Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра" 3 класс
рабочая программа (3 класс)
- Формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ВД Этика: азбука добра | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ ШКОЛА
КРАСНИНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на педагогическом совете Протокол педсовета №___ «___»___________201__ г | Согласовано Заместитель директора _________/Л.М. Осипова/ «___»___________201__ г | Утверждено Директор МБОУ Краснооктябрьская школа ____________/А.А.Попова/ Приказ №___ от «___»___201_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности |
«Этика: азбука добра» |
(духовно-нравственное направление) |
3 |
(класс) |
Срок реализации 1 год
Учитель: Комкова Наталья Алексеевна,
первая категория
Маньково
2019 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра » составлена в соответствии с требованиями
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования) с изменениями;
- Приказа от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»;
- Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
- Основной образовательной программы МБОУ Краснооктябрьская школа;
- Плана внеурочной деятельности Краснооктябрьская школа на 2019-2020 учебный год.
Цель программы:
- формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания
Задачи:
- развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости;
- формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Программа курса внеурочной деятельности для 3 класса «Этика: азбука добра» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), что совпадает с количеством часов, отведенных в плане внеурочной деятельности МБОУ Краснооктябрьская школа.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Этика: азбука добра»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
В результате изучения курса «Этика: азбука добра» на уровне начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
Обучающиеся научатся:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене);
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
- высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств;
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека;
- использовать в общении доброжелательный тон;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости;
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников;
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей;
- работать в паре и в группе;
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким;
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе;
- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
3. Содержание программы курса внеурочной деятельности
Школьный этикет (6 ч)
- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (11 ч)
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии (8 ч)
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
- Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида (4 ч)
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет (5 ч)
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах начального общего образования школы, реализующей ФГОС НОО.
Формы организации занятий и основные виды деятельности
Занятия «Этика: азбука добра» ориентированы на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой
№ п/п | Название раздела программы | Кол-во часов |
1 | Школьный этикет. | 6 |
2 | Правила общения. | 11 |
3 | О трудолюбии. | 8 |
4 | Культура внешнего вида. | 4 |
5 | Внешкольный этикет. | 5 |
Итого: | 34 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата | |
План | Факт | ||
Школьный этикет(6ч) | |||
1 | Вводный инструктаж по т/б. Правила поведения в школе. | 03.09 | |
2 | Перемена с увлечением. | 10 | |
3 | Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять. | 17 | |
4 | Взаимопомощь: учёба и труд. | 24 | |
5 | Школьное имущество надо беречь. | 01.10 | |
6 | Викторина «В стране выученных уроков». | 08.10 | |
Правила общения (11 ч) | |||
7 | Добрый день. Здравствуйте. | 15.10 | |
8 | По стране вежливых слов. | 22.10 | |
9 | Поговорим о доброте. | 05.11 | |
10 | Без друга в жизни туго. | 12.11 | |
11 | Порадовать близких – как это просто! | 19.11 | |
12 | Можно и не ссориться. | 26.11 | |
13 | Большое значение маленьких радостей. | 03.12 | |
14 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | 10.12 | |
15 | Время надо беречь. | 17.12 | |
16 | Инструктаж по т/б. Слово лечит, слово ранит. | 24.12 | |
17 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | 31.12 | |
О трудолюбии (8 ч) | |||
18 | Твой труд дома. | 14.01 | |
19 | Учись учиться. | 21.01 | |
20 | Ответственность. | 28.01 | |
21 | Труд кормит, а лень портит. | 04.02 | |
22 | Как организовать свой труд. | 11.02 | |
23 | Даже будни может труд сделать праздничными днями. | 18.02 | |
24 | Цена ломтика. | 25.02 | |
25 | Профессии людей. | 03.03 | |
Культура внешнего вида (4 ч) | |||
26 | Уход за своими вещами. | 10.03 | |
27 | Одежда будничная и праздничная. | 17.03 | |
28 | По одёжке встречают. | 31.03 | |
29 | Есть обычай у ребят - гигиену соблюдать. | 07.04 | |
Внешкольный этикет (5 ч) | |||
30 | Разговор по телефону. | 14.04 | |
31 | Поведение в гостях. | 05.05 | |
32 | Я пишу письмо. | 12.05 | |
33 | Правила безопасности при общении с животными. | 19.05 | |
34 | Я в роли прохожего. Путь от дома до школы | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нрав...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» 1-4 КЛАСС
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"1- 4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 3 класс
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 1 класс
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 2 класс
Актуальность Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме н...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 3 класс.
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 1- 4 класс....