Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности" для 3 класса
календарно-тематическое планирование (3 класс)
пояснительная записка и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для учеников 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_gramotnosti.docx | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Путь к грамотности»
(общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности)
Название кружка: «Путь к грамотности»
Класс: 3
Программа: Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 3 класс / Сост. О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк. – М.: ВАКО, 2015. – 32 с. – (Рабочие программы).
Методические пособия: Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 96 с.
Количество часов: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения данного курса в третьем классе учащиеся получат возможность формирования:
в сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметным результатом изучения курса в 3 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
в сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знако-во-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта: разнообразие задач по содержанию и по сложности.
Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, предлагаются дидактические приемы, веселые мини-тесты, различные языковые задачки, познавательные игры и т.д.
В структуру занятий данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи: повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия для тренировочных упражнений.
Важной особенностью курса стала методика, получившая название «школа эйдетики». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника. Как показала практика, приемы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения развивают образную память и мышление. Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно.
В 3 классе вводится обучение азам программы Microsoft Word. Компьютер становится электронным помощником при разработке проектов, приближает младшего школьника к реалиям современной жизни. Программа Microsoft Office PowerPoint позволяет создавать интересные презентации.
После защиты проекта рекомендуется оценивать сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений учащихся. В ходе самоанализа происходит оценка учащимися своих поступков и переживаний. Для того чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини-тесты.
Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в этом курсе — русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.
Учебно-тематический план курса «Путь к грамотности»
Раздел «Части речи» (13 ч)
Тема 1. Проекты дают знания (1 ч)
Беседа о проектах. Этапы проекта в «Волшебной незабудке». Раздел русского языка - морфология. Эксперимент и лингвистическое исследование. Оценка и отметка. Игра «Крестики-нолики» в интеллектуальном тренинге: мета-граммы, шарады, хитрые вопросы, логогрифы, перевертыши, песенный марафон, анаграммы, ребусы, загадки.
Тема 2. Для чего нам словари? (1 ч)
Посещение библиотеки. Работа со словарями
Тема 3. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы и неологизмы (1 ч)
Разработка группового проекта. Самостоятельная работа по сбору информации к проекту. Интеллектуальный тренинг. Критерии оценки проектных работ.
Тема 4. Защита проекта по лексике (1 ч)
Защита индивидуальных и групповых проектов полексике. Презентация информационных и творческих продуктов. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Тема 5. Поиграем со звуками (1 ч)
Анализ информации. Исследование звучащей речи
Тема 6. Слабые и сильные позиции звуков (1 ч)
Фонетический анализ
Тема 7. Фонетические задачки (1 ч)
Презентация творческих продуктов
Тема 8. Защита проектов по фонетике (1 ч)
Темы проектов по морфологии
Тема 9. В гостях у частей речи (1 ч)
Методы исследования: анализ и синтез. Разработка коллективного проекта «Части речи». Самостоятельные и служебные части речи. Тематика проектов по морфологии. Мозговой штурм и мини-тест. Интеллектуальный тренинг.
Тема 10. Все, что существует (1 ч)
Распределение обязанностей в группе при работе над проектом. Карточка участника проекта. Разработка группового проекта «Паспорт имени существительного». Мозговой штурм: частотность части речи, постоянные и непостоянные признаки части речи. Интеллектуальный тренинг. Информационный и творческий продукт проекта.
Тема 11. Прилагательное (1 ч)
Разработка группового проекта «Паспорт имени прилагательного»: грамматические признаки, частотность части речи. Морфологическая задачка «Приключения Буратино». Интеллектуальный тренинг.
Тема 12. Глагол (1 ч)
Разработка группового проекта «Паспорт глагола»: грамматические признаки, частотность части речи. Мини-тест и интеллектуальный тренинг. Творческий продукт проекта: сказка-загадка «Жизнь сказочного героя».
Тема 13. Защита проектов по морфологии (1 ч)
Защита индивидуальных и групповых проектов по морфологии. Презентация информационных и творческих продуктов. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Раздел «Состав слова» (8 ч)
Тема 14. Из чего состоят слова? Зрим в корень! (1 ч)
Работа по толковому словарю. Самоанализ «После защиты проекта»: мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения. Раздел русского языка — морфемика, тематика проектов по морфемике. Проблемные вопросы, проблемная ситуация. Интеллектуальный тренинг. Наблюдение как метод исследования, его составляющие: описание, измерение, сравнение. Лингвистический анализ с помощью словарей: толкового, фразеологического, словообразовательного. Дедукция как метод познания. Игра «Родственные слова». Интеллектуальный тренинг.
Тема 15. Окончание и основа (1 ч)
Помощники в работе над проектом. Мини-тест, исследование с помощью методов сравнения и индукции. Работа с толковым и лингвистическим словарями. Омонимы, антонимы. Поисковик, интеллектуальный тренинг.
Тема 16. Приставки-труженицы (1 ч)
Индукция как метод познания. Исследование: неизменяемые, изменяемые и иноязычные приставки. Интеллектуальный тренинг.
Тема 17. Говорящие суффиксы (1 ч)
Электронный помощник в работе над проектом: компьютер, системный блок, монитор, клавиатура, мышка, звуковые колонки, принтер, сканер. Разработка коллективного проекта «Суффиксы частей речи» с помощью методов индукции и дедукции. Работа с толковым словарем. Роль суффиксов в определении части речи, мозговой штурм. Словообразующие и формообразующие суффиксы. Интеллектуальный тренинг.
Тема 18. Суффиксы существительных. Суффиксы прилагательных (1 ч)
Знакомство с программой Microsoft Word. Разработка группового проекта «Суффиксы существительных» в ходе симпозиума. Работа с толковым словарем. Исследование с помощью методов анализа и синтеза, морфемный разбор имен существительных, создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг.
Программа Microsoft Word, порядок работы. Разработка группового проекта «Суффиксы прилагательных» в ходе симпозиума. Работа с толковым словарем. Исследование с помощью методов анализа и синтеза, морфемный разбор имен прилагательных, создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг.
Тема 19. Суффиксы глаголов (1 ч)
Программа Microsoft Word, порядок работы. Разработка группового проекта «Суффиксы глаголов» в ходе симпозиума. Исследование с помощью методов анализа и синтеза, морфемный разбор глаголов, создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг.
Тема 20. Интерфикс и постфикс (1 ч)
Разработка мини-проекта «Интерфикс и постфикс». Работа с толковым словари. Мини-тест, поисковик, подготовка к защите проектов. План выступления на защите проекта (устный и письменный). Создание творческого продукта: пластический образ морфем. Интеллектуальный тренинг.
Тема 21. Слова замаскировались (1 ч)
Критерии оценки проектных работ. Предзащита проекта. Морфемный разбор слов в форме игры «Слова замаскировались».
Раздел «Правописание» (14 ч)
Тема 22. Где прячутся ошибки? (1 ч)
Самоанализ «После защиты проекта». Работа с толковым словарем. Тематика проектов по орфографии. Поиск информации в ходе игры «Я знаю орфограмму». Орфография, орфограммы, слабая и сильная позиции звуков, ассоциации. Интеллектуальный тренинг.
Тема 23. Самоинструкция (1 ч)
Работа с толковым словарем. Алгоритм — порядок действий. Разработка коллективного проекта «Алгоритм грамотности». Исследование разделов русского языка: фонетики, морфологии, морфемики, орфографии, графики — с помощью методов синтеза и анализа. Создание творческого продукта — опорного конспекта.
Тема 24. Орфограммы в стихах (1 ч)
Разработка группового проекта «Проверяемые орфограммы в стихах и песнях». Рифма, размер стиха, способ рифмовки. Исследование, создание творческого продукта, интеллектуальный тренинг.
Тема 25. Что нельзя проверить? (1 ч)
Разработка группового проекта «Непроверяемые орфограммы». Исследование с помощью методов индукции и дедукции. Работа в группах. Викторина, интеллектуальный тренинг. Создание информационного продукта.
Тема 26. Этимология (1 ч)
Этимология — раздел русского языка. Работа с толковым, этимологическим словарями и словарем иностранных слов. Способы объяснения и запоминания написания непроверяемых орфограмм. Поисковик, работа в группах. Создание творческого продукта — словарного лото «Календарь природы». Интеллектуальный тренинг.
Тема 27. Школа эйдетики (1 ч)
Игра в словарное лото «Календарь природы». Особенности школы эйдетики. Способ запоминания информации с помощью ассоциаций. Развитие образной памяти в играх «Ожившие цифры», «Лови мяч — дари ассоциацию», «Раз, два, три — замри!». От метода исследования — аналогия к созданию информационного продукта.
Тема 28. Образ слова (1 ч)
Работа с толковым словарем. Школа эйдетики, игры на развитие образной памяти «Пантомима», «Геометрические фигуры вокруг нас». Разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов». Обозначение слабой и сильной позиций звуков. Создание творческого продукта — тематического словаря слов с непроверяемыми написаниями.
Тема 29. Цепочки ассоциаций (1 ч)
Школа эйдетики, игры на развитие логического мышления и двигательной памяти «Цепочка слов», «Актер театра». Разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов», алгоритм работы. Работа с этимологическим словарем. Создание творческого продукта — тематического словаря слов с непроверяемыми написаниями.
Тема 30. Стоп! Перенос! (1 ч)
Школа эйдетики, игры на развитие слуховой и тактильной памяти «Разгадай звуки», «Что в мешочке?». Разработка коллективного проекта «Перенос слова». Правила переноса; слог, дефис, тире. Создание творческого продукта — песни. Интеллектуальный тренинг.
Тема 31. Предлоги и приставки (1 ч)
Школа эйдетики, игры на развитие образной памяти «Слова спрятались в одежде», «Живые буквы». Исследование общих и отличительных признаков у приставок и предлогов с помощью методов исследования: сравнения, индукции. Подготовка к защите проектов, план выступления (устный и письменный). Интеллектуальный тренинг.
Тема 32. Пишем раздельно (1 ч)
Школа эйдетики, игры на развитие двигательной и речевой памяти «Что вокруг нас?», «Всё сначала». Обобщение знаний и создание творческого продукта — танца в стиле «рэп». Предзащита групповых проектов. Критерии оценки проектной работы. Советы по выступлению.
Тема 33. Защита проектов по правописанию (1ч)
Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: сказок, песен, танцев, стихов, алгоритма грамотности. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.
Тема 34. Конкурс «Что написано пером, того не вырубишь топором» (1 ч)
Применение знаний на практике в ходе конкурсной программы. Обобщение материала по изученным разделам русского языка: лексике, фонетике, морфологии, морфемике, орфографии, графике. Подведение итогов работы над проектами.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | |
план | факт | ||
Части речи (13 ч) | |||
1 | Проекты дают знания | ||
2 | Для чего нам словари? | ||
3 | Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы и неологизмы | ||
4 | Защита проекта по лексике | ||
5 | Поиграем со звуками. | ||
6 | Слабые и сильные позиции звуков. | ||
7 | Фонетические задачки. | ||
8 | Защита проектов по фонетике | ||
9 | В гостях у частей речи | ||
10 | Все, что существует | ||
11 | Прилагательное | ||
12 | Глагол | ||
Состав слова (8 ч) | |||
13 | . | Защита проектов по морфологии | |
14 | Из чего состоят слова? Зрим в корень! | ||
15 | Окончание и основа | ||
16 | Приставки-труженицы | ||
17 | Говорящие суффиксы | ||
18 | Суффиксы существительных и прилагательных | ||
19 | Суффиксы глаголов | ||
20 | Интерфикс и постфикс | ||
21 | Слова замаскировались | ||
Правописание (14 ч) | |||
22 | Где прячутся ошибки? | ||
23 | Самоинструкция | ||
24 | Орфограммы в стихах | ||
25 | Что нельзя проверить? | ||
26 | Этимология | ||
27 | Школа эйдетики | ||
28 | Образ слова | ||
29 | Цепочки ассоциаций | ||
30 | Стоп! Перенос! | ||
31 | Предлоги и приставки | ||
32 | Пишем раздельно | ||
33 | Защита проектов по правописанию | ||
34 | Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"
Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе (Спортивно-оздоровительное направление)
"Расти здоровым!"...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»
Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»
Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...