Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности.
статья (4 класс)

Ахметова Татьяна Геннадьевна

В данной статье рассмотрены вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программы внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием материалов краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx478.81 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитания патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью на занятиях внеурочной деятельности

Ахметова Т.Г.

Ахметова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов

ГКОУ «Школа-интернат №10» , г. Городец

 В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается, как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. [10].

В современном мире гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным. В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность формирования основ гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества. Это необходимо для того, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком абсолютно безразличным к судьбе своей Родины, а знал и чтил ее историю, духовные традиции. Формирование нравственных и патриотических качеств личности является необходимым для успешной интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью.

Еще К.Д.Ушинский отмечал, что патриотизм выступает не только в качестве важной задачи воспитания, но и могучего педагогического средства развития личности, борьбы с вредными привычками и наклонностями. [11]. Патриотизм рассматривается В.С.Горбуновым как любовь к Родине, интегрированная социально-нравственная сущность, объединяющая весь спектр мироощущений, возникающей в процессе отношений в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности. [2].

В ГКОУ «Школа-интернат №10» обучаются и проживают дети с умственной отсталостью. При формировании гражданской позиции педагоги нашей школы сталкиваются с трудностями, обусловленными психофизическими особенностями обучающихся с умственной отсталостью. Как показывает опыт, у многих детей отсутствуют нравственные качества, чувство любви к чему-либо, опыт семейных традиций. У обучающихся с трудом формируются высшие духовные функции: совесть, чувство долга, ответственности и другие. Но благодаря правильно поставленной работе можно сформировать правильные нравственные качества у обучающихся.

Основы патриотического воспитания закладываются в начальной школе. Любовь к родине начинается с любви к родному языку, отношению к труду и любви к природе, своему родному краю, к своей малой родине.

Задача школы на занятиях внеурочной деятельности состоит в организации опыта патриотического поведения обучающихся, формирование у них соответствующих убеждений и чувств.

Для успешного формирования активной гражданской позиции необходимо: систематическое проведение тематических мероприятий на протяжении всего учебного года, тщательный отбор материала, заинтересованность обучающихся.

В начальной школе учителя работают по 4 программам внеурочной деятельности: «Уроки для души», «Разговор о здоровье», «Школа общения», «Я и мой мир». Программы «Уроки для души» (духовно-нравственное направление) и «Я и мой мир» (социальное направление) наиболее успешно решают задачи патриотического воспитания.

Основные задачи этих программ заключаются в воспитании у обучающихся любви к своей малой родине и своей стране, через изучение её истории, культуры и традиций народа; приобщении к боевым и трудовым традициям народа, Российской Армии; в разъяснении истоков героизма людей в годы войны; в воспитании уважения к подвигу защитников Отечества и стремления подражать им.

По мнению В.В.Воронковой, Г.М.Дульнева, Т.М.Лифановой, К.Г.Муратовой, Л.В.Петровой, Т.И.Пороцкой, З.В.Свиридовой, А.Н.Граборова и других, одним из важнейших средств для формирования патриотических чувств у обучающихся с умственной отсталостью является краеведческий материал.

Траектория работы по гражданско-патриотическому воспитания представлена следующими направлениями:

1.Воспитание на традициях школы:

- включение детей в организацию творческих выставок и праздников краеведческой направленности;

- инсценировки, живые примеры.

2. Осуществление гражданско – патриотического воспитания через:

-  включение в содержание программ внеурочной деятельностибесед, деловых и сюжетно- ролевых игр, краеведческих праздников;

-    экскурсий по городу и улицам;

-    экскурсий в городские музеи;

- взаимодействия с  городской библиотекой в проведении мероприятий;

-    организацию конкурсов рисунков;

-    встреч с ветеранами педагогического труда школы;

-    волонтерской работы (шефство над ветеранами)

Необходимо делать упор на положительное, исключить назидательность, однообразие, скуку.

В силу психофизических особенностей обучающиеся будут знать название страны, ее географию, природу, символику, имена тех, кто прославил нашу родину, если все это будет вызывать заинтересованность у обучающихся, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных для обучающихся с умственной отсталостью.

Литература.

1.Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя -М.: Эксмо, 2008.

2. Горбунов В. С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход // Воспитание школьников. 2010. № 1. С. 1-5.

3. Рудзинская Т.Ф., Мещерякова И.Ю. «Педагогика патриотизма»: психологическая ретроспектива // Образование в современном мире: сборник научных статей. Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета, под ред. проф. Ю. Г. Голуба. Саратов, 2016. С. 83-86.

4.Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников//Воспитание школьников -2015.-№7.

5.Малофеев Н.Н., Никольская О.С.,Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция ФГОС для детей с ОВЗ. Основные положения//Дефектология- 2010.-№1.

6.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника-М.: Просвещение,1986.

7.Тивикова С.К. Воспитание гражданственности у младших школьников//Практика школьного воспитания – 2015.-№1.

8. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы // Учитель. 2009.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(приказ № 1599 Министерства образования и науки РФ от 19декабря2014 г.)

10.  Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей / Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В. - М.: АРКТИ, 2005. – 312с

11.  Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974. Т. 2. С. 157-160.C:\Users\Татьяна\Desktop\сертификат.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы

В статье представлен опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию, диагностические материалы, методы работы, результативность...

Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...

Особенности обучения математике младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одно из направлений подготовки особенных детей к самостоятельной жизни – обучение математике. Всё обучение математике начинается с детского сада и не заканчивается никогда.  В УМК дан матер...

Воспитание положительных личностных качеств у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через трудовую деятельность

Важную роль в формировании личности ребенка с ОВЗ играет труд. А.С. Макаренко утверждал: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе тру...

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.

Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....