Календарно - тематическое планирование 2018-2019 уч.год.
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образховательных проблем ребенка с ОВЗ в процесее обучения и воспитания на определенной ступени образования. Сипр разработан для ученика 1 класса, для детей с ОВЗ(умственная отсталость) по рпедмету математические представления и альтернативное чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsialnaya_individualnaya_programma_razvitiya.docx95.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Ф.И. ученика:

Дата рождения:

Адрес проживания:  

Алрес регистрации:

Дата начала обучения в школе:

Классный руководитель:

Воспитатель класса:  

1. Структура СИПР

1. Структура СИПР.

2. Индивидуальные сведения о ребенке.

3. Психолого-педагогическая характеристика.

4. Индивидуальный учебный план.

5. Индивидуальный образовательный маршрут.

6. Содержание образования.

6.1 Базовые учебные действия.

6.2 Содержание учебных предметов.

6.3 Нравственное развитие.

6.4 Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

6.5 Внеурочная деятельность.

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

8. Программа сотрудничества с семьей.

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

2. Индивидуальные сведения о ребенке.

3. Психолого-педагогическая характеристика.

Направления работы:

1. Сотрудничество, взаимодействие с педагогами и одноклассниками.Наличие интереса к

практической совместной деятельности.

2. Сенсорное развитие. Дифференциация ощущений, обогащение сенсорного опыта.

3.Повышать произвольную двигательную активность .

Цель программы:создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями; коррекция речевого, познавательного и личностного развития.

Задачи:

- формирование коммуникативных навыков;

-формирование навыков адекватного учебного поведения в условиях работы в классе;

-  психолого-педагогическая коррекция познавательных процессов.

4. Индивидуальный учебный план

5. Индивидуальный образовательный маршрут

Расписание уроков  2в класса

  Понедельник                                                    Вторник

8.Окружающий соц. мир                        8.Математические представления

9. Человек /Технология                           9.Графика и письмо

                                                                 

Среда                                                         Четверг

  1. Альтернативное чтение                       8. Математические представления

8. Альтернативное чтение                         9 Графика и письмо                                  

9. АФК/Изобразительная деят-ть

Музыка и движение.

Пятница

6. Математические представления

6. Содержание образования.

6.1 Базовые учебные действия.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Муса  принимает ситуацию взаимодействия с педагогом

Да

Позволяет осуществлять действия методом «рука в руке»

Да

Фиксирует взгляд

-на лице взрослого

-на статичном объекте

Частично

Концентрируется

-на тактильных ощущениях

-на вестибулярных ощущениях

Частично

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

Альтернативное чтение

Общая цель:

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Реагирует на обращенную речь – поворачивает голову, смотрит на говорящего

Частично

2

Соотносит предмет, действие с графическим изображением (картинкой, фотографией, символом, пиктограммой);

Нет

3

Подбирает картинку, пиктограмму к предмету, произведенному и увиденному действию, слову, предложению

Нет

4

Слушает книги-картинки прочитанные педагогом

Да

Графика и письмо

Общая цель:

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Правильно держит карандаш, ручку

С помощью педагога

2

Рисует на нелинованной бумаге контурные линии в различном направлении, штрихи, пятна

Вертикальные линии

3

Обводит по точкам, пунктирным линиям изображения предметов с помощью учителя

С помощью педагога, методом рука в руке

4

Штрихует изображения простых предметов соблюдая контур с помощью учителя методом «рука в руке»

С помощью педагога, методом рука в руке

Математические представления

Общая цель:

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Складывает и разбирает сборно-разборные игрушки (пирамидку, матрешку) с помощью учителя

Складывает самостоятельно. Пирамидку собирает с помощью педагога.

2

Узнает и показывает геометрические фигуры

Нет

3

Подбирает крышку к банке (из двух, различающихся по размеру)

Собирает с помощью педагога.

4

Конструирует простые постройки из строительного материала (забор, башенка, дорожка, скамейка) с    помощью учителя

Элементарные постройки из двух кубиков.

Окружающий природный мир

Общая цель:

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Проявляет интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений), к явлениям природы

2

Показывает на картинке изучаемые объекты и явления живой и неживой природы

Технология

Общая цель:

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Позволяет осуществлять действия методом «рука в руке»

Да

2

Выполняет основные приемы работы с пластилином совместно с педагогом (разминать, разрывать на части, соединять части,  отщипывать, расплющивать и т.д.);

Нет

Адаптивная физкультура

Общая цель:

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Выполняет двигательное действие в течение заданного времени (с помощью учителя)

Действия не выполняет по подражанию, только помощь

2

Ходит по ограниченной поверхности с предметом в руках

нет

3

Выполняет правила поведения на уроке с опорой на пиктограммы

частично

4

Выполняет последовательность упражнений на уроке с помощью учителя

нет

5

Выполняет задание по показу учителя

нет, помощь

6.3 Нравственное развитие.

Содержание

Наблюдения

Положительная эмоциональная реакция на приход учителя, пребывание  во время уроков,.

На учителя реагирует положительно, спокойно ведет себя на занятиях и уроках.

