Современные педагогические технологии – основа достижения качественного образовательного результата
статья
В статье содержаться рекомендации, как организовать проектную деятельность в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Долбилова Наталья Викторовна
МОУ «СОШ с. Липовка»
Современные педагогические технологии – основа достижения качественного образовательного результата
Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с ФГОС. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.
Что же такое «педагогическая технология обучения»? С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия педагога на воспитанников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.
В педагогической практике могут быть использованы такие образовательные технологии, как:
· Личностно-ориентированные технологии;
· Технологии проблемного обучения;
· Игровые технологии;
· Развивающие технологии;
· Технологии проектной деятельности;
· Технологии коллективного обучения;
· Здоровьесберегающие технологии;
· Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-технологии); и др.
В современном обществе нужны уже не только знания, но и умение их добывать, и применять эти знания в различных ситуациях. Одним из путей решения этого вопроса является правильный выбор педагогических средств. Так как в начальной школе, в процессе обучения, наиболее эффективно осуществляется ориентирование на воображение и мышление, развитие мануальных способностей, то мы используем такой вид педагогической технологии как проектная деятельность. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет не просто механически получать какие-либо знания, а формировать у учащихся навыки:
1. Определять цель деятельности, планировать этапы достижения цели, выполнять действия и операции, контролировать их;
2. Выполнять мыслительные операции по достижению поставленной цели;
3. Проводить наблюдения, необходимые опыты и эксперименты, создавать модели объектов и явлений окружающего мира;
4. Работать в команде.
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Метод проектов – это педагогическая технология, ее стержнем является совместная со взрослым деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Проектная деятельность может осуществляться как на уроке, так и во внеурочное время. Создание проекта ориентировано на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает ученикам опыт деятельности, воздействует на все сферы человека и поэтому он незаменим.
Выполнение проекта начинается с выбора проблемы. Тема или будущая проблема может появиться из какой-либо урочной ситуации. Например, на уроке окружающий мир «Какие бывают растения» во 2 классе перед детьми возникла проблема – на какие группы можно разделить царства растений? (Приложение №1). Проведя небольшую исследовательскую работу, ученики сделали вывод, что все растения можно разделить на деревья, кустарники и травы. Далее ребята дали характеристику всем группам, привели примеры, рассказали о наиболее интересных растениях.
Для того чтобы осуществить проект надо получить конкретную информацию, не надо изобретать велосипед. Здесь моя задача как педагога научить их работать с различными источниками информации, не только с интернетом, но и особенно с книгами, что сейчас очень редко. Информация может оказаться как в художественной, так и в справочной литературе. При этом я могу только помочь им найти место нахождения материала, а найти его там это их работа. Они должны сами принять решение об окончании сбора материала, считая его достаточным для раскрытия проблемы. В ходе обсуждения ребята объясняют учителю свою позицию, аргументируя окончание подбора материалов. Моя задача - оценить подготовленный материал, выслушав аргументы детей, и в случае необходимости показать им, что собранной информации недостаточно, либо ее много, она может оказаться лишней. Что значит лишней? Лишняя информация это: материал, который может увести от решаемой проблемы; повторяющийся материал; материал который мешает увидеть главное. Очень заинтересовал ребят исследовательский проект «Новый год. История возникновения праздника» (Приложение №2). В ходе работы ребята собрали очень много информации, которую необходимо было обработать и систематизировать. Мы поставили перед собой вопросы, на которые хотели бы найти ответы:
- Откуда и как пришел праздник Новый год?
- Когда появилась на Руси первая елка?
- Сколько лет Деду Морозу?
В результате исследовательской работы мы выяснили: как пришел к нам праздник Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами - санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками...
Изучая на уроках окружающего мира тему «Семья», сталкиваемся с социальной проблемой: дети не знают своего генеалогического дерева. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Изучение родословного дерева на уровне младшего школьника весьма затруднительно. В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»... С учетом этого и была выбрана тема исследования «Моя родословная» (Приложение №3). В ходе этого долгосрочного проекта учащиеся обратились за помощью к своим родителям, бабушкам, дедушкам. Родители живо откликнулись на просьбы детей. Завершающим этапом проектной деятельности явились презентации семейных книг и семейных фотоальбомов на заседании семейной гостиной, где дети вместе с родителями делились опытом изучения своей родословной, рассказывали о своей семье и ее традициях.
Таким образом, учащиеся расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.
При защите индивидуальных проектов ученики ощущают свою значимость, испытывают гордость за созданный ими продукт. Ощущая поддержку окружающих, они понимают, что способны решать более сложные, более интересные задачи. Можно сказать, что у школьников формируется положительная мотивация к учебной деятельности.
В ходе реализации коллективного проекта «Домашние животные» (Приложение №4) ребята выяснили, как появились домашние животные. Ответили на вопросы: может ли человек обойтись без домашних животных, и могут ли домашние животные жить на свободе. На защите этого проекта были представлены фотоальбом «Мое домашнее животное» и презентация «История происхождения домашних животных».
В проектной деятельности ученик приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ученик больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную.
Литература
- Воронцова А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
- Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе: система реализации.- Волгоград: Учитель, 2010.
- Олейник О.В. Проектная деятельность.- М.: ВАКО, 2013.
- Поливанова К.Н Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. -2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- (Работаем по новым стандартам).
- Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. - М.: Просвещение, 2011.- (Работаем по новым стандартам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Реализация современных педагогических технологий с применением электронных образовательных ресурсов и ИКТ в учебном процессе"
В этом докладе на выступлении заседания МО я поделилась своим опытом применения электронных ресурсов и ИКТ в процессе обучения на разных его этапах....
Современные педагогические технологии в формировании развивающей образовательной среды
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, предполагающей иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет....
Освоение технологий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов обучающихся в объединении «Цветная фантазия»
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности....
Проектирование методической системы достижения планируемых образовательных результатов с применением современных образовательных результатов в процессе обучения русскому языку
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Однокоренные слова" УМК Школа России...
Проект мастер-класса по теме: "Современный урок, современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата"
Кто хочет достичь цели должен знать её.«Не мыслям, а мыслить учить надо». (Э.Кант)Скажи мне, я забуду,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда.(Китай...
«Внедрение современных стандартов качества образования, обеспечивающих индивидуализацию образовательной траектории и достижение учениками качественных образовательных результатов»
Основной целью модернизации всей системы образования является – повышение качества образования. Этот материал рассказывает о современных стандартах качкес...
Доклад на тему: «Использование технологии формирующего оценивания для достижения качественных образовательных результатов при работе с детьми ОВЗ в начальных классах»
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся с ОВЗ. Оценка не только дает возможность уча...