Рабочая программа курса "Ментальная математика"
рабочая программа по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: but-school@mail.ru
РАССМОТРЕНО Протокол №1 заседания МО учителей нач. классов от 21 августа 2020 года __________Устименко Ю.А. подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________ Попова А.Н.. подпись Ф.И.О. 22 августа 2020года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________ Климова С.В. Приказ № 76 от 25 августа 2020 г . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Ментальная математика»
Уровень образования (класс) начальное общее, 1 «А» класс
2020-2021 учебный год
Учитель: Иванникова Е.Н.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273, письма Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 12.05.2011г. № 03-296. В соответствие с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк и др. М.: Просвещение, 2009 г.
г. Бутурлиновка - 2020
Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Ментальная математика»
Программа дополнительного образования «Ментальная математика» для учащихся
1 классов общеобразовательной школы составлена на основе материалов IAMA
(международная ассоциация ментальной арифметики).
Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Программа ментальной математики позиционируется как высокоэффективная программа
развития умственных способностей детей, средством нетрадиционной методики обучения
детей дошкольного и школьного возраста устному счету с использованием арифметических
счет Абакус, в рамках дополнительного образования. Программа дополнительного
образования по ментальной математике направлена на интеллектуальное, творческое и
личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных
возможностей.
Программа курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых
вопросов и рассчитана на 33 часа в год в 1 классе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная математика» является дополнительной образовательной комбинированной программой социально-педагогической направленности и составлена на основе апробированных для дошкольного и младшего школьного возраста программ по направлениям: развитие памяти, внимания, мелкой моторики, восприятия, логики, развитие навыков быстрого счета и адаптирована для всестороннего развития детей. Программа "Ментальная математика" - это система развития мозга, основанная на использовании абакуса, который позволяет решать арифметические задачи любой сложности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
Содержание программы подобрано с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей и санитарных норм.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дошкольники и дети младшего школьного возраста развивают навыки быстрого и счета, внимания, памяти, логики, восприятия, необходимые для успешного обучения в общеобразовательной школе. Абакус позволяет детям понять суть арифметических операций, делая их наглядными. Абакус визуализирует счет, и дети, учатся считать в уме, первое время представляют в своем воображении абакус, используют так же ментальные карты.
Актуальность данной программы диктуется интенсивными требованиями развития образовательного процесса в государственной системе образования, с одной стороны, и сформировавшейся потребностью раннего развития у современных детей, с другой стороны.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ««Ментальная математика»:
Содействие формированию, у обучающихся элементарных математических представлений, интеллектуальному развитию ребенка дошкольного и школьного возраста, особого стиля мышления.
Задачи программы:
* развитие математических способностей, левого и правого полушария головного мозга;
* увеличение скорости мышления;
* Стимуляция мелкой моторики
* развитие личностных качеств, умения работать в команде.
* Развитие интереса к занятиям
* Развитие внимания, оперативной и зрительной памяти;
* Развитие угла зрения (умение зрительно охватывать как можно больше слов в тексте, а не отдельные слоги и слова);
* Развитие межполушарного взаимодействия, посредством кинезиологических упражнений;
* Развитие логического мышления;
* Развитие мелкой и крупной моторики;
* Развитие образной и ассоциативной памяти и мышления.
* Воспитание интереса к занятиям;
* Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
* Воспитание интереса к учебному процессу.
Первый год обучения для детей большое внимание уделяет общему интеллектуальному развитию ребенка, сформированности восприятия, внимания, памяти, мышления, логики, правилам работы с Абакусом, изучаем сложение и вычитание натуральных чисел.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)
Личностными результатами модуля «Ментальная математика» являются:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Предметными результатами являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
-делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
-находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
-называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
-составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
-заполнять магические квадраты размером 3×3;
-находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
-находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
-проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
-объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
-решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
-научиться считать на абакусе и ментально цепочку примеров на сложение и вычитание в пределах 100;
-выполнять умножение в пределах таблиц умножения.
Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости счета на воображаемых счетах, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.
Содержание рабочей программы
Весь курс обучения делится на три раздела
- Развитие внимания, памяти, мелкой моторики пальцев рук, восприятия, логики, Боди-код, кинезиологические упражнения;
- Развитие навыков быстрого и счета, включающие отработку счета на Абакусе, ментальной карте, счета в уме, расширение поля зрения (использование таблиц Шульте, лабиринтов, вертикальных таблиц и др.),
- развитие слуховой памяти и межполушарного взаимодействия, развитие оперативной памяти, использование обучающей платформы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция.(1ч)
2. Простое сложение и вычитание (3 ч)
3.Вспомогательные бусинки (2 ч)
4. Сложение 5: помощь брата (3 ч)
5. Вычитание 5: помощь брата (3 ч)
6.Сложение 10: помощь друга (4 ч)
7.Вычитание 10: помощь друга (4 ч)
8.Сложение: комбинированный метод (3 ч)
9.Вычитание: комбинированный метод (3 ч)
10.Примеры на комбинированный метод вычитания (3 ч)
11. Примеры на сложение и вычитание (3 ч)
12. Итоговое тестирование (1 ч)
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- учебно-методический комплект:
- технические средства обучения (средства ИКТ)
1.Интерактивная доска SMART Board
2.Ксерокс
3. Персональный компьютер с принтером
- демонстрационные пособия;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: but-school@mail.ru
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_______________ Попова А.Н.
подпись Ф.И.О.
« 22 » августа 2020 года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности «Ментальная математика»
Класс: 1 «А»
2020-2021 учебный год
Учитель: Иванникова Е.Н.
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы курса внеурочной деятельности «Ментальная математика» для 1 класса, утвержденной приказом №76 от 25 августа 2020 г
г. Бутурлиновка – 2020 г.
№ п/п | Тема занятия | Дата план | Дата факт |
1. | Знакомство с Абакусом | 02.09 | |
2. | Простое сложение и вычитание | 09.09 | |
3. | Простое сложение и вычитание | 16.09 | |
4. | Простое сложение и вычитание | 23.09 | |
5. | Вспомогательные бусинки | 30.09 | |
6. | Вспомогательные бусинки | 07.10 | |
7. | Сложение 5: помощь брата | 14.10 | |
8. | Сложение 5: помощь брата | 21.10 | |
9. | Сложение 5: помощь брата | 11.11 | |
10. | Вычитание 5: помощь брата | 18.11 | |
11. | Вычитание 5: помощь брата | 25.11 | |
12. | Вычитание 5: помощь брата | 02.12 | |
13. | Сложение 10: помощь друга | 09.12 | |
14. | Сложение 10: помощь друга | 16.12 | |
15. | Сложение 10: помощь друга | 23.12 | |
16. | Сложение 10: помощь друга | 13.01 | |
17. | Вычитание 10: помощь друга | 20.01 | |
18. | Вычитание 10: помощь друга | 27.01 | |
19. | Вычитание 10: помощь друга | 03.02 | |
20. | Вычитание 10: помощь друга | 10.02 | |
21. | Сложение: комбинированный метод | 17.02 | |
22. | Сложение: комбинированный метод | 03.03 | |
23. | Сложение: комбинированный метод | 10.03 | |
24. | Вычитание: комбинированный метод | 17.03 | |
25. | Вычитание: комбинированный метод | 31.03 | |
26. | Вычитание: комбинированный метод | 07.04 | |
27. | Примеры на комбинированный метод вычитания | 14.04 | |
28. | Примеры на комбинированный метод вычитания | 21.04 | |
29. | Примеры на сложение и вычитание | 28.04 | |
30. | Примеры на сложение и вычитание | 05.05 | |
31. | Примеры на сложение и вычитание | 12.05 | |
32. | Итоговое тестирование | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...