Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников
методическая разработка (2 класс)
Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно. Одним из достоинств данной программы является то, что она имеет широкий адаптационный спектр в работе с учащимся разного возраста и уровня развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по организации игровых занятий,
повышающих
учебную мотивацию младших школьников
Автор: Судницына Е.А.
В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая мотивация, которая часто превалирует на занятиях в начальной школе, без особых затруднений перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.
Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно. Одним из достоинств данной программы является то, что она имеет широкий адаптационный спектр в работе с учащимся разного возраста и уровня развития. Наличие основного каркаса в программе позволяет ведущему наполнить занятия содержимым из заданий, отвечающих требованиям конкретной группы учащихся. Более того, ведущий, использующий данную программу, не ограничен временными и тематическими рамками. На свое усмотрение он может либо растягивать тему на несколько занятий, либо ужимать ее, а также включать в занятия дополнительные темы, в которых рассматриваются другие вопросы и развиваются другие способности .
Цель программы – формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Основной метод – метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Структура занятий:
- Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
- Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение).
- Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
- Самостоятельная оценка своих способностей ( что не получилось и почему).
Что касается развивающих упражнений, набор заданий определяется той профессией, с которой знакомятся учащиеся на данном занятии.
Например, при рассмотрении профессии архитектора уделяется внимание развитию способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно-образным, творческим мышлением. Профессия следователя требует развития способностей, связанных с концентрацией и распределением внимания, зрительной и вербальной памятью, умением слушать, логическим мышлением. Для профессии водителя необходимо развитие способностей, связанных с концентрацией, переключением и объемом внимания, зрительной и моторной памятью, глазомером, пространственно-образным мышлением и т.д.
Ведущий сам определяет необходимый набор профессий, которые ему наилучшим образом помогут развивать определенные способности учащихся.
В плане учителя занятия сгруппированы блоками по определенной тематике; например, первая тема: «Введение в мир профессий» содержит два занятия:
Занятие 1
Разминка
Задание на внимание (рис.1)
Рис.1
В одной из клеток находится какой-либо предмет. Ведущий говорит, как он двигается, а учащиеся должны следить глазами за его передвижением и в конце сказать, в какой клетке он остановился.
Дискуссия
Для чего нужно быть внимательным в школе?
( Вывод: чтобы хорошо учиться.)
Для чего нужно хорошо учиться?
( Вывод: чтобы стать грамотным, образованным человеком, чтобы в будущем обеспечить себе возможность заниматься интересным, любимым делом.)
Работа в тетрадях
Напишите все, что вы знаете о профессии своих родителей, чем они, по вашему мнению, занимаются на работе.
По окончании выполнения этого задания желающие могут зачитать то, что они написали и обсудить сходства и различия в занятиях родителей.
Игра « Азбука профессий»
Класс делится на три команды, и весь алфавит разбивается соответственно на три части. Команды должны за 5 минут записать у себя в тетрадях названия профессий на все выпавшие им буквы алфавита. Затем на предложенную ведущим букву сначала называет профессии команда, которой эта буква выпала. Если команда исчерпала свои возможности или не знает название профессии, то это право передается другим командам. За каждую названную профессию начисляется одно очко. В конце игры подсчитываются суммарные очки и объявляется победитель. Ведущий тоже может зарабатывать очки путем добавления названий профессий на все предлагаемые им буквы алфавита.
Домашнее задание
Побеседовать с родителями об их профессиях, подробнее узнать о том, чем они занимаются на работе.
Занятие 2.
Разминка « Зрительная память»
Ведущий показывает на отдельных карточках названия профессий. Учащиеся должны запомнить не только слова, но и и их написание. После предъявления всех слов они записывают их в тетрадях. Затем ведущий снова показывает слова, и учащиеся сверяют написанное с образцом.
Примерный перечень профессий: программист, натуралист, эквилибрист, каскадер, режиссер.
Далее следуют коллективные ответы на вопросы: « как можно объединить все эти слова? Кто знает, что означают эти профессии?»
Ведущий объясняет значение тех профессий, которые никто не смог описать.
Дискуссия
Что нового узнали о профессиях своих родителей?
У кого родители имеют одинаковую профессию?
Чьи родители продолжают профессию своих родителей?
У кого родители меняли свою профессию и что можете рассказать о каждой из них?
Если мама-домохозяйка, то в чем состоит ее работа?
Работа в тетрадях
Напишите, кем вы хотите стать в будущем, что вы знаете об этой профессии и почему именно эта профессия вам нравится.
По окончании задания желающие могут зачитать свои записи.
Вопросы
Кто хотел бы иметь такую же профессию?
Почему она вам нравится?
Что может привлекать в выбранных профессиях?
Игра « Профессии в школе»
Класс делится на три команды. Одна называет профессию, которая имеет отношение к школе ( учитель, психолог, завуч, повар, уборщица, завхоз и др.). Следующая команда дает ее описание и называет еще одну школьную профессию, чтобы ее описала третья команда, и так по кругу. Если команда не может выполнить задание, то шанс получают игроки следующей команды. Команды получают по одному очку за каждую профессию и за ее описание.
Далее ведущий для каждой команды дает описание профессии, представители которой сделали все, чтобы ребята могли учиться в этой школе (строители, маляры, электрики и др.). учащиеся должны назвать эту профессию. Задание передается следующей команде в том случае, если те, кому вопрос задан, не знают на него ответа или дают неверный ответ. Очки начисляются за каждый верный ответ.
Дискуссия
Предлагается подумать: людей каких профессий не хватает в школе?
Следует обосновать свое мнение.
Последующие темы связаны с изучением профессий архитектора, следователя, биолога, водителя, водолаза, каменщика, ткачихи, сварщика, почтальона, писателя, артиста, музыканта, инженера и других.
Разминки на развитие внимания, зрительной памяти, воображения, логического мышления, речи способствуют повышению интереса к учебно-познавательной деятельности учащихся, мотивируют их на активную учебную деятельность, гарантируют успешность обучения; игровая форма проведения занятий способствует повышению интереса к учебным занятиям, снижает напряжение, побуждает к поиску, совершенствованию полученных знаний.
Приведем содержание занятия по теме: « Профессия-писатель»:
Разминка « Внимание»
Учащимся предлагается посмотреть вокруг и найти все предметы, находящиеся в классе, которые начинаются на букву п (или найти все круглые, коричневые, все твердые и тому подобные предметы). Задание ограничено по времени.
Дискуссия
Ведущий. Профессия, о которой сегодня будет идти речь, всем знакома с раннего детства, и связана она с книгами. Сначала вам их читали родители, а потом вы стали это делать самостоятельно. Эта профессия называется писатель.
Расскажите, что вы знаете об этой профессии.
Устные ответы учащихся. Ведущий обобщает их в виде краткого описания.
Писатель создает словесные картины внешней и внутренней жизни человека, словесные образы. Он обогащает наше представление о мире, в котором мы живем. Благодаря ему мы можем безгранично много узнать и о нашем прошлом , и о нашем настоящем, и даже заглянуть в будущее.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему писателю? Зачем ему нужны математика, русский и иностранные языки, история, география, природоведение?
Какими способностями должен обладать писатель?
Выслушиваются ответы учащихся.
- Многие события, которые писатель описывает в своих произведениях, он берет из жизни благодаря внимательному наблюдению за ней. В его поле зрения попадает масса окружающих его деталей, которые для остальных людей могут остаться незамеченными.
Свою способность быть наблюдательными вы проверяли во время разминки.
Работа с подсобным материалом и в тетрадях
Ведущий. Что было бы, если бы писатель не научился грамотно писать?
Идет обсуждение.
- Если бы это случилось с Виктором Драгунским, то его рассказ « Тайное становится явным» выглядел бы как следующий отрывок:
« А я астался с кашей наедене. Я пашлепал ее лошкой. Потом пасалил. Папрбава – ну нивазможноесть. Тогда я падумалчтоможет быть сахору ни хвотаит? Пасыпл писку, папробыва.. Ищ хужи стала. Я нелюблю кашу, яже гаварю».
Перепишите этот отрывок к себе в тетрадь, исправив все имеющиеся в нем ошибки. Затем поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте друг друга.
Игра « Словесная баталия»
Ведущий. Как вы думаете, интересно ли беседовать с человеком, который в разговоре употребляет не более 10 слов? А если он знает 20, 50,100 слов? А сколько вообще слов в русском языке?
Словари, описывающие значение каждого слова, могут насчитывать несколько десятков тысяч слов. Количество слов, которое использует человек в своем общении, называется словарным запасом. Посмотрите в окно и попытайтесь описать то. что вы видите. Подчеркните в своем тексте слова. Которые вы использовали несколько раз. Чем меньше вы насчитаете этих слов, тем богаче ваш словарный запас.
Как вы думаете, какой словарный запас должен быть у писателя? Для того, чтобы он мог интересно и полно излагать свои мысли. В его багаже должно быть не менее 2000 слов. А теперь попробуем еще раз проверить ваш словарный запас.
- Напишите как можно больше слов, начинающихся на ге… ( оканчивающихся на …ква.)
- Напишите слова ( как можно длиннее) на каждую букву слова спутник.
- Составьте несколько предложений, где каждое слово начинается на одну из четырех букв: З, И, К, Ч.
Для выполнения каждого задания класс можно разбить на команды. Очки начисляются или по количеству написанных слов, или по суммарному количеству букв в словах.
Работа в тетрадях
Ведущий. Вы, наверное, слышали о том, что русский язык очень богат. Что означает это выражение? Одним из доказательств богатства русского языка является наличие синонимов, то есть слов, похожих по смыслу, но разных по звучанию и написанию. Например, попробуйте найти синонимы к слову красивый. (прекрасный, великолепный, восхитительный и т. д.). В работе писателя очень важно умение употреблять синонимы: любую фразу можно сказать другими словами, сохраняя смысл. Попробуйте и вы написать следующие предложения по-другому, не повторив ни одного слова и не меняя смысла:
Муха села на варенье.
На столе стоит стакан.
Бьют часы двенадцать раз.
Воробей влетел в окно.
Стояла очень жаркая погода.
По окончании выполнения задания учащиеся зачитывают свои варианты.
Обсуждение результатов
Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызвали трудности и почему?
Домашнее задание
Узнать подробное о профессии писателя из других источников информации ( родители, знакомые, книги, журналы, телепередачи)
Интерес – синоним учебной мотивации (И. Герберт). Важность создания условий возникновения интереса к учению и формирование самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе системного анализа были сформулированы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика. Согласно данным этого анализа, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности. Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к обучению, развития мотивов учения – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности, создание проблемных ситуаций, применение игровых приемов, живое, эмоциональное слово учителя.
Литература
- Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников //Еженедельное объединение педагогических изданий « Первое сентября. Начальная школа» - вып.2, 2007
- Наенко Н.И. Психологическая напряженность. – М., 1996
- Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. – Волгоград 1997
- Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников., М.,1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников
В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...
Методические рекомендациипо организации деятельности ПМПк ОУ
Данное пособие разработано для специалистов (психологов, логопедов, учителей) школьных психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, в нем даются образцы заполнения необходим...
Использование игровых ситуаций и оценочной деятельности на уроках как факторы, влияющие на мотивацию младших школьников
Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной а...
Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.
Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность использования нетрадиционных форм проведени я урока с целью повышения учебной мотивации в начальной школе....
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования игровых приёмов для формирования положительной мотивации младших школьников. Представлены подходы классификаций игровых приёмов и опыт их ...
"Использование игровых технологий для повышения учебной мотивации младших школьников на уроках"
Данную методическую разработку «Стимулирование учебной мотивации на уроках путем применения игровых технологий» могут применять учителя начальных классов на своих уроках (внеурочных заняти...