Ментальная математика
план-конспект

Тимакова Елена Валерьевна

Программа, конспект занятия по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mentalnaya_arifmetika_1.docx221.45 КБ
PDF icon puteshestvie_v_stranu_matematiki.pdf2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад № 38 «Домовёнок»

Принято:

На педагогическом совете №4 Протокол

От «13» мая 2019 года        Утверждаю:

Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

                 Л.А.Бондарева Приказ №285 от 13.05.19

Программа по дополнительной платной услуге по развитию по развитию логико-математических

способностей у детей

«Ментальная арифметика» (для детей от 5-7 лет)

Авторы: Павлова.О.В.

Тимакова Е.В.

Нижневартовск 2019

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

2

2.

Пояснительная записка

4

3.

Общая характеристика программы, курса

5

4.

Объем образовательной нагрузки

7

5.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы, курса

10

6.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

11

7.

Перспективный план работы на 2019-20 учебный год

17

8.

Расписание занятий

23

9.

Формы работы с родителями

24

10.

Формы проведения итогов

24

11.

Методическое обеспечение

24

12.

Новые образовательные технологии

24

13.

Условия реализации программы

25

14.

Литература

25

15.

Литература по предмету и методологическая литература

25

  1. Паспорт программы

Наименование

программы

Программа кружка «Ментальная арифметика» для детей 5-7 лет

Основания для разработки программы

  • Федеральный закон "Об образовании В Российской Федерации" №273-ФЗ от

29.12.2012 года;

  • Постановление правительства РФ от 15.08. 2013 года №?06 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 "Об утверждении "Санитарно-эпидимиологического требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" от

15.05.2013г.

Заказчики

программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС №38 "Домовенок", родители (законные представители)

Разработчик

программы

Павлова Оксана Викторовна, воспитатель

Цель программы

Развитие интеллектуальных способностей ребенка через обучение его счету на абакусе и ментальному счету.

Задачи программы

  • Развивать творческие способности ребенка
  • . Развивать психические процессы: память, внимание, мышление
  • Формирование способности к быстрому устному (ментальному) счету
  • Формирование качеств личности, востребованных в современном мире: стрессоустойчивость, целеустремленность, мобильность.
  • дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на абакусе;
  • развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое мышление;
  • обогатить арифметические представления школьников, формировать некоторые основные понятия:

«сложение», «вычитание», «больше», «меньше», «состав числа», «разряды чисел»;

2

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Ментальная арифметика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и начального общего образования. При составлении программы использованы теоретические и практические материалы различных авторов. Программа предназначена для детей 5-7 лет.

Что такое арифметика, знает каждый. Но что такое ментальная арифметика? Это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.

Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 5-7 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. Данные международных исследований свидетельствуют о пользе ментальной арифметики.

Ментальная арифметика способствует:

  • развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;
  • наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;
  • развитию уверенности в собственных силах;
  • улучшению внимательности и концентрации;
  • развитию способностей к изучению иностранных языков. Она рассчитана на 2 года,

Объем программы для каждого возраста рассчитан на 8 месяцев. Форма обучения - практические занятия с детьми.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 25 минут для детей 5-6 лет, 30 минут – 6-7 лет, всего 64 занятия в год.

Очень важно постоянство занятий — здесь как в спорте: чем больше тренируешься, тем стабильнее результат. В дальнейшем тренированный мозг легче воспримет любую информацию или задачу. Вот почему занятия по ментальной арифметике можно отнести к инвестициям в будущее.

Способы овладения ментальным счетом:

Освоение методики счёта на абакусе.

Хорошо усваивается состав числа 10, изучаются формулы до 5 и до 10 на сложение и вычитание. Дети используют обе руки для операций с косточками счётов и учатся выполнять арифметические операции физически. Развивается моторика обеих рук, работают оба полушария головного мозга.

Счёт в уме (работа с воображаемыми счётами).

Дети переходят к счёту в уме, или на ментальном уровне. Дети видят счёты мысленно и мысленно передвигают косточки, производя арифметические операции.

