Ментальная математика
план-конспект
Программа, конспект занятия по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mentalnaya_arifmetika_1.docx | 221.45 КБ |
puteshestvie_v_stranu_matematiki.pdf | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад № 38 «Домовёнок»
Принято:
На педагогическом совете №4 Протокол
От «13» мая 2019 года Утверждаю:
Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Л.А.Бондарева Приказ №285 от 13.05.19
Программа по дополнительной платной услуге по развитию по развитию логико-математических
способностей у детей
«Ментальная арифметика» (для детей от 5-7 лет)
Авторы: Павлова.О.В.
Тимакова Е.В.
Нижневартовск 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 2 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Общая характеристика программы, курса | 5 |
4. | Объем образовательной нагрузки | 7 |
5. | Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы, курса | 10 |
6. | Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности | 11 |
7. | Перспективный план работы на 2019-20 учебный год | 17 |
8. | Расписание занятий | 23 |
9. | Формы работы с родителями | 24 |
10. | Формы проведения итогов | 24 |
11. | Методическое обеспечение | 24 |
12. | Новые образовательные технологии | 24 |
13. | Условия реализации программы | 25 |
14. | Литература | 25 |
15. | Литература по предмету и методологическая литература | 25 |
- Паспорт программы
Наименование программы | Программа кружка «Ментальная арифметика» для детей 5-7 лет |
Основания для разработки программы |
29.12.2012 года;
15.05.2013г. |
Заказчики программы | МАДОУ города Нижневартовска ДС №38 "Домовенок", родители (законные представители) |
Разработчик программы | Павлова Оксана Викторовна, воспитатель |
Цель программы | Развитие интеллектуальных способностей ребенка через обучение его счету на абакусе и ментальному счету. |
Задачи программы |
«сложение», «вычитание», «больше», «меньше», «состав числа», «разряды чисел»; |
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Ментальная арифметика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и начального общего образования. При составлении программы использованы теоретические и практические материалы различных авторов. Программа предназначена для детей 5-7 лет.
Что такое арифметика, знает каждый. Но что такое ментальная арифметика? Это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 5-7 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. Данные международных исследований свидетельствуют о пользе ментальной арифметики.
Ментальная арифметика способствует:
- развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;
- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;
- развитию уверенности в собственных силах;
- улучшению внимательности и концентрации;
- развитию способностей к изучению иностранных языков. Она рассчитана на 2 года,
Объем программы для каждого возраста рассчитан на 8 месяцев. Форма обучения - практические занятия с детьми.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 25 минут для детей 5-6 лет, 30 минут – 6-7 лет, всего 64 занятия в год.
Очень важно постоянство занятий — здесь как в спорте: чем больше тренируешься, тем стабильнее результат. В дальнейшем тренированный мозг легче воспримет любую информацию или задачу. Вот почему занятия по ментальной арифметике можно отнести к инвестициям в будущее.
Способы овладения ментальным счетом:
Освоение методики счёта на абакусе.
Хорошо усваивается состав числа 10, изучаются формулы до 5 и до 10 на сложение и вычитание. Дети используют обе руки для операций с косточками счётов и учатся выполнять арифметические операции физически. Развивается моторика обеих рук, работают оба полушария головного мозга.
Счёт в уме (работа с воображаемыми счётами).
Дети переходят к счёту в уме, или на ментальном уровне. Дети видят счёты мысленно и мысленно передвигают косточки, производя арифметические операции.
Когда ученику даётся задача, он «вкладывает» цифры в левое полушарие, затем моментально перемещает их в скоростное правое полушарие, где цифры преобразуются в картинку – создаются образы. На воображаемом абакусе производится решение, и информация перемещается обратно в левое полушарие, которое конвертирует картинку в цифры и выдаёт ответ. Таким образом, развивается и тренируется одновременная вовлеченность в несколько видов мыслительных процессов.
Чтобы занятия проходили в удовольствие, дети занимаются не только вычислениями. В качестве переменок предусматриваются подвижные игры с мячом на ловкость и быстроту реакции, задания на развитие памяти, внимания, воображения, и даже упражнения для глаз. Такая система делает процесс обучения увлекательным и неутомительным.
Целью ментальной арифметики является развитие мозга ребенка.
Задачи:
- дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на абакусе;
- развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое мышление;
- обогатить арифметические представления школьников, формировать некоторые основные понятия: «сложение», «вычитание», «больше»,
«меньше», «состав числа», «разряды чисел»;
- формирование умений соотносить количество и число;
- развивать умение применять навыки арифметического счета при решении практических задач;
- развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание;
- развивать скорость мышления и скорость обработки информации;
- развивать концентрацию зрительного и слухового внимания;
- развивать все виды памяти: зрительная (фотографическая, аудиальная (слуховая, кинетическая (мышечная);
•развивать наблюдательность, самостоятельность, находчивость, сообразительность;
- формирование коммуникативных умений, развитие навыков сотрудничества.
Сам «ментальный счет» — это упражнения для мозга, которые развивают концентрацию внимания, память, логику, воображение и скорость мышления. То есть ментальный счет — это упражнение, наряду со струп- тестом, таблицами Шульца, упражнением «полета мухи» и тому подобных упражнений. Как же ментальный счет развивает описанные выше навыки у детей?
- Логика. Сами арифметические операции, выполняемые на счетах (абакус),
а потом и на воображаемых счётах абакус являются непростыми логическими
операциями и стимулируют активную работу левого полушария мозга, ответственного за логику. Тем самым развивается логика.
- Воображение. Счет на воображаемых счётах абакус стимулирует развитие правого полушария, что способствует развитию фантазии, воображения, творческого мышления.
- Концентрация внимания. Для того, чтобы выполнить арифметический счет огромного количества чисел на воображаемых счётах, необходимо полностью сконцентрироваться на воображаемой «картинке» абакуса, иначе «картинка» пропадет, и выполнить счет не получится. Таким образом и развивается концентрация внимания.
- Память. Все промежуточные «картинки» ментальных цифр после выполнения арифметических операций хранятся в памяти.
- Скорость мышления. Все «ментальные» арифметические операции выполняются на скорости, комфортной для детей, которую постепенно увеличивают.
Таким образом, ментальная арифметика способствует:
- развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;
- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;
- развитию уверенности в собственных силах;
- улучшению внимательности и концентрации;
- развитию способностей к изучению иностранных языков.
Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга.
Актуальность выбора определена следующим факторами: они допускают ошибки при счете.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ, КУРСА
Программа предназначена для детей 5-7 лет, форма работы – групповая по 10 человек, продолжительность одного занятия для дошкольного возраста и детей 5-6 лет - 25 минут с перерывом на подвижные игры; для детей 6-7 лет
– 30 мин с перерывом на подвижные игры.
Программа предполагает следующую структуру занятия: разминка (дыхательная, артикуляционная, развитие мелкой моторики и т.д.),
применение логоритмики (заучивание и проговаривание скороговорок), чтение слогов и слов различной сложности, аудирование (чтение текстов разной сложности), упражнение на развитие психических процессов, логоритмика и пантомимика.
Организация работы кружка.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Работа в кружке начинается в сентябре и оканчиваются в мае. В каникулы кружковые занятия не проводятся.
Основные требования к программе кружка:
- использование занимательности;
- использование исторического материала;
- решение нестандартных, олимпиадных задач;
- учёт желаний учащихся;
- наличие необходимой литературы у учителя, полного учебного комплекта у учащихся.
Методы реализации программы:
- Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, аудирование, поощрение.
- Наглядные: демонстрация.
- Практические: упражнения, выполнение графических записей, логоритмика.
- Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.
Средства:
- Наглядный материал: таблицы, схемы, образцы, презентации, CD.
- Методическая литература: книги, статьи из журналов.
- Материалы: канцтовары, тексты для чтения, рисунки, карточки и т.д.
- Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, ламинатор, колонки, планшет.
Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- системно-деятельностный подход;
- управляемость образовательным процессом.
Принципы обучения:
Системность
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
Комплексность
Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
Постепенность
Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
Индивидуализация темпа работы
Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
Повторяемость
Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.
Приемы и методы обучения:
- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение
- наглядные: демонстрация
- практические: упражнения, выполнение графических записей
- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ
Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой. Важным аспектом выполнения программы является обеспечение
комфортных условий на занятиях.
Технологии обучения:
При реализации данного курса осуществляется комплексный подход к учебным предметам. Математика – выделение ключевых слов в задачах, понимание смысла задания.
Как ментальная арифметика помогает подготовиться к школе: Естественно-научные предметы
В младших классах ребенок легко адаптируется к школе (уже развиты усидчивость и дисциплинированность). Математика в младших классах будет даваться без затруднений.
В старших классах способность быстро и точно считать в уме поможет быстрее вникать в материал и решать задачи по математике, физике и химии.
Гуманитарные предметы
Развитые на занятиях память и воображение помогут быстрее запоминать даты, легко писать изложения и сочинения, учить новые слова и грамматику русского и иностранных языков.
Также дети, занимающиеся на программе, делают успехи на уроках музыки (ментальная арифметика развивает моторику, мышечную и слуховую память) и рисования (за счет развитого образного мышления).
Лидерство и общение
Обучение в группе улучшает навыки общения со сверстниками и преподавателями. Успехи в быстром счете, участие и победы в соревнованиях повышают самооценку и веру в свои силы.
Ребенок позитивно воспринимает себя и окружающих, легко и без стеснения общается, заводит новых друзей, ясно и логично выражает свои мысли. При желании сможет с успехом участвовать во внеклассных мероприятиях и представлять школу на конкурсах и олимпиадах.
Объем образовательной нагрузки
Сроки реализации – 2 года.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с возрастными возможностями детей. 1ЭТАП – Ознакомительный (для детей 6- го года жизни); 2 ЭТАП – Развивающий (для детей 7-го года жизни); 3ЭТАП – Заключительный (для детей 7-го года жизни).
Программа рассчитана на два занятия в неделю, продолжительностью:
2 занятие -25 минут (для детей 6 го года жизни) 2 занятие - 30 минут (для детей 7 го года жизни) В занятиях участвует подгруппа детей 8 человек
Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
ЛИЧНОСТЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, КУРСА
В соответствии с требованиями к результатам освоения программы дошкольного и начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для детей 4 – 12 лет направлена на достижение личностных, метапредметых и предметных результатов.
Результаты:
- Гармоничное развитие мозга делает ребенка адаптивным к окружающей среде в век быстрого развития науки и технологий.
- Начиная с простых методов счета, ребенок осваивает все математические операции: устный счет, сложение, вычитание, понятие
«приблизительно», «между», «больше» и «меньше», может оценить размеры, количество и соотношение, усваивает основы геометрии.
- Программа развивает зрительно-моторную координацию, что поможет будущему школьнику в освоении навыков письма и рисования.
- Активно развиваются понятийно-интуитивное, логическое, визуальное, пространственное и абстрактное мышление.
- Вырабатываются дисциплинированность и самостоятельность. Повышается самооценка и расширяется кругозор.
- Ребенок учится решать задачи нестандартным путем, генерировать идеи, рассказывать о них.
- Не только отличная успеваемость в школе, но и возможность участия во всероссийских математических соревнованиях.
- Ожидаемые результаты 1-го года обучения:
- Ребенок знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
- Ребенок познакомился со счетами(абак), умеет работать на них считая двумя руками одновременно.
- Освоил прием ментального счета.
- Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди. Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр)
- Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии
- Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100 и больше, знак «+»,
«-»)
- Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+»,
«-»):
- Цепочка однозначных чисел; цепочка двухзначных чисел; цепочка
трёхзначных чисел; цепочка четырёхзначных чисел.
- Имеет достаточную скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: на счётах «Абакус», при ментальном счете
(скорость, кол-во чисел)
- С легкостью и увлечённостью выполняет упражнения на развитие логического мышления, упражнения на глазодвигательную реакцию
- Проходит активное и взаимоувлеченное взаимодействие с семьей, повышенная вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создание комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более 20 минут в день).
- Может считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки от 10 чисел (состоящих из 1, 2, 3 цифр)
- Умеет одновременно выполнять математические действия и другие действия (н-р: рассказывать стихотворение, играть на музыкальном инструменте, петь и т.д.) Освоение учащимися программы - «Ментальная арифметика» должно обеспечить следующие предметные результаты:
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты освоения программы должны отражать:
- сформированность основ самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.
