Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Актуальность Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормами и правилами общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2v_etika.docx | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования (для 1-4 кл)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ:
на методическом совете Директор МБОУ
Протокол № 1 «Излучинская ОСШУИОП №1»
от 30 августа 2013 г __________ Н.А. Зеленская
Методист______ Т.Ф.Пушкарева Приказ №269 от 01.09.2013
Рассмотрено на МО
учителей начальных классов
Протокол №1 от 29 августа 2013 г.
Руководитель МО_____________И.А.Муленкова
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Этика: азбука добра»
на 2013 – 2014 учебный год
Класс: 2в
Руководитель кружка Красноруцкая Тамара Васильевна
Излучинск
2013
1.Введение
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Актуальность Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормами и правилами общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
-развитие творческих способностей;
-формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
-стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
-формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
-формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
-развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения
2. Содержание программы
Дорожный и школьный этикет (понятия об основных правилах поведения на дороге и в школе):
Правила поведения на дороге, в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены, как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Безопасное поведение на дорогах, в школе, коридорах, на лестнице.
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-оценивать свое поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене), на дороге.
Правила общения (взаимоотношение с другими людьми):
Правила вежливости с водителями автотранспортных средств, с одноклассниками и взрослыми, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации) . Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
-использовать в речи слова вежливости;
-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседника, добавлять их в высказывания;
-высказывать предположение о последствиях недобрых поступков ( в реальной жизни, героев произведений);
-создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
-записывать сюжетную картину;
-оценивать адекватность ситуации и предотвращать конфликты;
-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труда. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
-проводить хронометраж дня, анализировать распорядок дня, корректировать его;
-оценивать свои действия во время урока, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота , опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважение окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствии ситуации.
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
-оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.
Правила поведения в общественных местах ( в магазине, в библиотеке и т.д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; четко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
-использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Программа «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с федеральным базисным планом по внеурочной деятельности.
Общее количество часов во 2 б классе 34 часа в год (1 час в неделю)
4.Ожидаемые результаты:
Обучающийся будет знать:
- основные правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- правила общения;
- культуру внешнего вида;
- что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный
проект;
- что такое учебное сотрудничество;
- способы преодоления трудностей;
Обучающийся будет уметь:
- оценивать своё поведение, свои действия;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры;
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- оценивать внешний вид человека;
- использовать доброжелательный тон в общении;
5. Календарно-тематическое планирование курса
«Этика: азбука добра»
2в класс (1 час в неделю/34 часа в год)
№ | Дата | К-во часов | Тема урока | |
план | факт | |||
Школьный этикет | ||||
1 2 | 04.09 11.09 | 04.09 11.09 | 1 1 | Дисциплина в школе и классе Что такое дежурство. Кто такие дежурные |
3 4 | 18.09 25.09 | 18.09 25.09 | 1 1 | В библиотеке: люби книгу Как обращаться с книгами |
5 6 | 02.10 09.10 | 02.10 09.10 | 1 1 | Твоя школа: соблюдение чистоты и порядка Гигиена тела и школьных принадлежностей |
7 8 9 | 16.10 23.10 30.10 | 16.10 23.10 30.10 | 1 1 1 | Твой класс: соблюдение чистоты и порядка Уход за цветами в кабинете Порядок в твоем портфеле. |
Правила общения | ||||
10 | 14.11 | 1 | Сопереживание, помощь друзьям | |
11 12 | 21.11 28.11 | 1 1 | Дал слово - держи | |
13 14 | 05.12 12.12 | 1 1 | Диалоги со сверстниками Я, ты, он, она – вместе классная семья | |
О трудолюбии | ||||
15 16 17 | 19.12 26.12 | 1 1 1 | Учусь все делать сам Организация деятельности Помоги себе сам | |
18 19 | 1 1 | Взаимопомощь в школе Взаимопомощь дома | ||
20 21 | 1 1 | Беречь результаты труда Сохраним школьное имущество | ||
22 | 1 | Порядок в портфеле | ||
23 | 1 | Собери портфель по расписанию | ||
Культура внешнего вида | ||||
24 25 | 1 1 | Правила личной гигиены Береги свое здоровье – профилактика заболеваний | ||
26 27 | 1 1 | Бережное отношение к своей одежде дома Бережное отношение к домашнему имуществу. | ||
28 29 | 1 1 | Бережное отношение к школьным принадлежностям Сберегу природу в поселке | ||
Внешкольный этикет | ||||
30 31 32 | 1 1 1 | Правила поведения в общественных местах В транспорте На детских игровых площадках | ||
33 34 | 1 1 | Бережное отношение к природе Я – юный эколог | ||
ИТОГО: | 34часа |
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
- Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
- Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
9 Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
10.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
13.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
14.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
15.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
16. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
17.Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
18.Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
19.Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
20.Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
21. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нрав...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» 1-4 КЛАСС
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"1- 4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 3 класс
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 1 класс
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 3 класс.
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка "Этика: азбука добра" разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", с учетом требо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра" 3 класс
Формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания...