Использование игровых ситуаций и оценочной деятельности на уроках как факторы, влияющие на мотивацию младших школьников
статья по теме

Качановская Наталия Николаевна

 

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. В статье предлагается вниманию классификация игр по сущностной основе, виды обучающих игр , применяемых на уроках. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых ситуаций и оценочной деятельности
на уроках как факторы, влияющие на мотивацию младших школьников

                                                   Учитель начальных классов

                                                                Н.Н. Качановская

                                                        

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира.

         А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”.

 Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности.

 Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.

Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

  • игры с правилами;
  • ролевые игры;
  • комплексные игровые системы (КВН);
  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры.

При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на:

  • групповые;
  • индивидуальные;
  • диалоговые (парные);
  • массовые.

Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, необычной, познавательной и запоминающейся.
В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество.

Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложено познавательная задача. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.  В процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности,  пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников.

Виды обучающих игр, применяемых на уроках:

  • Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).
  • Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность.
  • Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам.
  • Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст.
  • Игровое проектирование может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы.

Использование разнообразных игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра – незаменимый в этом помощник. Опыт показывает, что если игру использовать в обучении осознанно, опираясь на научное понимание социальных и психологических закономерностей жизни и развития ребенка, исходя из представлений о месте игры в процессе школьного обучения и о механизме воздействия игры на протяжении этого процесса, вот тогда игра оказывает на формирование ребенка положительное влияние.

        В заключение рассмотрим вопрос о роли оценки в становлении мотивации учения. Необходимость особого рассмотрения этого вопроса вызвана тем, что, с одной стороны, оценка, работы ученика играет, несомненно, огромную мотивирующую роль в его деятельности, а с другой--проблема оценки, пожалуй, в настоящее время наиболее дискуссионна. Формы ее выражения, т. е. отметки, которые до сих пор распространены в школе (балльная система отметок), унаследованы от весьма далеких времен и порой не соответствуют сегодняшним задачам школы и условиям ее работы.

Мы уже отмечали, что с психологической точки зрения важна нелюбая мотивация учебной работы учащихся, а такая, которая основана главным образом на познавательной потребности и интересе учащихся, на признаваемой ими результативно-процессуальной ценности этой деятельности. Между тем, когда учителя с момента появления ребенка в школе постоянно и весьма часто пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе, то тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса, на оценку деятельности, т. е. на что-то внешнее по отношению к этой деятельности. Отметка в этом случае приобретает в глазах школьника самодовлеющую ценность и заслоняет подлинную ценность его деятельности.

Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная главным образом на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной, отметка зачастую становится неадекватной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность. Вот почему в последние годы педагоги, методисты, психологи и сами учителя усиленно ищут новые формы оценки учебной работы учащихся (безотметочные формы работы в начальных школах, тематические формы учета и оценки и др.).

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе их не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет. Такой анализ надо где-то фиксировать. При тематической форме учета и оценки работы учащихся это легко сделать.

Для того чтобы развить у учащихся умения самооценки и самоконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, задания на рефлексию (анализ) своей деятельности. Как показывают многолетние эксперименты, все это формирует у учащихся правильное и разумное отношение к отметке, как к важной, но, конечно, не самой существенной ценности в работе.

Т.о. отношение учащихся к учению сформированность позитивной учебной мотивации  зависит от характера педагогического процесса, от стиля общения между учителем и учащимися, от способов организации учебного материала и учебно-познавательной деятельности школьников, от системы оценивания результатов учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность использования нетрадиционных форм проведени я урока с целью повышения учебной мотивации в начальной школе....

Статья "Использование игровых ситуаций на уроках как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе"

В данной статье рассказывается о игровых ситуациях, влияющих на мотивацию учащихся в начальной школе...

Использование игровых технологий в малокомплектной школе как средство развития интереса к учению у младших школьников. Презентация

Использование игровых технологий в малокомплектной школе как средство развития интереса к учению у младших школьников. Презентация...

«Использование игровых ситуаций на уроках как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе»

laquo;Использование игровых ситуаций на уроках как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе»...

"Использование игровых технологий для повышения учебной мотивации младших школьников на уроках"

Данную методическую разработку «Стимулирование учебной мотивации на уроках путем применения игровых технологий» могут применять учителя начальных классов на своих уроках (внеурочных заняти...