности.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

 -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Количество часов, отводимых на изучение данного курса

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 540 часов.

 В 1 классе — 132 ч:  (4ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели)  отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) - урокам русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Учебно-методический комплекс

Предмет

Класс

Кол-во уч-ся

Кол-во часов в уч. плане

Автор программ (на какое кол-во часов рассчитано)

Автор учебника, издательство, год издания

Кол-во учебников

Русский язык

1

42

4

Горецкий В.Г. (132 часа)

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, Просвещение, 2014, 2015, 2016

42

2

49

4

Горецкий В.Г. (136 часов)

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, Просвещение, 2015, 2016

49

3

43

4

Горецкий В.Г. (136 часов)

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, Просвещение, 2016

43

4

42

4

Горецкий В.Г. (136 часов)

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, Просвещение, 2016

42

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Планируемые результаты по классам

К концу 1 класса учащиеся научатся:

  • иметь представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
  •  иметь представление о значимости языка и речи в жизни людей;
  •  иметь представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
  •   практически уметь  работать с языковыми единицами;
  •  иметь представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
  •  иметь представление о правилах речевого этикета;

К концу 2 класса учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

 К концу 3 класса учащиеся научатся:

  • осознавать значимость русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • иметь представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формировать позитивно эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • понимать значимость правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
  • приобретут опыт ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • овладевать изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использовать эти нормы для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения;
  • овладевать основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты);
  • овладевать основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применять  правила орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

К концу 4 класса учащиеся научатся:

  • осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
  • получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении
  •  научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
  • осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеют умением проверять написанное.
  • получат первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомятся с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научатся находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

Содержание учебного предмета

Обучение грамоте 1 класс (92ч )

Подготовительный этап  (19ч)

Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный период (58 ч)

I. Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения.

II. Обучение письму

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.

III. Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами-орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках). Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

Послебукварный период (15 ч)

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

Русский язык 1 класс (40 ч)

Наша речь (2 ч)

Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.

Текст, предложение, диалог (2 ч)

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Слова, слова, слова…  (2 ч)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Слово и слог. Ударение. (4 ч)

Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).

Звуки и буквы (29 ч)

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие

согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.

Повторение (1 ч)

Русский язык 2 класс (136 ч) 

Наша речь (2ч)

Виды речи. Диалог и монолог.

Текст (3ч)

Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.

Предложение (9 ч)

Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова… (15 ч)

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое.

Перенос слова по слогам.

Звуки и буквы (55 ч)

Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква  «и краткое».

Слова с удвоенными согласными.  Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь).

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости

согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).

Части речи (52 ч)

Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи.

Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи.

Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение.

Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.

Повторение (17 ч)

Текст. Развитие речи. Рассказ по репродукции картины. Предложение. Оформление предложения на письме.

Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Слово. Части речи. Звуки и буквы.

Правила правописания

Русский язык 3 класс (136 ч)

Язык и речь (2 ч)

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Текст, предложение, словосочетание (12 ч)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).

Знаки препинания в конце предложений.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Слово в языке и речи (18 ч)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.   

Состав слова (14 ч)

Правописание частей слова (21 ч)

Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Части речи (60 ч)

 Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Повторение (9 ч)

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. 

Русский язык 4 класс (136 ч)

Повторение (7 ч)

Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение.

Предложение (8 ч)

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. 

Слово в языке и речи (12 ч) 

Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

Имя существительное (36 ч)

Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в

единственном (множественном) числе.

Имя прилагательное (27 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных

окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен

 прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Местоимение (8 ч)

Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Глагол (28 ч)

Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.  I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. 

Повторение (10 ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ) 92 ЧАСА

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1

2

Подготовительный этап (92 часов)

История возникновения письма (Пропись № 1)

Знакомство с новым предметом

Гигиенические правила письма

Гигиенические правила письма

Рабочая строка

Письмо наклонных прямых

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу

Письмо наклонной прямой с закругление вверх и внизу

Письмо удлиненной петли вверху и внизу

Письмо полуовалов «левых» и «правых» Письмо овалов.

Строчная буква а (Пропись № 2)

Прописная буква А.

Строчная буква о. Прописная буква О.

Строчная и прописная буквы и, .

Письмо буквы ы.

Строчная буква у.

Прописная буква У.

Строчная буква н

Прописная буква Н

Строчная и прописная буквы с, С

Строчная буква к

Прописная буква К

Строчная и прописная буквы т,

Строчная и прописная буквы  Т

Строчная и прописная буквы л,

Строчная и прописная буквы  Л

Строчная буква р

Прописная буква Р

Строчная и прописная буквы в,

Строчная и прописная буквыв, В

Письмо строчных и прописных букв с печатного текста

Строчная буква е

Прописная  буква Е

Строчная и прописная буквы п, П  (Пропись № 3)

Строчная и прописная буквы п, П

Письмо изученных букв (Е, е, П, п)

Строчная и прописная буквы м, М

Строчная и прописная буквы м, М

Строчная и прописная буквы м, М

Строчная и прописная буквы з, З

Строчная и прописная буквы з, З

Строчная и прописная буквы б, Б

Строчная и прописная буквы б, Б

Строчная и прописная буквы д, Д

Строчная и прописная буквы д, Д

Письмо изученных букв.

Списывание с печатного текста.

Строчная и прописная буквы я, Я

Строчная и прописная буквы я, Я

Строчная и прописная буквы г, Г. Письмо слов с изученными буквами

Строчная и прописная буквы г, Г. Письмо слов с изученными буквами

Строчная и прописная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу

Строчная и прописная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу

Письмо слов с сочетаниями ча, чу, _чк, чн

Письмо слов с сочетаниями ча, чу, _чк, чн

Буква Ь – знак мягкости. Буква Ь в середине слова

Буква Ь – знак мягкости. Буква Ь в середине слова

Строчная и прописная буквы ш, Ш. Письмо слов с сочетанием ши(Пропись № 4)

Строчная и прописная буквы ш, Ш. Письмо слов с сочетанием ши

Строчная и прописная буквы ш, Ш. Письмо слов с сочетанием ши

Строчная и прописная буквы  ж, Ж

Внеаудиторное занятие. Строчная и прописная буквы  ж, Ж .

Письмо слов с сочетанием жи.

Написание слов с сочетаниями жи-ши

Строчная и прописная буквы ё, Ё. Буква Ё посл согласных

Строчная и прописная буквы ё, Ё. Буква Ё после согласных

Буква й. Слова с буквой й

Буква й. Слова с буквой й

Строчная и прописная буквы х, Х

Строчная и прописная буквы х, Х

Письмо теста по образцу

Строчная и прописная буквы ю, Ю. Письмо строчной буквы ю после согласных

Строчная и прописная буквы ю, Ю. Письмо строчной буквы ю после согласных

Строчная и прописная буквы ц, Ц

Строчная и прописная буквы ц, Ц

Списывание текста

Строчная и прописная буквы э, Э

Строчная и прописная буквы э, Э

Строчная и прописная буквы щ, Щ.  Письмо слов с сочетаниями ча-ща

Строчная и прописная буквы ф, Ф

Строчная и прописная буквы ф, Ф

Буквы Ь, Ъ

Внеаудиторное занятие. Буквы Ь, Ъ

Алфавит

Списывание текста.

Оформление предложений в тексте

Внеаудиторное занятие. Заглавная буква в именах собственных

Правописание жи – ши

Правописание ча – ща

Правописание чу – щу

Правописание _чк –чн

Письмо слов с ь

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 КЛАСС 40 ЧАСОВ


п /п

Тема урока

Кол-во часов

1

2

Наша речь (40 ч)

1

Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление).

2

Речь устная и речь письменная (общее представление).

3

Текст (общее представление).

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль

4

Диалог.

5

Слово. Роль слов в речи. Тематические группы сов.

6

Развитие речи. Составление текста п рисунку и опорным словам.

7

Слог как минимальная произносительная единица (обще представление).

8

Деление слов на слоги.

Перенос части слова с одной строки на другую по слогам

9

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

10

Ударение (общее представление)  Ударные и безударны слоги.

11

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Условные звуковые обозначения слов.

12

Упражнение в произношении звуков в слове и названии букв, которыми обозначены эти звуки Звуковое обозначение слов.

13

Алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями.

14

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв. Развитие речи.

15

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.  Слова с буквой э.

16

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

17

Особенности проверяемых и проверочных слов. Правила обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. Словарный диктант.

18

Проверочный диктант

19

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

20

Слова с удвоенными согласными.

21

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое.

22

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

23

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

24

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука, в конце слова и в середине слова перед согласным день, коньки).

25

Обозначение мягкости согласного звука мягким знаком в конце и середине слова перед согласным.

26

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

27

Внеаудиторное занятие.  Особенности произношения глухих и звонких согласных звуков. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

28

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Правило обозначения буквой парного о глухости-звонкости согласного звука на конце слова.

29

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий.

30

Шипящие звуки. Упражнение в произношении согласных звуков.

31

Внеаудиторное занятие. Буквосочетания _чк, чн, чт, нч. Правило правописания сочетаний.

32

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Правило правописания сочетаний.

33

Развитие речи. Воспроизведение содержания сказки.

34

Проект: «Сказочная страничка»(в названиях сказок — изученные правила письма).

35

Контрольная работа

36

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов  (общее представление)

37

Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.

38

Повторение изученного.

39

Итоговая  комплексная  контрольная работа.

40

Праздник. Занимательная грамматика. Повторение.

ИТОГО 40 час

Тематическое планирование по русскому языку 2 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Наша речь (2 ч)

Виды речи.

Диалог и  монолог.

Текст (3ч)

Тема и главная мысль текста. Словарный диктант.

Части текста.

Части текста. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и опорным словам.

Предложение ( 9 ч)

Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения. Словарный диктант.

Административная контрольная работа (входная)

Работа над ошибками. Связь слов в предложении

Связь слов в предложении. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины. И.С. Остроухова «Золотая осень»

Проверочная  работа по теме «Предложение.

Слова, слова, слова…  (15 ч)

Прямое и переносное значение слов. Развитие речи.  Составление рассказа с многозначными словами

Синонимы. Антонимы. Словарный диктант.

Синонимы и антонимы.

Синонимы и антонимы. Развитие речи. Работа с текстом.

Родственные (однокоренные) слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Корень слова. Однокоренные слова.

Выделение корня в однокоренных словах

Слог как минимальная произносительная единица Ударение.

Ударение. Словарный диктант.

Перенос слов по слогам.  

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам

Проверочная работа по теме «слова, слова, слова»

Звуки и буквы (55 ч)

«Звуки и буквы»

Развитие реи. Работа с текстом.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Проверочные слова. Словарный диктант.

Проверочные сова. Правописание однокоренных слов.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова

Способы проверки написания букв, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

Безударны гласные звуки. Развитие речи. Работа с деформированным текстом

Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

Диктант по теме: «Правописание слов с безударными гласными»

Работа над ошибками. Как определить согласные звуки? Согласный звук й и буква «и краткое». Словарный диктант.

Слова с удвоенными согласными. Наши проекты. «И в шутку и всерьез»

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А.А. Степанова «Лоси»

Твердые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения.

Твердые и мягкие согласные звуки, и буквы для и обозначения.

Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме. Словарный диктант.

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными

Развитие речи Работа с тестом. Составление ответов на опросы к тексту.

Работа над ошибками. Наши проекты. Пишем письмо Деду Морозу.

Обобщающий урок. Проверочная работа

Буквосочетания чк, чн. чт, щн, нч. Словарный диктант.

Правописание сочетаний чк, чн. чт, щн, нч

Административная контрольная работа

Работа над ошибками. Проект «Рифма».

Развитие речи. Работа с предложением и текстом. Правописание сочетаний чк, чн. чт, щн, нч.

Правописание буквосочетаний жи-ши,  ча-ща, у-щу.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-щ, чу-щу

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щ и другими изученными орфограммами. Словарный диктант.

Проверочная работа по теме: "Правописание буквосочетаний жи-ши,

ча-ща, чу-щу".

Проверочный диктант по теме «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.»

Работа над ошибками. Как отличить звонкие согласные от глухих?

Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

Внеаудиторное занятие. Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова.

Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. Словарный диктант.

Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова.

Парны звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова.

Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова.

Правописание слов с парным согласным на конце слова и перед согласным. Развитие речи. Письменное изложение текста по вопросам.

Проверочная работа. Обобщение знаний об изученных правилах письма.

Проверочный диктант: «Правописание парных согласных».

Работа над ошибками. Упражнение  в правописании слов с изученными орфограммами.

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Словарный диктант.

Правописание слов с разделительным мягким знаком

Правило написания разделительного мягкого знака в словах. Перенос слов с разделительным мягким знаком.

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

Работа над ошибками. Контрольное списывание.

Проверочная работа. Обобщение изученного материала.

Части речи ( 52 часов)

Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.

Правописание имен, отчеств, фамилий, названий произведений, кличек животных.

Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины.

Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

Заглавная буква в написании кличек животных.

Развитие речи. Рассказ по личным наблюдениям и вопросам

Заглавная буква в географических названиях .Закрепление правописания имён собственных.

Число имён существительных. Словарный диктант. Единственное и множественное число имён существительных.

Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

Имя существительное. Развитие речи. Работа с текстом.

Обобщение знаний об имени существительном как части речи. Проверочная работа по теме «Имя существительное».

Проверочный диктант по теме «Имя существительное».

Изложение по вопросам и опорным словам.

Работа над ошибками. Глагол как часть речи и употребление его в речи.

Упражнение в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи.

Упражнение в распознавании глаголов.

Упражнение в распознавании глаголов среди других слов и употреблении их в речи.

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника.

Глаголы единственного и множественного числа (общее понятие).

Единственное и множественное число глаголов. Словарный диктант.

Контрольный диктант за 3 четверть.

Работа над ошибками. Правописание частицы НЕ с глаголом. Обобщение знаний о глаголе

как части речи.

Обобщение знаний о глаголе. Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Проверочная работа по теме "Глагол"

Работа над ошибками. Текст-повествование и роль глаголов в нём.

Текст-повествование и роль глаголов в нём. Развитие речи. Составление текста по опорным словам

Текст-повествование и роль глаголов в нём. Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Словарный диктант.

Связь имён существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании.

Прилагательные близкие и противоположные по значению. Сравнение как одно из выразительных средств языка.

Единственное и множественное число имён прилагательных.

Единственное и множественное число имён прилагательных. Развитие речи. Рассказ о маме, о бабушке.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. Развитие речи.  Текст-описание по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов. Бабочка и птичка».

Проверочная работа по теме "Имя прилагательное"

Работа над ошибками. Местоимение (личное) как часть речи. Словарный диктант.

Местоимение (личное) как часть речи.

Текст – рассуждение.

Развитие речи. Работа с текстом-рассуждением.

Проверочная работа по теме «Местоимения»

Работа над ошибками. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами.

Развитие речи. Редактирование текста.

Проверочная работа по теме "Предлог"

Внеаудиторное занятие. Проект «В словари - за частями речи!»

Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и местоимений»

Работа над ошибками.

Повторение (17 ч)

Текст. Развитие речи. Рассказ по репродукции картины.

Внеаудиторное занятие. Повторение по теме "Предложение". Оформление предложения на письме.

Повторение по теме "Предложение". Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

Повторение по теме "Слово" Контрольное списывание

Административная контрольная работа

Повторение по теме "Части речи"

Повторение по теме "Части речи"

Повторение по теме "Звуки и буквы"

Повторение по теме "Части речи". Словарный диктант.

Повторение по теме "Звуки и буквы" Правила правописания.

133.

Работа над ошибками. Правила правописания.

134.

Комплексная контрольная работа

135.

Правила правописания. Повторение и закрепление.

136.

Повторение и закрепление.

Итого: 136 ч

                                                     

Тематическое планирование по русскому языку 3 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Язык и речь (2 ч)

1

Наша речь. Виды речи

2

Наш язык

Текст. Предложение. Словосочетание (12ч)

3

Текст. Типы текстов

4

Предложение

5

Виды предложений по цели высказывания

6

Словарный диктант. Виды предложений по интонации

7

Предложения с обращением

8

Обучающее изложение

9

Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения

10

Административная контрольная работа (диктант №1)

11

Работа над ошибками. Простое и сложное предложения

12

Простое и сложное предложения

13

Словарный   диктант. Словосочетание

14

Проверочная  работа по теме: «Предложение и словосочетание»

Слово в языке и речи (18ч)

15

Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

16

Синонимы и антонимы

17

Омонимы

18

Слово и словосочетание

19

Словарный диктант. Фразеологизмы

20

Обучающее изложение

21

Работа над ошибками. Части речи

22

Имя существительное

23

Имя прилагательное

24

Глагол

25

Что такое имя числительное?

26

Однокоренные слова

27

Административная контрольная работа за 1 четверть:

28

Работа над ошибками. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

29

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

30

Обучающее изложение

31

Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи»

32

Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного.

Состав слова (14ч)

33

 Что такое корень слова?

34

Словарный диктант. Как найти в слове корень?

35

Сложные слова

36

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

37

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

38

Значения приставок

39

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

40

Значения суффиксов

41

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

42

Работа над ошибками. Словарный диктант. Что такое основа слова?

43

Обобщение знаний о составе слова

44

Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова»

45

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова

46

Обучающее изложение

Правописание частей слова (21ч)

47

Работа над ошибками. В каких значимых частях слова есть орфограммы?

48

Правописание слов с безударными гласными в корне

49

Словарный диктант. Правописание слов с безударными гласными в корне

50

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

51

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

52

Обучающее изложение

53

Административная контрольная работа за 1 полугодие

54

Словарный диктант. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

55

Правописание слов с удвоенными согласными

56

Правописание слов с удвоенными согласными

57

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

58

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»

59

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок

60

Правописание суффиксов и приставок

61

Правописание приставок и предлогов

62

Правописание приставок и предлогов. Внеаудиторное занятие.

63

Словарный диктант. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

64

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

65

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

66

Обучающее изложение

67

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»

Части речи (25 часов)

68

Словарный диктант. Части речи

69

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

70

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

71

Обучающее изложение

72

Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные

73

Словарный диктант. Число имён существительных

74

Число имён существительных

75

Род имён существительных

76

Род имён существительных

77

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

78

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

79

Контрольный диктант №6  по теме «Имя существительное»

80

Работа над ошибками. Склонение имён существительных

81

Словарный диктант Падеж имён существительных

82

Падеж имён существительных

83

Именительный падеж

84

Родительный падеж

85

Дательный падеж

86

Винительный падеж

87

Творительный падеж

88

Словарный диктант.  Предложный падеж

89

Обучающее изложение

90

Работа над ошибками. Все падежи

91

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

92

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное»

Имя прилагательное (14 ч)

93

Работа над ошибками. Значение и употребление имён прилагательных в речи

94

Словарный диктант Значение и употребление имён прилагательных в речи

95

Роль прилагательных в тексте

96

Текст-описание

97

Род имён прилагательных

98

Изменение имён прилагательных по родам

99

Число имён прилагательных

100

Словарный диктант Число имён прилагательных

101

Изменение имён прилагательных по падежам

102

Изменение имён прилагательных по падежам

103

Обобщение знаний

104

Обобщение знаний

105

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

106

Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках»

Местоимение (4 ч)

107

Словарный диктант Личные местоимения

108

Изменение личных местоимений по родам

109

Местоимение

110

Обучающее изложение

Глагол (17ч)

111

Работа над ошибками. Значение и употребление глаголов в речи

112

Значение и употребление глаголов в речи

113

Словарный диктант Значение и употребление глаголов в речи

114

Неопределённая форма глагола

115

Неопределённая форма глагола

116

Число глаголов

117

Времена глаголов

118

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

119

Словарный диктант Изменение глаголов по временам

120

Обучающее изложение. Внеаудиторное занятие.

121

Род глаголов в прошедшем времени. Внеаудиторное занятие.

122

Род глаголов в прошедшем времени

123

Правописание частицы не с глаголами

124

Правописание частицы не с глаголами

125

Обобщение знаний.  Внеаудиторное занятие.

126

Словарный диктант Обобщение знаний

127

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

Повторение (9 ч)

128

Административная контрольная работа

129

Работа над ошибками. Части речи Правописание окончаний имен прилагательных

130

Обобщение изученного о слове, предложении

131

Правописание приставок и предлогов

132

Словарный диктант. Правописание значимых частей слов

133

Итоговый контрольный диктант № 10

134

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова

135

Текст.

136

Повторение  изученного.

Итого: 136 ч

Тематическое планирование по русскому языку 4 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Повторение  (7 часов)

Знакомство с учебником Русский язык». Наша речь и наш язык.

