ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Мижуй Алина Олеговна

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования игровых приёмов для формирования положительной мотивации младших школьников. Представлены подходы классификаций игровых приёмов и опыт их использования в практической деятельности.

Ключевые слова: мотив, мотивация, положительная мотивация, приём обучения, учебная мотивация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mizhuy_ao_-_statya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Мижуй Алина Олеговна

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования игровых приёмов для формирования положительной мотивации младших школьников. Представлены подходы классификаций игровых приёмов и опыт их использования в практической деятельности.

Ключевые слова: мотив, мотивация, положительная мотивация, приём обучения, учебная мотивация.

К. Д. Ушинский среди задач начальной ступени обучения видел назначение начальной школы в том, чтобы "приохотить" ребёнка к учению. Эта точка зрения Ушинского актуальна на современном этапе развития начальной школы.

По мнению О. В. Будановой, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребёнка являются целями образования в современной начальной школе. Достижение этих целей невозможно без формирования положительной мотивации младших школьников.

Реализация требований ФГОС НОО позволяет воспитать личность, заинтересованную в обучении. Но формирование познавательной активности младших школьников не может осуществляться без положительной мотивации. Например, когда учитель ведёт урок монотонно и не использует новые разнообразные формы организации при проведении урока, то он допускает снижение мотивации у младших школьников. Тем более что в наше время дети приходят часто в школу не только за знаниями, а затем чтобы пообщаться с друзьями и поиграть вместе. Обучение больше никак не интересует и не интригует младших школьников. Решением представленной проблемы может стать использование игровых приёмов в образовательном процессе в начальной школе. С помощью игровых приёмов учитель сможет повысить уровень мотивации у младших школьников к процессу обучения, ведь игра имеет большое значение в обучении, воспитании и психическом развитии младших школьников. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игровые приёмы помогут учителю вовлекать младших школьников в процесс обучения, и ученик сможет получать новые знания в рамках игрового процесса. Как говорил Ш. А. Амонашвили: «Если мы забудем о том, что дети не могут расставаться со своей потребностью играть, то сделаем нашу методику не добрым путеводителем их в мир познания, а бездушной мачехой. На год раньше отобьём у них охоту учиться, станем искусственно задерживать их развитие» [1].

Раскроем понятия мотивация, положительная мотивация и мотив. И. А. Зимняя и Л. С. Выготский под мотивацией понимали совокупность мотивов и других факторов поведения: потребностей, стимулов и намерений [2, с. 133]. Следовательно, деятельность мотивирована до тех пор, пока она не достигла цели мотива. А мотивацией объясняется выбор между различными вариантами осуществления деятельности, для достижения цели мотива. Под мотивом Л. И. Божович понимала цель, ради которой осуществляется деятельность [2, с. 130]. Под положительной мотивацией В. Г. Асеев подразумевал мотивацию, основанную на правильных и положительных стимулах [3].

Для младшего школьного возраста одним из оптимальных вариантов поддержания и укрепления мотивации можно считать игру. В ходе практики пробных уроков мы активно включали в работу игровые приёмы, которые были разработаны нами самостоятельно или переработаны. Приём обучения, по мнению Г. М. Коджаспировой, это составная часть, деталь, элемент метода обучения [4]. Нами было выделено три основных отличия метода от приёма:

  1. Приём не имеет самостоятельной учебной задачи, а выполняет ту учебную задачу, что и метод, конкретизируя и дополняя её. То есть приём является вспомогательным средством метода, для более яркого и красочного применения метода. Например, метод – рассказ; приёмы – объяснение, демонстрация и беседа;
  2. Метод может включать в себя разные приёмы. Например, метод «рассказ» включает в себя приёмы «работа с учебником» и «иллюстрации»;
  3. Одинаковые приёмы могут применяться в самых различных методах. Например, приём «беседа» может использовать в методах «лекция», «объяснение» и «рассказах».

Так как нас интересуют возможности использования игровых приёмов для формирования положительной мотивации младших школьников, то мы сделали попытку дать определение этому понятию: игровой приём – это способ совместного развития сюжетно – игрового замысла учителем и учащимися, путём постановки учебно – игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие учащихся.

Учитель начальной школы должен иметь в своём арсенале описания и условия организации игровых приёмов для формирования положительной мотивации. В исследованиях Г. Г. Григорьевой игровые приёмы разделялись на две большие группы [5]: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр; сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. Первая группа включает в себя обыгрывание предмета, персонажа, введение элемента «путешествия» и использование различного оборудования. Вторая группа в себя включает различные виды проигрывания с распределением ролей и инсценировок. Приведём примеры используемых нами игровых приёмов:

  1. Приём «Использование различного оборудования»:
  1. Работу на интерактивной доске или панели учитель использует, как возможность выполнения заданий учащимися не только в тетрадях и на доске мелом, но и также на ИКТ – технологиях. Что в 21 веке является неотъемлемой частью жизни каждого;
  2. Планшет учитель может использовать на уроке для того, чтобы учащиеся на них прошли викторину по изученному на уроке;
  3. Лабораторный комплекс (лабдиск) и микроскоп учитель использует чаще всего на уроках окружающего мира, для проведения практической и наглядной деятельности учащихся в ходе изучения нового или закрепления материала на уроке.
  1. Приём «Обыгрывание предмета»:
  1. Коробка чёрного цвета обыгрывается как «чёрный ящик» в применении телевизионной игры «Поле чудес» на уроке с учащимися;
  2. Просто коробка может обыгрываться на уроках в качестве сундука с сокровищами, который учащиеся должны найти в ходе выполнения заданий в своём «путешествии»;
  3. Коробка, большая или маленькая, может обыгрываться на уроке в качестве «копилки», которую надо заполнить решёнными заданиями в ходе урока.
  1. Приём «Обыгрывание персонажа:
  1. В гости к учащимся пришёл Король из страны «Части речи», «Табличное умножение» и т. п., в зависимости от предмета и темы урока. Король пришёл к ребятам с просьбой, учащиеся на протяжении всего урока выполняют просьбу Короля, выполняя задания и встречая по пути других персонажей «Приставка», «Корень», в зависимости от предмета и темы урока;
  2. На урок пришла Гермиона Грейнджер, и она вместе с учителем зовёт ребят с собой в приключение за новыми знаниями. На протяжении всего урока, она вместе с учащимися проходит все испытания, в ходе приключения и помогает учащимся;
  3. «Ожившая» приставка, корень, капля, дерево и т.п., в зависимости от предмета и темы урока. Пришла она к учащимся в гости и предлагает ребятам узнать, кто же она такая. А также выполнить несколько заданий в процессе того, как учащиеся узнают, кто она такая;
  4. Семья Гены Барбоскина просит учащихся о помощи, у него во время исследования, разлетелось на детали его новое изобретение. И он просит учащихся помочь ему их собрать. В ходе поиска учащиеся встречаются со всеми членами семьи Барбоскиных и выполняют задания или получают новое знание или информацию.
  1. Приём «Элемент путешествия»:
  1. Учащимся в начале урока сообщается о том, что они отправятся в путешествие в мир математики, в страну «Табличное умножение» и в город «Умножение на 6», но названия мира, стран и города может меняться в зависимости от предмета и темы урока;
  2. Учащиеся отправляются в путешествие на остров «Местоимение». И учащимся нужно его изучить, но в процессе изучения они будут сталкиваться с различными заданиями и выполнять их, чтобы полностью изучить остров, на который они отправились;
  3. Учащимся предлагается ситуация, что они поехали в Египет смотреть пирамиды. И во время изучения пирамиды изнутри, они заблудились. Но чтобы выбраться из пирамиды, учащимся надо выполнять задания и открывать новые знания, новую информацию для себя.
  1. Приём «Распределение ролей»:
  1. Учащимся предлагается вжиться в роль человека какой – либо профессии. Изучить её и попробовать себя в ней. Проводится это на уроке, возможно в парах и группах. Учащиеся должны представить кратко профессию так, будто они являются её представителями. И привести примеры их работы и обязанностей;
  2. Учащимся предлагается представить себя учёными или профессорами. Им совместными усилиями нужно открыть новое знание и очень подробно его изучить. После чего предлагается проверить то, как они смогли проявить себя в качестве учёных или профессоров. Учащиеся выполняют задания на проверку изученного и в конце они получают награду за проделанную работу;
  3. Учащимся предлагается попробовать себя в роли писателей. Им нужно написать небольшое сочинение, рассказ, сказку, стихотворение. После чего происходит выступление, выставка и т. п. В конце предъявления работ происходит награждение учащихся за проделанную работу.
  1. Приём «Инсценировка»:
  1. Учащимся предлагается инсценировать представленные ситуации в парах или в группах. Например, инсценировать ситуации общения с пожилыми людьми, поведения за столом или в общественном месте. В зависимости от предмета и темы урока тематика может меняться. Учащиеся проигрывают ситуацию, после чего происходит совместное обсуждение;
  2. Учитель предлагает учащимся помощь в решении задачи на встречное движение с помощью наглядности. Для этого учитель предлагает инсценировать ситуацию из задачи и с помощью нескольких человек из класса, показывает то, что происходит в задаче и что нужно получить в ходе её решения. В зависимости от темы урока тематика задач может меняться;
  3. Учитель предлагает учащимся инсценировать сказку «Чудо – дерево». Для этого происходит распределение ролей, подготовка декораций и костюмов. После чего происходит инсценировка. Приготовления могут, происходить как на дому, так и в классе и может занимать довольно большой промежуток времени. Но в зависимости от того, инсценируется сказка или небольшое стихотворение, время на подготовку может уменьшиться.

Нами был сделан вывод о том, что игровые приёмы изменяют эмоциональное отношение младших школьников к учебной мотивации, снимают нервное напряжение, вносят в урок эмоциональность, облегчают восприятие, учат сотрудничеству и обеспечивают постоянную смену деятельности. Следовательно, если учитель будет использовать в своей работе игровые приёмы, то у учащихся будет происходить изменение эмоционального отношения к учебному процессу, и будет формироваться положительная мотивация.

Литература

  1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! / Ш. А. Амонашвили // Booksonlain [Электронный ресурс.] URL: ;page=69 (Дата обращения: )
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. - 3-е изд. пересмотренное. — М: Московский психолого-социальный институт, 2010 — 448 с.
  3. Структура мотивации // Studopedia [Электронный ресурс.] URL: (Дата обращения: )
  4. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для СПО / Г. М. Коджаспирова. - 4-е изд. перераб. и доп. — М: Юрайт, 2016 — 719 с.
  5. Игровые приёмы обучения детей // allbest [Электронный ресурс.] URL: (дата обращения: )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации младших школьников в области математики.

Формирование мотивации обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность в наше время  обусловлена обновлением содержани...

Описание опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»

Представление педагогического опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»...

Методические рекомендации для работы в начальной школе по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»

Методы и приемы работы по формированию положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений...

Использование технологических карт развития речи в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников

Одной из главных задач начальной школы является развитие связной речи обучающихся, так как речь человека - это показатель его интеллекта и культуры.Мой педагогический опыт показывает, что большинство ...