Когда ученику даётся задача, он «вкладывает» цифры в левое полушарие, затем моментально перемещает их в скоростное правое полушарие, где цифры преобразуются в картинку – создаются образы. На воображаемом абакусе производится решение, и информация перемещается обратно в левое полушарие, которое конвертирует картинку в цифры и выдаёт ответ. Таким образом, развивается и тренируется одновременная вовлеченность в несколько видов мыслительных процессов.

Чтобы занятия проходили в удовольствие, дети занимаются не только вычислениями. В качестве переменок предусматриваются подвижные игры с мячом на ловкость и быстроту реакции, задания на развитие памяти, внимания, воображения, и даже упражнения для глаз. Такая система делает процесс обучения увлекательным и неутомительным.

Целью ментальной арифметики является развитие мозга ребенка.

Задачи:

  • дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на абакусе;
  • развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое мышление;
  • обогатить арифметические представления школьников, формировать некоторые        основные        понятия:        «сложение»,        «вычитание»,        «больше»,

«меньше», «состав числа», «разряды чисел»;

  • формирование умений соотносить количество и число;
  • развивать умение применять навыки арифметического счета при решении практических задач;
  • развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание;
  • развивать скорость мышления и скорость обработки информации;
  • развивать концентрацию зрительного и слухового внимания;
  • развивать все виды памяти: зрительная (фотографическая, аудиальная (слуховая, кинетическая (мышечная);

•развивать наблюдательность, самостоятельность, находчивость, сообразительность;

  • формирование коммуникативных умений, развитие навыков сотрудничества.

Сам «ментальный счет» — это упражнения для мозга, которые развивают концентрацию внимания, память, логику, воображение и скорость мышления. То есть ментальный счет — это упражнение, наряду со струп- тестом, таблицами Шульца, упражнением «полета мухи» и тому подобных упражнений. Как же ментальный счет развивает описанные выше навыки у детей?

  1. Логика. Сами арифметические операции, выполняемые на счетах (абакус),

а потом и на воображаемых счётах абакус являются непростыми логическими

операциями и стимулируют активную работу левого полушария мозга, ответственного за логику. Тем самым развивается логика.

  1. Воображение. Счет на воображаемых счётах абакус стимулирует развитие правого полушария, что способствует развитию фантазии, воображения, творческого мышления.

  1. Концентрация внимания. Для того, чтобы выполнить арифметический счет огромного количества чисел на воображаемых счётах, необходимо полностью сконцентрироваться на воображаемой «картинке» абакуса, иначе «картинка» пропадет, и выполнить счет не получится. Таким образом и развивается концентрация внимания.

  1. Память. Все промежуточные «картинки» ментальных цифр после выполнения арифметических операций хранятся в памяти.

  1. Скорость мышления. Все «ментальные» арифметические операции выполняются на скорости, комфортной для детей, которую постепенно увеличивают.

Таким образом, ментальная арифметика способствует:

  • развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;
  • наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;
  • развитию уверенности в собственных силах;
  • улучшению внимательности и концентрации;
  • развитию способностей к изучению иностранных языков.

Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга.

Актуальность выбора определена следующим факторами: они допускают ошибки при счете.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ, КУРСА

Программа предназначена для детей 5-7 лет, форма работы – групповая по 10 человек, продолжительность одного занятия для дошкольного возраста и детей 5-6 лет - 25 минут с перерывом на подвижные игры; для детей 6-7 лет

– 30 мин с перерывом на подвижные игры.

Программа предполагает следующую структуру занятия: разминка (дыхательная, артикуляционная, развитие мелкой моторики и т.д.),

применение логоритмики (заучивание и проговаривание скороговорок), чтение слогов и слов различной сложности, аудирование (чтение текстов разной сложности), упражнение на развитие психических процессов, логоритмика и пантомимика.

Организация работы кружка.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Работа в кружке начинается в сентябре и оканчиваются в мае. В каникулы кружковые занятия не проводятся.

Основные требования к программе кружка:

  1. использование занимательности;
  2. использование исторического материала;
  3. решение нестандартных, олимпиадных задач;
  4. учёт желаний учащихся;
  1. наличие необходимой литературы у учителя, полного учебного комплекта у учащихся.

Методы реализации программы:

  • Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, аудирование, поощрение.
  • Наглядные: демонстрация.
  • Практические: упражнения, выполнение графических записей, логоритмика.
  • Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.

Средства:

  • Наглядный материал: таблицы, схемы, образцы, презентации, CD.
  • Методическая литература: книги, статьи из журналов.
  • Материалы: канцтовары, тексты для чтения, рисунки, карточки и т.д.
  • Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, ламинатор, колонки, планшет.

Основными принципами работы программы являются:

  • учет современных требований;
  • учет возрастных особенностей;
  • доступность;
  • последовательность;
  • системность;
  • эффективность;
  • системно-деятельностный подход;
  • управляемость образовательным процессом.

Принципы обучения:

Системность

Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

Комплексность

Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям

Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.

Постепенность

Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.

Индивидуализация темпа работы

Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.

Повторяемость

Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.

Приемы и методы обучения:

  • словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение
  • наглядные: демонстрация
  • практические: упражнения, выполнение графических записей
  • аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ

Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой. Важным аспектом выполнения программы является обеспечение

комфортных условий на занятиях.

Технологии обучения:

При реализации данного курса осуществляется комплексный подход к учебным предметам. Математика – выделение ключевых слов в задачах, понимание смысла задания.

Как ментальная арифметика помогает подготовиться к школе: Естественно-научные предметы

В младших классах ребенок легко адаптируется к школе (уже развиты усидчивость и дисциплинированность). Математика в младших классах будет даваться без затруднений.

В старших классах способность быстро и точно считать в уме поможет быстрее вникать в материал и решать задачи по математике, физике и химии.

Гуманитарные предметы

Развитые на занятиях память и воображение помогут быстрее запоминать даты, легко писать изложения и сочинения, учить новые слова и грамматику русского и иностранных языков.

Также дети, занимающиеся на программе, делают успехи на уроках музыки (ментальная арифметика развивает моторику, мышечную и слуховую память) и рисования (за счет развитого образного мышления).

Лидерство и общение

Обучение в группе улучшает навыки общения со сверстниками и преподавателями. Успехи в быстром счете, участие и победы в соревнованиях повышают самооценку и веру в свои силы.

Ребенок позитивно воспринимает себя и окружающих, легко и без стеснения общается, заводит новых друзей, ясно и логично выражает свои мысли. При желании сможет с успехом участвовать во внеклассных мероприятиях и представлять школу на конкурсах и олимпиадах.

  1. Объем образовательной нагрузки

Сроки реализации – 2 года.

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с возрастными возможностями детей. 1ЭТАП – Ознакомительный (для детей 6- го года жизни); 2 ЭТАП – Развивающий (для детей 7-го года жизни); 3ЭТАП – Заключительный (для детей 7-го года жизни).

Программа рассчитана на два занятия в неделю, продолжительностью:

2 занятие -25 минут (для детей 6 го года жизни) 2 занятие - 30 минут (для детей 7 го года жизни) В занятиях участвует подгруппа детей 8 человек

Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

ЛИЧНОСТЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, КУРСА

В соответствии с требованиями к результатам освоения программы дошкольного и начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для детей 4 – 12 лет направлена на достижение личностных, метапредметых и предметных результатов.

Результаты:

  1. Гармоничное развитие мозга делает ребенка адаптивным к окружающей среде в век быстрого развития науки и технологий.
  2. Начиная                с        простых        методов        счета,        ребенок        осваивает        все математические        операции:        устный        счет,                сложение,        вычитание,        понятие

«приблизительно», «между», «больше» и «меньше», может оценить размеры, количество и соотношение, усваивает основы геометрии.

  1. Программа развивает зрительно-моторную координацию, что поможет будущему школьнику в освоении навыков письма и рисования.
  2. Активно развиваются понятийно-интуитивное, логическое, визуальное, пространственное и абстрактное мышление.
  3. Вырабатываются дисциплинированность и самостоятельность. Повышается самооценка и расширяется кругозор.
  4. Ребенок учится решать задачи нестандартным путем, генерировать идеи, рассказывать о них.
  5. Не только отличная успеваемость в школе, но и возможность участия во всероссийских математических соревнованиях.
  6. Ожидаемые результаты 1-го года обучения:
  7. Ребенок знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
  8. Ребенок познакомился со счетами(абак), умеет работать на них считая двумя руками одновременно.
  9. Освоил прием ментального счета.
  10. Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди. Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр)
  11. Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии
  12. Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100 и больше, знак «+»,

«-»)

  1. Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+»,

«-»):

  1. Цепочка однозначных чисел; цепочка двухзначных чисел; цепочка

трёхзначных чисел; цепочка четырёхзначных чисел.

  1. Имеет достаточную скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: на счётах «Абакус», при ментальном счете

(скорость, кол-во чисел)

  1. С легкостью и увлечённостью выполняет упражнения на развитие логического мышления, упражнения на глазодвигательную реакцию
  2. Проходит активное и взаимоувлеченное взаимодействие с семьей, повышенная вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создание комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более 20 минут в день).
  3. Может считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки от 10 чисел (состоящих из 1, 2, 3 цифр)
  4. Умеет одновременно выполнять математические действия и другие действия (н-р: рассказывать стихотворение, играть на музыкальном инструменте, петь и т.д.) Освоение учащимися программы - «Ментальная арифметика» должно обеспечить следующие предметные результаты:

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты освоения программы должны отражать:

  1. сформированность основ самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями;

  1. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  1. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

  1. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  1. способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  1. готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,

критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;

  1. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.

Метапредметными результатами изучения курса «Ментальная арифметика» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Предметными результатами являются формирование следующих умений.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  • Уметь производить вычисления на абакусе.
  • Свободно ориентироваться в числовом ряду в пределах 1000
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную

информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Должны уметь:

-делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

-находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;

-называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;

-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

-составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

-заполнять магические квадраты размером 3×3;

-находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

-находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

-проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

-объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и

решением;

-решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

-научиться считать на абакусе и ментально цепочку примеров на сложение и вычитание в пределах 100;

-выполнять умножение в пределах таблиц умножения.

Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости счета на воображаемых счетах, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе. Отличительные особенности Программы;

Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике, является комплексное развитие ребенка. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и пространственное мышление. С помощь развивающих игр тренируется смекалка, внимание и наблюдательность. Работа в группе помогает детям улучшить навыки коммуникации и взаимодействия. Занятия способствуют формированию внутренней мотивации обучения.

Учебно-методический комплект для учащегося

  1. Тетради для работы в 3-х частях

  1. Индивидуальный абакус (чёты).

  1. Ментальная карта

Учебно-методический комплект для преподавателя.

  1. Тетради для работы в 3-х частях

  1. Индивидуальный абакус (чёты).

  1. Ментальная карта

  1. Демонстрационный абакус (учительские счёты)

  1. Дополнительные материалы: Карточки "Алфавит", Карточки "Большие и малые числа", Карточки "Анаграммы", Карточки "Рисуем двумя руками", Карточки "Лабиринты", Карточки "Струп-тесты", Карточки "Черные и белые числа", Карточки "Таблицы Шульте", Тренажер Анзан.
  2. Методические рекомендации.

Тематическое планирование кружка «Ментальна арифметика»

Тематическое планирование

месяц

№п/п

Тема урока

Содержание

занятия

1 уровень

октябрь

1

Знакомство с ментальной арифметикой

Знакомство со счетами. Устройство абакуса. Способ набора чисел.

Использование пальцев. Тетрадь,

урок 1

1

2

Знакомство с абакусом

Устройство абакуса. Способ набора чисел. Использование пальцев.

Тетрадь, урок 1

1

3

Число и

цифра 1

Повторение набора чисел. Число и

цифра 1 Тетрадь, урок 2

1

4.

Число и

цифра 1

Повторение набора чисел. Число и

цифра 1 Тетрадь, урок 2

1

5

Число и цифра 2

Знакомство с ментальными картами Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и

цифра 2 Тетрадь, урок 3

1

6

Число и цифра 2

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и

цифра 2 Тетрадь, урок 3

1

7

Число и цифра 3

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Число и цифра 3 Тетрадь, урок 4

1

8

Число и цифра 3

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и

цифра 3 Тетрадь, урок 4

1

Ноябрь

9

Число и цифра 4

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и

вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и

1

цифра 4 Тетрадь, урок 5

10

Число и цифра 4

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Число и цифра 4 Тетрадь, урок 5

1

11.

Число и цифра 5

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Число и цифра 5 Тетрадь, урок 6

1

12.

Число и цифра 5

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Число и цифра 5 Тетрадь, урок 6

1

13.

Число и цифра 6

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и

цифра 6 Тетрадь, урок 7

1

14.

Число и цифра 6

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и

цифра 6 Тетрадь, урок 7

1

15

Число и цифра 7

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и

цифра 7 Тетрадь, урок 8

1

16.

Число и цифра 7

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение

набора чисел. Простое сложение и

1

вычитание, выполнение 1упражнений на счетах. Число и

цифра 7 Тетрадь, урок 8

Декабрь

17.

Число и цифра 8

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и

цифра 8 Тетрадь, урок 9

1

18.

Число и цифра 8

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Число и цифра 8 Тетрадь, урок 9

1

19.

Число и цифра 9

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и

цифра 9 Тетрадь, урок 10

1

20

Число и цифра 9

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и

цифра 9 Тетрадь, урок 10

1

21

Число и цифра 10

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Число и цифра 10 Тетрадь, урок 11

1

22.

Число и цифра 10

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Число и

1

цифра 10 Тетрадь, урок 11

23.

Числа от 10

до 20

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Числа от 0 до 20 Тетрадь, урок 12

1

24.

Числа от 10

до 20

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Числа от 0 до 20 Тетрадь, урок 12

1

Январь

25.

Числа от 0 до 20

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Числа от 0 до 20 Тетрадь, урок 13

1

26.

Числа от 0 до 20

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0

до 20 Тетрадь, урок 13

1

27.

Числа от 0 до 20

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 20 Тетрадь, урок 14

1

28.

Числа от 0 до 20

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0

до 20 Тетрадь, урок 14

1

29.

Числа от 0 до

Повторение набора чисел. Простое

1

20

сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Числа от 0 до 20 Тетрадь, урок 15

30.

Числа от 0 до 20

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0

до 20 Тетрадь, урок 15

1

31.

Числа от 0 до 30

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0

до 30 Тетрадь, урок 16

1

32.

Числа от 0 до 30

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Числа от 0 до 30 Тетрадь, урок 16

1

Февраль

33.

Числа от 0 до 30

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Числа от 0 до 30 Тетрадь, урок 17

1

34.

Числа от 0 до 30

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0

до 30 Тетрадь, урок 17

1

35.

Числа от 0 до 30

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Числа от 0

1

до 30 Тетрадь, урок 18

36.

Числа от 0 до 30

Тренировка навыков счета с

использованием тренажера и ментальных карт Тетрадь, урок 18

1

37.

Числа от 0 до 40

Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт

Тетрадь, урок 19

1

38.

Числа от 0 до 40

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0

до 40 Тетрадь, урок 19

1

39.

Числа от 0 до 40

Тренировка навыков счета с

использованием ментальных карт Тетрадь, урок 20

1

40.

Числа от 0 до 40

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0

до 40 Тетрадь, урок 20

1

Март

41.

Числа от 0 до 40

Тренировка навыков счета с

использованием ментальных карт Тетрадь, урок 21

1

42.

Числа от 0 до 40

Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт Тетрадь, урок 21

1

43

Числа от 0 до 50

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0

до 50 Тетрадь, урок 22

1

44.

Числа от 0 до 50

Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт

Тетрадь, урок 22

1

45.

Числа от 0 до 50

Повторение набора чисел. Простое

сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение

1

набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0

до 50 Тетрадь, урок 23

46.

Числа от 0 до 50

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Числа от 0 до 50 Тетрадь, урок 23

1

47

Числа от 0 до 60

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0

до 60 Тетрадь, урок 24

1

48.

Числа от 0 до 60

Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт

Тетрадь, урок 24

1

апрель

49.

Числа от 0 до 60

Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт

Тетрадь, урок 25

1

50.

Числа от 0 до 60

Тренировка навыков счета с использованием ментальных карт Тетрадь, урок 25

1

51.

Числа от 0 до 70

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах. Числа от 0 до 70 Тетрадь, урок 26

1

52.

Числа от 0 до 70

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них.

Тетрадь, урок 26

1

53.

Числа от 0 до 70

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание

многозначных чисел. Вычисления с

1

ментальными картами и без них.

Тетрадь, урок 27

54.

Числа от 0 до 70

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание Тетрадь,

урок 27

1

55.

Числа от 0 до 80

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0

до 80 Тетрадь, урок 28

1

56.

Числа от 0 до 80

Сложение и вычитание многозначных чисел. Тетрадь, урок

28

1

Май

57.

Числа от 0 до

80

Вычисления с ментальными

картами и без них Тетрадь, урок 29

1

58.

Числа от 0 до 80

Сложение и вычитание многозначных чисел. Тетрадь, урок

29

1

59

Числа от 0 до 90

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0 до 90 Тетрадь, урок 30

1

60.

Числа от 0 до 90

Сложение и вычитание многозначных чисел. Тетрадь, урок

30

1

61.

Числа от 0 до 100

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах. Числа от 0

до 100 Тетрадь, урок 31

1

62.

Числа от 0 до 100

Сложение и вычитание многозначных чисел. Тетрадь,

урок 31

1

63.

Числа от 0 до 100

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Вычисления с ментальными картами и без них.

Тетрадь, урок 32

1

64

Числа от 0 до

Тренировка скорости счета.

1

100

Сложение и вычитание многозначных чисел. Вычисления с ментальными картами и без них.

Тетрадь, урок 32

Второй год обучения

№п/п

Тема урока

Содержание

1 уровень

Примеры с многозначными числами

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на

счетах с многозначными числами

2

Примеры с многозначными числами

Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на

счетах с многозначными числами

3

Примеры с многозначными

числами (Контроль)

Контрольное задание на счетах

4

Повторение состава числа 5

Состав числа 5. Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение упражнений на счетах с

многозначными числами

5.

Повторение состава числа 5

Состав числа 5. Повторение набора чисел. Простое сложение и вычитание, выполнение

упражнений на счетах с многозначными числами

2 уровень

6.

Правило №1 (+4 = -1+5)

Метафора «Помощь брата».

Пример: сдача в магазине

7.

Правило №1 (+4 = -1+5)

Метафора «Помощь брата».

Пример: сдача в магазине

8.

Правило №2 (+3 = -2+5)

Метафора «Помощь брата».

Пример: сдача в магазине

9.

Правило №2 (+3 = -2+5)

Метафора «Помощь брата».

Пример: сдача в магазине

10.

Правило №3 (+2=-3+5)

Знакомство с программой

тренажером.

11.

Правило №3 (+2=-3+5)

Знакомство с программой

тренажером.

12.

Правило №4 (+1=+4-5)

Тренировка навыков счета с использованием тренажера и

ментальных карт

13.

Правило №4 (+1=+4-5)

Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт

14

Тренировка правил сложения

«Помощь брата»

Тренировка навыков счета с

использованием тренажера и ментальных карт

15

Контрольное тестирование

Контроль усвоения темы

«Правила сложения Помощь брата.»

16

Повторение сложения и

вычитания с правилами и без них

Тренировка с многозначными и

однозначными числами

17

Правило №5. (-4= (-5+1)

Тренировка навыков счета с использованием тренажера и

ментальных карт

18

Правило №5. (-4= (-5+1)

Тренировка навыков счета с

использованием тренажера и ментальных карт

19.

Правило №6 (-3=-5+2)

Метафора «Помощь брата».

Пример: сдача в магазине

20.

Правило №6 (-3=-5+2)

Тренировка на счетах. Метафора

«Помощь брата». Пример: сдача в магазине

21.

Правило №7 (-2=-5+3)

Тренировка на счетах. Метафора

«Помощь брата». Пример: сдача в магазине

22.

Правило №7 (-2=-5+3)

Тренировка на счетах. Метафора

«Помощь брата». Пример: сдача в магазине

23.

Правило №8 (-1=-5+4)

Тренировка навыков счета с

использованием тренажера и ментальных карт

24.

Правило №8(-1=-5+4)

Тренировка навыков счета с использованием тренажера и

ментальных карт

25.

Повторение правил №1-№8 Контрольное задание на правила

Контроль усвоения темы

«Правила сложения и вычитания. Помощь брата.»

26.

Тренировка.

Тренировка навыков счета с использованием абакусов и ментальных карт с однозначными

и многозначными числами

27.

Работа на счетах «птичкой»

Отработка скорости счета

28.

Состав числа 10

Повторение состава числа 10

29.

Правило №9. (+1=-9+10)

Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт

30.

Правило №9. (+1=-9+10)

Тренировка навыков счета с использованием тренажера и

ментальных карт

31.

Правило №10. (+2=-8+10)

Тренировка навыков счета с

использованием тренажера и ментальных карт

32.

Правило №10. (+2=-8+10)

Тренировка навыков счета с использованием тренажера и

ментальных карт

33.

Правило №11. (+3=-7+10)

Тренировка навыков счета с использованием тренажера и

ментальных карт

34.

Правило №11. (+3=-7+10)

Тренировка навыков счета с

использованием тренажера и ментальных карт

35.

Правило №12. (+4=-6+10)

Тренировка навыков счета с использованием тренажера и

ментальных карт

36.

Правило №12. (+4=-6+10)

Тренировка навыков счета с использованием тренажера и

ментальных карт

37.

Правило №13. (+5=-5+10)

Тренировка навыков счета с

использованием тренажера и ментальных карт

38.

Правило №13. (+5=-5+10)

Тренировка навыков счета с

использованием тренажера и ментальных карт

39.

Правило №14. (+6=-4+10)

Тренировка навыков счета с

использованием тренажера и ментальных карт

40.

Правило №14. (+6=-4+10)

Тренировка навыков счета с использованием тренажера и

ментальных карт

41.

Правило №15. (+7=-3+10)

Тренировка навыков счета с

использованием тренажера и ментальных карт

42.

Правило №15. (+7=-3+10)

Тренировка навыков счета с использованием тренажера и

ментальных карт

43.

Правило №16. (+8=-2+10)

Тренировка навыков счета с использованием тренажера и ментальных карт

44.

Правило №17. (+9=-1+10)

Тренировка навыков счета с использованием тренажера и

ментальных карт

45.

Повторение изученных правил

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с

ментальными картами и без них.

46.

Повторение изученных правил

Тренировка скорости счета.

Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с

ментальными картами и без них.

47.

Повторение изученных правил

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка

на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них.

48.

Правило №18 (-1=-10+9)

Тренировка скорости счета.

Сложение и вычитание

49.

Правило №19 (-2=-10+8)

Тренировка скорости счета.

Сложение и вычитание

50.

Правило №20 (-3=-10+7)

Сложение и вычитание

многозначных чисел. Тренировка на тренажере.

51.

Правило №21 (-4=-10+6)

Вычисления с ментальными

картами и без них

52.

Правило №22 (-5=-10+5)

Сложение и вычитание

многозначных чисел. Тренировка на тренажере

53.

Правило №21 (-6=-10+4)

Вычисления с ментальными

картами и без них

54.

Правило №22 (-7=-10+3)

Сложение и вычитание

многозначных чисел. Тренировка на тренажере

55.

Правило №23 (-8=-10+2)

Вычисления с ментальными

картами и без них

56.

Правило №22 (-9=-10+1)

Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере

57.

Повторение и закрепление.

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с

ментальными картами и без них.

58.

Комбинированный метод +6 (-5,+11)

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с

ментальными картами и без них.

59

Комбинированный

метод +6 (-5,+11)

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание

многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с

ментальными картами и без них.

