«Психолого-педагогические основы профилактики зависимостей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
материал

Адышкина Валентина Степановна

На сегодняшний день проблема зависимого поведения среди несовершеннолетних является одной из самых приоритетных. Поговорим об этом

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогические основы профилактики зависимостей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

На сегодняшний день проблема зависимого поведения среди несовершеннолетних является одной из самых приоритетных. Со стремительным развитием и распространением средств массовой информации, интернет-рекламы несовершеннолетние члены общества подвергаются влиянию со стороны, чаще неблагоприятному, что приводит к отклонениям в поведении. Выходя в просторы интернета, нередко становишься невольным зрителем рекламных роликов, содержащих пропаганду алкогольных напитков, табачной продукции, игровых порталов и так далее, что, так или иначе, откладывает отпечаток на детскую, еще до конца несформировавшуюся психику несовершеннолетних. Особенно незащищенным слоем населения, от внешнего нежелательного влияния, является ребенок с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), психологические особенности которого отличаются внушаемостью. Поэтому проблема психологической профилактики зависимостей у детей с УО (интеллектуальными нарушениями) является актуальной.

Умственная отсталость, по определению С.Я. Рубинштейн представляет стойкое нарушение познавательной деятельности (памяти, восприятия, внимания, мышления)., возникающее вследствие органического поражения головного мозга, характеризуется недоразвитием всех психических функций. [2].

Э. Сеген в своих научных трудах отмечал, что для того, чтобы чем-то или кем-то увлечь ребенка с УО, необходимо добавить элемент, удовлетворяющий какую-либо его потребность. Следовательно, ребенок с УО (интеллектуальными нарушениями), является более подверженным к зависимостям, которые приносят удовольствие и не требуют применения усилий. Это значит к аддитивному поведению. Аддитивное поведение – это социально-пассивная форма девиантного или отклоняющегося поведения. В переводе с английского «addiction» - склонность, пагубная привычка. В зарубежной литературе под аддиктивным поведением прежде всего понимается физиологическая и психологическая зависимость человека от некоего непреодолимого влечения. В отечественной литературе данный вид девиантного поведения чаще означает, что болезнь еще не сформировалась, а имеет место нарушения поведения, в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости.

Итак, Дети и подростки с УО , в особенностях своего поведения, личностного развития часто имеют такие характеристики как - несколько враждебны по отношению к сверстникам, подвижны, внимание неустойчиво, повышено отвлекаемы, эмоциональные реакции живые, аффективно возбудимы, коммуникативные навыки сформированы недостаточно, обращенную речь понимают в границах бытовой ситуации; у детей и подростков наблюдается несформированное отрицательное отношение к чрезмерному пребыванию в интернете, использования мобильных телефонов и т.д, отсутствие знаний о влиянии чрезмерного увлечения Интернетом, компьютерными играми на организм человека; отсутствие способности логически проследить, к каким последствиям может привести данное зависимое поведение. Все это делает данную категорию воспитанников группой повышенного риска в отношении аддитивного поведения.

Как отмечает И.С. Кон, несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие.

Причины возникновения (отклоняющегося) аддиктивного поведения могут быть различными, однако, выделяется несколько научных точек зрения по данному вопросу. Социокультурная точка зрения предполагает, что к аддиктивному поведению в большей степени склоны люди, которые живут в сложных социально-экономических условиях. Данная теория не исключает и предположение о том, что ребенок, воспитывающийся в семье, в которой, например, употребление спиртных напитков одобряется, более склонен к алкоголизму.

В последнее время в нашей стране возросло количество социально неблагополучных семей. К ним можно отнести семьи с ограниченными социальными ресурсами, с нарушенной структурой, с аддитивным поведением, педагогически некомпетентные. Такие семьи, относящиеся к группе риска, не способны выполнять свои основные функции, что существенно влияет на социализацию и целостное развитие ребенка. Неблагополучная семья такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети»; [5].

Для этой группы семей характерны двойные стандарты в общении, отрицание явных проблем, культивирование иллюзий, отсутствие помощи со стороны родителей, вследствие чего ребёнок привыкает лгать и недоговаривать, становится подозрительным и злым.

Дети в таких семьях испытывают сильный дефицит положительных эмоций, родительской поддержки и участия. Обращение с ребёнком часто жестокое, семейные роли устойчивые, родители авторитарные, общение сопровождается частыми конфликтами, полностью отсутствует определённость, не выполняются обещания. Отсутствуют определённые границы личностей, личное пространство. Возможны случаи сексуального насилия. Дети в таких семьях вынуждены рано взрослеть [5].

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей, равнодушие к людям, лицемерие, нечестность, тунеядство, грубость, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи, алкоголизм создают ту неблагоприятную среду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости наших подростков. В возникновении аддитивного поведения имеют значение личностные особенности, подростка и характер воздействия среды на него. Установкой подростка: аддикта становится стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой, вне зависимости от последствий, которые могут быть неблагоприятными и даже опасными. Образ жизни взрослого аддикта рассматривается как прямая противоположность тому, что принято называть «здоровым образом ЖИЗНИ»[1].

У детей с УО (нарушениями интеллекта) при неблагоприятных условиях жизни и неадекватных условиях воспитания и обучения могут возникнуть «социальные вывихи», то есть нарушения поведения (Л.С. Выготский).

Биологическая точка зрения рассматривает данную проблему через генетическую предрасположенность и биохимические процессы. Теорией генетической предрасположенности является предположение о том, что, если родители страдали алкогольной зависимостью, то их ребенок унаследует склонность к рассматриваемой зависимости, которая может активизироваться при неблагоприятных жизненных обстоятельствах.

Пример тому, мои воспитанницы. С первых моментов, в общении выскакивают нецензурные слова, выясняется, отрицательное отношение к санитарно-гигиеническим навыкам, неумение и нехотение выполнять их. Далее выясняется, что они не умеют убирать за собой, привыкшие все бросать где попало. Сталкиваемся с воровством, ложью, грубостью, наглостью, лицемерием, тунеядством и многими другими отрицательными качествами, с которыми нам придется «бороться». Одна воспитанница стоит на учете (токсикомания). Ведется борьба против курения. Настя не может отказаться от любых негативных предложений, наиболее подвержена влиянию, развития аддиктивного поведения.

Так как умственно отсталые дети очень внушаемы и после выпуска, многие из них будут посещать свои семья, то большая часть могут вернуться и возвращаются в круги свои.

 С целью психологической профилактики зависимостей среди учащихся с умственной отсталостью проводится ряд мероприятий, позволяющих предупредить возникновение аддиктивного поведения воспитанниц.

Для Насти был составлен индивидуальный план работы, записана на кружки, посещает спортивную секцию, задействована в различных мероприятиях-групповых, общешкольных, в конкурсах рисунков, спортивных мероприятиях. Стараемся включать ее во все мероприятия, проходящих в нашей школе. Стараемся занять её, её мысли.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Для эффективной профилактики аддиктивного поведения крайне важно раннее её начало. Поэтому , значительное внимание уделяется первичной профилактике — предупреждению возникновения зависимого поведения. Она включает следующие этапы:

  1. Выявление склонностей к аддиктивному поведению (методики диагностики: «Опросник определения типов темперамента» Я. Стреляу, тест («Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевича).

Составляется индивидуальный план работы  на воспитанницу.

  1. В форме внеклассных мероприятий (бесед, презентаций, игровых упражнений, экскурсий) проводится профилактика возникновения зависимого поведения с помощью наглядных пособий, видеороликов (на сайте Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в разделе родителям и детям, есть очень много полезных видео, советов и рекомендаций). Исправление негативных привычек и взглядов, формирование конструктивного подхода к жизненным трудностям, прививание навыка работы над собой, эффективного общения. Используем разные способы педагогического воздействия (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации,поощрение, наказание, пример для подражания,разнообразные словесные методы)
  2. Далее коррекция выявленной предрасположенности у учащихся к аддиктивному поведению. (Занятия у психолога, на кружках, секциях)

Таким образом, раннее выявление склонностей воспитанниц и своевременная коррекционная и профилактическая работа,позволяет предупредить аддиктивное поведение.

В век цифровых технологий и большого количества доступной информации наши воспитанницы зачастую не умеют ценить теплоту человеческих отношений, сострадать, помогать ближнему, заботиться о процветании своей страны и хранить ее традиции.

Вся работа ведется ежедневно, информируя детей о вредных привычках, сексуальном поведении, методиках борьбы со стрессом, технологиях общения.

Мы стараемся научить их любить, прививаем у них нравственные качества, вырабатываем общепринятые нормы поведения, формируем позитивные жизненные ценности, включая ценности здорового образа жизни, ответственности за свое поведение.

Мы должны не забывать что, тяжелая интеллектуальная недостаточность, личностная незрелость детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и, связанные с ними, некритичность, внушаемость, податливость могут в неблагоприятных условиях привести к очень плохим результатам. От чего мы их оградить все равно не сможем,  не в наших силах.

Список литературы

1.       Егоров А. Ю. Нехимические аддикции / А.Ю. Егоров // Аддиктология. – 2005. – № 1. – С. 65–77.

2.       Зеркина Е.В., Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к превенции девиантного поведения школьников в сфере информационно-коммуникативных технологий : монография /Е.В. Зеркина, Г.Н. Чусавитина. – Магнитогорск, 2008 – 185 с.

3. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков: клиника, диагностика, профилактика / под. ред. В.Л. Малыгина. – М. : Мнемозина, 2010. – 136 с.

  1.  Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — М., 2001.

432 с.

  1. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. —2  е изд., перераб. и доп. — М: Просвещение, 1979. 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Социальная адаптация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуального развития».

Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. У детей с интеллектуальными н...

Коррекция навыка чтения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В материале представлены формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), корригирующие навык чтения....

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

«Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

  Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса....