Психолого-педагогическая компетентность родителей в воспитании ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья

Сотрудничество семьи и школы расширяет представление родителей о собственной компетентности, придает уверенность в свои силы, способствует пониманию своих возможностей в развитии и воспитании особого ребенка, позволяет родителям принимать активное учасие в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedorova_ni_statya.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова Нина Ивановна

учитель начальных классов,

ГКОУ « Коррекционная школа № 8»

 г. Арзамас, Нижегородская область

Психолого-педагогическая компетентность родителей в воспитании ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

«Успешная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Важно, чтобы родители в процессе обучения ребенка в школе стали активными участниками воспитания и обучения своих детей» А.Р. Маллер

Из данного высказывания важен вывод о том, что мы как родители должны быть готовы к воспитанию своего ребенка, т.е. должны быть компетентны в различных вопросах. Компетентность родителя – это достаточно сложное понятия возникающее на основе, соединения практических умений и личностных качеств, что обеспечивает готовность родителей к реализации воспитательной функции в семье. Родительская компетентность – это прежде наша грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. Грамотный родитель знает главное правило том, что ребенку нужна безусловная любовь, и он может понять и принять своего ребенка, таким каков он есть [2].

«Компетентный родитель» знает возрастные психические особенности своего ребенка, в какой возрастной период предлагать ребенку тот или иной вид деятельности. Но самое главное, именно компетентный родитель обеспечивает покой, доброжелательность, любовь и теплоту внутрисемейных отношений, что несомненно способствует благоприятному психическому развитию ребенка с интеллектуальными нарушениями. Задача коррекционной школы помочь своевременно повышать воспитательную компетентность, вовремя знакомить с возрастными особенностями, предотвращать конфликтные ситуации, объединить семьи в совместной деятельности, давать возможность детям быть рядом с родителями и учить родителей доверять своим детям. Именно сотрудничество семьи и школы расширяет представление родителей о собственной компетентности, придает уверенность в собственных силах, способствует пониманию своих возможностей в развитии и воспитании своего ребенка, обеспечивает активное участие в образовательном процессе, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом. Как нельзя точнее данную мысль подчеркивают слова психолога Брайана Трейси: «Если вы приучите своего ребенка верить, что он способен достичь поставленной цели, решить важную задачу, вы преуспеете на своем родительском поприще и окажете ребенку неоценимую услугу».

Рассмотрим основные компоненты компетентности, которые необходимы родителям для успешного развития и воспитания своего ребенка. Мотивационный (желание) подразумевает эмоциональную близость с ребенком, внимание к его чувствам и переживаниям, осознание ответственности в воспитании ребенка, готовность и способность ради ребенка ограничить свои потребности и интересы. Знание о ребенке (когнитивный) включает знание возрастных особенностей, психологических особенностей, индивидуальных особенностей ребенка, его склонностей и способностей, то есть тех черт, которые присущи только ему. Оценочный компонент предполагает умение родителя оценить свое взаимодействие с ребенком (например, чаще ссоримся, ругаемся, или чаще сотрудничаем), стремление попытаться понять, почему это отношение именно такое, оценить себя как воспитателя. Общение как компонент компетентности подразумевает умение находить общий язык с ребенком, сотрудничать, успешно разрешать конфликтные ситуации, отсутствие ссор, споров, выстраивать взаимодействие. Совместная деятельность (поведенческо-деятельностный компонент) включает умение создавать условия для развития ребенка (его интереса к учебным предметам, стремления к ознакомлению с окружающим миром), участвовать вместе с ним в какой-либо интересной деятельности, совместном проведении досуга (познавательных играх, викторинах, изготовлении поделок, домашнем труде), сочетание любви и требовательности к ребенку, любви и строгости, любви и контроля [4].

Родитель должен понимать, если возникают затруднения в решении проблем воспитания и обучения ребенка, то можно обратиться за помощью к педагогам школы, к таким специалистам, как психологи, логопеды, медицинские работники, социальный работник. Для педагогов, так же как и для родителей является важным достижение школьниками результата. Поэтому формирование педагогической компетентности родителей является одной из главных задач коррекционной школы. В связи с этим определены направления деятельности школы в работе с родителями, охватывающие все компоненты компетентности:

– формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребёнка с интеллектуальными нарушениями (когнитивный, мотивационный);

– осуществлять совместную с педагогами и воспитателями работу по всестороннему развитию детей (поведенческо-деятельностный, поведенческо-коммуникативный);

– распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности в рамках развития ребенка с интеллектуальными нарушениями, знакомить с приёмами и методами корректирующего воздействия в обучении и воспитании (когнитивный);

– изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, учитывать особенности семейного воспитания при организации совместной деятельности школы и семьи (рефлексивный, когнитивный).

Поэтому перед нами, педагогами, с целью овладения родителями компетентностью в воспитании и образовании детей с интеллектуальными нарушениями, встала проблема поиска новых условий и новых нетрадиционных форм работы с семьёй. К основным условиям эффективного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс мы отнесли:

– создание в школе доверия, взаимопонимания эмоционально-комфортного климата;

– использование принципов сотрудничества, диалога, взаимообогащения.

Значительное место в работе с родителями занимают коллективные формы, к которым относятся все виды родительских собраний (общешкольные, классные собрания, собрания по параллелям, собрания для родителей детей «с нарушением в поведении», тематические родительские собрания), круглые столы, всеобучи. К участию в них привлекаются логопед, психолог, медицинский работник, использующие разнообразные виды взаимодействия с родителями (сообщения, беседы, дискуссии). Они знакомят родителей с задачами и содержанием работы по различным направлениям воспитания и обучения детей, делая это в доступной и понятной форме. Педагоги сообщают родителям о результативности обучения. Характеризуя эффективность работы с детьми, педагоги и специалисты показывают возможности детей, их продвижение в обучении, зону ближайшего развития. Значительно повышают эффективность работы по формированию компетентности родителей, расширению знаний об особенностях детского возраста мультимедийные презентации, которые способствуют созданию единого информационного пространства. К родительским собраниям приурочиваются выставки детских работ, поделок, доступной литературы по вопросам воспитания и обучения детей.

Особая роль в формирования компетентности родителей отводится индивидуальным занятиям, консультациям, одни из которых имеет целью ознакомление родителей с особенностями возрастного и личностного развития детей с особыми образовательными потребностями, влиянием первичного дефекта на общее психофизическое развитие, появлением вторичных отклонений в развитии. Другие, направлены на ознакомление с методикой преподавания. Педагоги проводят обучение родителей адекватным формам взаимодействия с их ребёнком с использованием игровых коррекционно-развивающих методов и приёмов. Родители имеют возможность перенять опыт работы педагогов по использованию приёмов активизации и удержания внимания детей, предупреждения их утомления, применения полученных знаний и умений в собственной продуктивной и речевой деятельности детей. В содержание таких консультаций также могут входить профессиональные советы и рекомендации по вопросам организации развивающих занятий в домашних условиях, закреплению и автоматизации умений и навыков по различным направлениям работы.

В школе организуются также Дни открытых дверей, которые можно отнести к комплексным формам. Родители участвуют в педагогических лекториях, знакомятся с выступлениями приглашенных специалистов, посещают уроки, наблюдают за общением детей, во время проведения режимных моментов, беседуют с педагогами, воспитателем, специалистами школы. Такие посещения позволяют родителям составить представление об обстановке в школе, стиле и методах коррекционно-педагогической работы с детьми.

Особое значение для формирования компетентности родителей имеют такие формы, в которых они могут принимать активное участие как самостоятельно, так и в совместной деятельности с ребенком. Так, инсценирование педагогических ситуаций, решить которые предлагается родителям, позволяет им самостоятельно вырабатывать пути и способы общения, установления контакта с ребенком, намечать систему работы с ним, планировать совместную деятельность.

Полезной и интересной формой работы с родителями в нашей школе является проведение праздников, вечеров-развлечений, к участию в которых приглашаются сами родители. Видя результаты стараний своего ребёнка, зная, чем занят ребёнок в течение дня, получая советы, рекомендации родители проникаются доверием к педагогам и легче идут на контакт. У многих из них возникает интерес к процессу воспитания и развития индивидуальности своего ребёнка, желание совершенствовать свои психолого-педагогические знания и умения. Родители активно включаются в любую деятельность школы, оказывают помощь педагогам, например, в изготовлении пособий, совместных поделок с детьми, участвуют в подготовке и проведению различных мероприятий. В школе широко распространена работа педагогов по оформлению информационных стендов, уголков для родителей. В уголках для родителей содержится полезная информация по вопросам организации воспитания и обучения детей, педагогические рекомендации по различным направлениям воспитания и обучения, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, сенсорному воспитанию, развитию эмоционально-волевой сферы, подготовке к школе в условиях семьи.

Таким образом, взаимопонимание педагогов и родителей, совместное участие и активность в проведении развивающей и коррекционной работы способствуют повышению уровня педагогической компетентности родителей, формированию у них положительных форм взаимодействия с ребёнком, активной позиции по отношению к его воспитанию в семье. Эффективность системы комплексной психолого-педагогической помощи семье, находит подтверждение в том, что родители, взаимодействующие с педагогами и специалистами школы, обретают уверенность в своих силах, проявляют творческую активность и направляют её в продуктивное взаимодействие со своим ребёнком. Нет числа успехам, которых дети достигают изо дня в день, поэтому педагоги не жалеют времени на признание как можно большего их количества, оценивают успехи вместе с родителями, анализируют, что получилось, а что нет. Только тогда родитель станет для своего ребенка другом, помощником, надежным плечом, только когда рядом понимающие родители, дети становятся успешными.

 

Список используемой литературы

1. Закрепина, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4.

2. Овчарова, Р.В. Психология родительства. – М.: «Академия», 2005. – 234 с.

3. Половинкина, О.Б. Педагогическая поддержка семьи в процессе комплексной реабилитации ребенка с органическим поражением центральной нервной системы // Дефектология. – 2005. - №1.

4. Павлова, Н.Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы

В статье представлен опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию, диагностические материалы, методы работы, результативность...

Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

«Психолого-педагогические основы профилактики зависимостей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

На сегодняшний день проблема зависимого поведения среди несовершеннолетних является одной из самых приоритетных. Поговорим об этом...

Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...

Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Уроки нравственности» (1 – 4 класс)

Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  «Уроки нравственности» (1 – 4 класс). Цель программы: воспитани...

Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности.

В данной статье рассмотрены вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программы внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использован...

Воспитание положительных личностных качеств у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через трудовую деятельность

Важную роль в формировании личности ребенка с ОВЗ играет труд. А.С. Макаренко утверждал: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе тру...