Доклад по теме «Использование ментальной карты на уроках в начальной школе. Практическое применение ментальных карт»
консультация
Ментальная карта (интеллектуальная карта, карта «памяти») - это визуальное рабочее пространство, которое сочетает в себе создание диаграмм, визуализацию данных и совместную работу для ускорения понимания и стимулирования инноваций. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mentalnoy_karty_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 164.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ментальной карты на уроках в начальной школе. Практическое применение ментальных карт
Ментальная карта (интеллектуальная карта, карта «памяти») - это визуальное рабочее пространство, которое сочетает в себе создание диаграмм, визуализацию данных и совместную работу для ускорения понимания и стимулирования инноваций. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Использование интеллект-карт как метода обучения позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные с формированием УУД:
1) информационной компетентностью учеников:
- выделение познавательной цели;
- поиск информации;
- формирование понятий и установление связей между ними;
- структурирование знаний;
- кодирование, перекодирование и моделирование;
- синтез, анализ;
- классификация, систематизация и обобщение;
2) коммуникативной компетентностью учеников:
- общение и взаимодействие;
- учебное сотрудничество;
- умение дискутировать;
- умение работать в паре;
- умение работать в малой (4 человека) группе;
3) личностным и регулятивным развитием учеников:
- самопознание;
- самоопределение;
- саморегуляция;
- творческое развитие.
Интеллект - карты являются удобным графическим способом представления информации. В центре карты находится основной объект (термин, понятие или идея), от которого в разные стороны отходят ветви, представляющие взаимосвязанные с ним объекты. Каждый из таких объектов в свою очередь может имеет связанные с ним ветви и соответствующие им объекты следующего уровня по иерархии. Взаимосвязи определяет человек на основе ассоциаций, которые вызывают у него изображенные объекты. Таким образом, выстраивается древовидная структура в буквальном смысле отражающая ход мышления человека при восприятии центрального объекта.
Помимо ознакомления своих учеников с теорией и практикой интеллект – карт, учитель может использовать интеллект – карты в решении ряда собственных практических задач, делая преподавание и соответственно учебный процесс более легким и приятным занятием.
Освоение приемов структурирования и визуализации учебного материала проходит ряд этапов:
- отбор учебного материала, структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации;
- выделение главного (ядра), методологических и прикладных аспектов темы;
- расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий;
- подбор опорных сигналов (ключевых слов, символов, фрагментов схем) и их кодировка;
- поиск внутренних логических взаимосвязей и межпредметных связей;
- составление первичного варианта, компоновка материала в блоки;
- критическое осмысление первичного варианта, перекомпоновка, перестройка, упрощение;
- введение цвета;
- озвучивание и окончательная корректировка опорного конспекта, схемы или другого визуального средства.
При подготовке к урокам (занятиям) в начальной школе учитель в конструкторе ментальных карт XMind (устанавливается на компьютер) создаёт структуру урока по отдельным тематическим группам. В бесплатной версии — большой выбор шаблонов, добавление маркеров и стикеров, картинок, ссылок на веб-ресурс, экспорт карты в виде картинки, прикрепление файла. Интеллект-карта как эффективное средство структурирования информации помогает учителю в подготовке к проведению занятий, планировании учебного материала, принятии решений.
Приведу пример ментальной карты по тематическому разделу «Лес».
Таким образом, применение ментальных карт на уроках в начальной школе ведёт к более полноценному усвоению учебного материала, повышению качества знаний по предмету, формирует у учеников самостоятельность, умение получать знания самостоятельно, используя разные источники информации. Обучение будет эффективным тогда, когда ученик будет усваивать учебный материал в деятельности. Использование ментальной карты на уроке позволяет создать ясный, понятный ученику конспект урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"
Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"...
Доклад на тему: «Групповые технологии на уроках в начальной школе»
«Групповые технологии на урокахв начальной школе»«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить соб...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....
Доклад на тему: Использование метапредметных методов обучения в начальной школе на примере приема «Таблица –ЗХУ»
В настоящее время в обучении необходимо использовать такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. А для этого н...
Доклад на тему "Дидактические игры на уроках в начальной школе"
Дидактическая игра как метод обучения.Роль дидактических игр в обучении.Виды дидактических игр....
Доклад на тему "Роль игры на уроках в начальной школе"
С самого начала, чтобы изучение иностранного языка проходило успешно, нужно применять на уроке игровые виды работ, так как для младших школьников игра является основной формой познания окружающего мир...
Доклад на тему: «Использование ИКТ на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС.»
Использование ИКТ на уроках...