Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности
статья (1, 2, 3 класс)
В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием материала краеведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников с умственной отсталостью | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Афоньшина Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов МКОУ «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа – интерната VIII вида», Нижегородская область
Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности
Патриотическое воспитание в современном образовании рассматривается как одно из базовых. Под патриотическим воспитанием подразумевается воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, окружающей природе, Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. Именно образовательное учреждение должно воспитать «порядочного, патриотического» человека.
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Их формирование зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Они формируются на основе установок, мировоззрения и его опыта, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности.
Процесс формирования патриотических чувств у обучающихся с умственной отсталостью осуществляется по тем же правилам, как и у нормально развивающихся сверстников. Однако, проблема патриотического воспитания в специальном учреждении стоит более остро и обусловлена следующими факторами:
Во- первых, формирование высших духовных чувств у умственно отсталых детей происходит с опозданием. Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют процесс освоения многих понятий (Л.С.Выготский, Г.М.Дульнев, Л.С.Рубинштейн, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др).
Во - вторых, семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения, так как во многих семьях наблюдается неблагополучная обстановка, низкий уровень образования родителей.
Поэтому, основная роль в патриотическом воспитании школьников умственной отсталостью с (интеллектуальными нарушениями) принадлежит учителю. Основной целью моей работы является создание условий для формирования навыков поведения в обществе, показать важность участия их в жизни страны, родного края.
С вступлением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) появились дополнительные возможности по воспитанию личностных качеств детей. Считаю, что наибольшим воспитательным эффектом в достижении целей является внеурочная деятельность, которая ориентирована на создание условий для расширения опыта поведения, деятельности и общения, творческой самореализации личности, позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности. В нашем образовательном учреждении внеурочная деятельность осуществляется по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общекультурное.
Программы «Уроки для души», «Я и мой мир» (духовно-нравственное, социальное направления) наиболее успешно решают задачи патриотического воспитания.
Основные задачи этих программ заключаются в воспитании у обучающихся любви к своей малой родине и своей стране, через изучение её истории, культуры и традиций народа; приобщении к боевым и трудовым традициям народа, Российской Армии; в разъяснении истоков героизма людей в годы войны; в воспитании уважения к подвигу защитников Отечества и стремления подражать им.
Первоначально я провожу диагностику сформированности базовой ценности «Патриотизм», направленную на выявление представлений о своей семье и ее традициях; своей малой родине, о своей стране с помощью анкеты - опросника «Я и моя семья», «Я и моя страна». Результаты диагностики позволяют мне наметить траекторию работы по патриотическому воспитанию. Она представлена следующими направлениями:
1.Воспитание на традициях школы:
- включение детей в организацию творческих выставок и праздников краеведческой направленности;
- конкурсы патриотической песни, конкурсы чтецов.
2. Осуществление гражданско – патриотического воспитания через:
-включение в содержание программ внеурочной деятельности бесед, деловых и сюжетно- ролевых игр, краеведческих праздников; проектную деятельность;
-экскурсий по поселку и улицам;
-экскурсий в районный музей;
- взаимодействия с районной библиотекой в проведении мероприятий;
-организацию конкурсов рисунков;
-встреч с ветеранами педагогического труда школы;
- волонтерской работы (шефство над ветеранами)
Привить любовь к Родине умственно отсталым школьникам возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать. Одним из мотиваторов является гордость за свою малую родину. Её я воспитываю, знакомя школьников с культурой, народными промыслами и людьми Краснобаковского края. Обстановка в музее позволяет сформировать чувство уважения к прошлому. Натуральные предметы старины в крестьянской избе позволяют понять нелегкую жизнь в далеком прошлом.
Для изучения истории нашего поселка тесно взаимодействую с районной библиотекой. Посетив мероприятия «Сказания о Баковской старине», «Наша Родина -Россия», ребята из первоисточников узнали о происхождении названия нашего поселка, проследили как менялось его название за период истории существования. Культуру и традиции родного края ребята узнают через организацию праздников, музыкально – литературных композиций, которые являются итоговыми при изучении темы «Любимый поселок», «Родина – Россия» по программе «Я и мой мир». Так, с ребятами проведены мероприятия «Люблю тебя, мой край родной!», «Одна у человека родная мать- одна у него и родина», «Россия – Родина моя».
Воспитать в детях свое причастие к Великому Русскому народу позволяет проведение с детьми древнейших народных праздников: Масленица, Крещение, Пасха.
Очень часто использую в своей работе приемы театрализации. В этом мне помогает устное народное творчество – богатый источник воспитания нравственных ценностей. В качестве материала выступают русские народные сказки, которые знакомят с правилами поведения в обществе, нормами морали. Своеобразный язык сказок зарождает в детях чувство Родины.
Воспитание патриотизма осуществляю через экологическое воспитание. Ребята не только участвуют в общешкольных экологических акциях по очистке территории школы, посадке деревьев, но и реализуют социальные проекты. Одним из них является проект «Кормушка».
Патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды и прадеды. Особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию уважения к подвигу защитников Отечества. И снова включаю ребят проектную деятельность, так как проектирование обостряет внимание ребят к историческому прошлому, вырабатывает твердые убеждения. Ежегодно ребята реализуют социальный проект «Подарок ветерану». Выбор темы проекта «Герои Советского Союза – краснобаковцы» подсказали экскурсии к памятникам нашим землякам. Работа началась с изучения материалов в районной библиотеке, экскурсии по улицам, которые названы в честь героев. На основе полученных сведений мы оформили альбом и передали его в школьный музей. В рамках проекта «Улицы нашего поселка», ребята собрали информацию о самых первых улицах поселка, улицах, на которых жили Герои Советского Союза- наши земляки и оформили буклет.
Волонтерская работа - продолжение работы по приобщению детей к уважению старшего поколения, воспитанию трудолюбия, ответственности. Ребята проявляют заботу о ветеранах педагогического труда, приглашая их на встречи в класс, на праздники, оказывая посильную помощь по хозяйству.
В настоящее время проводится много конкурсов по воспитанию патриотических чувств на разных уровнях, благодаря которым у детей расширяются знания, повышается уровень нравственных понятий и ценностей. Результаты некоторых детей радуют. Так, участвуя в районном конкурсе детского рисунка, посвященного годовщине Победы в Великой Отечественной войне, ребята на протяжении трех лет занимают призовые места. В 2019 году ребята принимали участие во Всероссийском конкурсе детского юношеского творчества «Спасибо маленькому герою» и получили сертификаты участников.
Главным результатом работы по патриотическому воспитанию, считаю реальные изменения в личностном развитии детей. К концу обучения в начальной школе они стали более самостоятельны, бережно относятся к природе, оказывают помощь пожилым, принимают традиции своей семьи и рассказывают о них родителям. Интересные, живые формы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию благоприятно воздействует на эмоциональные переживания младших школьников. Лишь на такой основе у них можно воспитать чувство любви к Родине, выработать установки правильного поведения.
Литература.
1. Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя -М.:Эксмо, 2008.
2.Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников//Воспитание школьников -2015.-№7.
3.Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция ФГОС для детей с ОВЗ. Основные положения//Дефектология- 2010.-№1.
4.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника-М.: Просвещение,1986.
5.Тивикова С.К. Воспитание гражданственности у младших школьников//Практика школьного воспитания – 2015.-№1.
6. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы // Учитель. 2009.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ № 1599 Министерства образования и науки РФ от 19декабря2014 г.)
Интернет-ресурсы:
http://mosmetod.ru. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
http://www.consultant.ru/document/cons Закон РФ «Об образовании»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы
В статье представлен опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию, диагностические материалы, методы работы, результативность...
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...
Особенности обучения математике младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Одно из направлений подготовки особенных детей к самостоятельной жизни – обучение математике. Всё обучение математике начинается с детского сада и не заканчивается никогда. В УМК дан матер...
Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности.
В данной статье рассмотрены вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программы внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использован...
Мастер-класс Тема: «Развитие познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по средствам применения элементов квест-технологии»
Сценарий мастер-класса...
Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.
Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Из опыта работы "Формирование патриотизма у младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"
Из опыта работы "Формирование патриотизма у младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"...