Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Пояснительная записка
Цель коррекционной работы
Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.
Задачи коррекционной работы:
― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
― организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
― реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiya_programma.docx | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕКАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №79
Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
На 2016-2017 учебный год
Автор: педагог-психолог Басова А.И.
педагог-психолог Поднебесных Е.Л.
Москва 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Цель коррекционной работы
Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.
Задачи коррекционной работы:
― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
― организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
― реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип СИСТЕМНОСТИ - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ВСЕМ ПРОТЯЖЕНИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ В ИХ ЛИЧНОСТИ.
Принцип ВАРИАТИВНОСТИ предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Организация коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) или описание места в учебном плане.
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:
― в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Характеристика основных направлений коррекционной работы
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
― психолого-педагогический эксперимент,
― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
― беседы с учащимися, учителями и родителями,
― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
― составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),
― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
― организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,
― разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
― организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
― занятия индивидуальные и групповые,
― игры, упражнения, этюды,
― психокоррекционные методики и технологии,
― беседы с учащимися,
― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг,
анкетирование педагогов, родителей,
разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Профилактическая и организационно-методическая работа.
- Обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных кризисных осложнений в психическом развитии; Своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;
• Разработка и внедрение развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
• Контроль за соблюдением психогигиенических условий обучения и развития детей в ОУ и семье;
• Выступления на методических объединениях, педагогических советах, родительских собраниях, подготовка печатных материалов, оформление информационного стенда. •Повышение квалификации.
Основные направления коррекционной работы:
Адаптация.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).
Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.
Развитие основных мыслительных операций:- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и
событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
Развитие речи.
Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Развитие межполушарного взаимодействия.
Структура программы
Программа разделена на четыре этапа, взаимоинтегрированных друг в друга:
1. Развитие когнитивной сферы: внимание
2. Развитие когнитивной сферы: память
3. Развитие когнитивной сферы: мышление
4. Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: формирование позитивной «Я – концепции», самопознание своих ресурсов, минимизация личностной тревожности.
Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы входная и итоговая – 2 ч. Диагностика проводится на основе диагностического комплекта Н.Я. Семаго, М.М.Семаго, диагностики умственного развития Э.Ф. Замбавичане, Шипицыной Л.М.
Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 45-60 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Содержание коррекционного курса
№ | Автор | Наименование | Цель программы |
Диагностика | |||
1 | «Эффектон Студио» | Комплекс компьютерных психодиагностических и коррекционных методик | Диагностика |
2 | Наглядное пособие Забрамная С.Д. | Психолого-педагогическая диагностика | Диагностика |
Адаптация | |||
3 | Автор: М.А. Панфилова | Адаптационные занятия «Лесная школа» коррекционные сказки по адаптации (1класс) | Адаптация к условиям школьной жизни. |
4 | Авторы: М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова | Психологической поддержки «Подросток и его психосоциальная компетентность»; (8-9 класс) | Адаптация к условиям социума. |
5 | Автор: Т.В. Азарова «Взаимодействие» | «Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей к школе» | Адаптация к условиям школьной жизни. |
6 | Авторы: М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова | «Школа пятиклассника» (5 класс) | Адаптация к старшей школе |
Коррекция и развития ВПФ | |||
7 | Автор: С.В. Кривцова | Жизненные навыки «Уроки психологии в 1 классе» | Развитие эмоционального интеллекта. |
8 | Автор: О.В. Бланк | Коррекционные занятия для младших школьников с элементами сказкотерапии и арт - терапии | Повышение самооценки, снижение конфликтов в коллективе, умение выстраивать взаимоотношения с другими. |
9 | Составитель: педагог-психолог Иванова Е.М. | Программа по психокоррекции «Уха из леща» | Коррекция когнитивных процессов. |
10 | Авторы: М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова | Программа занятий по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности. | Развитие творческого мышления. |
11 | Авторы: М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова | Психолого-педагогическая программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы; (6-7) класс | Умение ориентироваться в учебной среде и коллективе. |
12 | Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева | «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1- 4 классов | Оптимизация психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество |
13 | Составитель: педагог-психолог Иванова Е.М. | «Программа по психокоррекции» | . Активизация всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств. |
Просвещение | |||
14 | Авторы: Е.М. Таболова Е.В. Страмнова | Программа социально-психологического развития детей и подростков «Будь Здоров» | Здоровьесбережение |
15 | Авторы: В.В. Дец, И.А. Пивнюк | «Так просто быть культурным» | Повышение уровня воспитанности детей через освоение правил этики, развитие нравственных и морально – этических качеств личности. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы | |||
16 | Автор: Е.П. Кошелева | Программа развития навыков социального взаимодействия «Мир конфликта» | Формирование социальной компетентности. |
17 | Автор: Е.П. Кошелева | Программа развития навыков социального взаимодействия «Психосоциальное развитие детей и подростков» | Социально- психологические умение (регуляция эмоций, совместная работа, конструктивное общение, разрешение конфликтной ситуации). |
18 | Авторы: И.В. Вачков, А.Х. Попова «Взаимодействие» | Программа по развитию самосознания и рефлексивных способностей «Психологическая азбука» | Развитие личности, самосознания и рефлексивных способностей. |
19 | Автор: Н.В. Пилипко | Развивающие занятия «Приглашение в мир общения» (2-4класс) | Умение ориентироваться в сложном мире взаимоотношений людей. |
20 | Составитель: Л.С. Ямковая «Взаимодействие» | Программа по коррекции поведения | Поддержка мотивации к познанию самого себя, коррекция поведения. |
Профессиональная ориентация | |||
21 | Автор: Н.В. Пилипко | Программа по коррекции социальных и коммуникативных умений «Среди людей» | Формирование навыков и умений общаться в коллективе. |
22 | Авторы: Е.В. Страмнова, Е.Г. Черномаз | Программа социально-психологического развития детей и подростков «Словарь профессий» | Профессиональное просвещение. |
23 | Авторы: Н.Л. Маленкова, К.А. Коррильо Линд | Программа профориентационного цикла для воспитанников 4-5 классов «Азбука профессий» | Знакомство с миром профессий. |
Профилактика | |||
24 | Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Практик» | «Учимся толерантности» | Формирование социальной компетентности. |
25 | Автор: М.А. Зайцева «Взаимодействие» | Программа психологической помощи педагогам по профилактике эмоционального, профессионального выгорания | Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения. |
26 | Автор: О.Л. Щулькина «Взаимодействие» | Профилактика эмоционального выгорания воспитателей | Профилактика эмоционального выгорания |
27 | Авторы: М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова | Развивающих занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации; (4-7класс) | Повышение самооценки, снижение значимости неудачных поступков и действий, снижение значимости травмирующего фактора. |
Ожидаемые результаты реализации программы
- положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося;
- положительная динамика развития когнитивной сферы;
- отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащегося с умственной отсталостью;
- эффективное социальное взаимодействие учащегося с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных мероприятиях, толерантном отношении друг к другу.
Средства контроля программы
В целях отслеживания результатов работы, с учащимися проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Индивидуальных дневниках сопровождения».
Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.
Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении.
Эффективная динамика развития детей с умственной отсталостью намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)
Основные цели и задачи коррекционного обучения:1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.2.Формирование представлений о се...
Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...
Адаптированная рабочая образовательная программа по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант
учебные программы...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.4)...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа предмета «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класс
Содержание рабочей программы по математике соответствует требованиям адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» и следующих нормативных докумен...
МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
В статье представлен опыт работы по организации сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями тьютором....
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
В статье представлен опыт работы по организации сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями тьютором....