Метапредметными результатами изучения курса «Ментальная арифметика» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Предметными результатами являются формирование следующих умений.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- Уметь производить вычисления на абакусе.
- Свободно ориентироваться в числовом ряду в пределах 1000
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Должны уметь:
-делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
-находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
-называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
-составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
-заполнять магические квадраты размером 3×3;
-находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
-находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
-проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
-объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и
решением;
-решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
-научиться считать на абакусе и ментально цепочку примеров на сложение и вычитание в пределах 100;
-выполнять умножение в пределах таблиц умножения.
Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости счета на воображаемых счетах, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе. Отличительные особенности Программы;
Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике, является комплексное развитие ребенка. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и пространственное мышление. С помощь развивающих игр тренируется смекалка, внимание и наблюдательность. Работа в группе помогает детям улучшить навыки коммуникации и взаимодействия. Занятия способствуют формированию внутренней мотивации обучения.
Учебно-методический комплект для учащегося
- Тетради для работы в 3-х частях
- Индивидуальный абакус (чёты).
- Ментальная карта
Учебно-методический комплект для преподавателя.
- Тетради для работы в 3-х частях
- Индивидуальный абакус (чёты).
- Ментальная карта
- Демонстрационный абакус (учительские счёты)
- Дополнительные материалы: Карточки "Алфавит", Карточки "Большие и малые числа", Карточки "Анаграммы", Карточки "Рисуем двумя руками", Карточки "Лабиринты", Карточки "Струп-тесты", Карточки "Черные и белые числа", Карточки "Таблицы Шульте", Тренажер Анзан.
- Методические рекомендации.
Тематическое планирование кружка «Ментальна арифметика»
Тематическое планирование
месяц | №п/п | Тема урока | Содержание | занятия |
1 уровень | ||||
октябрь | 1 | Знакомство с ментальной арифметикой | Знакомство со счетами. Устройство абакуса. Способ набора чисел. Использование пальцев. Тетрадь, урок 1 | 1 |
2 | Знакомство с абакусом | Устройство абакуса. Способ набора чисел. Использование пальцев. Тетрадь, урок 1 | 1 | |
3 | Число и цифра 1 | Повторение набора чисел. Число и цифра 1 Тетрадь, урок 2 | 1 | |
4. | Число и цифра 1 | Повторение набора чисел. Число и цифра 1 Тетрадь, урок 2 | 1 | |
5 | Число и цифра 2 | Знакомство с ментальными картами Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 2 Тетрадь, урок 3 | 1 | |
6 | Число и цифра 2 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 2 Тетрадь, урок 3 | 1 | |
7 | Число и цифра 3 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 3 Тетрадь, урок 4 | 1 | |
8 | Число и цифра 3 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 3 Тетрадь, урок 4 | 1 | |
Ноябрь | 9 | Число и цифра 4 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и | 1 |
цифра 4 Тетрадь, урок 5 | ||||
10 | Число и цифра 4 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 4 Тетрадь, урок 5 | 1 | |
11. | Число и цифра 5 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 5 Тетрадь, урок 6 | 1 | |
12. | Число и цифра 5 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 5 Тетрадь, урок 6 | 1 | |
13. | Число и цифра 6 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 6 Тетрадь, урок 7 | 1 | |
14. | Число и цифра 6 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 6 Тетрадь, урок 7 | 1 | |
15 | Число и цифра 7 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 7 Тетрадь, урок 8 | 1 | |
16. | Число и цифра 7 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и | 1 |
вычитание, выполнение 1упражнений на счетах. Число и цифра 7 Тетрадь, урок 8 | ||||
Декабрь | 17. | Число и цифра 8 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 8 Тетрадь, урок 9 | 1 |
18. | Число и цифра 8 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 8 Тетрадь, урок 9 | 1 | |
19. | Число и цифра 9 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 9 Тетрадь, урок 10 | 1 | |
20 | Число и цифра 9 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 9 Тетрадь, урок 10 | 1 | |
21 | Число и цифра 10 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 10 Тетрадь, урок 11 | 1 | |
22. | Число и цифра 10 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и | 1 |
цифра 10 Тетрадь, урок 11 | ||||
23. | Числа от 10 до 20 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 20 Тетрадь, урок 12 | 1 | |
24. | Числа от 10 до 20 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 20 Тетрадь, урок 12 | 1 | |
Январь | 25. | Числа от 0 до 20 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 20 Тетрадь, урок 13 | 1 |
26. | Числа от 0 до 20 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 20 Тетрадь, урок 13 | 1 | |
