Доклад на тему: "Реализация современных педагогических технологий с применением электронных образовательных ресурсов и ИКТ в учебном процессе"
материал по теме

Галиева Яна Сергеевна

 В этом докладе на выступлении заседания МО я поделилась своим опытом применения электронных ресурсов и ИКТ в процессе обучения на разных его этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

           

                                 Доклад

                 на тему:

«Реализация современных педагогических технологий с применением электронных образовательных ресурсов и ИКТ в учебном процессе».

Подготовила: Галиева Я. С.

                                                            2011 г.

   Во все времена школа помимо обучения детей основам наук выполняла важнейшую задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе, а обществу сегодня необходимы люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками, то есть являются конкурентоспособными. Поэтому и современному учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые позволили бы сформировать указанные качества у учащихся. На мой взгляд, наибольший эффект при этом даёт использование информационно-коммуникационной и проектной технологий. Например, технология проектов позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, даёт возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми". В основе технологии проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Эта технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся. Она органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Таким образом, использование технологии проектов позволяет добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

      Использование информационно-коммуникационной технологии в учебно-воспитательном процессе даёт хороший результат. ИКТ можно использовать на всех этапах учебного процесса: во время объяснения нового материала, закрепления, практических работ, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий позволяет моделировать различные процессы и явления.

       Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. Во время урока можно использовать компьютер для активизации познавательной деятельности учащихся. Современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы урока.

       Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Применение здоровьесберегающих технологий  снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния учащихся на уроке. Использование проектной технологии способствует развитию навыков речемыслительной деятельности, требующих от учащихся интеллектуально-поисковых усилий, формирует устойчивый интерес и мотивацию к дальнейшему изучению предмета.

        В начальной школе, на мой взгляд, наиболее эффективно реализуются метод проектов, ИКТ и здоровьесберегающие технологии. Метод проектов позволяет формировать общеучебные, информационные, коммуникативные компетенции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Такая работа повышает мотивацию, интерес к изучаемому предмету, способствует развитию и активизации познавательной деятельности учащихся и готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Внедрение ИКТ в практику работы существенно "оживляет" образовательный процесс и совершенствует деятельность его участников. Использование ИКТ даёт возможность более интересно подать материал урока (видеосюжеты, слайд-шоу, интересные факты, тренажёры, таблицы, диаграммы и т.п.), увеличить его объём. Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ. И всё же нельзя не согласиться, что успешный ученик – это здоровый ученик. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию школьника, снижает наступление утомления. Это достигается использованием игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков, домашних заданий творческого характера. Реализация воспитательной программы по направлению «Здоровый образ жизни» в нашей школе содействует формированию здорового образа жизни учащихся.

          Метод проектов является компонентом системы личностно ориентированного обучения, основная цель которого – создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться. Применение метода проектов на уроках информатики позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельного мышления, умения находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Специфическими особенностями данной методики являются:

 • индивидуализация и дифференциация обучения;

 • творческий характер деятельности;

 • соревновательный, конкурсный характер деятельности;

 • четко выделенная этапность деятельности;

 • коллективизм деятельности с учетом индивидуальных качеств участников проекта;

 • ориентация результатов работы на практическое применение, в частности в учебную деятельность своего учебного заведения.

      Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащихся опыт творческой деятельности. Работа над проектом у учащихся вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В статье рассматриваются возможности применения ЭОР на уроках в начальной школе, предлагаются адреса сайтов по использованию ЭОР....

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В статье рассказывается о возможностях использования ИКТ в начальной школе....

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного ...

Формирование профессиональной компетентности педагогов, связанной с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в начальных классах.

Формирование  профессиональной компетентности  педагогов, связанной  с применением  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в  начальных классах....

Применение электронных образовательных ресурсов в учебной деятельности

Статья посвящена применению ЭОР в образовательном процессе...

Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе

Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе...