Календарно - тематическое планирование 2018-2019 уч.год.
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образховательных проблем ребенка с ОВЗ в процесее обучения и воспитания на определенной ступени образования. Сипр разработан для ученика 1 класса, для детей с ОВЗ(умственная отсталость) по рпедмету математические представления и альтернативное чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsialnaya_individualnaya_programma_razvitiya.docx | 95.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Ф.И. ученика:
Дата рождения:
Адрес проживания:
Алрес регистрации:
Дата начала обучения в школе:
Классный руководитель:
Воспитатель класса:
1. Структура СИПР
1. Структура СИПР.
2. Индивидуальные сведения о ребенке.
3. Психолого-педагогическая характеристика.
4. Индивидуальный учебный план.
5. Индивидуальный образовательный маршрут.
6. Содержание образования.
6.1 Базовые учебные действия.
6.2 Содержание учебных предметов.
6.3 Нравственное развитие.
6.4 Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
6.5 Внеурочная деятельность.
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
8. Программа сотрудничества с семьей.
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
2. Индивидуальные сведения о ребенке.
3. Психолого-педагогическая характеристика.
Направления работы:
1. Сотрудничество, взаимодействие с педагогами и одноклассниками.Наличие интереса к
практической совместной деятельности.
2. Сенсорное развитие. Дифференциация ощущений, обогащение сенсорного опыта.
3.Повышать произвольную двигательную активность .
Цель программы:создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями; коррекция речевого, познавательного и личностного развития.
Задачи:
- формирование коммуникативных навыков;
-формирование навыков адекватного учебного поведения в условиях работы в классе;
- психолого-педагогическая коррекция познавательных процессов.
4. Индивидуальный учебный план
5. Индивидуальный образовательный маршрут
Расписание уроков 2в класса
Понедельник Вторник
8.Окружающий соц. мир 8.Математические представления
9. Человек /Технология 9.Графика и письмо
Среда Четверг
- Альтернативное чтение 8. Математические представления
8. Альтернативное чтение 9 Графика и письмо
9. АФК/Изобразительная деят-ть
Музыка и движение.
Пятница
6. Математические представления
6. Содержание образования.
6.1 Базовые учебные действия.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Муса принимает ситуацию взаимодействия с педагогом | Да | |
Позволяет осуществлять действия методом «рука в руке» | Да | |
Фиксирует взгляд -на лице взрослого -на статичном объекте | Частично | |
Концентрируется -на тактильных ощущениях -на вестибулярных ощущениях | Частично |
6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
Альтернативное чтение | |||
Общая цель: | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Реагирует на обращенную речь – поворачивает голову, смотрит на говорящего | Частично | |
2 | Соотносит предмет, действие с графическим изображением (картинкой, фотографией, символом, пиктограммой); | Нет | |
3 | Подбирает картинку, пиктограмму к предмету, произведенному и увиденному действию, слову, предложению | Нет | |
4 | Слушает книги-картинки прочитанные педагогом | Да |
Графика и письмо | |||
Общая цель: | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Правильно держит карандаш, ручку | С помощью педагога | |
2 | Рисует на нелинованной бумаге контурные линии в различном направлении, штрихи, пятна | Вертикальные линии | |
3 | Обводит по точкам, пунктирным линиям изображения предметов с помощью учителя | С помощью педагога, методом рука в руке | |
4 | Штрихует изображения простых предметов соблюдая контур с помощью учителя методом «рука в руке» | С помощью педагога, методом рука в руке |
Математические представления | |||
Общая цель: | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Складывает и разбирает сборно-разборные игрушки (пирамидку, матрешку) с помощью учителя | Складывает самостоятельно. Пирамидку собирает с помощью педагога. | |
2 | Узнает и показывает геометрические фигуры | Нет | |
3 | Подбирает крышку к банке (из двух, различающихся по размеру) | Собирает с помощью педагога. | |
4 | Конструирует простые постройки из строительного материала (забор, башенка, дорожка, скамейка) с помощью учителя | Элементарные постройки из двух кубиков. |
Окружающий природный мир | |||
Общая цель: | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Проявляет интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений), к явлениям природы | ||
2 | Показывает на картинке изучаемые объекты и явления живой и неживой природы |
Технология | |||
Общая цель: | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Позволяет осуществлять действия методом «рука в руке» | Да | |
2 | Выполняет основные приемы работы с пластилином совместно с педагогом (разминать, разрывать на части, соединять части, отщипывать, расплющивать и т.д.); | Нет |
Адаптивная физкультура | |||
Общая цель: | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Выполняет двигательное действие в течение заданного времени (с помощью учителя) | Действия не выполняет по подражанию, только помощь | |
2 | Ходит по ограниченной поверхности с предметом в руках | нет | |
3 | Выполняет правила поведения на уроке с опорой на пиктограммы | частично | |
4 | Выполняет последовательность упражнений на уроке с помощью учителя | нет | |
5 | Выполняет задание по показу учителя | нет, помощь |
6.3 Нравственное развитие.
Содержание | Наблюдения |
Положительная эмоциональная реакция на приход учителя, пребывание во время уроков,. | На учителя реагирует положительно, спокойно ведет себя на занятиях и уроках. Принимает помощь. |
Умение принимать помощь взрослых при выполнении гигиенических процедур, кормлении. | Помощь принимает. |
6.4 Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Содержание | Наблюдения |
Положительная эмоциональная реакция на восприятие факторов природной среды (прогулки, работа с природным материалом) | Муса на уроках с помощью учителя методом «рука в руке» изготавливает поделки, аппликации из природного материала непродолжительное время . |
Положительная эмоциональная реакция на движение. | Активно и с удовольствием двигается в силу своих возможностей. |
Положительная эмоциональная реакция на участие в общешкольных мероприятиях, посвященных здоровьесбережению | Участие в общешкольных мероприятиях не принимает, может быть зрителем на мероприятии непродолжительное время. |
6.5 Внеурочная деятельность.
Коррекционный курс «Волшебный пластилин»
Художественно-практический труд | |||
Общая цель: | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Воспринимает тактильно различный материал | ||
2 | Выполняет элементарные действия с пластилином |
Коррекционный курс «Веселый карандаш»
Художественно-практический труд | |||
Общая цель: | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Воспринимает тактильно различный материал | ||
2 | Позволяет осуществлять действия методом «рука в руке» |
Коррекционный курс «Сенсорное развитие»
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Воспринимает вестибулярные/кинестетические раздражители: - Позволяет придавать телу различные положения | ||
Воспринимает визуальные раздражители: - Близкорасположенный статичный предмет | ||
- Выполняют тактильные действия с предметами | ||
- Раскладывает предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам | ||
-Соотносить звук с его источником (изображением на картинке) |
Коррекционный курс «Логоритмика»
Художественно-практический труд | |||
Общая цель: | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Развитие интереса к прослушиванию музыкальных распевок | ||
2 | Выполняет движения в соответствии с текстом музыкальной попевки с помощью педагога |
Название | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
«1 сентября –День Знаний» | Присутствие на торжественной линейке, концерте. | |
Праздник «Новый год» | Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток, участие в новогоднем празднике. | |
Праздник «Папы и мамы» | ||
«Последний звонок» |
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Альтернативное чтение, математические представления – Калита Е.С.
Окружающий природный мир, Человек, Окружающий социальный мир, технология –Каюкова А.Л.
Альтернативное чтение, музыка и движение, АФК, изобразительная деяельность – Лунина С.Г.
8. Программа сотрудничества с семьей.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | -индивидуальные консультации со специалистами (раз в четверть по запросу родителей) -индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Формирование социально-бытовых навыков» -посещение родителями родительских собраний | |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | -участие родителей в разработке СИПР -посещение родителями уроков, занятий -консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы | |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | - информирование электронными средствами -личные беседы, встречи -ежедневный просмотр и записи в дневникеребенка | |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | - привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий |
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
- Набор пиктограмм, фотографии с изображением педагогов класса, учащихся класса, родителей учащегося.
-Предметы для нанизывания на шнур, шнуровки, крупная мозаика, баночки разной величины с крышками.
-Наглядный и дидактический материал (демонстрационный и индивидуальный) по темам: « Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Обекты и явления природы», « Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «бытовая техника», « Профессии», «Музыкальные инструменты».
-Конструктор «Лего», логические блоки «Дьенеша», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки..
Освоение | ||
Когнетивные | Начало года | Конец года |
1.Сенсорно-перцептивные действия | ||
а) сосредоточение и концентрация взгляда на объекте | Частично | |
б) перевод взгляда с одного объекта на другой | Частично | |
в) сопровождение взглядом движущегося объекта | Частично | |
г) сопровождение взглядом объекта, передвигаемого самим ребенком | Частично | |
2. Сенсорно-двигательные действия | ||
а) перемещение «косточек» по проволочной рамке | Помощь | |
б) переворачивание плоских предметов | Помощь | |
в) «адресация» предметов по форме | Нет | |
г) дифференциация форм по размерам | Нет | |
д) использование пишущих предметов (мелок, грифель, карандаш, ручка) | Помощь | |
3. Графомоторные навыки | ||
а) захватывание карандаша | Помощь | |
б) правильное удерживание карандаша | Нет | |
в) пространственные передвижения карандаша (вертикальное, горизонтальное, наклонно, кругообразно) | Частично (вертикальное, горизонтальное) | |
г) дифференциация символов в пределах программы (букв, цифр, знаков) | Нет | |
4. Навыки невербальной коммуникации | ||
а) установление визуального контакта с собеседником | Частично | |
б) ориентация на лицо взрослого | Нет | |
в) удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) | Нет | |
г) соблюдение коммуникативной и физической дистанции | Нет | |
д) адекватное использование мимики и выражения лица | Частично | |
е) умение выражать желание жестами, мимикой | Нет | |
5. Обращение и речь | ||
Восприятие и понимание речи | ||
-выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда») | Нет | |
-выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня») | Нет | |
-выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь») | Нет | |
-выбрать названный предмет из двух | Нет | |
-выбрать названный предмет из трех | Нет | |
-принести названный предмет, выбрав из ряда объектов | Нет | |
-указать названную часть тела | Нет | |
-указать названный цвет | Нет | |
-указать большой или маленький предмет | Нет | |
-показать названный предмет на картинке | Нет | |
-выполнить инструкцию с числительным (показать, где яблоко, два, три) | Нет | |
-найти парные предметы | Нет | |
-найти парные картинки | Нет | |
-убрать лишние по цвету, размеру, форме, материалу | Нет | |
-повторить предложение из 3-4 слов | Нет | |
-назвать события рассказа в любом порядке | Нет | |
-назвать ключевые события рассказа в правильном порядке | Нет | |
6. Хозяйственно-бытовые навыки | ||
Навыки самообслуживания | ||
а) знание наименований одежды | Нет | |
б) пространственное различение сторон одежды (лицевая, изнаночная) и умение правильно надевать ее | Нет | |
в) самостоятельное раздевание | Частично | |
г) различение обуви по схеме тела (правая, левая) | Нет | |
д) самостоятельный прием пищи | Нет | |
е) самостоятельное пользование туалетом | Нет | |
ж) навыки личной гигиены | Нет |
-Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка, альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
- Настольная песочница, песок, инструменты (грабельки, совок).
- Гимнастические мячи большого и среднего размера, мягкие модули, гимнастический коврик.
- Оборудованная светлая сенсорная комната, шариковый бассейн.
- Сенсорный стол.
-Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, барабан, палочки, пианино), музыкальный центр, аудиозаписи.
-Компьютер, экран для компьютера, презентации, видеозаписи, учебные диски.
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
В течение года мониторинг динамики обучения ребенка ведется посредством структурированного наблюдения, выполнения тестовых заданий.
Оценивание проводится в середине и в конце учебного года (по семестрам) педагогами, работающими с данным ребенком, дается качественное описание состояния формируемых навыков, представлений, на основании чего экспертной группой дается словесная оценка«зачет» или «не зачет» с выставлением в классный и электронный журналы. Все данные -эффективность проводимой коррекционно-развивающей работы, корректировка поставленных в СИПР целей, планирование дальнейшей работы с учащимся.
заносятся в протокол.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
- действие (операция) сформировано – «Да»
- действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом – «Помощь»
-действие выполняется частично, даже с помощью педагога – «Частично»
- действие (операция) пока недоступна для выполнения – «Нет»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга
Принята решением педсовета Протокол от ___________№ ____ | «Утверждаю» Приказ от ____________№ _____ директор ГБОУ школы-интерната №9 ______________ Е.В. Матюхина | |
Специальная индивидуальная программа развития
по альтернативному чтению
1 класс В
2018 – 2019 учебный год
Учитель: Калита Екатерина Сергеевна
Санкт-Петербург
2018 год
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития, учащегося 1 В класса по предмету «Альтернативное чтение» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной умственной отсталостью, разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2017-2018 учебный год рассчитана на 132 часа (исходя из 33 учебных недель в году).
Большинство детей с умственной отсталостью испытывают огромные трудности в общении (коммуникации) и требуют к себе особого внимания, так как они лишены возможности выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Они часто не способны использовать вербальные средства общения, у них наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с окружающими людьми. Поэтому для формирования навыков общения у неговорящих детей необходимо использовать альтернативные способы коммуникации (альтернативное чтение), которые помогут детям выразить свои мысли и желания, заменить звуковую речь, а окружающим – общаться с детьми, понимать их, осуществлять уход.
В основу альтернативных методик формирования коммуникативных навыков положен метод пиктограмм. Термин «пиктограмма» достаточно общее название, обозначающее «представление написанного посредством рисунка». Целью применения пиктограмм является возможность общения неговорящего ребенка с близкими людьми. Использование пиктограмм для обучения коммуникации способствует пробуждению и развитию когнитивных возможностей, стимулирует и активизирует деятельность ребенка и его взаимодействие с окружающим.
В связи с тем, что учащиеся с умственной отсталостью обладают очень различными возможностями, то и выбор средств коммуникации будет зависеть как от физических, так и от интеллектуальных возможностей безречевого ребенка.
Для учащейся с умственной отсталостью возможно использование методики «Альтернативное чтение», предложенной Л.Б. Баряевой. Цель уроков по данной методике – научить ребенка не только «читать» пиктограммы, но и «отвечать» на вопросы, высказывать свои желания. Данная методика включает понятия, с которыми ребенок сталкивается ежедневно.Это такие разделы, как «Я – ребенок», «Я и моя семья», «Ребенок и его игрушки», «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Ребенок и явления природы».
Исходя из опыта использования представленных выше систем альтернативного общения, можно выделить следующие способы применения пиктографического метода для формирования навыков общения у неговорящих детей с ДЦП:
- ребенок может только указывать на выбранный им символ;
- ребенок может найти нужный символ и передать взрослому;
- ребенок может сделать выбор из 2-3 предложенных символов (играть-танцевать-кушать);
- ребенок может указать символ с помощью «указателя головой».
Выбор альтернативных методов коммуникации детей с ДЦП должен быть обязательно индивидуализирован с учетом формы и тяжести заболевания, состояния интеллекта, возраста, индивидуальных особенностей детей.
Цель: Формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
Обучение учащихся выстроено по следующей схеме: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков. Такое обучение ориентировано на индивидуальные психофизические и речевые (сохранные и нарушенные) функции учащихся.
В рабочей программе определены следующие задачи:
- формировать первичные ценностные представлениях о книгах и иллюстрациях, картинах и картинок;
- знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
- приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
- создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- развивать фразовую речь;
- знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
- формировать предметные и предметно – игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
- «чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах;
- «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений, записанных на CD – диски); «чтение видеоизображений» (изображений на CD – дисках, видеофильмов: мультфильмы, документальные фильмы о природе, животных).
Прогнозируемый результат:
- Уметь различать разнообразные звуки окружающей действительности(природы, улицы, голоса , животных, птиц и т.д.)
- Научиться слушать аудиокниги, CD – диски, чтение сказок.
- Соотносить звуки с реальным объектом;
- Повторять строчки из стихов и песен ( би-би, та-та-та, га-, га, га);
- Правильное произношение изученных звуков;
- Узнавать и показывать изученные буквы на карточках, различных картинках и книгах.
Календарно – тематическое планирование по альтернативному чтению
на 2018-19 учебный год.
4 раза в неделю – 132 ч.
Дата | № урока | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности учащихся | Термины | Планируемые предметные результаты (по теме) | Оборудование к уроку | ||||
план | факт | ||||||||||
1 четверть 32 часа | |||||||||||
«Чтение» телесных и мимических движений. | |||||||||||
1 2 3 | «Чтение» движений, которые выполняет педагог. | Урок первичного предъявления новых знаний | Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции | Повторять за педагогом движения. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
4 5 | «Чтение» необходимого действия: расстегивания, застегивания, крупных кнопок и т. п. | Урок первичного предъявления новых знаний | Упражнения на развитие произвольных движений языка и губ, по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные и последовательные движения). | Повторять за педагогом движения. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
6 7 | Двигательные упражнения. | Комбинированный | Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции | Повторять за педагогом движения. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
. | 8 9 10 | «Чтение» движений в подвижных играх . | Комбинированный | Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции | Повторять за педагогом движения. | ИКТ, дидактический материал. | |||||
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах 6ч | |||||||||||
11 12 | Упражнение с фотографией (показ частей тела). | Комбинированный | Развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией. | Повторять за педагогом движения. | Книги, видео наглядный материал | ||||||
13 | Аудиальные и упражнения с использованием большой дидактической куклы. | Урок первичного предъявления новых знаний | Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (по образцу и словесной инструкции учителя). | Повторять за педагогом движения. Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. Выполнять простые инструкции педагога. | Икт, наглядность, звучащие предметы | ||||||
14 15 | Зрительные упражнения с картинками (покажи, где). | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией. | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
«Аудиальное чтение»7 ч | |||||||||||
16 17 18 | Звуки окружающей действительности . | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Формирование слухового внимания и реакции на звуковой и речевой сигнал. В различных образовательных ситуациях воспитание умения вслушиваться в речь, различать тихую и громкую речь. | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. | Икт, наглядность, звучащие предметы | ||||||
19 20 | Аудиальные и двигательные упражнения (чтение потешек, стихотворений). | Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг: звучащие книги, запись текста на аудиокассете, на CD-диске. | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. | ИКТ, дидактический материал. | |||||||
21 22 23 24 25 | Слушание коротких стихотворений, сказок. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Формирование навыка слушания сказок, стихов, потешек и называния героев (показ по иллюстрациям) | Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций. | Икт, дидактический материал | ||||||
26 27 | Аудиальные и зрительные упражнения «Слушай стишок и показывай картинку». | Урок первичного предъявления новых знаний | Обучение договаривать стихи и потешки при прослушивании (сопряжено). | Выполнять простые инструкции педагога. Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
28 29 | Слушание сказок, потешек, стихов и называние героев (показ по иллюстрации). | Урок первичного предъявления новых знаний | Обучение договаривать стихи и потешки при прослушивании (сопряжено). | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
30 31 | Заучивание потешки. | Урок первичного предъявления новых знаний | Обучение договаривать стихи и потешки при прослушивании (сопряжено), а затем и самостоятельно рассказывать их. | Выполнять простые инструкции педагога. Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
32 | «Чтение» движений,в подвижных играх. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции. Упражнения на развитие двигательной подражательности. | Повторять за педагогом движения. | Зеркало, наглядность | ||||||
2 четверть (28 часов). | |||||||||||
«Чтение» телесных и мимических движений. 7ч. | |||||||||||
33 34 | «Чтение» движений, которые выполняет педагог. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции. Упражнения на развитие двигательной подражательности. | Повторять за педагогом движения. | Зеркало, наглядность | ||||||
35 36 | Повторение движений языком и губами. | Урок первичного предъявления новых знаний | Упражнения на развитие произвольных движений языка и губ, по образцу и по словесной инструкции. | Повторять за педагогом движения. | Зеркало, наглядность | ||||||
37 38 | «Чтение» необходимого действия. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Упражнения на развитие двигательной подражательности | Повторять за педагогом движения. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах 8ч | |||||||||||
39 40 41 | Визуальные и аудиальные упражнения с предметами игрушками и картинками. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Игры и игровые упражнения на развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией. | Повторять за педагогом движения. Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
42 43 44 45 | Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок. | Урок первичного предъявления новых знаний | Игры и игровые упражнения на развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией. | Повторять за педагогом движения. Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
46 47 48 | Зрительные и аудиальные упражнения «Внимательно рассмотри, слушай и показывай». | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы. | Повторять за педагогом движения. Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
«Аудиальное чтение»ч | |||||||||||
49 50 51 52 53 | Слушание коротких стихотворений, сказок. | Урок первичного предъявления новых знаний | Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
54 55 | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Обучение договаривать стихи и потешки при прослушивании (сопряжено). | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
56 57 58 | Слушание звучания музыкальных инструментов. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
59 60 | Чтение с педагогом стихотворений о зиме, Новом годе | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
3 четверть 40 ч | |||||||||||
«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах 15 ч. | |||||||||||
61 62 63 | Зрительные и аудиальные упражнения (показ части тела, на картинке и на себе). | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции | Повторять за педагогом движения. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
64 65 66 | Работа с картинками: «Школьные принадлежности». | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
67 68 69 | Работа с сериями картинок: «Овощи»; | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
70 71 72 | Работа с сериями картинок: «Фрукты». | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
. | 73 74 75 | Работа с сериями картинок: «Домашние животные». | Урок первичного предъявления новых знаний | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | |||||
«Аудиальное чтение» 17 ч | |||||||||||
76 77 78 | Слушание и различение звучания музыкальных игрушек. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки с его изображением и называние его. | Выполнять простые инструкции педагога. | Икт, музыкальные инструменты. | ||||||
79 80 | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. | Выполнять простые инструкции педагога. | Икт. | ||||||
81 82 | Игра на музыкальных инструментах . | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. | Выполнять простые инструкции педагога. | Икт, музыкальные инструменты. | ||||||
83 84 85 86 87 88 | Слушание детских аудиокниг с иллюстрациями. | Урок первичного предъявления новых знаний | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ. | ||||||
89 90 91 92 93 94 | Слушание коротких стихотворений, сказок. | Урок первичного предъявления новых знаний | Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций. | Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций. | ИКТ | ||||||
95 96 97 98 | Проговаривание (договаривание) за педагогом стихов и потешек. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Обучение договаривать стихи и потешки при прослушивании. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
4 четверть 32 часа | |||||||||||
«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах 16 ч. | |||||||||||
99 100 | . Зрительные и аудиальные упражнения (показ части тела, на картинке и на себе). | Урок первичного предъявления новых знаний | Обучение договаривать стихи и потешки при прослушивании а затем и самостоятельно с помощью картинок, рассказывать их. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
101 102 103 | Аудиальные и зрительные упражнения с картинками «домашние животные» | Урок первичного предъявления новых знаний | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
104 105 106 | Аудиальные и зрительные упражнения с картинками «дикие животные». | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
107 108 109 | Аудиальные и зрительные упражнения «слушай стишок и показывай картинке». | Урок первичного предъявления новых знаний | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
110 111 | «Слушай и выполняй движение». | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (по образцу и словесной инструкции учителя). | Повторять за педагогом движения. Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ | ||||||
112 113 114 | Аудиальные и визуальные упражнения с картинками «транспорт» . | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Игры и игровые упражнения на развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией. | Повторять за педагогом движения. Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
115 116 | Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной», | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (по образцу и словесной инструкции учителя). | Повторять за педагогом движения. Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ | ||||||
«Аудиальное чтение» 13 ч | |||||||||||
117 118 | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др.Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. | Называть (показывать) изучаемые предметы, действия. Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
119 120 | Слушание звучания музыкальных инструментов. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ. | ||||||
121 122 123 | Прослушивание детских песен. | Урок первичного предъявления новых знаний | Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ | ||||||
124 125 126 | Слушание коротких стихотворений, сказок. | Урок первичного предъявления новых знаний | Формирование навыка слушания сказок, стихов, потешек и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
127 128 | Аудиальные и зрительные упражнения с картинками «игрушки». | Урок первичного предъявления новых знаний | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др.Называть (показывать) изучаемые предметы, действия | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. | ||||||
129 130 | Аудиальные и зрительные упражнения с картинками «посуда». | Урок первичного предъявления новых знаний | Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки с его изображением | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, музыкальные инструменты. | ||||||
131 132 | Повторение изученного за год. | Комбинированный урок | Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений. | Выполнять простые инструкции педагога. | ИКТ, дидактический материал. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга
Специальная индивидуальная программа развития
по математическому представлению
1 класс В
2018– 2019 учебный год
Учитель: Калита Екатерина Сергеевна
Санкт-Петербург
2018 год
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа учащегося 1 В класса по предмету «Математические представления» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной умственной отсталостью, разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2017-2018 учебный год рассчитана на 132 часа (исходя из 33 учебных недель в году).
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Целью обучения ребёнка математике является привитие системы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали подготовку детей с тяжёлой умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности.
У ребёнка с тяжелой степенью умственной отсталостиочень глубоко, грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их математическим представлениям. У учащихся не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, дети с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них затруднен. Малоспособны к самостоятельной целенаправленной длительной деятельности, вследствие имеющихся нарушений в познавательных процессах и эмоционально - волевой сфере.
Такой ребёнок способен при специальном обучении к овладению несложными навыками самообслуживания в быту, простейшим навыкам ручного труда. Поэтому, математика является одним из важных общеобразовательных предметов коррекционных школ, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными социально - трудовыми навыками.
Обучение математике организуется на практической - наглядной основе и должно быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению социально - трудовыми знаниями и навыками, учить использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Уроки математики необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для индивидуальной работы учителя в классе, а так же раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащегося. На уроках необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащегося. Поэтому на уроках математики учитель учит ребёнка повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с множеством.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
- игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками);
- количественные представления;
- представление о величине (большой – маленький);
- временные представления.
Требование к уровню подготовки обучающегося.
Обучающейся долженуметь:
- выделять 1 и много предметов из группы;
- соотносить количество 1 с количеством пальцев;
- сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (переливание, пересыпание), обозначая словами больше, меньше, поровну, пусто;
- различать предметы по величине;
- выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две формы (кубик, «крыша»);
- понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;
- сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала;
- ориентироваться в пространстве и времени.
Обучающейся должен знать:
- количественные понятия: один, много, поровну;
- величину: большой – маленький;
- форму: шар, куб, «крыша» (треугольная призма);
- пиктограммы погодных явлений;
- название, расположение и назначение помещений в школе.
Календарно – тематическое планирование по математическому представлению
4 часа в неделю, в год-132 часов
Дата | № урока | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности учащихся | Термины | Планируемые предметные результаты (по теме) | Оборудование к уроку | ||||
план | факт | ||||||||||
1 2 3 4 | Игры и игровые упражнения с водой. | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность. | - выполнять элементарные действия с водой, переливать из одного стаканчика в другой. | - понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя. | Дидактический материал. | |||||
5 6 7 | Действия с игрушками разной формы: мяч, кубик, пирамидка. | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность. | -название предмета (игрушки); -слова, побуждающие к действию с предметом (пассивный словарь). | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | Дидактический материал. | |||||
8 9 10 11 | Игры с конструктивными материалами. Кубики. | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность. | -название предмета (игрушки) и его изображение; -слова, побуждающие к действию с предметом (пассивный словарь). | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | Дидактический материал. | |||||
12 13 14 | Игры с конструктивными материалами. Пирамидка. | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность. | -название предмета (игрушки) и его изображение; -слова, побуждающие к действию с предметом (пассивный словарь). | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | Дидактический материал | |||||
Количественные представления | |||||||||||
15 16 17 | Действия с непрерывными множествами. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность. | -находить и выделять из группы предметов заданный предмет по предложенному образцу и по названию | -соотносить и различать одинаковые и разные предметы. | Дидактический материал. | |||||
18 19 | Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой). | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность. | - выполнять элементарные действия с песком (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой. | - понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя. | Дидактический материал. | |||||
20 21 22 23 | Практические действия с песком (манкой) . | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность. | - выполнять элементарные действия с песком (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой. | - понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя. | Дидактический материал. | |||||
24 25 | Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание. | -соотносить действия со словами; -выполнять игровые задания | -использование игровых приемов | ||||||||
Представление о величине (большой – маленький) | |||||||||||
26 27 | «Подбери крышку к баночке», «Спрячь шарики». | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность.. | -понятие величины: «большой- маленький» в сравнении; | -соотносить действия со словами; -выполнять игровые задания | Дидактический материал. | |||||
28 29 30 31 32 | «Пирамидка», «Собери грибы в корзину» | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность. | -понятие величины: «большой- маленький» в сравнении; | -соотносить действия со словами; -выполнять игровые задания | Дидактический материал. | |||||
2 четверть (28 часов) | |||||||||||
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками) | |||||||||||
33 34 35 36 | Игры с конструктивными материалами: «Строим башню – кубик на кубик». | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность. | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | - сравнение игрушек разной формы, -выбор игрушки нужной формы, действие с ней | Дидактический материал. | |||||
38 39 | Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку. | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность. | -обозначение действий; -цвета (красный, желтый, синий, зеленый) | -различать, сравнивать кольца, по величине, цвету. | Дидактический материал. | |||||
40 41 42 | Игры с конструктивными материалами. | Урок повторения | Совместная деятельность. | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать. | - сравнение игрушек разной формы, -выбор игрушки нужной формы, действие с ней | Дидактический материал. | |||||
43 44 45 | Работа с прищепками «Солнышко», «Дерево», «Цветочек». | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность. | -название предметов и обозначение действий с ними | выполнять элементарные действия с прищепками, различать их по цвету | Дидактический материал. | |||||
Представление о величине. | |||||||||||
46 47 48 | Игры на соотношение предметов (колец) по величине. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность. | -различать, сравнивать кольца, бочонки по величине, цвету. | -выполнять действия по словесной инструкции учителя | Дидактический материал. | |||||
49 50 | Игры на развитие восприятия отношений по величине. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность. | -сравнивать предметы по величине, размеру: большой- маленький, | -сравнение одинаковых предметов разной величины. -пополнение пассивного словаря | Дидактический материал. | |||||
51 52 53 | Сравнение и различение предметов по цвету. Выделение предметов заданного цвета. | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность. | Правильно сравнивать и различать предметы по цвету, группировать их. Выделять предмет заданного цвета, дифференцировать его (различать). | Выбор предметов одного цвета. Группировка предметов одинаковых по форме, по размеру, имеющих одинаковый цвет. | Дидактический материал. | |||||
Временные представления | |||||||||||
54 55 56 | Совместные наблюдения за погодными явлениями. Рассматривание иллюстраций. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность. | -различать предметы, слышать обращенную речь; -понимать простые обиходные слова. | - понимать и выполнять простые инструкции. | ИКТ, картинки | |||||
57 58 59 60 | Совместные наблюдения за погодными явлениями. Рисование красками | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность. | -различать предметы, слышать обращенную речь; -понимать простые обиходные слова. | - понимать и выполнять простые инструкции. | ИКТ, альбом, краски. | |||||
61 | Действия с игрушкой: мяч (круг, шар). | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность. | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | - разнообразные действия с игрушкой. | Дидактический материал. | |||||
62 | Действия с игрушкой: кубик (квадрат, куб). | Урок повторения | Совместная деятельность. | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | - разнообразные действия с игрушкой. | ||||||
63 | Действия с игрушкой (треугольник, пирамида). | Урок повторения | - Совместная деятельность. | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | - разнообразные действия с игрушкой. | Дидактический материал. | |||||
3 четверть (40) | |||||||||||
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками) | |||||||||||
64 | Действия с игрушками разной формы: мяч, кубик, пирамидка. | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность. | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | - разнообразные действия с игрушкой. | Дидактический материал. | |||||
65 66 | Игры с конструктивными материалами: «Строим башню – кубик на кубик | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность. | -выделять один предмет из множества; -собирать множество предметов. -выполнять действия по просьбе педагога. | слово «предмет» - обобщающее, им обозначаются разные понятия. (в пассивном словаре) | Дидактический материал. | |||||
67 68 | Игры с конструктивными материалами. | Урок повторения | Совместная деятельность. | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | - разнообразные действия с игрушкой. | Дидактический материал. | |||||
69 70 71 | Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку. | Урок повторения | Совместная деятельность. С помощью учителя | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | - разнообразные действия с игрушкой. | Дидактический материал. | |||||
Количественные представления | |||||||||||
72 73 | Количество один и показ одного пальца. Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик. | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность |
| -«число», -«цифра» (пассивный словарь) - вопрос «сколько?» | Дидактический материал. | |||||
74 | Понятия: «много»-«мало». | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность | - собирать множество предметов; -действовать с предметами. | слово «предмет» - обобщающее, им обозначаются разные понятия. (в пассивном словаре) | Дидактический материал. | |||||
75 76 | Понятие «один»-«много» | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность |
| -«число», -«цифра» (пассивный словарь) - вопрос «сколько?» | Дидактический материал. | |||||
76 77 78 79 | Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой). | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность | - выполнять элементарные действия с песком (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой. | - понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя. | Дидактический материал. | |||||
80 81 | Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание, вдавливание предметов. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность | - выполнять элементарные действия с песком (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой. | - понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя. | Дидактический материал. | |||||
82 83 84 85 | Количественные представления много, мало, один (2-3 множества). | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность | Сравнивать предметы по величине, размеру. Выбирать из двух предметов большего или меньшего. | Сравнение одинаковых предметов «на глаз», наложением приложением. | Дидактический материал. | |||||
Представление о величине . | |||||||||||
86 87 | Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка», «Собери шишки для белочки». | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность | Сравнивать предметы по величине, размеру. Выбирать из двух предметов большего или меньшего. | Сравнение одинаковых предметов «на глаз», наложением приложением. | Дидактический материал. | |||||
88 89 | Игры на развитие восприятия отношений по величине (по подражанию): «Мячики для Мишки», «Разложи в коробки игрушки». | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность. | Сравнивать предметы по величине, размеру. Выбирать из двух предметов большего или меньшего. | Сравнение одинаковых предметов «на глаз», наложением приложением. | Дидактический материал. | |||||
90 91 92 | Сравнение предметов по величине (2-3 шт.) | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность. | Сравнивать предметы по величине, размеру. Выбирать из двух предметов большего или меньшего. | Сравнение одинаковых предметов «на глаз», наложением приложением. | Дидактический материал. | |||||
93 94 95 | Сличение и различение предметов по цвету. Выделение предметов заданного цвета. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность. | Правильно сравнивать и различать предметы по цвету, группировать их. Выделять предмет заданного цвета, дифференцировать его (различать). | Выбор предметов одного цвета. Группировка предметов одинаковых по форме, по размеру, имеющих одинаковый цвет. | Дидактический материал. | |||||
96 97 98 | Понятия: «большой», «маленький», | Урок повторения | Совместная деятельность. | -выделять один предмет из множества; -собирать множество предметов. -выполнять действия по просьбе педагога. | слово «предмет» - обобщающее, им обозначаются разные понятия. (в пассивном словаре) | Дидактический материал. | |||||
99 | Понятия «большой», «маленький», «одинаковые по величине». | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность | -выделять один предмет из множества; -собирать множество предметов. -выполнять действия по просьбе педагога. | слово «предмет» - обобщающее, им обозначаются разные понятия. (в пассивном словаре) | Дидактический материал. | |||||
4 четверть (32 часа) | |||||||||||
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками. | |||||||||||
100 101 102 | Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки», «Домик для Мишек» | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | - сравнение игрушек разной формы, -выбор игрушки нужной формы, действие с ней | Дидактический материал. | |||||
103 104 105 | Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» по подражанию. | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | - сравнение игрушек разной формы, -выбор игрушки нужной формы, действие с ней | Дидактический материал. | |||||
106 107 108 | Игры с конструктивными материалами: «Строим башню – кубик на кубик». | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | - сравнение игрушек разной формы, -выбор игрушки нужной формы, действие с ней | Дидактический материал. | |||||
109 110 111. | Работа с прищепками: «Елочка», «Ежик», «Цветочек». | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность. | выполнять элементарные действия с прищепками, различать их по цвету | -совместные игровые действия | Дидактический материал. | |||||
Количественные представления | |||||||||||
112 113 114 | Игры и упражнения с водой. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность. | - выполнять элементарные действия с водой, переливать из одного стаканчика в другой. | - понимать и выполнять простые инструкции. | Дидактический материал. | |||||
115 116 117 | Игры на выделение количества (один, много). | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность. | Сравнивать предметы по количеству. | Больше, меньше, столько же. | Дидактический материал. | |||||
118 119 120 | Количественные представления много, мало, один (2-3 множества). | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность | Сравнивать предметы по количеству. | Больше, меньше, столько же. | Дидактический материал. | |||||
121 122 | Основы счета: узнавание и показ цифры 1, понятия «один-много», соотнесение числа с количеством предметов | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков. | Совместная деятельность | Соотносить число с количеством предметов, количество предметов с соответствующей цифрой, числительным. | Прорисовывание цифры 1 по трафарету. | Дидактический материал. | |||||
Представление о величине . | |||||||||||
123 124 | Игры на соотношение предметов (колец) по величине: большой-маленький, длинный- короткий. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков. | Совместная деятельность | Сравнивать предметы по величине, размеру .Раскладывать однородные предметы разной длины на две группы по принципу «такой –не такой» | Сравнение одинаковых предметов « на глаз», наложением, приложением. Длинный- короткий; большой – маленький. | Дидактический материал. | |||||
125 126 127 | Сравнение и различение предметов по цвету. Выделение предметов заданного цвета. | Урок первичного предъявления новых знаний | Совместная деятельность | Правильно сличать и различать предметы по цвету, группировать их. Выделять предмет заданного цвета, дифференцировать его (различать) | «Такой же», одинаковые. Выбор предметов одного цвета. Группировка предметов одинаковых по форме, размеру, цвету. | Дидактический материал. | |||||
128 129 | Сравнение предметов по размеру: длинный-короткий, широкий-узкий. | Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков | Совместная деятельность | Сравнивать предметы по величине, размеру . Раскладывать однородные предметы разной длины на две группы по принципу «такой –не такой» | Сравнение одинаковых предметов « на глаз», наложением, приложением. Длинный- короткий; короче; широкий- узкий, уже. | Дидактический материал. | |||||
130 131 132 | Повторение изученного | Урок повторения | Совместная деятельность | -слышать задание, подражать движениям учителя и самостоятельно выполнять простые движения. | -использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений | Дидактический материал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование воспитателя группы продлённого дня на 2018-2019 учебный год .
Примерное тематическое планирование воспитателя группы продлённого дня на 2018-2019 учебный год ....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса на 2018 - 2019 учебный год
Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе авторской программы "Русский язык", авторов: В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого и реализуется с использованием УМК "Школа Ро...
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности «Я- гражданин» 1 класс 2018-2019 уч. год
Программа «Я – гражданин» духовно-нравственного направления. Эта программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, л...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Поем на французском» для 4 классов на 2018-2019 уч. год
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Поем на французском» для 4 классов на 2018-2019 уч. год...
Календарно-тематическое планирование для обучающихся 3 класса по УМК "Перспективная начальная школа" (2018-2019 учебный год)
Календарно-тематическое планирование для обучающихся 3 классса по УМК "Перспективная начальная школа" будет полезно для молодых специалистов....
Календарно-тематическое планирование 2 класс 2018-2019
Календарно-тематическое планирование по учебнику 2 класса Комаровой...
Календарно-тематическое планирование 3 класс 2018-2019
Календарно-тематическое планирование 3 класс, учебник Ю.А.Комарова, И.В.Ларионова, К.Билсборо, С. Билсборо...