Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Басова Анна Ивановна

Пояснительная записка

Цель коррекционной работы

Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии. 

Задачи коррекционной работы:

― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педа­го­ги­че­с­кой помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей пси­хо­физического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

― организация ин­ди­ви­ду­аль­ных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических осо­бе­нностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);

― реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной от­с­та­ло­стью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, со­ци­аль­ным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обу­че­ни­ем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiya_programma.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГОСУДАРСТВЕННОЕКАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №79

Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

На 2016-2017 учебный год

Автор: педагог-психолог Басова А.И.

педагог-психолог Поднебесных Е.Л.

Москва 2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Цель коррекционной работы

Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.  

Задачи коррекционной работы:

― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

― организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);

 реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип СИСТЕМНОСТИ - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. 

Принцип НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ВСЕМ ПРОТЯЖЕНИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ В ИХ ЛИЧНОСТИ.

Принцип ВАРИАТИВНОСТИ предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

 Организация коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) или описание места в учебном плане.

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:

― в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);

― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Характеристика основных направлений коррекционной работы

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

― психолого-педагогический эксперимент,

― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

― беседы с учащимися, учителями и родителями,

― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

― составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),

― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,

― организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

― разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

― организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

― занятия индивидуальные и групповые,

― игры, упражнения, этюды,

― психокоррекционные методики и технологии,

― беседы с учащимися,

― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

 Консультативная работа включает:

― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,

― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг,

анкетирование педагогов, родителей,

разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями),  и др.

Информационно-просветительская работа включает:

― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

― оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,

― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Профилактическая и организационно-методическая работа.

- Обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных кризисных осложнений в психическом развитии; Своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;

 • Разработка и внедрение развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

 • Контроль за соблюдением психогигиенических условий обучения и развития детей в ОУ и семье;

 • Выступления на методических объединениях, педагогических советах, родительских собраниях, подготовка печатных материалов, оформление информационного стенда. •Повышение квалификации.

Основные направления коррекционной работы:

Адаптация.

 Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.

 Развитие основных мыслительных операций:- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

 Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и

событиями).

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.

 Развитие речи.

 Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

 Развитие межполушарного взаимодействия.

Структура программы

Программа разделена на четыре этапа, взаимоинтегрированных друг в друга:

1. Развитие когнитивной сферы: внимание

2. Развитие когнитивной сферы: память

3. Развитие когнитивной сферы: мышление

4. Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: формирование позитивной «Я – концепции», самопознание своих ресурсов, минимизация личностной тревожности.

Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы входная и итоговая – 2 ч. Диагностика проводится на основе диагностического комплекта Н.Я. Семаго, М.М.Семаго, диагностики умственного развития Э.Ф. Замбавичане, Шипицыной Л.М.

Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 45-60 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание коррекционного курса

Автор

Наименование

Цель программы

Диагностика

1

«Эффектон Студио»

Комплекс компьютерных психодиагностических и коррекционных методик

Диагностика

2

Наглядное пособие Забрамная С.Д.

Психолого-педагогическая диагностика

Диагностика

Адаптация

3

Автор: М.А. Панфилова

Адаптационные занятия «Лесная школа» коррекционные сказки по адаптации (1класс)

Адаптация к условиям школьной жизни.

4

Авторы: М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова

Психологической поддержки «Подросток и его психосоциальная компетентность»;

(8-9 класс)

Адаптация к условиям социума.

5

Автор: Т.В. Азарова «Взаимодействие»

 «Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей к школе»

Адаптация к условиям школьной жизни.

6

Авторы: М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова

«Школа пятиклассника»

 (5 класс)

Адаптация к старшей школе

Коррекция и развития ВПФ

7

Автор: С.В. Кривцова

Жизненные навыки

 «Уроки психологии

 в 1 классе»

 Развитие эмоционального интеллекта.

8

Автор: О.В. Бланк

Коррекционные занятия для младших школьников с элементами сказкотерапии и арт - терапии

Повышение самооценки, снижение конфликтов в коллективе, умение выстраивать взаимоотношения с другими.

9

 Составитель: педагог-психолог Иванова Е.М.

Программа по психокоррекции

«Уха из леща»

Коррекция когнитивных процессов.

10

Авторы: М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова

Программа занятий по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности.

Развитие творческого мышления.

11

Авторы: М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова

Психолого-педагогическая программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы;

(6-7) класс

Умение ориентироваться в учебной среде и коллективе.

12

Авторы: Э.Я. Удалова,

Л.А. Метиева

«Коррекция психомоторики и сенсорных процессов»

для учащихся 1- 4 классов

Оптимизация психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество

13

Составитель: педагог-психолог Иванова Е.М.

«Программа по психокоррекции»

.      

Активизация всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

Просвещение

14

Авторы: Е.М. Таболова

 Е.В. Страмнова

Программа социально-психологического развития детей и подростков

 «Будь Здоров»

Здоровьесбережение

15

Авторы: В.В. Дец,

И.А. Пивнюк

 «Так просто быть культурным»

Повышение уровня воспитанности детей через освоение правил этики, развитие нравственных и морально – этических качеств личности.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы

16

Автор: Е.П. Кошелева

Программа развития навыков социального взаимодействия

 «Мир конфликта»

Формирование социальной компетентности.

17

Автор: Е.П. Кошелева

Программа развития навыков социального взаимодействия

 «Психосоциальное развитие детей и подростков»

Социально- психологические умение (регуляция эмоций, совместная работа, конструктивное общение, разрешение конфликтной ситуации).

18

Авторы: И.В. Вачков,

 А.Х. Попова «Взаимодействие»

Программа по развитию самосознания и рефлексивных способностей «Психологическая азбука»

Развитие личности, самосознания и рефлексивных способностей.

19

Автор: Н.В. Пилипко

Развивающие занятия

«Приглашение в мир общения» (2-4класс)

Умение ориентироваться в сложном мире взаимоотношений людей.

20

Составитель: Л.С. Ямковая «Взаимодействие»

Программа по коррекции поведения

Поддержка мотивации к познанию самого себя, коррекция поведения.

Профессиональная ориентация

21

Автор: Н.В. Пилипко

Программа по коррекции социальных и коммуникативных умений

«Среди людей»

Формирование навыков и умений общаться в коллективе.

22

Авторы: Е.В. Страмнова, Е.Г. Черномаз

Программа социально-психологического развития детей и подростков

«Словарь профессий»

Профессиональное просвещение.

23

Авторы: Н.Л. Маленкова, К.А. Коррильо Линд

Программа профориентационного цикла

для воспитанников

4-5 классов

«Азбука профессий»

Знакомство с миром профессий.

Профилактика

24

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Практик»

«Учимся толерантности»

Формирование социальной компетентности.

25

Автор: М.А. Зайцева  «Взаимодействие»

Программа психологической помощи педагогам по профилактике эмоционального, профессионального выгорания

Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.

26

Автор: О.Л. Щулькина «Взаимодействие»

Профилактика эмоционального выгорания воспитателей

Профилактика эмоционального выгорания

27

Авторы: М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова

Развивающих занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации;

(4-7класс)

Повышение самооценки, снижение значимости неудачных поступков и действий, снижение значимости травмирующего фактора.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося;
  • положительная динамика развития когнитивной сферы;
  • отсутствие отрицательной  динамики психофизического развития  учащегося    с умственной отсталостью;
  • эффективное социальное взаимодействие учащегося с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных мероприятиях, толерантном отношении друг к другу.

Средства контроля программы

В целях отслеживания  результатов работы, с учащимися проводится комплексная  диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из  3-х  этапов – первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований  отмечаются в «Индивидуальных дневниках сопровождения».

Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком  и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении.

Эффективная динамика развития детей с умственной отсталостью  намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)

Основные цели и задачи коррекционного обучения:1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.2.Формирование представлений о се...

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего  образования учащихся  с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.4)...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа предмета «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класс

Содержание рабочей программы по математике соответствует требованиям адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» и следующих нормативных докумен...

МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

В статье представлен опыт работы по организации сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями тьютором....

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

В статье представлен опыт работы по организации сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями тьютором....