Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Красноруцкая Тамара Васильевна

Актуальность Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормами и правилами общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем,  что идеи добра  и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2v_etika.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования (для 1-4 кл)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                       УТВЕРЖДАЮ:

на методическом совете                                   Директор МБОУ  

Протокол  № 1                                                  «Излучинская ОСШУИОП №1»

от 30 августа  2013 г                                             __________ Н.А. Зеленская

Методист______ Т.Ф.Пушкарева                    Приказ №269 от 01.09.2013

Рассмотрено на МО

учителей  начальных классов

Протокол №1 от 29 августа 2013 г.

Руководитель МО_____________И.А.Муленкова

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Этика: азбука добра»

на 2013 – 2014 учебный год

Класс: 2в

Руководитель кружка  Красноруцкая Тамара Васильевна

Излучинск

2013

 

1.Введение

     Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

     Актуальность Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормами и правилами общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем,  что идеи добра  и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

     Цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и  самовоспитания.

     Задачи:

        -развитие творческих способностей;

        -формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;

        -стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

        -формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;

        -формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;

        -развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения

2. Содержание программы

Дорожный  и школьный этикет (понятия об основных правилах поведения на дороге и в школе):

Правила поведения на дороге, в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены, как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Безопасное поведение на дорогах, в школе, коридорах, на лестнице.

Универсальные учебные действия:

-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

-оценивать свое поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене), на дороге.

Правила общения (взаимоотношение с другими людьми):

Правила вежливости с водителями автотранспортных средств, с одноклассниками и взрослыми, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа  близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

   Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации) .  Практическое знакомство с правилами  коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

-использовать в речи слова вежливости;

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседника, добавлять их в высказывания;

-высказывать предположение о последствиях недобрых поступков ( в реальной жизни, героев произведений);

-создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

-записывать сюжетную картину;

-оценивать адекватность ситуации и предотвращать конфликты;

-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

   Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися  собственного отношения к труда. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

    Пути и способы преодоления, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

   Анализ и оценка своих действий во время уроков труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

-проводить хронометраж дня, анализировать распорядок дня, корректировать его;

-оценивать свои действия во время урока, дежурств.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота , опрятность, аккуратность в человеке.

  Правила опрятности и их значение для здоровья, уважение окружающих, собственного хорошего самочувствия.

   Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствии ситуации.

Универсальные учебные действия:

-воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

-оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.

  Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.

   Правила поведения в общественных местах ( в магазине, в библиотеке и т.д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; четко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

-использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

            3.  Место учебного предмета в учебном плане

    Программа «Этика: азбука добра» составлена  в соответствии с федеральным базисным  планом  по внеурочной деятельности.

    Общее количество часов во 2 б классе 34 часа в год (1 час в неделю)

 4.Ожидаемые результаты: 

Обучающийся будет знать:

  • основные правила поведения в конкретной жизненной ситуации;  
  • правила общения;
  •  культуру внешнего вида;
  • что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный

          проект;

  • что такое учебное сотрудничество;
  • способы преодоления трудностей;

Обучающийся будет уметь:

  • оценивать своё поведение, свои действия;
  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры;
  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
  • оценивать внешний вид человека;
  • использовать доброжелательный тон в общении;

5.    Календарно-тематическое планирование   курса  

«Этика: азбука добра»

2в класс (1 час в неделю/34 часа в год)

Дата

К-во часов

Тема урока

план

факт

Школьный этикет

1

2

04.09

11.09

04.09

11.09

1

1

Дисциплина в школе и классе

Что такое дежурство. Кто такие дежурные

3

4

18.09

25.09

18.09

25.09

1

1

В библиотеке: люби книгу

Как обращаться с книгами

5

6

02.10

09.10

02.10

09.10

1

1

Твоя школа: соблюдение чистоты и порядка

Гигиена тела и школьных принадлежностей

7

8

9

16.10

23.10

30.10

16.10

23.10

30.10

1

1

1

Твой класс: соблюдение чистоты и порядка

Уход за цветами в кабинете

Порядок в твоем портфеле.

Правила   общения

10

14.11

1

Сопереживание, помощь друзьям

11

12

21.11

28.11

1

1

Дал слово - держи

13

14

05.12

12.12

1

1

Диалоги со сверстниками

Я, ты, он, она – вместе классная семья

О  трудолюбии

15

16

17

19.12

26.12

1

1

1

Учусь все делать сам

Организация деятельности

Помоги себе сам

18

19

1

1

Взаимопомощь в школе

Взаимопомощь дома

20

21

1

1

Беречь результаты труда

Сохраним школьное имущество

22

1

Порядок в портфеле

23

1

Собери портфель по расписанию

Культура внешнего вида

24

25

1

1

Правила личной гигиены

Береги свое здоровье – профилактика заболеваний

26

27

1

1

Бережное отношение к своей одежде дома

Бережное отношение к домашнему имуществу.

28

29

1

1

Бережное отношение к школьным принадлежностям

Сберегу природу в поселке

Внешкольный этикет

30

31

32

1

1

1

Правила поведения в общественных местах

В транспорте

На детских игровых площадках

33

34

1

1

Бережное отношение к природе

Я – юный эколог

ИТОГО:

34часа

6.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
  6. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
  7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
  8. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

9  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. -   №9.

10.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

13.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

14.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

15.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

16. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,

 17.Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.

 18.Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,

 19.Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.

20.Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.

21. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.  Необходимость нрав...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» 1-4 КЛАСС

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"1- 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 3 класс

Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 1 класс

Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка "Этика: азбука добра" разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", с учетом требо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра" 3 класс

Формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания...