Задания по формированию технологической культуры.
учебно-методический материал по технологии (1 класс)
Пакет заданий для формирования технологической культуры в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_po_formirovaniyu_tehnologicheskoy_kultury_v_nachalnoy_shkole.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Туровская Марина Владимировна,
учитель начальных классов
Туровский филиал
МБОУ «Никифоровская СОШ №2»,
2020г
Пакет заданий для формирования технологической культуры
УМК «Школа России»,
учебник - Лутцева Е.А. «Технология. 1 класс»
Технологическое образование - это организованный процесс обучения и воспитания с целью формирования у человека технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности.
Концепция технологического образования школьников утверждает триединую задачу образовательной области технологии.
- Повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса;
- Обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;
- Воспитать учащегося, как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).
Формирование технологической культуры личности школьника основано на знании и понимании им происходящих явлений, процессов, результатов и последствий преобразования окружающего мира, которые являются регулирующими факторами преобразующей деятельности человека
Важное место в этом процессе занимает образовательная область «Технология», которая способствует формированию у обучающихся технологической компетентности на основе системы технологических знаний и умений, являющихся основой для дальнейшей технологической деятельности; становлению целостной личности
Технологические умения – освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретённых знаний в соответствии с достигнутым уровнем научно-технического прогресса и производства.
К технологическим умениям относим следующие: умение анализировать образец изделия, умение составлять план работы, умение организовать рабочее место, умение выбора средств обучения, владение технологической терминологией, умение выполнять разметку по шаблону и чертежу.
Формирование технологических умений важно осуществлять, начиная с младшего школьного возраста. Ребенок учится, во-первых, переводить предметную ситуацию в умственную благодаря наглядным или словесным образам и наоборот; во-вторых, планировать свои действия, выстраивать последовательность умственных и практических операций, обеспечивающих решение задачи; в-третьих, объяснять свои действия, усваивая специальную терминологию; в-четвертых, оценивать выполненные действия с позиции оптимизации, эстетики, экономики, социализации, целесообразности.
Формирование технологических умений младших школьников на уроках «Технологии» осуществляется посредством использования различных технологий, средств и форм работы. Среди наиболее результативных следует выделить проектную технологию, использование ИКТ, метода проблемного обучения.
Задания для формирования технологической культуры:
- Раздел «Природная мастерская». Тема: «Композиция из листьев. Что такое композиция?»: - Сравни пары. Какие композиции тебе нравятся больше? Почему? Композиция красиво смотрится, если она расположена в центре листа бумаги. Это одно из правил составления композиции.
Практическая работа «Бабочка из листьев»: - Какие листья подойдут для изготовления композиции «Бабочка»? Подбери листья и сложи из них бабочку. Листья не режь.
Рубрика «Мастер советует»: 1. Для основы композиции используй плотные листы бумаги. 2. Готовую работу всегда суши под прессом. Используй памятку «Засушиваем листья».
- При подготовке рабочего места выбери то, что тебе необходимо для работы. Что надо приготовить для работы с природным материалом? Почему нет ножниц?
Порядок работы: 1. Найди центр. 2. Составь композицию. Наклей лист-тельце. 4. Наклей остальные листья. 5. Положи изделие под пресс (груз).
- Раздел «Пластилиновая мастерская». Проект «Аквариум». Практическая работа «Обитатели аквариума»: - Приготовь рабочее место. Помни о порядке на своём рабочем месте! Из какого материала изготовлены рыбки? Какие цветосочетания использовал художник? Изготовь своих рыбок и водоросли. Порядок работы: 1. Отдели часть от бруска. 2. Сделай заготовку. Вырежи форму. 4. Сделай детали украшения. 5. Укрась. 6 изготовь водоросли.
Рубрика «Задумайся!»: - Порядок превращения пластилина в рыбок – это технология?
«Наши проекты. Аквариум»: Разместите свои изделия в общем аквариуме.
- Раздел «бумажная мастерская». Тема: «Бумага. Какие у неё есть секреты?». Практическая работа «Секреты бумаги»: Поддерживай порядок на рабочем месте! «Сделай открытие»: - Сравни свойства образцов бумаги: альбомной, цветной, писчей. 1) Какого цвета каждый образец? 2) Какая бумага гладкая, какая шершавая? 3) Опусти края образцов бумаги в воду. Что наблюдаешь? 4) Потяни за мокрые края. Какая бумага самая прочная? 5) Надрежь образцы бумаги ножницами. 6) Запомни, как выглядит каждый образец. Скрути его. Расправь. Что стало с бумагой? – Расскажи о свойствах разных видов бумаги.
- Тема «Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок?»: - Какие животные живут в зоопарке? Где их родина? Что ты о них знаешь?
Пробное упражнение: Научись складывать базовую основу «рыбка».
Рубрика «Мастер советует»: 1. Подбери цвет тонкой бумаги (или бумаги для оригами) для каждого животного. 2) Внимательно и точно выполняй все этапы работы.
Практическая работа «Бумажный зоопарк»: - Поддерживай порядок на рабочем месте! – Рассмотри, как базовая основа превращается в морских животных – пингвина, моржа, тюленя. Изготовь фигурки этих животных.
- Тема «Настроение весны. Что такое колорит?». Практическая работа «Рамка для картины»: - Сколько деталей в конструкции рамки? Какова форма этих деталей? Как можно изготовить эти детали? Как соединить детали изделия?
Игровые способы формирования технологических умений младших школьников:
- «Выбери свой материал и инструменты». В сумку входит различное оборудование для занятий по художественному труду. На основе тактильных ощущений нужно выбрать нужный материал, инструмент и приспособления. Аналогично вы-бирается образец для подражания в изготовлении.
- «Выбери совет». Добрые и злые сказочные персонажи «советуют», как разместить оборудование на рабочем месте. ... удобно в руку брать, если ... его класть. Обучающиеся должны выбрать «правильный совет» и поло-жить оборудование или инструмент справа, слева, перед собой.
- «Каждой вещи - свое место». Прекращается работа, и обучающиеся самостоятельно определяют, какое оборудование находится не на своем месте.
- «Посмотри кончиками пальчиков». С закрытыми глазами обучающиеся соприкасаются с разными предметами и на основе тактильных ощущений называют материалы и ассоциации, которые они вызывают.
Список использованных источников:
- Концепция технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации
- Лутцева Е.А. Технология. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Формирование технологических умений младших школьников на уроках технологии. Выпускная квалификационная работа. Исполнитель: Филенкова Евгения Сергеевна, обучающийся, Научный руководитель: Калинина Галина Павловна, канд. пед. наук, доцент, Екатеринбург 2019.
http://www.predmetconcept.ru/ - Модернизация содержания и технологий обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни....
Формирование акцентологической культуры речи в системе игровых заданий у учащихся второго класса.
Формирование акцентологической культуры речи в системе игровых заданий у учащихся второго класса. Система игровых заданий обеспечивает детям активную позицию в учебном процессе. ...
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности при реализации инновационно развивающего курса ОМ 1-4 в рамках школы инженерной культуры
Статья о реализации инновационно развивающего курса по окружающему миру...
Формирование акцентологической культуры речи в системе игровых заданий у обучающихся второго класса
Формирование акцентологической культуры речи в системе игровых заданий у обучающихся второго класса...
Пакет заданий для формирования технологической культуры
Формирование технологической культуры обучающихся в образовательном процессе связано с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и о...
ПР 5. Задания на формирование личностных результатов.ПР 5. Задания на формирование личностных результатов ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатов.
ПР 5. Задания на формирование личностных результатовЗадание ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатовЗадание...