Современные педагогические технологии в формировании развивающей образовательной среды
статья (1 класс) по теме
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, предполагающей иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные педагогические технологии | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии в формировании развивающей образовательной среды
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро – и макросоциума.
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, вступивший в силу с 1 сентября 2013года, предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Методическая система отвечает на вопросы: Чему учить? Зачем учить? Как учить?
Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?
Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
- однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
- отбор и структура содержания (что);
- оптимальная организация учебного процесса (как);
- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:
- гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
- экономичность резерва учебного времени,
- оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
- применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
Педагогические технологии ориентированы:
- на формирование положительной мотивации к учебному труду,
- интенсификацию коммуникативной среды,
- развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,
- охрану здоровья учащихся
Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности. Поэтому в современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность.
Среди приоритетных современных педагогических технологий выделяют:
- Интерактивные технологии или групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.
- Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве
- Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения).Приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей
- Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата).
- Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или Технология решения исследовательских (изобретательских) задач (ТРИЗ).
- ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута.
- Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута.
- Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности
- Коммуникативные технологии
- Технология портфолио
- Развитие критического мышления
- Модульное обучение
- Дистанционное обучение
- Тестовые технологии
- Технология выявления и поддержки одаренных детей
- Технологии дополнительного образования
Из всего многообразия технологий с учётом возрастных особенностей учащихся начальных классов на 1 ступени обучения лучше использовать технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые, проектные технологии, обучение в сотрудничестве, систему «Портфолио». Именно они позволяют: оптимизировать образовательный процесс, повысить качество образования, обеспечивать развитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных способностей, сформировать индивидуальный маршрут обучения для одарённых детей, организовывать совместную деятельность ученика и учителя, направленную на создание образовательной среды, в которой ученик успешно развивается.
Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской, например).
С целью высокого общего развития личности, создания основы для развития познавательных и творческих способностей хорошо использовать технологию развивающего обучения. Одной из основных ценностей такого обучения является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний; у ребенка возникает потребность в познании. Надо строить урок так, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения проблемных ситуаций, нахождения вариантов правильных решений.
Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её. Задача учителя – находить полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
С целью перехода от педагогики требований к педагогике отношений необходимо использовать обучение в сотрудничестве. Организация групповой работы учащихся на уроке в сочетании с другими формами деятельности способствует повышению эффективности обучения в целом, помогает воспитанию у учащихся ответственности, самостоятельности, творческой активности.
Ни один урок не должен обходиться без игровых элементов: дидактических или интеллектуальных.
Технологии игрового обучения позволяют решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:
- помогают обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
- обеспечивают самонастрой на жизнерадостность, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
- включают ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
- воспитывают ответственность, аккуратность, что развивает способность ребенка к самоорганизации;
- позволяют учащимся сразу увидеть результат своей работы, а так же свои положительные и отрицательные стороны.
С целью формирования мотивов, ценностей, потребностей ЗОЖ и создания благоприятной социокультурной среды для развития ребенка обязательно надо использовать здоровьесберегающие технологии. Формы работы: спортивные викторины и соревнования; встречи со старшеклассниками-победителями спортивных соревнований; Дни Здоровья, туристические походы; тематические классные часы, конкурсы газет по спортивной тематике; ведение книги спортивных рекордов учащихся класса; встречи с тренерами детских спортивных школ, интерактивные игры по проблеме; обсуждение газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов.
Особое место занимает проектная деятельность. Цель - выход за рамки предметного содержания, переход на уровень социально-значимых результатов. Главное – помочь включить ребенка в поиск, который позволяет реализовать его интеллектуальные и творческие способности в ходе основного обучения и во внеклассной деятельности. Больше всего детям нравятся творческие коллективные проекты.
Аспекты внедрения информационных технологий в образовательный процесс, заключаются, во-первых, в расширении возможностей получения необходимых знаний посредством подключения к разнообразным информационным каналам; во-вторых, в интернационализации процесса обучения, формировании электронного образовательного пространства, не имеющего национально-государственных границ.
Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности позволяет:
- оказывать наибольшее влияние на эмоциональную сторону восприятия учащихся;
- повышать мотивацию и познавательную активность учащихся, интерес к изучаемому предмету;
- активизировать творческий потенциал школьников;
- расширять кругозор;
- развивать желание работать с разными источниками информации.
В формировании развивающей образовательной среды актуальным является применение системы инновационной оценки «Портфель достижений» с целью получения инструмента самооценки познавательного и творческого труда, рефлексии собственной деятельности. Система «Портфель достижений» – это:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
- формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («Я реальный» и «Я идеальный»);
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Использование технологии «Портфолио» на уроках и во внеурочное время способствует развитию познавательного интереса, формирует умение учиться.
Диапазон использования современных образовательных технологий достаточно широк: включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями и сферу дополнительного образования.
Благодаря использованию всех современных педагогических технологий можно добиться высоких результатов. Главное, чтобы все дети были охвачены деятельностью.
Список литературы
- Концептуальные положения системы Л. В. Занкова с точки зрения современной педагогики. – http://zankov.com/konseption.htm
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.
- Федеральный закон об образовании от 07.05.2013
- Инновационные технологии обучения в современной начальной школе – Воронеж: ВОИПК и ПРО 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Реализация современных педагогических технологий с применением электронных образовательных ресурсов и ИКТ в учебном процессе"
В этом докладе на выступлении заседания МО я поделилась своим опытом применения электронных ресурсов и ИКТ в процессе обучения на разных его этапах....
Использование современных педагогических технологий для формирования метапредметных результатов
В презентации представлен теоретический и практический материалы об использовании современных педагогических технологий для формирования метапредметных результатов школьников...
Использование современных педагогических технологий в формировании фонематических процессов и слухового восприятия у слепых и слабовидящих обучающихся 1-4 классов
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Особую роль слуховое восприятие как средство п...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Воспитательные технологии и концепции в современной школе как средство формирования социально-образовательной среды
Презентация по воспитательным технологиям и концепциям в современной школе....
Роль современных педагогических технологий для формирования положительной мотивации к узучению математики в начальной школе
В статье рассмотрены вопросы ценностного отношения семьи к воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выделены особенности влияния родительских стилей воспитания на формиров...
Современные педагогические технологии – основа достижения качественного образовательного результата
В статье содержаться рекомендации, как организовать проектную деятельность в начальной школе....