Пакет заданий для формирования технологической культуры
учебно-методический материал (2 класс)

Михеева Лариса Александровна

     Формирование технологической культуры обучающихся в образовательном процессе связано с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paket_zadaniy_dlya_fomirovaniya_tehnologicheskoy_kultury.doc105.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пакет заданий для формирования технологической культуры

учителя начальных классов

МБОУ 2-Гавриловской сош Михеевой Ларисы Александровны.

     Формирование технологической культуры обучающихся в образовательном процессе связано с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности.

   Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для воспитания культуры труда, так как именно в данном возрасте существует потребность в осознании самого себя, как необходимого и значимого члена общества, способного к преобразованию окружающего мира путём собственной трудовой деятельности, что влечёт необходимость в овладении правилами организации, проведения и реализации поставленных трудовых целей.

  Учебный предмет «Технология» выступает важной средой для формировании культуры труда, так как включает в себя множество видов работы, которые требуют определённого порядка её выполнения, организации собственного рабочего места, умения взаимодействия с окружающими, учат экономии собственного и чужого времени, что является составляющими рассматриваемого нами явления. Для того, чтобы работа по формированию культуры труда на уроках технологии в начальных классах прошла наиболее успешно, необходимо выполнять определенные условия на всех этапах урока технологии.

   Традиции поведения учащихся на уроке складываются постепенно, с 1-го класса. Происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину.

   В эпоху информатизации образования учителю предъявляется справедливое и актуальное требование - владение компьютерными технологиями. Использование компьютера в профессиональной деятельности кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными.  

    Так, для выполнения творческого проекта или обычного задания часто требуется создать эскиз будущего изделия, разработать   форму, выбрать цвета для росписи изделия. Для успешной работы с эскизами и рисунками удобно применять готовые  графические пакеты программ, а также специализированные разработки. В процессе урока задачей для учеников ставится разработать создать форму, интересное графическое решение, эскиз будущего изделия, которое впоследствии, на обычном, «ручном» уроке будет воплощено в реальность.

Выделим ряд форм использования компьютера учителем технологии:

Библиотека оцифрованных изображений – фотографий, иллюстраций (древняя и современная керамика в интерьере и экстерьере, народные промыслы, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся).

Презентации (слайды, анимация) по ключевым темам учебного курса – при объяснении учителем нового учебного материала (рассказ или беседа сопровождается демонстрацией соответствующего презентационного ролика),  

Электронное учебное пособие – информационно емкое средство, выполненное в соответствии с ведущими дидактическими принципами, показывающее взаимосвязь с другими науками  

Тестовая программа – обладающее дружелюбным наглядным тематическим интерфейсом средство позволяет осуществлять оперативный контроль усвоенных обучаемыми знаний в рамках представленного курса.

Редакторы текста, презентаций, электронных страниц:

Профессиональный редактор текста используется при составлении и оформлении пояснительной записки к творческому проекту. Встроенный редактор табличных данных используется при составлении технологических карт и решении творческих задач по этой тематике (задачи с неполными данными, с перепутанными данными).

Графические редакторы – распространенные средства для создания и дизайна эскизов изделия (моделирование формы и узора, подбор орнамента для росписи изделия), а также трехмерного моделирования результата подбора.

Электронные таблицы – используются при осуществлении и оформлении экономического расчета производства изделия (объекта проектной деятельности).

  Практические работы: создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора, использование примитивов и шаблонов, геометрические преобразования; создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора, использование примитивов и шаблонов. конструирование графических объектов: выделение, объединение. геометрические преобразования; ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов; сканирование графических изображений.

В разделе «Мультимедийные технологии»   рассматриваются компьютерные презентации, дизайн презентации и макеты слайдов; звуки и видеоизображения, композиция и монтаж; технические приемы записи звуковой и видео информации; использование простых анимационных графических объектов. Практические работы: создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда; демонстрация презентации, использование микрофона и проектора; запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры); обработка материала, монтаж информационного объекта.

Вот пример такого задания.

Тема: Практические работы в графическом редакторе MS PAINT.

Тип урока: практический.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Средства обучения: компьютеры с программным обеспечением.

Практические задания

Задание 1.

Цели: научиться запускать графический редактор Paint и изучить его интерфейс с точки зрения интеграции с операционной системой Windows: выделить общие и новые элементы интерфейса; повторить работу с командами меню Файл и Правка.

Получите у преподавателя дискету с рисунком . Откройте в графическом редакторе файл рисунка  с расширением bmp. Раскрасьте этот рисунок (как это сделать, попробуйте догадаться самостоятельно). Сохраните файл без изменений, внесенных вами в ходе вашей работы.

На палитре красок выберите чёрный цвет.

  1. Нарисуйте КРУГ с помощью инструмента ОВАЛ
  2. НАРИСУЙТЕ прямую линию в середине круга с помощью инструмента

ЛИНИЯ

3. Добавьте ещё один круг, который будет являться головой нашей Бабки-коробки

в результате у вас будет создан такой рисунок


Задание 2.

Цель: изучить возможности графического редактора Paint по работе с цветом, включая меню Палитра и инструменты Заливка, Выбор цветов, Масштаб, Карандаш.

1. Возьмите инструмент ЗАЛИВКА и окрасьте крылья бабочки в КРАСНЫЙ ЦВЕТ, а голову в ЧЕРНЫЙ.

2. Нарисуйте на крыльях Бабки-коробки чёрные точки с помощью инструмента ОВАЛ, затем закрасьте точки в чёрный цвет с помощью инструмента ЗАЛИВКА.

3. Нарисуйте рожки для Бабки-коробки с помощью инструмента ЛИНИЯ (чёрным цветом)

В результате у вас появится готовая Бабка-коробка.

  • Тема: Работа с бумагой. Аппликация «Весенняя капель».

Тип урока: практический.

Оборудование: иллюстрации весны, иллюстрации птиц, инструкционная технологическая карта, образец аппликации, выставка видов аппликации, примеры творчества детей.
Материалы: картон, цветная бумага.
Инструменты: карандаш, ножницы, фломастер, клей.

Класс: 1.

Цели:
- Совершенствовать приемы разметки деталей по шаблону.
-  Совершенствовать приемы резания и оформления деталей.

-  Воспитывать культуру труда, развивать эстетический вкус, следить за соблюдением техники безопасности, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность и терпение.
- Познакомить детей с условиями проживания о птице в клетке.

Задание 3.

Анализ изделия.
- Сегодня на уроке мы будем делать аппликацию.
- Для чего можно сделать аппликацию?(ответы детей)
- Из какого материала? Из каких деталей?(ответы детей)
Скворечник — 1 д;
Солнышко — 1 д;

Дерево -1д.
Способ присоединения (неподвижно, при помощи клея.)
Технологическая карта. Порядок сборки:
1. Обводим детали по шаблону.
- О чем будем помнить?(ответы детей)
2. Вырезаем детали по линии.
- О чем будем помнить?(ответы детей)
3. Раскладываем все детали, чтобы красиво смотрелись. При наклеивании, много клея не наносить.
4. Оформляем работу.

Повторение поэтапной работы. Выполнение работы.
Дети выполняют практическую работу.
-Обводят по шаблону детали;
-Вырезают детали по линиям;
-Раскладывают на основании;
-Оформляют работу, приклеив проявляют творчество.

Шаблоны для выполнения аппликации прилагаются.

  • Тема: КУЛЬТУРА ТРУДА. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Цели: познакомить с планом работ на учебный год, с новым учебником; повторить правила работы с учебником, организации рабочего места, правила безопасной работы; познакомить с материалами и инструментами для работы на уроке технологии; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Демонстрационное оборудование: материалы и инструменты для уроков технологии; образцы изделий, которые будут выполняться на уроках технологии в течение года; учебник; линейка, лист бумаги.

Оборудование для учащихся: линейка, лист бумаги, карандаш; учебник; таблица «Свойства материалов», таблица «Линии чертежа».

Словарь: технология, материалы жесткие, твердые и мягкие, легкие и тяжелые, гладкие и шероховатые, прочные и хрупкие, пластичные.

Класс: 2.

Задание 4.

Учитель. 

  • Для каждого изделия требуется свой материал. Посмотрите на представленные на нашей выставке работы и расскажите, из каких материалов они сделаны. По какому признаку мы подбираем материал для конкретного изделия? (Ответы учащихся.) Разные материалы имеют разные свойства. Одни очень мягкие (какие?), другие - твердые (какие?). (Учитель показывает образцы разных материалов.) Пластилину и глине можно придать любую форму, так как они очень пластичны. Проволока имеет гладкую поверхность, а ткань - шероховатую. Бумагу и фольгу легко порвать руками. А вот кусочек проволоки мы сможем отделить от большого мотка чаще всего лишь специальным инструментом - кусачками, так как она прочнее бумаги и фольги. Давайте определим свойства материалов, с которыми будем работать в этом учебном году, и вместе заполним таблицу:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование акцентологической культуры речи в системе игровых заданий у учащихся второго класса.

Формирование акцентологической культуры речи в системе игровых заданий у учащихся второго класса. Система игровых заданий обеспечивает детям активную позицию в учебном процессе. ...

Индивидуальный пакет заданий

Комплект индивидуальных  заданий  позволяет отследить и   корректировать  усвоение   учебного  материала по  разным  темам....

Формирование акцентологической культуры речи в системе игровых заданий у обучающихся второго класса

Формирование акцентологической культуры речи в системе игровых заданий у обучающихся второго класса...

Пакет заданий для повышения качества образования по результатам ВПР

Пакет заданий для повышения качества образования по результатам ВПР...

ПР 5. Задания на формирование личностных результатов.ПР 5. Задания на формирование личностных результатов ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатов.

ПР 5. Задания на формирование личностных результатовЗадание ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатовЗадание...

Задания по формированию технологической культуры.

Пакет заданий для формирования технологической культуры в начальной школе....

Задание для формирования читательской грамотности (пакет заданий)

В задании к предложенному тексту предлагается разработать различные виды работы с информацией....