60

Комбинированный метод +7 (-5,+12)

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка

на тренажере. Вычисления с ментальными картами и без них.

61

Комбинированный метод +7 (-5,+12)

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с

ментальными картами и без них.

62

Комбинированный метод +8 (-5,+13)

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с

ментальными картами и без них.

63

Комбинированный метод +8 (-5,+13)

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с

ментальными картами и без них.

64

Комбинированный метод +9 (-5,+14)

Тренировка скорости счета. Сложение и вычитание многозначных чисел. Тренировка на тренажере. Вычисления с

ментальными картами и без них.

8.Расписание занятий

Дни недели

Павлова.О.В.

Четверг

15.30-16.00

16.10-16-40

Пятница

15.30-16.00

  1. Формы работы с родителями

  1. родительское собрание,
  2. индивидуальные беседы с родителями,
  3. консультации по вопросам обучения и воспитания обучающихся;
  4. открытые занятия.

  1. Формы подведения итогов.

Формы подведения итогов – открытое занятие для родителей.

  1. Методическое обеспечение

Каждое занятие насыщено работой по полноценному интеллектуальному развитию детей, поэтому для эффективности занятий необходимо полная методическая база, а именно:

  1. Рабочие тетради;
  2. Методическая литература;
  3. Индивидуальное рабочее место;
  4. Демонстрационные (большие счета) Абакус;
  5. Канцелярские принадлежности;
  6. Ноутбук;
  7. Интерактивная доска.

  1. Новые образовательные технологии

 Здоровьесберегающие технологии - на занятии осуществляются разнообразные виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся: динамические паузы (профилактика утомления), физические минутки, творческая деятельность.

Компетентностно-ориентированные технологии

  • обучение в сотрудничестве;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
  • технологии коллективной творческой деятельности;

 Информационные технологии:

  • поиск информации.
  • оформление рефератов.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

  • Кабинет кружковой работы,
  • столы, стулья,
  • рабочая доска, мел,
  • ноутбук, экран.
  • индивидуальные счеты (абакус)
  • демонстрационные (большие) счеты.

Дидактическое обеспечение (наглядные, медиапособия, авторские и типовые наглядные пособия).

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования по данному направлению.

  1. Литература

  1. М. Воронцова «Математический гений: методика считать – раньше, чем ходить» - описывает преимущества и недостатки данной методики.
  2. Б. Артур, Ш. Майкл «Магия чисел. Ментальные вычисления в уме и другие математические фокусы» - описаны простые приемы, с помощью которых можно научиться производить разные операции с большими числами в уме.
  3. К. Бортолато «Набор «Учимся считать. Числовой ряд до 20» - один из новых уникальных комплектов, способствующих обучению детей счету.
  4. А. Бенжамин «Матемагия, Секреты ментальной математики» - в доступной форме рассказывает про сущность ментальной арифметики.
  5. С. Эрташ «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание» - книга  для детишек от 4-х до 6-ти лет. Благодаря данному учебному пособию ребенок сможет узнать основы ментальной арифметики.

14.Литература по предмету и методологическая литература

  1. Ментальная арифметика «Абакус», сложение и вычитание, Москва 2014г., 68 с.
  2. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1, 2014г., 84с.
  3. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 2, 2014г., 74с.
  4. Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2014г., 54 с.
  5. Артур Бенджамин, Майкл Шермер «Магия чисел». Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013,500с.
  6. Электронные ресурсы:
  1. www.abakus-center.ru
  2. www. advancecenter.kz
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Арифметика


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Использование ментальной карты на уроках в начальной школе. Практическое применение ментальных карт»

Ментальная карта (интеллектуальная карта, карта «памяти»)  - это визуальное рабочее пространство, которое сочетает в себе создание диаграмм, визуализацию данных и совместную работу дл...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...

КАРТОТЕКА ИГР (ПРИЛОЖЕНИЕ) К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА АБАКУСА» (ментальная математика)

       Ментальная арифметика – это методика обучения, которая берет начало в странах Азии, но сегодня набирает популярность во всем мире. Она основана на механическом ...