Обучающее изложение повествовательного текста.

Работа над ошибками. Типы текстов.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Контрольный диктант по теме «Повторение»

Работа над ошибками. Словосочетание.

Предложение (8 часов)

Однородные члены предложения (общее понятие) Предложение как единица речи.

Контрольное списывание

Связь однородных членов  предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Входная административная контрольная работа

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Связь однородных членов  предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Слово в языке и речи (12 часов)

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

Синонимы, антонимы, омонимы Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

Состав слова. Распознавание значимых частей слова Правописание гласных и согласных в корнях слов. Словарный диктант

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

Правописание приставок и суффиксов.

Разделительные твердый и мягкий знаки. Части речи. Морфологические признаки частей речи.  

Склонение имен существительных и имен прилагательных.

Имя числительное. Глагол.

Наречие как часть речи. 

Правописание наречий. Словарный диктант.

Контрольная работа за I четверть

Имя существительное (36час)

Работа над ошибками.

Распознавание падежей имен существительных. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах. Словарный диктант.

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных.

Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

.2-е склонение имён существительных

Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

3-е склонение имён существительных.

Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

Словарный диктант.

Обучающее изложение повествовательного текста.

Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.

Именительный и винительный падежи.

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Правописание окончаний имен существительных  в дательном падеже.

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже.

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Словарный диктант.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

Контрольный диктант за первое полугодие    

Работа над ошибками. Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница» Повторение.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

Склонение имен существительных во множественном числе.

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

Родительный падеж множественного числа. Словарный диктант.

Обучающее изложение повествовательного текста.

Работа над ошибками. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа.

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. Внеаудиторное  занятие

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Проверочная работа. Наши проекты. Обобщение знаний о формах множественного числа имен существительных.

Имя прилагательное 27часов

Имя прилагательное как часть речи.

Род и число имён прилагательных. Описание игрушки. Обучение составлению текста-описания.

Склонение имен прилагательных. Словарный диктант.

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов»

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Именительный, винительный, родительный падежи.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты.

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Склонение имен прилагательных женского рода. Словарный диктант.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных.

Изложение описательного текста Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Работа над ошибками. Повторение изученного об имени прилагательном.

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Контрольное списывание.

Сочинение-отзыв  по картине Н.К.Рериха «Заморские гости». Работа над ошибками.  Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа .

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. Словарный диктант.

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Обобщение по теме «Имя прилагательное». Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Работа над ошибками. Повторение изученного об имени прилагательном.

Местоимение (8 часов)

Местоимение как часть речи. Словарный диктант.

Личные местоимения.

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

Изменение личных местоимений 3-го  лица по падежам.

Изменение личных местоимений по падежам. Изложение повествовательного текста с элементами описания.

Работа над ошибками.  Обобщение по теме «Местоимение

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Работа над ошибками.  Повторение изученного о местоимении.

Глагол (28 часа)

Роль глаголов в языке. Словарный диктант.

Изменение глаголов по временам.

Неопределённая форма глагола.

Неопределённая форма глагола.

Изменение глаголов по временам. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Работа над ошибками. Спряжение глаголов.

Спряжение глаголов. Словарный диктант.

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

Сочинение по картине  И.И.Левитана  «Весна. Большая вода».

Работа над ошибками.  Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени.

I и II спряжение глаголов  будущего времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Возвратные глаголы. Словарный диктант.

Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах.

Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах.Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант.

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Внеаудиторное  занятие

Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам. Внеаудиторное  занятие

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Работа над ошибками. Повторение изученного о глаголе.

Обобщение по теме «Глагол».

Обучающее изложение повествовательного текста. Внеаудиторное  занятие

Работа над ошибками. Проверка знаний по теме «Глагол»

Повторение изученного о глаголе.

Повторение (10 часов)

Итоговый контрольный диктант

Работа над ошибками. Предложение и словосочетание.

Предложение и словосочетание.

Предложение и словосочетание.

Лексическое значение слова.

Сочинение на тему «Мои впечатления от картины  И.И.Шишкина «Рожь».

Язык. Речь. Текст. Словарный диктант.

Состав слова. Работа над ошибками. Повторение изученного материала.

Части речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Работа над ошибками. Повторение.

ИТОГО: 136 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...