Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности.
статья (4 класс)
В данной статье рассмотрены вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программы внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием материалов краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 478.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности воспитания патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью на занятиях внеурочной деятельности
Ахметова Т.Г.
Ахметова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов
ГКОУ «Школа-интернат №10» , г. Городец
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается, как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. [10].
В современном мире гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным. В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность формирования основ гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества. Это необходимо для того, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком абсолютно безразличным к судьбе своей Родины, а знал и чтил ее историю, духовные традиции. Формирование нравственных и патриотических качеств личности является необходимым для успешной интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью.
Еще К.Д.Ушинский отмечал, что патриотизм выступает не только в качестве важной задачи воспитания, но и могучего педагогического средства развития личности, борьбы с вредными привычками и наклонностями. [11]. Патриотизм рассматривается В.С.Горбуновым как любовь к Родине, интегрированная социально-нравственная сущность, объединяющая весь спектр мироощущений, возникающей в процессе отношений в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности. [2].
В ГКОУ «Школа-интернат №10» обучаются и проживают дети с умственной отсталостью. При формировании гражданской позиции педагоги нашей школы сталкиваются с трудностями, обусловленными психофизическими особенностями обучающихся с умственной отсталостью. Как показывает опыт, у многих детей отсутствуют нравственные качества, чувство любви к чему-либо, опыт семейных традиций. У обучающихся с трудом формируются высшие духовные функции: совесть, чувство долга, ответственности и другие. Но благодаря правильно поставленной работе можно сформировать правильные нравственные качества у обучающихся.
Основы патриотического воспитания закладываются в начальной школе. Любовь к родине начинается с любви к родному языку, отношению к труду и любви к природе, своему родному краю, к своей малой родине.
Задача школы на занятиях внеурочной деятельности состоит в организации опыта патриотического поведения обучающихся, формирование у них соответствующих убеждений и чувств.
Для успешного формирования активной гражданской позиции необходимо: систематическое проведение тематических мероприятий на протяжении всего учебного года, тщательный отбор материала, заинтересованность обучающихся.
В начальной школе учителя работают по 4 программам внеурочной деятельности: «Уроки для души», «Разговор о здоровье», «Школа общения», «Я и мой мир». Программы «Уроки для души» (духовно-нравственное направление) и «Я и мой мир» (социальное направление) наиболее успешно решают задачи патриотического воспитания.
Основные задачи этих программ заключаются в воспитании у обучающихся любви к своей малой родине и своей стране, через изучение её истории, культуры и традиций народа; приобщении к боевым и трудовым традициям народа, Российской Армии; в разъяснении истоков героизма людей в годы войны; в воспитании уважения к подвигу защитников Отечества и стремления подражать им.
По мнению В.В.Воронковой, Г.М.Дульнева, Т.М.Лифановой, К.Г.Муратовой, Л.В.Петровой, Т.И.Пороцкой, З.В.Свиридовой, А.Н.Граборова и других, одним из важнейших средств для формирования патриотических чувств у обучающихся с умственной отсталостью является краеведческий материал.
Траектория работы по гражданско-патриотическому воспитания представлена следующими направлениями:
1.Воспитание на традициях школы:
- включение детей в организацию творческих выставок и праздников краеведческой направленности;
- инсценировки, живые примеры.
2. Осуществление гражданско – патриотического воспитания через:
- включение в содержание программ внеурочной деятельностибесед, деловых и сюжетно- ролевых игр, краеведческих праздников;
- экскурсий по городу и улицам;
- экскурсий в городские музеи;
- взаимодействия с городской библиотекой в проведении мероприятий;
- организацию конкурсов рисунков;
- встреч с ветеранами педагогического труда школы;
- волонтерской работы (шефство над ветеранами)
Необходимо делать упор на положительное, исключить назидательность, однообразие, скуку.
В силу психофизических особенностей обучающиеся будут знать название страны, ее географию, природу, символику, имена тех, кто прославил нашу родину, если все это будет вызывать заинтересованность у обучающихся, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных для обучающихся с умственной отсталостью.
Литература.
1.Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя -М.: Эксмо, 2008.
2. Горбунов В. С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход // Воспитание школьников. 2010. № 1. С. 1-5.
3. Рудзинская Т.Ф., Мещерякова И.Ю. «Педагогика патриотизма»: психологическая ретроспектива // Образование в современном мире: сборник научных статей. Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета, под ред. проф. Ю. Г. Голуба. Саратов, 2016. С. 83-86.
4.Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников//Воспитание школьников -2015.-№7.
5.Малофеев Н.Н., Никольская О.С.,Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция ФГОС для детей с ОВЗ. Основные положения//Дефектология- 2010.-№1.
6.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника-М.: Просвещение,1986.
7.Тивикова С.К. Воспитание гражданственности у младших школьников//Практика школьного воспитания – 2015.-№1.
8. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы // Учитель. 2009.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(приказ № 1599 Министерства образования и науки РФ от 19декабря2014 г.)
10. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей / Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В. - М.: АРКТИ, 2005. – 312с
11. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974. Т. 2. С. 157-160.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы
В статье представлен опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию, диагностические материалы, методы работы, результативность...
Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности
В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...
Особенности обучения математике младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Одно из направлений подготовки особенных детей к самостоятельной жизни – обучение математике. Всё обучение математике начинается с детского сада и не заканчивается никогда. В УМК дан матер...
Воспитание положительных личностных качеств у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через трудовую деятельность
Важную роль в формировании личности ребенка с ОВЗ играет труд. А.С. Макаренко утверждал: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе тру...
Мастер-класс Тема: «Развитие познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по средствам применения элементов квест-технологии»
Сценарий мастер-класса...
Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.
Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....