Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по ФРС и ПСУР во 2 классе
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему
Разработка урока (технологическая карта) по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol._karta_individ._korr._zanyatiya_po_frs_i_psur_vo_2_klasse.docx | 41.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по ФРС и ПСУР
Составлена Беляковой И.А., учителем ГКОУ СО «ЕШИ№13», г. Екатеринбург
Предмет Тема /Класс УМК | Методы | Тип, вид урока | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | Система средств | ||
Личностные | Метапредметные | Коррекционные | |||||
Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи «Звуки [р], [р‘]. Слитность речи. Восприятие текста «Зимние забавы» 2 класс Пфафенродт А.Н., Кочанова М.Е. Произношение 2 класс М., 2007 | Вербальный Репродуктивный Аналитико-синтетический метод Объяснительно- Иллюстративный Практический | Тип: Закрепление знаний и формирование навыков. Вид: Слухоречевая тренировка |
Осознание необходимости использования речевого слуха Принятие культуры речевого общения на слухозрительной основе. Понимание и принятие основных моральных норм поведения через выстраивание диалогов. | Научится: Познавательные: *воспринимать фразы уроков на слух *понимать информацию, содержащуюся в предъявляемом предложении, диалоге, вопросе; *слитно произносить фразу из 8-10 слов; *ориентироваться в своих знаниях (определять границы знания/незнания); *слушать, удерживать в памяти слова и воспроизводить их по заданной инструкции; *понимать смысл незнакомых слов из знакомого контекста; Регулятивные: *принимать и удерживать учебную задачу; *контролировать и оценивать результат своих действий; *употреблять в устной речи орфоэпические нормы; на письме – правило написания словарных слов *совершенствовать произносительные навыки и ритмико-интонационную сторону речи. Коммуникативные: *сотрудничать в практической речевой деятельности со взрослым; *мотивировать себя к общению устной речью; *накапливать объём словарного запаса. *вступать в диалог в соответствии с речевой ситуацией. Получит возможность научиться: Познавательные: *анализировать содержание воспринимаемой на слух фразы; *воспринимать на слух речевой материал близкий по фонематическим характеристикам; *осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные: *слушать и анализировать собственную речь; *преодолевать препятствия в ситуации мотивационного конфликта игровой и учебной деятельности; *использовать речь для регуляции своего поведения. коммуникативные: - составлять и использовать элементарное диалогическое высказывание | * тренировать речевую память через наращивание ряда слов. * тренировать слуховое внимание * преодолевать дизартрические нарушения в процессе работы над произношением. | - восприятие слов, фраз, относящихся к общеобразовательным урокам; - восприятие шепотной речи; - работа с раздаточно-демонстрационным материалом;
- работа со словарём, с учебником; -восприятие текста - ответы на вопросы | Экран Схема анализа звука. предметные и сюжетные картинки; таблички схемы предложений |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Задания | Планируемые результаты | Коррекционная работа | ||
1. Организационно-мотивационный этап | Подготавливает учащегося к уроку в процессе индивидуальной работы на основе использования языковых средств. Определяет готовность ребенка к слуховой работе. | Слушает, вступает в диалог. Отвечает на вопросы.
| - Здравствуй! - У тебя работают аппараты? - Ты меня хорошо слышишь? - Послушай, что мы сегодня будем делать на уроке. - Сегодня на уроке сначала будем писать словарный диктант, потом будем работать со звуками, затем будем слушать рассказ и отвечать на вопросы. - Составь план урока и расскажи, что будем делать на уроке? - Что будем делать сначала? | Л: принимает нормы доброжелательного отношения к учителю П: слушает, удерживает в памяти элементарный план урока и воспроизводит его по заданной инструкции; Р: понимает и принимает план предстоящей работы К: осознает необходимость внимательно слушать речь взрослого и вступать в элементарный диалог. | Развитие слухового восприятия Развитие объема слуховой памяти. | ||
2. Словарный диктант. Определение темы урока | Диктует словарные слова Помогает ученику определить тему урока. Просит по памяти определить первую букву в слове | Актуализирует знания, полученные на уроках русского языка - пишет словарные слова под диктовку, проверяет правильность их написания, оценивает себя Определяет первую букву в словах | - Правильно. Сначала мы напишем словарный диктант. Он поможет определить звуки, с которыми будем сегодня работать. Россия, русский, работа, ребята - Проверь, правильно ли ты написала слова. - Что мы сейчас делали? (писали диктант) - Что будем делать дальше? (работать со звуками) - Какая буква во всех этих словах стоит в начале слова? | Л: осознает необходимость использования речевого слуха для понимания обращенной речи П: анализирует воспринимаемую информацию, делает выводы Р: принимает задачу, запоминает содержание, анализирует, подключает слуховую догадку, оценивает качество выполнения К: слушает и понимает речь взрослого; вступает в мини-диалог в соответствии с речевой ситуацией. | Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Развитие слуховой памяти | ||
3. Анализ звука и буквы | Задает вопросы. Помогает определить лишнее слово, задавая наводящие вопросы, если ребенок не смог сделать это самостоятельно | Отвечает на вопросы Дает характеристику звука. Определяет лишнее слово, на основе звукового анализа слов | - Какие два звука обозначает буква «Р»? - Сегодня на уроке работаем с этими звуками, следим за ними - Дай характеристику звуков. - Подумай, какое слово тут лишнее? Почему? (подсказка – обрати внимание на звук р в этих словах) - В каких из этих слов звук «Р» твердый, а в каких мягкий? | Л: осознает необходимость анализа речи на основе речевого слуха П: анализирует воспринимаемую информацию, делает выводы; использует знаково-символические модели при анализе звуков и букв Р: осуществляет действие контроля, использует волевую саморегуляцию К: вступает в мини-диалог в соответствии с заданной речевой ситуацией. | Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Развитие логического мышления при определении лишнего слова | ||
4. Автом. звуков Р и Рь в различных позициях в слогах, словах и предложениях | Предлагает повторить на слух слоги и слова со звуками «Р» и «Рь» Предлагает прочитать слова со звуками, определить, в каких словах звук «р» твердый, а в каких «рь» мягкий. | Повторяет за учителем на слух слоги и слова Читает слова, определяет твердый или мягкий звук в слове Составляет предложение по опорным словам |
Ра-ра-ра – гора Ре-ре-ре – во дворе Ор-ор-ор – двор 2. Прочитай слова Ребята горка двор решили построить - Назови только те слова, где звук «Р» твердый. - Назови только те слова, где звук «Рь» мягкий 3. Составь из этих слов предложение, измени форму слова, если надо Ребята решили построить во дворе горку. - Посмотри план урока и скажи, что мы сейчас делали? (работали со звуками) - Что будем делать? | Л: адекватно оценивает свои произносительные возможности. П: анализирует речевой материал, делает выводы Р: принимает и сохраняет учебную задачу. Регулирует и корректирует, оценивает результаты деятельности. Осуществляет самоконтроль при работе звукопроизношением К: вступает в мини-диалог в соответствии с заданной речевой ситуацией. | Развитие фонематического слуха Развитие звукового анализа Развитие логического мышления при работе с деформированным предложением | ||
5. Развитие фонематического восприятия. Работа с текстом | Учитель произносит предложения за экраном, оказывает помощь слухо-зрительно. Развивает умение воспринимать поток речевой информации (текст в целом). Развивает умение воспринимать на слух, анализировать, удерживать в памяти и воспроизводить предложения различных конструкций. Развивает умение отвечать на вопросы по содержанию текста. | Воспринимает на слух текст в целом. Отвечает на общие вопросы. Воспринимает текст по предложениям по порядку. Отвечает на вопросы по содержанию текста. | - Сейчас будем слушать. 1. Первичное целостное восприятие текста - Послушай рассказ и скажи, о ком этот рассказ? И о чем этот рассказ? Зимние забавы. Ребята решили построить во дворе снежную горку. Одни ребята носили снег лопатами. Другие ребята возили снег на санках. Насыпали высокую горку. Потом горку полили водой. Еще ребята убрали снег во дворе и сделали корт. Корт тоже залили водой. Ночью вода замерзла. Утром ребята взяли коньки, санки и побежали во двор. Весело ребятам зимой! - О ком этот рассказ? - Что делали ребята? 2. Восприятие текста по предложениям по порядку - Повторим этот рассказ по предложениям 3. Восприятие вопросов к тексту Вопросы:
| Л: осознает необходимость использования речевого слуха для понимания обращенной речи. Адекватно оценивает свои слуховые возможности П: анализирует воспринимаемую информацию, осуществляет синтез речевого материала Р: принимает задачу, запоминает содержание, анализирует, подключает слуховую догадку. К: вступает в мини-диалог в соответствии с заданной речевой ситуацией. | Развитие слухового опыта. Стимулирование устойчивого слухового внимания. Развитие слуховой памяти Развитие логического мышления при работе с вопросами | ||
6. Подведение итогов. | Делает выводы по изучаемому материалу, помогает провести самоанализ и самооценку средствами языка в процессе диалогового общения. Характеризует работу учащегося. | Отвечает на вопросы. Даёт оценку своей работе | - Что делали на уроке? - Как ты сегодня говорила? - Тебе понравилось заниматься? - Тебе было трудно? | Л: адекватно оценивает свои достижения П: воспроизводит элементарный план урока Р: осуществляет действие контроля, использует волевую саморегуляцию.. К: выполняет отчет о проделанной работе. Вступает в диалог в соответствии с речевой ситуацией | Коррекция и развитие слухового восприятия |
1. Орг.момент
- Здравствуй!
- У тебя работают аппараты?
- Ты меня хорошо слышишь?
- Послушай, что мы сегодня будем делать на уроке.
- Сегодня на уроке сначала будем писать словарный диктант, потом будем работать со звуками, затем будем слушать рассказ и отвечать на вопросы.
- Составь план урока и расскажи, что будем делать на уроке?
- Что будем делать сначала?
2. Словарный диктант. Определение темы урока
- Правильно. Сначала мы напишем словарный диктант. Он поможет определить звуки, с которыми будем сегодня работать.
Россия, русский, работа, ребята
- Проверь, правильно ли ты написала слова.
- Что мы сейчас делали? (писали диктант)
- Что будем делать дальше? (работать со звуками)
- Какая буква во всех этих словах стоит в начале слова?
3. Анализ звука и буквы
- Какие два звука обозначает буква «Р»?
- Сегодня на уроке работаем с этими звуками, следим за ними
- Дай характеристику звуков.
- Подумай, какое слово тут лишнее? Почему? (подсказка – обрати внимание на звук р в этих словах)
- В каких из этих слов звук «Р» твердый, а в каких мягкий?
4. Автоматизация звуков Р и Рь в различных позициях в слогах, словах и предложениях
1. Повтори слоги (на слух)
Ра-ра-ра – гора
Ре-ре-ре – во дворе
Ор-ор-ор – двор
2. Прочитай слова
Ребята горка двор решили построить
- Назови только те слова, где звук «Р» твердый.
- Назови только те слова, где звук «Рь» мягкий
3. Составь из этих слов предложение, измени форму слова, если надо
Ребята решили построить во дворе горку.
- Посмотри план урока и скажи, что мы сейчас делали? (работали со звуками)
- Что будем делать?
5. Развитие фонематического восприятия. Работа с текстом
- Сейчас будем слушать.
- Первичное целостное восприятие текста
- Послушай рассказ и скажи, о ком этот рассказ? И о чем этот рассказ?
Зимние забавы.
Ребята решили построить во дворе снежную горку. Одни ребята носили снег лопатами. Другие ребята возили снег на санках. Насыпали высокую горку. Потом горку полили водой. Еще ребята убрали снег во дворе и сделали корт. Корт тоже залили водой. Ночью вода замерзла. Утром ребята взяли коньки, санки и побежали во двор. Весело ребятам зимой!
- О ком этот рассказ?
- Что делали ребята?
2. Восприятие текста по предложениям по порядку
- Повторим этот рассказ по предложениям
3. Восприятие вопросов к тексту
Вопросы:
1. Что ребята решили построить во дворе?
2. Расскажи, как они строили горку.
3. Что еще ребята сделали во дворе?
4. Что произошло ночью?
5. Что ребята сделали утром?
6. Почему ребятам зимой весело?
6. Подведение итогов.
- Что делали на уроке?
- Как ты сегодня говорила?
- Тебе сегодня было интересно?
- Тебе было трудно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Развитие свойств мышления, через выявление последовательности по серии картин".
Предмет: Развитие психических процессов. Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. Класс 1 Тема занятия: Выявление последовательности по серии картин. Этап: развитие свойств мышления...
Методическая разработка. Технологическая карта индивидуального дефектологического занятия.
Методическая разработка.Технологическая карта индивидуального дефектологического занятия по теме:"Развитие и коррекция словесно-логического мышления"....
Технологическая карта индивидуального дефектологического занятия.
Технологическая карта индивидуального дефектологического занятия по теме:Развитие и коррекция произвольного внимания и самоконтроля....
Технологическая карта индивидуального развивающего занятия с обучающимся с ОВЗ 3 класса, педагога-психолога МБОУ «Баскаковская средняя школа», Полищук Ольги Константиновны.
Аннотация. Работа проводится с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, который имеет рекомендацию обучаться по адаптированной основной образовательной программе начального общего обр...
Коррекционный курс "Индивидуальные коррекционные занятия по русскому языку" 1-4 класс (вариант 6.1)
Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия», реализуется в 1-4 классах в рамках внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающее направление&ra...
Коррекционный курс "Индивидуальные коррекционные занятия по русскому языку" 1-5 класс (вариант 6.2)
Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия», реализуется в 1-5 классах в рамках внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающее направление&ra...
Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
Дифференциация звуков [С] - [Ц] ; восприятие текста по теме "Родная природа" ("На лесной полянке")....