Технологическая карта индивидуального дефектологического занятия.
план-конспект занятия (2 класс)

Ольга Николаевна Молотова

Технологическая карта индивидуального дефектологического занятия по теме:

Развитие и  коррекция произвольного  внимания и  самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №584 «Озерки»

 Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа №584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга)

194291 Санкт-Петербург, ул. Руднева, д. 8, корпус 3, лит А., тел. 8(812) 558-76-76,

www.school584.ru, e-mail:584@shko.la                

   __________________________________________________________________________

Технологическая карта

индивидуального дефектологического занятия

с обучающимся,  имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата

                             

      Составила:

учитель –дефектолог Молотова                     Ольга   Николаевна

Дата проведения:

                                                                                                                      15.03.2019

Санкт-Петербург

2018–2019 учебный год

ФИ обучающегося

******  ******

Класс

2 А класс

Тема

 Развитие и  коррекция произвольного  внимания и  самоконтроля.

Тип

   Систематизация знаний, умений и навыков.

Цель

 Развитие  и  коррекция  произвольного  внимания и  самоконтроля.

Задачи

  • Коррекционно-развивающие: 

- способствовать развитию произвольного зрительного и слухового внимания;

устойчивости внимания, увеличению объёма внимания;

- развивать умение осуществлять самоконтроль по ходу деятельности и  после выполнения работ ;

- формировать умение соотносить реальное пространство с планом, ориентироваться в плане класса; -совершенствовать  понимание и выполнение устных и письменных инструкций;

-   совершенствовать умение  проводить сравнение, устанавливать сходство и различие между объектами, выделять существенные признаки сравниваемых объектов;

-   способствовать  преодолению учебных трудностей.

  • Воспитательные:

воспитывать уверенность в себе, активность и самостоятельность при выполнении заданий.

Планируемые результаты:


Повышение уровня развития  навыков сосредоточения и устойчивости внимания,  навыков самоконтроля.

 

Метапредметные

Личностные

Регулятивные: соотносить реальное пространство с планом, ориентироваться в плане класса;понимать и выполнять устную и письменную инструкцию; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; начинать и заканчивать действие в нужный момент.

Познавательные: проводить сравнение объектов, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения, аргументировать ответ.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Методы обучения

словесный, наглядный, практический; репродуктивный, продуктивный.

Форма организации деятельности

индивидуальное занятие

Место проведения

учебный кабинет

Время занятия

20 минут

Педагогические технологии (элементы)

  • технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – игровые технологии;
  • личностно – ориентированное взаимодействие ученика и учителя-дефектолога;
  • технология активной сенсорной среды;
  • здоровьесберегающие технологии;
  •  ИКТ;

Ресурсы:

  • ФГОС начального общего образования, утверждённый приказом Минобразования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г  № 3373;  Планируемые результаты начального общего образования;
  • Программа дефектологического сопровождения обучающихся с НОДА в условиях образовательной школы
  • Индивидуальная программа дефектологического сопровождения обучающегося
  • технологическая карта  урока.

Оборудование:

Для учителя-дефектолога:

  • Ноутбук – 1 шт.
  • интерактивная доска – 1 шт.
  • проектор – 1 шт.
  • флакон с корицей – 1шт.
  • флакон с эфирным маслом сладкого апельсина- 1 шт.
  • Интерактивный тренажёр для развития внимания

Для ученика:

  • План- Маршрутный лист
  • Картинки для сравнения
  •  Геометрические тела: шар, куб, конус, цилиндр, полусфера.
  • Лист в клетку
  • Магниты для доски

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Деятельность учителя - дефектолога

Деятельность обучающегося

1.

Организационный момент

Цель: проверить  готовность ребёнка к  работе,  организовать включение учащегося в процесс  занятия.

(0,5 мин)

Учитель –дефектолог организует  начало занятия.

Проверка готовности к занятию.

Проверка порядка на парте.

2.

Сообщение темы и постановка цели занятия

Цель: организовать принятие и сохранение в памяти цели занятия.

(0,5 мин)

Учитель-дефектолог  сообщает ученику о цели   занятия: -  Мы будем развивать внимание и самоконтроль,  умение правильно понимать инструкции и точно их выполнять.

Учитель –дефектолог выдает план –«Маршрутный лист»   на занятие.

Слушает учителя – дефектолога, рассматривает план «Маршрутный лист»

3.

Работа по теме занятия

 Упражнение 1 (1 мин)

 Упражнение 1. «Узнай аромат». 

Учитель-дефектолог даёт ученику инструкцию:

- Закрой глаза и угадай аромат.

Ученику подносит к носу флакон с корицей (запах корицы способствует улучшению работы мозга, улучшает моторику, зрение , память и внимание), затем флакон с эфирным маслом апельсина  ( аромат стимулирует выработку энергии).

Выполняет устные и письменные  инструкции.

Ученик вдыхает аромат и  называет предмет (корица или апельсин)

Делает отметку о выполнении задания в «Маршрутном  листе»

Упражнение 2. (2 мин.)

Упражнение 2. «Чего не хватает?»  (Учить акцентировать внимание на нескольких объектах одновременно)

Учитель-дефектолог предлогает  в течение 0,5 минут рассмотреть предъявленные предметы, затем попросить ученика отвернуться и в это время убрать один  из предметов, после этого дается инструкция повернуться и сказать, какого предмета не хватает.

Выполняет устные и письменные  инструкции.

Называет, какого предмета не хватает.

Делает отметку о выполнении задания в «Маршрутном  листе»

Упражнение 3. (1 мин.)

 Упражнение 3. «Найди 5 отличий» (развитие произвольного внимания и переключения внимания)

Выполняет устные   инструкции, находит отличия в двух картинках.

Делает отметку о выполнении задания в «Маршрутном  листе»

Упражнение 4. (3 мин.)

Упражнение 4. «Нарисуй по клеточкам» (способствует  формированию внимания, произвольности, навыков самоконтроля)

Выполняет устные и письменные  инструкции, рисует по клеточкам под диктовку учителя-дефектолога.

Делает отметку о выполнении задания в «Маршрутном  листе»

Упражнение 5.  (2 мин.)

Упражнение 5 . Муха.

(Развитие устойчивости, целенаправленности и концентрации внимания. ). Инструкция.

 (Проводится в парах- с другим учеником или с учителем дефектологом ). Для игры используется рисунок с расчерченным девятиклеточным полем 3х3 ( затем усложняем , берем 4х4) и небольшая фишка, которая выполняет роль «дрессированной мухи». Перемещение мухи происходит «вверх; вниз; вперёд; влево». «Муха выполняет эти команды, перемещаясь на одну клетку в соответствующем направлении. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля.

        Вы должны следить за перемещением «мухи». Один из вас будет перемещать «муху» на реальном поле, а другой – на воображаемом, которое участник представляет перед собой. После 4-5 и более шагов ведущий даёт команду «Стоп», а его напарник должен сказать, в каком месте находится «муха». После трёх удачных ответов роли ведущего и исполнителя можно менять.

Выполняет   задание. Следит за воображаемой мухой,  определяет местоположение мухи.

Делает отметку о выполнении задания в «Маршрутном  листе»

Динамическая пауза

Цель: осуществлять профилактику зрительного и мышечного переутомления.

Упражнение 6. ( 2 мин.)

 Упражнение 6.  «Кулак—ребро—ладонь».

Детям показываются три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Дети выполняют пробу вместе с ведущим, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.

При усвоении программы или при затруднениях в выполнении ведущий предлагает детям помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»),произносимыми вслух или про себя.hello_html_47532ed3.png

Выполняет устные  инструкции.

 Выполняет действия  сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.

Делает отметку о выполнении задания в «Маршрутном  листе»

Упражнение 7.   (6,5 мин)

Упражнение 7.   Учитель-дефектолог включает на интерактивной доске  интерактивный  тренажер на развитие внимания с письменными и устными инструкциями.

Выполняет   задание (работает с письменными и устными инструкциями), рассуждает, аргументирует  свой ответ.

Делает отметку о выполнении задания в «Маршрутном  листе»

4.

Подведение итогов занятия

(1 мин)

Цель: подвести итог занятия, проанализировать работу учащегося на занятии.

- Подведём итог нашего занятия.

- Какое задание вызвало у тебя трудности?

- Какое задание тебе понравилось больше всего?

Оценивает  деятельность учащегося на занятии:

- Ты – молодец, справился сегодня со всеми заданиями.

Самооценка  учащимся  своей   деятельности  по  «Маршрутному листу»

5.

Рефлексия

(0, 5 мин)

Цель: рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Предлагает поделиться своими впечатлениями от занятия

Высказывает впечатление от занятия.

Приложение

ПЛАН   «Маршрутный лист»

Интерактивная  доска.    Упражнение 7.   

Проход  между партами.

Упражнение 6.

 «Кулак—ребро-ладонь».

_______

Упражнение 4.  

 «Нарисуй по клеточкам»

_______

Упражнение 5 . Муха.

Сядь  спиной к учителю.

_______

Упражнение 3.

 «Найди 5 отличий»_______

Упражнение 1.

  «Узнай аромат». ______

Упражнение 2. 

«Чего не хватает?»  _____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по ФРС и ПСУР во 2 классе

Разработка урока (технологическая карта) по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе...

Методическая разработка. Технологическая карта индивидуального дефектологического занятия.

Методическая разработка.Технологическая карта индивидуального дефектологического занятия по теме:"Развитие  и  коррекция  словесно-логического  мышления"....

Технологическая карта индивидуального развивающего занятия с обучающимся с ОВЗ 3 класса, педагога-психолога МБОУ «Баскаковская средняя школа», Полищук Ольги Константиновны.

Аннотация.  Работа проводится с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, который имеет рекомендацию обучаться по адаптированной основной образовательной программе начального общего обр...

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [л] в слогах и словах"....

Технологическая карта индивидуального дефектологического занятия с обучающимся, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата

В технологической карте представлен конспект индивидуального занятия для ребенка с ЗПР. Тема занятия "Геометрические фигуры"....

Методическая разработка. Технологическая карта индивидуального дефектологического занятия

Методическая разработка индивидуального  занятия с учащимся с РАС и легкой умственной отсталостью.Технологическая карта индивидуального дефектологического занятия по теме: "Введение внутриур...

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ш] в открытых слогах"

Тема занятия: Автоматизация звука [ш] в открытых слогахВозраст ребенка, логопедическое заключение: 8 лет, системное недоразвитие речи легкой степени.Цель занятия: Автоматизация звука [ш] в открыт...