27. | Числа от 0 до 20 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 20 Тетрадь, урок 14 | 1 | |
28. | Числа от 0 до 20 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 20 Тетрадь, урок 14 | 1 | |
29. | Числа от 0 до | Повторение набора чисел. Простое | 1 |
20 | сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 20 Тетрадь, урок 15 | |||
30. | Числа от 0 до 20 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 20 Тетрадь, урок 15 | 1 | |
31. | Числа от 0 до 30 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 30 Тетрадь, урок 16 | 1 | |
32. | Числа от 0 до 30 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 30 Тетрадь, урок 16 | 1 | |
Февраль | 33. | Числа от 0 до 30 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 30 Тетрадь, урок 17 | 1 |
34. | Числа от 0 до 30 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 30 Тетрадь, урок 17 | 1 | |
35. | Числа от 0 до 30 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 | 1 |
до 30 Тетрадь, урок 18 | ||||
36. | Числа от 0 до 30 | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт Тетрадь, урок 18 | 1 | |
37. | Числа от 0 до 40 | Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт Тетрадь, урок 19 | 1 | |
38. | Числа от 0 до 40 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 40 Тетрадь, урок 19 | 1 | |
39. | Числа от 0 до 40 | Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт Тетрадь, урок 20 | 1 | |
40. | Числа от 0 до 40 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 40 Тетрадь, урок 20 | 1 | |
Март | 41. | Числа от 0 до 40 | Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт Тетрадь, урок 21 | 1 |
42. | Числа от 0 до 40 | Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт Тетрадь, урок 21 | 1 | |
43 | Числа от 0 до 50 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 50 Тетрадь, урок 22 | 1 | |
44. | Числа от 0 до 50 | Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт Тетрадь, урок 22 | 1 | |
45. | Числа от 0 до 50 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение | 1 |
набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 50 Тетрадь, урок 23 | ||||
46. | Числа от 0 до 50 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 50 Тетрадь, урок 23 | 1 | |
47 | Числа от 0 до 60 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 60 Тетрадь, урок 24 | 1 | |
48. | Числа от 0 до 60 | Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт Тетрадь, урок 24 | 1 | |
апрель | 49. | Числа от 0 до 60 | Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт Тетрадь, урок 25 | 1 |
50. | Числа от 0 до 60 | Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт Тетрадь, урок 25 | 1 | |
51. | Числа от 0 до 70 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 70 Тетрадь, урок 26 | 1 | |
52. | Числа от 0 до 70 | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них. Тетрадь, урок 26 | 1 | |
53. | Числа от 0 до 70 | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Вычисления с | 1 |
ментальными картами и без них. Тетрадь, урок 27 | ||||
54. | Числа от 0 до 70 | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание Тетрадь, урок 27 | 1 | |
55. | Числа от 0 до 80 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 80 Тетрадь, урок 28 | 1 | |
56. | Числа от 0 до 80 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Тетрадь, урок 28 | 1 | |
Май | 57. | Числа от 0 до 80 | Вычисления с ментальными картами и без них Тетрадь, урок 29 | 1 |
58. | Числа от 0 до 80 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Тетрадь, урок 29 | 1 | |
59 | Числа от 0 до 90 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 90 Тетрадь, урок 30 | 1 | |
60. | Числа от 0 до 90 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Тетрадь, урок 30 | 1 | |
61. | Числа от 0 до 100 | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 100 Тетрадь, урок 31 | 1 | |
62. | Числа от 0 до 100 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Тетрадь, урок 31 | 1 | |
63. | Числа от 0 до 100 | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Вычисления с ментальными картами и без них. Тетрадь, урок 32 | 1 | |
64 | Числа от 0 до | Тренировка скорости счета. | 1 |
100 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Вычисления с ментальными картами и без них. Тетрадь, урок 32 |
Второй год обучения
№п/п | Тема урока | Содержание |
1 уровень | ||
Примеры с многозначными числами | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах с многозначными числами | |
2 | Примеры с многозначными числами | Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах с многозначными числами |
3 | Примеры с многозначными числами (Контроль) | Контрольное задание на счетах |
4 | Повторение состава числа 5 | Состав числа 5. Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах с многозначными числами |
5. | Повторение состава числа 5 | Состав числа 5. Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах с многозначными числами |
2 уровень | ||
6. | Правило №1 (+4 = -1+5) | Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в магазине |
7. | Правило №1 (+4 = -1+5) | Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в магазине |
8. | Правило №2 (+3 = -2+5) | Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в магазине |
9. | Правило №2 (+3 = -2+5) | Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в магазине |
10. | Правило №3 (+2=-3+5) | Знакомство с программой тренажером. |
11. | Правило №3 (+2=-3+5) | Знакомство с программой тренажером. |
12. | Правило №4 (+1=+4-5) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
13. | Правило №4 (+1=+4-5) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
14 | Тренировка правил сложения «Помощь брата» | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
15 | Контрольное тестирование | Контроль усвоения темы «Правила сложения Помощь брата.» |
16 | Повторение сложения и вычитания с правилами и без них | Тренировка с многозначными и однозначными числами |
17 | Правило №5. (-4= (-5+1) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
18 | Правило №5. (-4= (-5+1) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
19. | Правило №6 (-3=-5+2) | Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в магазине |
20. | Правило №6 (-3=-5+2) | Тренировка на счетах. Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в магазине |
21. | Правило №7 (-2=-5+3) | Тренировка на счетах. Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в магазине |
22. | Правило №7 (-2=-5+3) | Тренировка на счетах. Метафора «Помощь брата». Пример: сдача в магазине |
23. | Правило №8 (-1=-5+4) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
24. | Правило №8(-1=-5+4) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
25. | Повторение правил №1-№8 Контрольное задание на правила | Контроль усвоения темы «Правила сложения и вычитания. Помощь брата.» |
26. | Тренировка. | Тренировка навыков счета с использованием абакусов и ментальных карт с однозначными и многозначными числами |
27. | Работа на счетах «птичкой» | Отработка скорости счета |
28. | Состав числа 10 | Повторение состава числа 10 |
29. | Правило №9. (+1=-9+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
30. | Правило №9. (+1=-9+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
31. | Правило №10. (+2=-8+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
32. | Правило №10. (+2=-8+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
33. | Правило №11. (+3=-7+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
34. | Правило №11. (+3=-7+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
35. | Правило №12. (+4=-6+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
36. | Правило №12. (+4=-6+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
37. | Правило №13. (+5=-5+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
38. | Правило №13. (+5=-5+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
39. | Правило №14. (+6=-4+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
40. | Правило №14. (+6=-4+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
41. | Правило №15. (+7=-3+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
42. | Правило №15. (+7=-3+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
43. | Правило №16. (+8=-2+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
44. | Правило №17. (+9=-1+10) | Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт |
45. | Повторение изученных правил | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них. |
46. | Повторение изученных правил | Тренировка скорости счета. |
Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них. | ||
47. | Повторение изученных правил | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них. |
48. | Правило №18 (-1=-10+9) | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание |
49. | Правило №19 (-2=-10+8) | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание |
50. | Правило №20 (-3=-10+7) | Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. |
51. | Правило №21 (-4=-10+6) | Вычисления с ментальными картами и без них |
52. | Правило №22 (-5=-10+5) | Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере |
53. | Правило №21 (-6=-10+4) | Вычисления с ментальными картами и без них |
54. | Правило №22 (-7=-10+3) | Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере |
55. | Правило №23 (-8=-10+2) | Вычисления с ментальными картами и без них |
56. | Правило №22 (-9=-10+1) | Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере |
57. | Повторение и закрепление. | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них. |
58. | Комбинированный метод +6 (-5,+11) | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них. |
59 | Комбинированный метод +6 (-5,+11) | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание |
многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них. | ||
60 | Комбинированный метод +7 (-5,+12) | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них. |
61 | Комбинированный метод +7 (-5,+12) | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них. |
62 | Комбинированный метод +8 (-5,+13) | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них. |
63 | Комбинированный метод +8 (-5,+13) | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них. |
64 | Комбинированный метод +9 (-5,+14) | Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них. |
8.Расписание занятий
Дни недели | Павлова.О.В. |
Четверг | 15.30-16.00 16.10-16-40 |
Пятница | 15.30-16.00 |
Формы работы с родителями
- родительское собрание,
- индивидуальные беседы с родителями,
- консультации по вопросам обучения и воспитания обучающихся;
- открытые занятия.
