"Использование игровых технологий для повышения учебной мотивации младших школьников на уроках"
учебно-методический материал (1, 2, 3 класс)
Данную методическую разработку «Стимулирование учебной мотивации на уроках путем применения игровых технологий» могут применять учителя начальных классов на своих уроках (внеурочных занятиях) Дидактические игры можно широко использовать, как средство обучения, воспитания и развития учащихся. Игры формируют быстроту реакции, логическое мышление, смекалку, умение сопоставлять, делать выводы, запоминать. С помощью игровых приемов мною был разработан урок-путешествие по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Стимулирование учебной мотивации на уроках путем применения игровых технологий.
Каждый человек идет своим путём. Весь смысл в самой дороге, как по ней идти. Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У думающих людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Передо мной возникли вопросы: Какой путь должен пройти ребенок, чтобы стать успешным человеком? Можно ли заставить детей полюбить предмет? Успешность каждого ребенка зависит не только от его способностей, но и от мотивации. Если нет мотивации, то никакие большие способности не приведут ученика к успеху. Методическая идея: стимулирование учебной мотивации на уроках путем применения игровых технологий.
Цель методической идеи: выработать положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности.
Использую в своей работе различные нетрадиционные типы урока, чаще уроки-путешествия, так как знаю, что всем нравится играть, узнавать что-то новое и интересное. А чему будет посвящена наша сегодняшняя встреча, вы узнаете, если догадаетесь, что же я нарисую своей волшебной кисточкой?
Я возьму кисть, нарисую дом. (слайд)
Нарисую небо и солнце над ним.
Чтобы было теплее тем, кто в доме живет,
Нарисую трубу, из нее вьется дым.
Я возьму кисть, нарисую цветы.
Нарисую кусты и деревья вокруг.
Чтоб всегда была свежесть в этом саду,
Нарисую я дождь, станет радостней вдруг.
Я возьму кисть, нарисую поляну.
Нарисую лес и змейку реки.
Чтобы мир и покой был на этой земле,
Нарисую, как голубь в небе летит.
скажите, что я нарисовал? Как можно назвать все, что я нарисовал, одним словом? (Родина) (слайд)
Необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию. Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме. Для этого использую приём «Привлекательная цель».
Мы с вами живем в огромной прекрасной стране. Как у каждого человека, у нашей Родины есть имя. Как же называется наша Родина? (Россия). Как же называется область, в которой мы живем? (Самарская)
А как называется город, столица Самарской области? (Самара)
Ребята, на берегу, какой реки стоит Самара? (Волга). Да, верно, это Волга. (Слайд)
А как вы считаете, почему нас называют волжанами? Конечно, потому, что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами.
А вы знаете, какие народы живут в Поволжье? (Ответы – русские, татары, башкиры, чуваши, мордва…)
- Правильно, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. А вам интересно было бы узнать об их обычаях, культуре? (Утвердительные ответы).
А хотите отправиться в путешествие по Поволжью? Я знаю одно туристическое агентство, оно занимается путешествиями, а называется это агентство «Волга тур». Давайте позвоним им и узнаем, куда мы можем отправиться. (звонок в турагентство - слайд)
Здравствуйте. Мы с ребятами хотим совершить путешествие по Волге. Что Вы нам можете предложить?
Турагент (аудиозапись).
Отправляемся в путешествие? (да). Прошу всех занять места, согласно полученным билетам.
А чтобы не забыть увиденное, предлагаю нам составить карту, которую мы покажем своим друзьям, когда вернемся домой. Наша карта будет располагаться на большом листе бумаги (ватман, наклеенный на доску). В центре нашей карты расположена карта Самарской области, а говорить будем о народах, населяющих наш край.
Кто же нас встречает, а какие у них костюмы?
1. Из конверта №1 возьмите пазлы. Необходимо собрать картинку по образцу, чтобы узнать в гости к какому народу Самарской области вы попали. Приклейте эти элементы на картон.
Пазлы - вид игровой активности, который обладает удивительным потенциалом, способным сделать обучение захватывающим приключением. Настоящий инструмент, способный сделать урок увлекательным и продуктивным для каждого ученика.
Прошу разместить полученные картинки на карте. Перед вами разные народы, населяющие наш край. Давайте назовем их.
Перед вами картинки с изображениями разных народов: это русские и мордва, татары и чуваши. Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам.
Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Рубахи и сарафаны шились из домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
А как можно узнать татарский национальный костюм? У девочек кюльмен – широкая рубашка. Поверх рубашки – красивый жилет, украшенный татарской национальной вышивкой. На голове калфак, он из бархата, украшен узором из бисера. У мальчиков тюбетейка – это головной убор мужчин. Одета рубашка, поверх рубашки – жилет. А это – шаровары.
Чувашский костюм. У мальчиков белая рубаха с яркой чувашской вышивкой на рукавах, на подоле, на груди. В старину чувашские женщины одевали вот такие белые платья. Белый цвет – символ чистоты. Платье украшали чувашской национальной вышивкой. Поверх платья носили фартуки. На голове налобная повязка – масмак. Он украшен яркой чувашской вышивкой.
Мордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мальчики и мужчины. Это мордовская рубашка (панар). Раньше про мордовских девушек говорили так: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь». Потому что колокольчики надевались на рубашку сзади и когда девушка шла они звенели.
- Что общего вы заметили в костюмах людей разных национальностей? (Растительный орнамент, яркость красок, изящество и красота, искусство, смысловое содержание народных костюмов, похожие элементы в костюмах)
А куда мы с вами приехали, в какие города? Во 2 конверте рассыпалось слово. Соберите это слово, назовите, подумайте, что оно означает.
Москва – это очень красивый и древний город. Он был основан на Москва – реке, поэтому и получил такое же имя. Москва сегодня – это современный, процветающий город.
Казань - это 1000-летний город с богатым историческим прошлым, разделен на несколько административных районов
Город Чебоксары – столица Чувашии. Чебоксары известны большим количеством церквей, в нём их более 25.
Город Саранск - красивый, процветающий город, столица республики Мордовия. Город расположен по обе стороны реки Инсар.
3 Все народы славятся своим гостеприимством, давайте узнаем любимое национальное блюдо каждого народа. Возьмите 3 конверт и разгадайте кроссворд.
На уроках использую игровой метод обучения, кроссворды как один из наиболее популярных форм игровой деятельности. Игровая форма занятий делает их интересными и разнообразными, придает им эмоциональную окраску, позволяет вовлечь обучающихся в мир знаний, сделать их активными участниками процесса обучения.
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 |
| |||||||||||||
4 |
По горизонтали: | ||
1. Хлеба свежего полоса, Сверху сыр и колбаса. Сам он просится к нам в рот, Аппетитный… 2 Не снег, А белое всегда. Хоть и течет, А не вода. | 3. Догадайтесь, кто такая? Белоснежная, густая. Сливки взбили утром рано, Чтоб была у нас … 4. Масло я на хлеб кладу И дырявую еду. Чем в ней больше круглых дыр, Тем богаче будет пир. Вот кусочек — красота — Желтый, твердый, нежный. Это мышкина мечта! И моя, конечно. | По вертикали: 1 Их бабуля с сахарком Выпекала сладкие. Первый вышел — словно ком, А другие — гладкие. |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
По горизонтали: | |||||||||||
1. Весь в шоколаде аппетитный он такой, Во рту аж тает крем вкуснейший заварной, И карапуз, и старичок пенсионер Все любят сладкий замечательный 2. Мы с изюмом, миндалем Их на Пасху испечем. А лепить их во дворе Тоже любо детворе. 3. Сидит Митрошка на ложке, Свесив ножки. | 4. Все мы — сыновья картошки, Но для нас не надо ложки. Мы хрустим, хрустим, хрустим, Угостить ребят хотим. 5. На варенье я похож, Только перетерт. К чаю ты меня возьмешь И добавишь в торт. 6 Взял я силу из плодов, Сладких ягод, фруктов. Для ребят я стать готов Лучшим из продуктов. Вы меня побольше пейте, Наливайте, не жалейте! |
По вертикали:
1. Посмотри-ка ты, дружок,
На этот чудо-пирожок!
Три угла, три стороны,
Его легко узнаешь ты!
Ну что? Догадался? Итак,
Этот пирожок зовётся
1 | 1 | ||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
По горизонтали: | |
1. Сидит Митрошка на ложке, Свесив ножки. 2. То, о чем загадка здесь, Хорошо с чайком поесть, С виду - маленький батон И с начинкой сладкой он. | 3. Догадайтесь, кто такая? Белоснежная, густая. Сливки взбили утром рано, Чтоб была у нас... 4. Спрыгнул он со сковородки Подрумяненный в середке. Знать, готов еще один С пылу с жару тонкий.. |
По вертикали:
1. Чувашское колбасное изделие, считающееся деликатесом, праздничным блюдом.
1 | 1 | ||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 |
По горизонтали: | |
1 Он живет в своей фольге, Быстро тает он в руке. Очень вкусен, очень сладок, Мажет мордочки ребяток. 2. Можно сварить, а можно разбить, Если не прикасаться цыпленком может оказаться. | 3. Жидко, а не вода, Бело, а не снег. Начинается на К Наш продукт из молока. 4. Не снег, А белое всегда. Хоть и течет, А не вода. |
По вертикали:
1. Мордовское национальное блюдо, ватрушка с картофелем
Блины называли на Руси символом солнца. В старину, считались, самым популярным блюдом. Никакое другое блюдо русской кухни не могло сравниться с блинами. Они украшают стол, приносит радостное настроение, и сопровождают нас всю жизнь.
Эчпочмак – национальное татарское блюдо, треугольные пирожки с мясной начинкой.
Ширта́н — традиционное чувашское колбасное изделие, считающееся деликатесом, праздничным блюдом.
Каймак мордовское национальное блюдо, ватрушка с картофелем. Простое, сытное и главное – вкусное блюдо.
Мы побывали с вами в гостях, а сейчас нам пора возвращаться назад. (Слайд)
Вот и подошло к концу наше виртуальное путешествие! Давайте посмотрим на нашу карту: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим?
Сегодня вы узнали, что в нашей Самарской области живут люди разных национальностей. Все мы – большая, многонациональная семья. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
В своей работе использую составление интеллект-карт, которые способствует систематизации знаний обучающихся, высокому уровню усвоения материала. Ее применение помогает проявлять интерес к изучению любого предмета и повысить мотивацию, сделать процесс изучения увлекательным. Дидактические игры объединили между собой развлечение и размышление, забаву и серьезное интеллектуальное занятие. Таким образом, игра как метод обучения приобретает всё большее значение, открывая путь к качественно новому подходу к обучению в современном образовании.
Конечно, игровые методы обучения, которые активно использую в образовательном процессе, способствуют повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной свободы, формируют обстановку взаимовыгодного сотрудничества.
Лично для меня профессия учитель открыла огромные горизонты для творчества и самореализации. Мой педагогический опыт небольшой, впереди длинный нелегкий путь, по которому я готов идти, познавая себя и тайны своей профессии. Древний мыслитель и философ Китая Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький.“ И от меня зависит каким путем я пойду и как его пройду, ведь люди доверили мне самое ценное, что у них есть – своих детей, которые непременно вырастут. А какими они вырастут, во многом зависит от меня – педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Повышение учебной мотивации младших школьников"
Учебная мотивация - необходимое условие успешного обучения в школе. Одна из задач, которая решается в начальной школе, создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальней...
Использование игровых технологий для развития внимания у младших школьников на уроках русского языка.
Очень важно научить школьника сосредоточивать внимание на выполнении учебных заданий. Успешность ребенка в школе зависит от того, насколько он может сориентироваться в условиях задания, построит...
Повышение учебной мотивации младших школьников через использование интерактивных средств обучения
Доклад "Умственное воспитание младших школьников"...
Пути повышения учебной мотивации младших школьников.
Приемы и методы....
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность использования нетрадиционных форм проведени я урока с целью повышения учебной мотивации в начальной школе....
Использование инновационных технологий как средства повышения учебной мотивации младших школьников
Статья раскрывает значение современных технологий в учебной деятельности младшего школьника....