КАРТОТЕКА ИГР (ПРИЛОЖЕНИЕ) К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА АБАКУСА» (ментальная математика)
методическая разработка по математике (1 класс)

Балюк Неля Николаевна

         Ментальная арифметика – это методика обучения, которая берет начало в странах Азии, но сегодня набирает популярность во всем мире. Она основана на механическом вычислении на счетах, развитии навыков счета в уме и упражнениях на концентрацию и логику. Ментальная арифметика помогает развить скорость мышления и творческие способности. Навыки ментальной арифметики помогают детям лучше понять основные математические концепции. Кроме того, у детей возникает чувство уверенности в себе, когда они знают, что могут производить вычисления в уме, и им для этого не нужны калькулятор, ручка и бумага. Когда ребенок научится считать в уме, решение простых арифметических задач у него будет занимать меньше времени, чем если бы он считал на калькуляторе.

        Я работаю по данной программе уже 2 год и у меня, как у педагога дополнительного образования встал вопрос: чем разнообразить занятия? Как развлечь детей? И желательно так, чтобы это веселье приносило пользу освоению предмета? Ведь час-полтора заниматься арифметикой, даже необычной, — это утомительно и для школьников, а тем более для детей 5-6 лет.  Ведь игра в прятки, конечно, внесет бодрую нотку на урок, но вряд ли поможет ментальному счету:)

Предлагаю картотеку игр, которую использую на своих занятиях в детско –юношеском центре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА

ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

КАРТОТЕКА ИГР

(ПРИЛОЖЕНИЕ) К

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «ШКОЛА АБАКУСА»

(ментальная математика)

Автор составитель:

Балюк Неля Николаевна

педагог дополнительного образования

г. Ейск, 2024 г.

АННОТАЦИЯ

         Ментальная арифметика – это методика обучения, которая берет начало в странах Азии, но сегодня набирает популярность во всем мире. Она основана на механическом вычислении на счетах, развитии навыков счета в уме и упражнениях на концентрацию и логику. Ментальная арифметика помогает развить скорость мышления и творческие способности. Навыки ментальной арифметики помогают детям лучше понять основные математические концепции. Кроме того, у детей возникает чувство уверенности в себе, когда они знают, что могут производить вычисления в уме, и им для этого не нужны калькулятор, ручка и бумага. Когда ребенок научится считать в уме, решение простых арифметических задач у него будет занимать меньше времени, чем если бы он считал на калькуляторе.

        Я работаю по данной программе уже 2 год и у меня, как у педагога дополнительного образования встал вопрос: чем разнообразить занятия? Как развлечь детей? И желательно так, чтобы это веселье приносило пользу освоению предмета? Ведь час-полтора заниматься арифметикой, даже необычной, — это утомительно и для школьников, а тем более для детей 5-6 лет.  Ведь игра в прятки, конечно, внесет бодрую нотку на урок, но вряд ли поможет ментальному счету:)

Предлагаю картотеку игр, которую использую на своих занятиях в детско –юношеском центре.

Кинезиологические упражнения

         Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через специальные двигательные упражнения. Они улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарные связи, способствуют развитию памяти, повышают устойчивость внимания. И… оживляют детей на занятиях по ментальной арифметике:)

Данные упражнения использую в качестве разминки в начале нового занятия.

1. «Колечко»

Делаем «колечко» — соединяем большой палец с указательным, потом со средним, с безымянным, с мизинцем. И обратно. Ускоряем темп, меняем положение пальцев как можно быстрее.

2. «Ухо – нос»

Зажимаем левой рукой кончик носа, правой – левое ухо. Нужно одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

3. «Лезгинка»

Нужно сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Меняем положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений.

4. «Кулак-ребро-ладонь»

Сжимаем кулак, потом выпрямляем ладонь ребром к столу (перпендикулярно столу), потом ладонь параллельно столу. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

5. Игра «Фрукты-овощи»

Для игры нужны теннисные мячи.

Учащиеся встают по парам на расстоянии 3-6 метров  Каждой паре педагог вручает по одному мячу.

1 ученик «игрок» бросает мяч напарнику, называя фрукт (или ягоду), либо овощ, тот в свою очередь должен поймать мяч правой рукой, если был назван фрукт (или ягода) и левой рукой – если был назван овощ. То есть, если первый перед броском сказал яблоко, то ему следует поймать правой, а если картошка – то левой. Польза: сосредоточенность, скорость принятия решений.

Игры со счетом

Использую эти игры  в конце занятия.

1. «Живой абак»

Дети выступают в роли косточек на абаке. Каждому ребенку присваиваем цифру от 1 до 5. Ребята выстраиваются в линейку, как косточки на спице. На полу между косточкой «5» и остальными проводим воображаемую границу.

Педагог  дает команды в виде примера: 1+2+1+5-2-1+3 =?

Дети двигаются либо к границе, либо от нее — в зависимости от команды. Потом спрашиваем у детей ответ. Такая игра развивает у детей командный дух и улучшает понимание счета на абаке.

2. «Счет с закрытыми глазами»

Считаем на абаке, закрыв глаза повязкой. Такая игра позволяет ребенку улучшить ментальный счет.

3. «Счет под интенсивную музыку»

Считаем ментально и на абаке под любую ритмичную современную песню. Мои учащиеся любят мелодию из мультфильма «Бременские музыканты». Такая игра позволят сконцентрироваться на счете и увеличивает темп счета.

4. «Счет со скакалкой»

Считаем ментально и скачем на скакалке. Такая игра помогает отучиться от использования рук при счете.

5. «Съедобные абаки»

Делаем с детьми съедобные абаки. Для этого берем обычные шпажки — это спицы абака, маршмело — это косточки абака. Нанизываем на шпажку маршмело. Делим на верхнюю и нижнюю часть. Выделяем границу. И считаем  примеры.

После игры можно будет съесть наши сладкие косточки.

Физкультминутки

Хотя предпочтительнее разнообразить занятия тематическими играми, все же без самых обыкновенных физкультминуток тоже не обойтись. Они очень нужны после активной умственной деятельности ребенка или перед рассмотрением новой темы.

Физкультминутка № 1

В понедельник я купался (изображаем плавание),
А во вторник — рисовал (изображаем рисование).
В среду долго умывался (умываемся).
А в четверг в футбол играл (бег на месте).
В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем),
Очень долго танцевал (кружимся на месте).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают).

Физкультминутка № 2

Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне)
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой),
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА

ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

КАРТОТЕКА ИГР

(ПРИЛОЖЕНИЕ) К

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «ШКОЛА АБАКУСА»

(ментальная математика)

Автор составитель:

Балюк Неля Николаевна

педагог дополнительного образования

г. Ейск, 2024 г.

АННОТАЦИЯ

         Ментальная арифметика – это методика обучения, которая берет начало в странах Азии, но сегодня набирает популярность во всем мире. Она основана на механическом вычислении на счетах, развитии навыков счета в уме и упражнениях на концентрацию и логику. Ментальная арифметика помогает развить скорость мышления и творческие способности. Навыки ментальной арифметики помогают детям лучше понять основные математические концепции. Кроме того, у детей возникает чувство уверенности в себе, когда они знают, что могут производить вычисления в уме, и им для этого не нужны калькулятор, ручка и бумага. Когда ребенок научится считать в уме, решение простых арифметических задач у него будет занимать меньше времени, чем если бы он считал на калькуляторе.

        Я работаю по данной программе уже 2 год и у меня, как у педагога дополнительного образования встал вопрос: чем разнообразить занятия? Как развлечь детей? И желательно так, чтобы это веселье приносило пользу освоению предмета? Ведь час-полтора заниматься арифметикой, даже необычной, — это утомительно и для школьников, а тем более для детей 5-6 лет.  Ведь игра в прятки, конечно, внесет бодрую нотку на урок, но вряд ли поможет ментальному счету:)

Предлагаю картотеку игр, которую использую на своих занятиях в детско –юношеском центре.

Кинезиологические упражнения

         Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через специальные двигательные упражнения. Они улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарные связи, способствуют развитию памяти, повышают устойчивость внимания. И… оживляют детей на занятиях по ментальной арифметике:)

Данные упражнения использую в качестве разминки в начале нового занятия.

1. «Колечко»

Делаем «колечко» — соединяем большой палец с указательным, потом со средним, с безымянным, с мизинцем. И обратно. Ускоряем темп, меняем положение пальцев как можно быстрее.

2. «Ухо – нос»

Зажимаем левой рукой кончик носа, правой – левое ухо. Нужно одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

3. «Лезгинка»

Нужно сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Меняем положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений.

4. «Кулак-ребро-ладонь»

Сжимаем кулак, потом выпрямляем ладонь ребром к столу (перпендикулярно столу), потом ладонь параллельно столу. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

5. Игра «Фрукты-овощи»

Для игры нужны теннисные мячи.

Учащиеся встают по парам на расстоянии 3-6 метров  Каждой паре педагог вручает по одному мячу.

1 ученик «игрок» бросает мяч напарнику, называя фрукт (или ягоду), либо овощ, тот в свою очередь должен поймать мяч правой рукой, если был назван фрукт (или ягода) и левой рукой – если был назван овощ. То есть, если первый перед броском сказал яблоко, то ему следует поймать правой, а если картошка – то левой. Польза: сосредоточенность, скорость принятия решений.

Игры со счетом

Использую эти игры  в конце занятия.

1. «Живой абак»

Дети выступают в роли косточек на абаке. Каждому ребенку присваиваем цифру от 1 до 5. Ребята выстраиваются в линейку, как косточки на спице. На полу между косточкой «5» и остальными проводим воображаемую границу.

Педагог  дает команды в виде примера: 1+2+1+5-2-1+3 =?

Дети двигаются либо к границе, либо от нее — в зависимости от команды. Потом спрашиваем у детей ответ. Такая игра развивает у детей командный дух и улучшает понимание счета на абаке.

2. «Счет с закрытыми глазами»

Считаем на абаке, закрыв глаза повязкой. Такая игра позволяет ребенку улучшить ментальный счет.

3. «Счет под интенсивную музыку»

Считаем ментально и на абаке под любую ритмичную современную песню. Мои учащиеся любят мелодию из мультфильма «Бременские музыканты». Такая игра позволят сконцентрироваться на счете и увеличивает темп счета.

4. «Счет со скакалкой»

Считаем ментально и скачем на скакалке. Такая игра помогает отучиться от использования рук при счете.

5. «Съедобные абаки»

Делаем с детьми съедобные абаки. Для этого берем обычные шпажки — это спицы абака, маршмело — это косточки абака. Нанизываем на шпажку маршмело. Делим на верхнюю и нижнюю часть. Выделяем границу. И считаем  примеры.

После игры можно будет съесть наши сладкие косточки.

Физкультминутки

Хотя предпочтительнее разнообразить занятия тематическими играми, все же без самых обыкновенных физкультминуток тоже не обойтись. Они очень нужны после активной умственной деятельности ребенка или перед рассмотрением новой темы.

Физкультминутка № 1

В понедельник я купался (изображаем плавание),
А во вторник — рисовал (изображаем рисование).
В среду долго умывался (умываемся).
А в четверг в футбол играл (бег на месте).
В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем),
Очень долго танцевал (кружимся на месте).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают).

Физкультминутка № 2

Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне)
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой),
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к программе «Растим патриота России» . Направление: «Наш край» Проект: территория школы - цветущий сад.

Цель проекта:  На практических занятиях раскрыть значение таких профессий, как озеленитель, дизайнер, цветовод. Объединение усил...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная программа естественнонаучной направленности "Школа юного фермера" для детей 7-12 лет (краткосрочная)

Программа "Школа юного фермера" решает задачи ранней профессиональной ориентации детей, знакомит с профессией фермера и с основами ведения современного фермерского хозяйства....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности» составлена с учетом следующих нормативных документов:1) Федеральный...

Приложение к дополнительной образовательной программе внеурочной деятельности Курс «В школу с игрой» (конспекты занятий)

Данная работа направлена на достижение результативности решения младшими школьниками учебных задач. Работа учащихся в группах является более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотруднич...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...