Формы подведения итогов.
Формы подведения итогов – открытое занятие для родителей.
Методическое обеспечение
Каждое занятие насыщено работой по полноценному интеллектуальному развитию детей, поэтому для эффективности занятий необходимо полная методическая база, а именно:
- Рабочие тетради;
- Методическая литература;
- Индивидуальное рабочее место;
- Демонстрационные (большие счета) Абакус;
- Канцелярские принадлежности;
- Ноутбук;
- Интерактивная доска.
Новые образовательные технологии
Здоровьесберегающие технологии - на занятии осуществляются разнообразные виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся: динамические паузы (профилактика утомления), физические минутки, творческая деятельность.
Компетентностно-ориентированные технологии
- обучение в сотрудничестве;
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
- технологии коллективной творческой деятельности;
Информационные технологии:
- поиск информации.
- оформление рефератов.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
- Кабинет кружковой работы,
- столы, стулья,
- рабочая доска, мел,
- ноутбук, экран.
- индивидуальные счеты (абакус)
- демонстрационные (большие) счеты.
Дидактическое обеспечение (наглядные, медиапособия, авторские и типовые наглядные пособия).
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования по данному направлению.
Литература
- М. Воронцова «Математический гений: методика считать – раньше, чем ходить» - описывает преимущества и недостатки данной методики.
- Б. Артур, Ш. Майкл «Магия чисел. Ментальные вычисления в уме и другие математические фокусы» - описаны простые приемы, с помощью которых можно научиться производить разные операции с большими числами в уме.
- К. Бортолато «Набор «Учимся считать. Числовой ряд до 20» - один из новых уникальных комплектов, способствующих обучению детей счету.
- А. Бенжамин «Матемагия, Секреты ментальной математики» - в доступной форме рассказывает про сущность ментальной арифметики.
- С. Эрташ «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание» - книга для детишек от 4-х до 6-ти лет. Благодаря данному учебному пособию ребенок сможет узнать основы ментальной арифметики.
14.Литература по предмету и методологическая литература
- Ментальная арифметика «Абакус», сложение и вычитание, Москва 2014г., 68 с.
- Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1, 2014г., 84с.
- Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 2, 2014г., 74с.
- Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2014г., 54 с.
- Артур Бенджамин, Майкл Шермер «Магия чисел». Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013,500с.
- Электронные ресурсы:
- www.abakus-center.ru
- www. advancecenter.kz
- ru.wikipedia.org/wiki/Арифметика
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика 2 класс "Умножение круглых чисел с приёмами ментальной арифметики"
Урок и презентация...
Математика 2 класс "Умножение круглых чисел с приёмами ментальной арифметики"
Урок и презентация...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и математике "Своя игра" для детей с ментальными нарушениями (1-4 классы)
Внеклассное мероприятие "Своя игра"...
Доклад по теме «Использование ментальной карты на уроках в начальной школе. Практическое применение ментальных карт»
Ментальная карта (интеллектуальная карта, карта «памяти») - это визуальное рабочее пространство, которое сочетает в себе создание диаграмм, визуализацию данных и совместную работу дл...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...
КАРТОТЕКА ИГР (ПРИЛОЖЕНИЕ) К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА АБАКУСА» (ментальная математика)
Ментальная арифметика – это методика обучения, которая берет начало в странах Азии, но сегодня набирает популярность во всем мире. Она основана на механическом ...