Принимает помощь.

Умение принимать помощь взрослых при выполнении гигиенических процедур, кормлении.

Помощь принимает.

6.4 Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Содержание

Наблюдения

Положительная эмоциональная реакция на восприятие факторов природной среды (прогулки, работа с природным материалом)

Муса  на уроках  с помощью учителя методом «рука в руке» изготавливает поделки, аппликации из природного материала непродолжительное время .

Положительная эмоциональная реакция на движение.

Активно и с удовольствием двигается в силу своих возможностей.

Положительная эмоциональная реакция на участие в общешкольных мероприятиях, посвященных здоровьесбережению

Участие в общешкольных мероприятиях не принимает, может  быть зрителем на мероприятии непродолжительное время.

                                          6.5 Внеурочная деятельность.

Коррекционный курс «Волшебный пластилин»

Художественно-практический труд

Общая цель:

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Воспринимает тактильно различный материал

2

Выполняет элементарные действия с пластилином

Коррекционный курс «Веселый карандаш»

Художественно-практический труд

Общая цель:

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Воспринимает тактильно различный материал

2

Позволяет осуществлять действия методом «рука в руке»

Коррекционный курс «Сенсорное развитие»

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Воспринимает вестибулярные/кинестетические раздражители:

- Позволяет придавать телу различные положения

Воспринимает визуальные раздражители:

- Близкорасположенный статичный предмет

- Выполняют тактильные действия с предметами

- Раскладывает предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам

-Соотносить звук с его источником (изображением на картинке)

Коррекционный курс «Логоритмика»

Художественно-практический труд

Общая цель:

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Развитие интереса к прослушиванию музыкальных распевок

2

Выполняет движения в соответствии с текстом музыкальной попевки с помощью педагога

Название

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября –День Знаний»

Присутствие на торжественной линейке, концерте.

Праздник «Новый год»

Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток, участие в новогоднем празднике.

Праздник «Папы и мамы»

«Последний звонок»

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Альтернативное чтение, математические представления – Калита Е.С.

Окружающий природный мир, Человек, Окружающий социальный мир, технология –Каюкова А.Л.

Альтернативное чтение, музыка и движение, АФК, изобразительная деяельность – Лунина С.Г.

8. Программа сотрудничества с семьей.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

-индивидуальные консультации со специалистами (раз в четверть по запросу родителей)

-индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Формирование социально-бытовых навыков»

-посещение родителями родительских собраний

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

-участие родителей в разработке СИПР

-посещение родителями уроков, занятий

-консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

- информирование электронными средствами

-личные беседы, встречи

-ежедневный просмотр и записи в дневникеребенка

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

- привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

- Набор пиктограмм, фотографии с изображением педагогов класса, учащихся класса, родителей учащегося.

-Предметы для нанизывания на шнур, шнуровки, крупная мозаика, баночки разной величины с крышками.

-Наглядный и дидактический материал (демонстрационный и индивидуальный) по темам: « Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Обекты и явления природы», « Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «бытовая техника», « Профессии», «Музыкальные инструменты».

-Конструктор «Лего», логические блоки «Дьенеша», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки..

Освоение

Когнетивные

Начало года

Конец года

1.Сенсорно-перцептивные действия

а) сосредоточение и концентрация взгляда на объекте

Частично

б) перевод взгляда с одного объекта на другой

Частично

в) сопровождение взглядом движущегося объекта

Частично

г) сопровождение взглядом объекта, передвигаемого самим ребенком

Частично

2. Сенсорно-двигательные действия

а) перемещение «косточек» по проволочной рамке

Помощь

б) переворачивание плоских предметов

Помощь

в) «адресация» предметов по форме

Нет

г) дифференциация форм по размерам

Нет

д) использование пишущих предметов (мелок, грифель, карандаш, ручка)

Помощь

3. Графомоторные навыки

а) захватывание карандаша

Помощь

б) правильное удерживание карандаша

Нет

в) пространственные передвижения карандаша (вертикальное, горизонтальное, наклонно, кругообразно)

Частично (вертикальное, горизонтальное)

г) дифференциация символов в пределах программы (букв, цифр, знаков)

Нет

4. Навыки невербальной коммуникации

а) установление визуального контакта с собеседником

Частично

б) ориентация на лицо взрослого

Нет

в) удерживание позы во время диалога (сидя, стоя)

Нет

г) соблюдение коммуникативной и физической дистанции

Нет

д) адекватное использование мимики и выражения лица

Частично

е) умение выражать желание жестами, мимикой

Нет

5. Обращение и речь

Восприятие и понимание речи

-выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда»)

Нет

-выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня»)

Нет

-выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»)

Нет

-выбрать названный предмет из двух

Нет

-выбрать названный предмет из трех

Нет

-принести названный предмет, выбрав из ряда объектов

Нет

-указать названную часть тела

Нет

-указать названный цвет

Нет

-указать большой или маленький предмет

Нет

-показать названный предмет на картинке

Нет

-выполнить инструкцию с числительным (показать, где яблоко, два, три)

Нет

-найти парные предметы

Нет

-найти парные картинки

Нет

-убрать лишние по цвету, размеру, форме, материалу

Нет

-повторить предложение из 3-4 слов

Нет

-назвать события рассказа в любом порядке

Нет

-назвать ключевые события рассказа в правильном порядке

Нет

6. Хозяйственно-бытовые навыки

Навыки самообслуживания

а) знание наименований одежды

Нет

б) пространственное различение сторон одежды (лицевая, изнаночная) и умение правильно надевать ее

Нет

в) самостоятельное раздевание

Частично

г) различение обуви по схеме тела (правая, левая)

Нет

д) самостоятельный прием пищи

Нет

е) самостоятельное пользование туалетом

Нет

ж) навыки личной гигиены

Нет

-Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка, альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

- Настольная песочница, песок, инструменты (грабельки, совок).

- Гимнастические мячи большого и среднего размера, мягкие модули, гимнастический коврик.

- Оборудованная светлая сенсорная комната, шариковый бассейн.

- Сенсорный стол.

-Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, барабан, палочки, пианино), музыкальный центр, аудиозаписи.

-Компьютер, экран для компьютера, презентации, видеозаписи, учебные диски.

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

В течение года мониторинг динамики обучения ребенка ведется посредством структурированного наблюдения, выполнения тестовых заданий.

     Оценивание проводится в середине и в конце учебного года (по семестрам) педагогами, работающими с данным ребенком, дается качественное описание состояния формируемых навыков, представлений, на основании чего экспертной группой дается словесная оценка«зачет» или «не зачет» с выставлением в классный и электронный журналы. Все данные -эффективность проводимой коррекционно-развивающей работы, корректировка поставленных в СИПР целей, планирование дальнейшей работы с учащимся.

заносятся в протокол.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

- действие (операция) сформировано – «Да»

- действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом – «Помощь»

-действие выполняется частично, даже с помощью педагога – «Частично»

- действие (операция) пока недоступна для выполнения – «Нет»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга

Принята

решением педсовета

Протокол от ___________№ ____

«Утверждаю»

Приказ от ____________№ _____

директор ГБОУ школы-интерната №9

______________  Е.В. Матюхина

Специальная индивидуальная программа развития

по альтернативному чтению

1 класс В

2018 – 2019 учебный год

 Учитель:  Калита Екатерина Сергеевна

Санкт-Петербург

2018 год

Пояснительная записка

       Специальная индивидуальная программа развития,  учащегося 1  В класса по предмету  «Альтернативное чтение» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной умственной отсталостью, разработана  на основе  адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

  Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2017-2018 учебный год рассчитана на 132 часа  (исходя из 33 учебных недель в году).

       Большинство детей с умственной отсталостью испытывают огромные трудности в общении (коммуникации) и требуют к себе особого внимания, так как они лишены возможности выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Они часто не способны использовать вербальные средства общения, у них наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с окружающими людьми. Поэтому для формирования навыков общения у неговорящих детей необходимо использовать альтернативные способы коммуникации (альтернативное чтение), которые помогут детям выразить свои мысли и желания, заменить звуковую речь, а окружающим – общаться с детьми, понимать их, осуществлять уход.

  В основу альтернативных методик формирования коммуникативных навыков положен метод пиктограмм. Термин «пиктограмма» достаточно общее название, обозначающее «представление написанного посредством рисунка». Целью применения пиктограмм является возможность общения неговорящего ребенка с близкими людьми. Использование пиктограмм для обучения коммуникации способствует пробуждению и развитию когнитивных возможностей, стимулирует и активизирует деятельность ребенка и его взаимодействие с окружающим.

  В связи с тем, что учащиеся  с умственной отсталостью обладают очень различными возможностями, то и выбор средств коммуникации будет зависеть как от физических, так и от интеллектуальных возможностей безречевого ребенка.

  Для  учащейся  с умственной отсталостью возможно использование методики «Альтернативное чтение», предложенной Л.Б. Баряевой. Цель уроков по данной методике – научить ребенка не только «читать» пиктограммы, но и «отвечать» на вопросы, высказывать свои желания. Данная методика включает понятия, с которыми ребенок сталкивается ежедневно.Это такие разделы, как «Я – ребенок», «Я и моя семья», «Ребенок и его игрушки», «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Ребенок и явления природы».

  Исходя из опыта использования представленных выше систем альтернативного общения, можно выделить следующие способы применения пиктографического метода для формирования навыков общения у неговорящих детей с ДЦП:

  1. ребенок может только указывать на выбранный им символ;
  2. ребенок может найти нужный символ и передать взрослому;
  3. ребенок может сделать выбор из 2-3 предложенных символов (играть-танцевать-кушать);
  4. ребенок может указать символ с помощью «указателя головой».

  Выбор альтернативных методов коммуникации детей с ДЦП должен быть обязательно индивидуализирован с учетом формы и тяжести заболевания, состояния интеллекта, возраста, индивидуальных особенностей детей.

Цель: Формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

  Обучение учащихся выстроено по следующей схеме: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков. Такое обучение ориентировано на индивидуальные психофизические  и речевые (сохранные и нарушенные) функции учащихся.

  В рабочей программе определены следующие задачи:

- формировать первичные ценностные представлениях о книгах и иллюстрациях, картинах и картинок;

- знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;

- приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;

- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;

- создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- развивать фразовую речь;

- знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;

- формировать предметные и предметно – игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать  соотносящиеся и указательные жесты.

Рабочая программа  структурирована в виде тематических блоков:

  • «чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах;
  • «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений, записанных на  CD – диски); «чтение видеоизображений» (изображений на CD – дисках, видеофильмов: мультфильмы, документальные фильмы о природе, животных).

Прогнозируемый результат:

  • Уметь различать разнообразные звуки окружающей действительности(природы, улицы, голоса , животных, птиц и т.д.)
  • Научиться слушать аудиокниги, CD – диски, чтение сказок.
  • Соотносить звуки с реальным объектом;
  • Повторять строчки из стихов и песен ( би-би, та-та-та, га-, га, га);
  • Правильное произношение изученных звуков;
  • Узнавать и показывать изученные буквы на карточках, различных картинках и книгах.

Календарно – тематическое планирование по альтернативному чтению

на 2018-19 учебный год.

4 раза в неделю – 132 ч.                    

Дата

№ урока

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Термины

Планируемые предметные результаты  (по теме)

Оборудование к уроку

план

факт

1 четверть 32 часа

«Чтение» телесных и  мимических движений.  

1

2

3

«Чтение» движений, которые выполняет педагог.

Урок первичного предъявления новых знаний

Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции

Повторять за педагогом движения.

ИКТ, дидактический материал.

4

5

«Чтение» необходимого действия: расстегивания, застегивания, крупных кнопок и т. п.

Урок первичного предъявления новых знаний

Упражнения на развитие произвольных движений языка и губ, по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные и последовательные движения).

Повторять за педагогом движения.

ИКТ, дидактический материал.

6

7

Двигательные упражнения.

Комбинированный

Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции

Повторять за педагогом движения.

ИКТ, дидактический материал.

.

8

9

10

«Чтение» движений в подвижных играх .

Комбинированный

Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции

Повторять за педагогом движения.

ИКТ, дидактический материал.

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах 6ч

11

12

Упражнение с фотографией (показ частей тела).

Комбинированный

Развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией.

Повторять за педагогом движения.

Книги, видео наглядный материал

13

Аудиальные и упражнения с использованием большой дидактической куклы.

Урок первичного предъявления новых знаний

Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (по образцу и словесной инструкции учителя).

Повторять за педагогом движения.

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

Икт, наглядность, звучащие предметы

14

15

Зрительные упражнения с картинками (покажи, где).

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией.

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

«Аудиальное чтение»7 ч

16

17

18

Звуки окружающей действительности .

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Формирование слухового внимания и реакции на звуковой и речевой сигнал. В различных образовательных ситуациях воспитание умения вслушиваться в речь, различать тихую и громкую речь.

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Икт, наглядность, звучащие предметы

19

20

Аудиальные и двигательные упражнения (чтение потешек, стихотворений).

Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг: звучащие книги, запись текста на аудиокассете, на CD-диске.

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

ИКТ, дидактический материал.

21

22

23

24

25

Слушание коротких стихотворений, сказок.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Формирование  навыка слушания сказок, стихов, потешек и называния героев (показ по иллюстрациям)

Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций.

Икт, дидактический материал

26

27

Аудиальные и зрительные упражнения «Слушай стишок и показывай картинку».

Урок первичного предъявления новых знаний

Обучение договаривать стихи и потешки при прослушивании (сопряжено).

Выполнять простые инструкции педагога.

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

ИКТ, дидактический материал.

28

29

Слушание сказок, потешек, стихов и называние героев (показ по иллюстрации).

Урок первичного предъявления новых знаний

Обучение договаривать стихи и потешки при прослушивании (сопряжено).

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

ИКТ, дидактический материал.

30

31

Заучивание потешки.

Урок первичного предъявления новых знаний

Обучение договаривать стихи и потешки при прослушивании (сопряжено), а затем и самостоятельно рассказывать их.

Выполнять простые инструкции педагога.

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

ИКТ, дидактический материал.

32

«Чтение» движений,в подвижных играх.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции. Упражнения на развитие двигательной подражательности.

Повторять за педагогом движения.

Зеркало, наглядность

2 четверть (28 часов).

«Чтение» телесных и  мимических движений.  7ч.

33

34

«Чтение» движений, которые выполняет педагог.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции. Упражнения на развитие двигательной подражательности.

Повторять за педагогом движения.

Зеркало, наглядность

35

36

Повторение движений языком и губами.

Урок первичного предъявления новых знаний

Упражнения на развитие произвольных движений языка и губ, по образцу и по словесной инструкции.

Повторять за педагогом движения.

Зеркало, наглядность

37

38

«Чтение» необходимого действия.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

 Упражнения на развитие двигательной подражательности

Повторять за педагогом движения.

ИКТ, дидактический материал.

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах 8ч

39

40

41

Визуальные и аудиальные упражнения с предметами игрушками и картинками.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Игры и игровые упражнения на развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией.

Повторять за педагогом движения.

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

42

43

44

45

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием

картинок.

Урок первичного предъявления новых знаний

Игры и игровые упражнения на развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией.

Повторять за педагогом движения.

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

46

47

48

Зрительные и аудиальные упражнения  «Внимательно рассмотри, слушай и показывай».

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы.

Повторять за педагогом движения.

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

«Аудиальное чтение»ч

49

50

51

52

53

Слушание коротких стихотворений, сказок.

Урок первичного предъявления новых знаний

Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

54

55

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Обучение договаривать стихи и потешки при прослушивании (сопряжено).

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

56

57

58

Слушание звучания музыкальных инструментов.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

59

60

Чтение с педагогом стихотворений о зиме, Новом годе

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

3 четверть 40 ч

«Чтение» изображений на картинках  и пиктограммах 15 ч.

61

62

63

Зрительные и аудиальные упражнения (показ части тела, на картинке и на себе).

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции

Повторять за педагогом движения.

ИКТ, дидактический материал.

64

65

66

Работа с картинками: «Школьные принадлежности».

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

67

68

69

Работа с сериями картинок: «Овощи»;

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

70

71

72

Работа с сериями картинок: «Фрукты».

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

.

73

74

75

Работа с сериями картинок: «Домашние животные».

Урок первичного предъявления новых знаний

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

«Аудиальное чтение» 17 ч

76

77

78

Слушание и различение звучания музыкальных игрушек.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки с его изображением и называние его.

Выполнять простые инструкции педагога.

Икт, музыкальные инструменты.

79

80

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др.

Выполнять простые инструкции педагога.

Икт.

81

82

Игра на музыкальных инструментах .

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др.

Выполнять простые инструкции педагога.

Икт, музыкальные инструменты.

83

84

85

86

87

88

Слушание  детских аудиокниг с иллюстрациями.

Урок первичного предъявления новых знаний

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ.

89

90

91

92

93

94

Слушание коротких стихотворений, сказок.

Урок первичного предъявления новых знаний

Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций.

Слушать сказку с демонстрацией картинок или иллюстраций.

ИКТ

95

96

97

98

Проговаривание (договаривание) за педагогом стихов и потешек.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Обучение договаривать стихи и потешки при прослушивании.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

4 четверть 32 часа

«Чтение» изображений на картинках  и пиктограммах 16 ч.

99

100

. Зрительные и аудиальные упражнения (показ части тела, на картинке и на себе).

Урок первичного предъявления новых знаний

Обучение договаривать стихи и потешки при прослушивании а затем  и самостоятельно с помощью картинок, рассказывать их.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

101

102

103

 Аудиальные и зрительные упражнения с  картинками «домашние животные»

Урок первичного предъявления новых знаний

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

104

105

106

  Аудиальные и зрительные упражнения с  картинками «дикие животные».

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

107

108

109

  Аудиальные и зрительные упражнения «слушай стишок и показывай картинке».

Урок первичного предъявления новых знаний

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

110

111

 «Слушай и выполняй движение».

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (по образцу и словесной инструкции учителя).

Повторять за педагогом движения.

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ

112

113

114

Аудиальные и визуальные упражнения с картинками «транспорт» .

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Игры и игровые упражнения на развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией.

Повторять за педагогом движения.

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

115

116

Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной»,

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (по образцу и словесной инструкции учителя).

Повторять за педагогом движения.

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ

                                                                           «Аудиальное чтение» 13 ч

117

118

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др.Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Называть (показывать) изучаемые предметы, действия.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

119

120

Слушание звучания музыкальных инструментов.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ.

121

122

123

Прослушивание детских песен.

Урок первичного предъявления новых знаний

Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ

124

125

126

Слушание коротких стихотворений, сказок.

Урок первичного предъявления новых знаний

Формирование навыка слушания сказок, стихов, потешек и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

127

128

  Аудиальные и зрительные упражнения с  картинками «игрушки».

Урок первичного предъявления новых знаний

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др.Называть (показывать) изучаемые предметы, действия

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

129

130

  Аудиальные и зрительные упражнения с  картинками «посуда».

Урок первичного предъявления новых знаний

Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки с его изображением

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, музыкальные инструменты.

131

132

Повторение изученного за год.

Комбинированный урок

Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений.

Выполнять простые инструкции педагога.

ИКТ, дидактический материал.

                                                                                                                                     

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга

Специальная индивидуальная программа развития

по математическому представлению

1 класс В

2018– 2019 учебный год

 Учитель:  Калита Екатерина Сергеевна

                                                                                                                 

                                                                                                                    Санкт-Петербург

2018 год

                                                                                             Пояснительная записка

           Специальная индивидуальная программа  учащегося 1 В класса по предмету  «Математические представления» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной умственной отсталостью, разработана  на основе  адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

  Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2017-2018 учебный год рассчитана на 132 часа (исходя из 33 учебных недель в году).

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Целью обучения ребёнка математике является привитие системы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали  подготовку детей с тяжёлой умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности.

       У ребёнка с тяжелой  степенью умственной отсталостиочень глубоко, грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их математическим представлениям. У учащихся  не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, дети с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них затруднен. Малоспособны к самостоятельной целенаправленной длительной деятельности, вследствие имеющихся нарушений в познавательных процессах и эмоционально - волевой сфере.

Такой ребёнок способен при специальном обучении к овладению несложными навыками самообслуживания в быту, простейшим навыкам ручного труда. Поэтому, математика является одним из важных общеобразовательных предметов коррекционных школ, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными социально - трудовыми навыками.

Обучение математике организуется на практической - наглядной основе и должно быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению социально - трудовыми знаниями и навыками, учить использовать  математические знания в нестандартных ситуациях.

Уроки математики необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для индивидуальной работы учителя в классе, а так же раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащегося. На уроках необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащегося. Поэтому на уроках  математики   учитель  учит ребёнка повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с множеством.

Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:

- игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками);

- количественные представления;

- представление о величине (большой – маленький);

- временные представления.

Требование к уровню подготовки обучающегося.

Обучающейся долженуметь:

  • выделять 1 и много предметов из группы;
  • соотносить количество 1 с количеством пальцев;
  • сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения  (переливание, пересыпание), обозначая словами больше, меньше, поровну, пусто;
  • различать предметы по  величине;
  • выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две  формы (кубик, «крыша»);
  • понимать слова, используемые учителем  при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;
  • сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала;
  • ориентироваться в пространстве и времени.

Обучающейся должен знать:

  • количественные понятия: один, много, поровну;
  • величину: большой – маленький;
  • форму: шар, куб, «крыша» (треугольная призма);
  • пиктограммы погодных явлений;  
  • название, расположение и назначение помещений в школе.

                                           Календарно – тематическое планирование по математическому представлению

4 часа в неделю, в год-132 часов

Дата

№ урока

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Термины

Планируемые предметные результаты  (по теме)

Оборудование к уроку

план

факт

1

2

3

4

Игры и игровые упражнения с водой.

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность.

- выполнять элементарные действия с водой, переливать из одного стаканчика в другой.

- понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя.

Дидактический материал.

5

6

7

Действия с  игрушками разной формы: мяч, кубик, пирамидка.

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность.

-название предмета (игрушки);

-слова, побуждающие к действию с предметом (пассивный словарь).

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.  

Дидактический материал.

8

9

10

11

Игры с конструктивными материалами. Кубики.

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность.

-название предмета (игрушки) и его изображение;

-слова, побуждающие к действию с предметом (пассивный словарь).

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.  

Дидактический материал.

12

13

14

 Игры с конструктивными материалами. Пирамидка.

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность.

-название предмета (игрушки) и его изображение;

-слова, побуждающие к действию с предметом (пассивный словарь).

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.  

Дидактический материал

Количественные представления

15

16

17

Действия с непрерывными множествами.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность.

-находить и выделять из группы предметов заданный предмет по предложенному образцу и по названию

-соотносить и различать одинаковые и разные предметы.

Дидактический материал.

18

19

Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой).

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность.

- выполнять элементарные действия с песком (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой.

- понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя.

Дидактический материал.

20

21

22

23

Практические действия с песком (манкой) .

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность.

- выполнять элементарные действия с песком (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой.

- понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя.

Дидактический материал.

24

25

Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание.

-соотносить действия со словами;

-выполнять игровые задания

-использование игровых приемов

Представление о величине (большой – маленький)

26

27

 «Подбери крышку к баночке», «Спрячь шарики».

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность..

-понятие величины: «большой- маленький» в сравнении;

-соотносить действия со словами;

-выполнять игровые задания

Дидактический материал.

28

29

30

31

32

 «Пирамидка», «Собери грибы в корзину»

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность.

-понятие величины: «большой- маленький» в сравнении;

-соотносить действия со словами;

-выполнять игровые задания

Дидактический материал.

2 четверть (28 часов)

Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)

33

34

35

36

Игры с конструктивными материалами: «Строим башню – кубик на кубик».

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность.

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.  

-  сравнение игрушек разной формы,

-выбор игрушки нужной формы, действие с ней

Дидактический материал.

38

39

Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку.

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность.

-обозначение действий;

-цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

-различать, сравнивать кольца, по величине, цвету.

Дидактический материал.

40

41

42

Игры с конструктивными материалами.

Урок повторения

Совместная деятельность.

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать.

-  сравнение игрушек разной формы,

-выбор игрушки нужной формы, действие с ней

Дидактический материал.

43

44

45

Работа с прищепками «Солнышко», «Дерево», «Цветочек».

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность.

-название предметов и обозначение действий с ними

выполнять элементарные действия с прищепками, различать их по цвету

Дидактический материал.

                                                                                                     Представление о величине.

46

47

48

Игры на соотношение предметов (колец) по величине.        

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность.

-различать, сравнивать кольца, бочонки по величине, цвету.

-выполнять действия по словесной инструкции учителя

Дидактический материал.

49

50

Игры на развитие восприятия отношений по величине.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность.

-сравнивать предметы по величине, размеру: большой- маленький,

-сравнение одинаковых предметов разной величины.

-пополнение пассивного словаря

Дидактический материал.

51

52

53

Сравнение и различение предметов по цвету. Выделение предметов заданного цвета.

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность.

Правильно сравнивать и различать предметы по цвету, группировать их. Выделять предмет заданного цвета, дифференцировать его (различать).

Выбор предметов одного цвета.

Группировка предметов одинаковых по форме, по размеру, имеющих одинаковый цвет.

Дидактический материал.

Временные представления

54

55

56

Совместные наблюдения за погодными явлениями. Рассматривание иллюстраций.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность.

-различать предметы, слышать обращенную речь;

-понимать простые обиходные слова.

- понимать и выполнять простые инструкции.

ИКТ, картинки

57

58

59

60

Совместные наблюдения за погодными явлениями. Рисование красками

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность.

-различать предметы, слышать обращенную речь;

-понимать простые обиходные слова.

- понимать и выполнять простые инструкции.

ИКТ, альбом, краски.

61

Действия с игрушкой: мяч (круг, шар).

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность.

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.  

-  разнообразные действия с игрушкой.

Дидактический материал.

62

Действия с игрушкой: кубик (квадрат, куб).

Урок повторения

Совместная деятельность.

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.  

-  разнообразные действия с игрушкой.

63

 Действия с игрушкой (треугольник, пирамида).

Урок повторения

- Совместная деятельность.

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.  

-  разнообразные действия с игрушкой.

Дидактический материал.

3 четверть (40)

Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)

64

Действия с  игрушками разной формы: мяч, кубик, пирамидка.

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность.

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.  

-  разнообразные действия с игрушкой.

Дидактический материал.

65

66

Игры с конструктивными материалами: «Строим башню – кубик на кубик

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность.

-выделять один предмет из множества;

-собирать множество предметов.

-выполнять действия по просьбе педагога.

слово «предмет» - обобщающее, им обозначаются разные понятия.

(в пассивном словаре)

Дидактический материал.

67

68

Игры с конструктивными материалами.

Урок повторения

Совместная деятельность.

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.  

-  разнообразные действия с игрушкой.

Дидактический материал.

69

70

71

Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку.

Урок повторения

Совместная деятельность. С помощью учителя

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.  

-  разнообразные действия с игрушкой.

Дидактический материал.

Количественные представления

72

73

Количество один и показ одного пальца. Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик.

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность

  • выделять один предмет из множества.

число»,

-«цифра» (пассивный словарь)

- вопрос «сколько?»

Дидактический материал.

74

Понятия: «много»-«мало».

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность

- собирать множество предметов;

-действовать с предметами.

слово «предмет» - обобщающее, им обозначаются разные понятия.

(в пассивном словаре)

Дидактический материал.

75

76

Понятие «один»-«много»

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность

  • выделять один предмет из множества.

число»,

-«цифра» (пассивный словарь)

- вопрос «сколько?»

Дидактический материал.

76

77

78

79

Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой).

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность

- выполнять элементарные действия с песком (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой.

- понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя.

Дидактический материал.

80

81

Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание, вдавливание предметов.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность

- выполнять элементарные действия с песком (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой.

- понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя.

Дидактический материал.

82

83

84

85

Количественные представления много, мало, один (2-3 множества).

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность

Сравнивать предметы по величине, размеру. Выбирать из двух предметов большего или меньшего.

Сравнение одинаковых предметов «на глаз», наложением приложением.

Дидактический материал.

Представление о величине .

86

87

Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка», «Собери шишки для белочки».

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность

Сравнивать предметы по величине, размеру. Выбирать из двух предметов большего или меньшего.

Сравнение одинаковых предметов «на глаз», наложением приложением.

Дидактический материал.

88

89

Игры на развитие восприятия отношений по величине (по подражанию): «Мячики для Мишки», «Разложи в коробки игрушки».

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность.

Сравнивать предметы по величине, размеру. Выбирать из двух предметов большего или меньшего.

Сравнение одинаковых предметов «на глаз», наложением приложением.

Дидактический материал.

90

91

92

Сравнение предметов по величине (2-3 шт.)

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность.

Сравнивать предметы по величине, размеру. Выбирать из двух предметов большего или меньшего.

Сравнение одинаковых предметов «на глаз», наложением приложением.

Дидактический материал.

93

94

95

Сличение и различение предметов по цвету. Выделение предметов заданного цвета.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность.

Правильно сравнивать и различать предметы по цвету, группировать их. Выделять предмет заданного цвета, дифференцировать его (различать).

Выбор предметов одного цвета.

Группировка предметов одинаковых по форме, по размеру, имеющих одинаковый цвет.

Дидактический материал.

96

97

98

Понятия: «большой», «маленький»,

Урок повторения

Совместная деятельность.

-выделять один предмет из множества;

-собирать множество предметов.

-выполнять действия по просьбе педагога.

слово «предмет» - обобщающее, им обозначаются разные понятия.

(в пассивном словаре)

Дидактический материал.

99

Понятия «большой», «маленький»,

«одинаковые по величине».

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность

-выделять один предмет из множества;

-собирать множество предметов.

-выполнять действия по просьбе педагога.

слово «предмет» - обобщающее, им обозначаются разные понятия.

(в пассивном словаре)

Дидактический материал.

4 четверть (32 часа)

Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками.

100

101

102

Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки», «Домик для Мишек»

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.  

-  сравнение игрушек разной формы,

-выбор игрушки нужной формы, действие с ней

Дидактический материал.

103

104

105

Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку»   по подражанию.

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.  

-  сравнение игрушек разной формы,

-выбор игрушки нужной формы, действие с ней

Дидактический материал.

106

107

108

Игры с конструктивными материалами: «Строим башню – кубик на кубик».

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность

Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке.  

-  сравнение игрушек разной формы,

-выбор игрушки нужной формы, действие с ней

Дидактический материал.

109

110

111.

Работа с прищепками: «Елочка», «Ежик», «Цветочек».

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность.

выполнять элементарные действия с прищепками, различать их по цвету

-совместные игровые действия

Дидактический материал.

Количественные представления

112

113

114

Игры и упражнения с водой.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность.

- выполнять элементарные действия с водой, переливать из одного стаканчика в другой.

- понимать и выполнять простые инструкции.

Дидактический материал.

115

116

117

Игры на выделение количества (один, много).

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность.

Сравнивать предметы по количеству.

Больше, меньше, столько же.

Дидактический материал.

118

119

120

Количественные представления много, мало, один (2-3 множества).

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность

Сравнивать предметы по количеству.

Больше, меньше, столько же.

Дидактический материал.

121

122

Основы счета: узнавание и показ цифры 1, понятия «один-много», соотнесение числа с количеством предметов

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков.

Совместная деятельность

Соотносить число с количеством предметов, количество предметов с соответствующей цифрой, числительным.

Прорисовывание цифры 1 по трафарету.

Дидактический материал.

                                                                                           Представление о величине .

123

124

Игры на соотношение предметов (колец) по величине: большой-маленький, длинный- короткий.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков.

Совместная деятельность

Сравнивать предметы по величине, размеру .Раскладывать однородные предметы разной длины на две группы по принципу «такой –не такой»

Сравнение одинаковых предметов  « на глаз», наложением, приложением.

Длинный- короткий; большой – маленький.

Дидактический материал.

125

126

127

Сравнение и различение предметов по цвету. Выделение предметов заданного цвета.

Урок первичного предъявления новых знаний

Совместная деятельность

Правильно сличать и различать предметы по цвету, группировать их.

Выделять предмет заданного цвета, дифференцировать его (различать)

«Такой же», одинаковые.

Выбор предметов одного цвета.

Группировка предметов одинаковых по форме, размеру, цвету.

Дидактический материал.

128

129

Сравнение предметов по размеру: длинный-короткий, широкий-узкий.

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Совместная деятельность

Сравнивать предметы по величине, размеру .

Раскладывать однородные предметы разной длины на две группы по принципу «такой –не такой»

Сравнение одинаковых предметов  « на глаз», наложением, приложением.

Длинный- короткий; короче;

широкий- узкий, уже.

Дидактический материал.

130

131

132

Повторение изученного

Урок повторения

Совместная деятельность

-слышать задание, подражать движениям учителя и самостоятельно выполнять простые движения.

-использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений

Дидактический материал.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование воспитателя группы продлённого дня на 2018-2019 учебный год .

Примерное тематическое планирование воспитателя группы продлённого дня  на 2018-2019 учебный год ....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса на 2018 - 2019 учебный год

Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе авторской программы "Русский язык", авторов: В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого и реализуется с использованием УМК "Школа Ро...

Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности «Я- гражданин» 1 класс 2018-2019 уч. год

Программа  «Я – гражданин» духовно-нравственного направления. Эта программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, л...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Поем на французском» для 4 классов на 2018-2019 уч. год

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Поем на французском» для 4 классов на 2018-2019 уч. год...

Календарно-тематическое планирование для обучающихся 3 класса по УМК "Перспективная начальная школа" (2018-2019 учебный год)

Календарно-тематическое планирование  для обучающихся 3 классса по УМК "Перспективная начальная школа" будет полезно  для молодых специалистов....

Календарно-тематическое планирование 2 класс 2018-2019

Календарно-тематическое планирование по учебнику 2 класса Комаровой...

Календарно-тематическое планирование 3 класс 2018-2019

Календарно-тематическое планирование 3 класс, учебник Ю.А.Комарова, И.В.Ларионова, К.Билсборо, С. Билсборо...