ОПЫТ РАБОТЫ МБОУ "ШКОЛА № 5" ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЛАГЕРЕ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ
материал

Адамбаева Людмила Анатольевна

Опыт организации деятельности пришкольного лагеря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_mbou.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ МБОУ "ШКОЛА № 5"

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В ЛАГЕРЕ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ

Развитие системы отдыха и оздоровления детей является одним из основных направлений государственной социальной политики и рассматривается как непременный атрибут социальной политики в отношении детей в Свердловской области. Рассматривать процесс организации отдыха и оздоровления детей и подростков как целостное социальное явление,  как непрерывный  учебно - воспитательный процесс регламентируют следующие нормативные документы:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный  закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

- СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул"  от 19.04.2010 г. № 25;

- Постановление Правительства Свердловской области от 21.12.2012 года № 1484-ПП «О концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года»;

- Ежегодное постановление  администрации Муниципального  образования город Ирбит  "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков";

- Ежегодное распоряжение Управления образованием Муниципального образования город Ирбит "О финансировании лагерей с дневным пребыванием детей образовательных учреждений";

- Ежегодное распоряжение Управления образованием Муниципального образования город Ирбит  "О подготовительной работе по организации и проведении лагерей с дневным пребыванием детей в образовательных учреждениях".

В муниципальном  бюджетном образовательном учреждении "Основная общеобразовательная школа  № 5"  города  Ирбита   привлечение детей от 6, 5 до 17 лет к организации отдыха является системным. Выполняя целевые показатели охвата отдыхом и оздоровлением детей и подростков в Муниципальном образовании город Ирбит в 2016 году  на площадке образовательного учреждения были оздоровлены 120 человек (60/60). Документы, необходимые для получения разрешения Ирбитским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, были предоставлены в срок и в полном объеме.

При комплектовании  каждой смены пришкольного лагеря первоочередным правом пользовались обучающиеся из категории малообеспеченных,  многодетных семей, семей "группы риска", детей, находящихся  под опекой. Таким образом, льготные путевки в 2016 году были распределены так:

ЦЗН (безработные граждане)

п/кормильца

под опекой

м/

семья

с/д ниже п/минимума

работники                                           бюджетных организаций                                                  (МО, СО, РФ)                 

работники организаций других форм собственности                                    (без льгот)                          

Общее количество детей

Смена  "Весна"

2

2

6

30

6

7

7

 60

Смена "Лето"

3

2

3

22

9

8

13

 60

Важно отметить и тот  факт, что в категории "работники организаций других форм собственности"  также находятся дети из "группы риска". Педагогический коллектив активно мотивирует родителей к осознанному планированию отдыха детей и его обеспечению.

Учитывая традиции и возможности образовательного учреждения (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, в МБОУ  "Школа № 5" разработана программа воспитательно-образовательной работы  пришкольного лагеря "Затейники"  на две смены  каникулярного времени  2016 года. В основе концепции программы эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности.

Для создания комфортной образовательно-оздоровительной среды необходимо выполнение ряда условий: чёткое представление целей и постановка задач, конкретное планирование деятельности, кадровое, методическое, финансовое и материально-техническое  обеспечение деятельности пришкольного лагеря.

Основной целью работы лагеря  являлось: создание благоприятных условий педагогической поддержки развития и обогащения гуманитарных и лидерских возможностей детей и подростков, направленных на их социальное, интеллектуальное, физическое и психологическое благополучие, значимую и личностно привлекательную деятельность,  саморазвитие в разновозрастном коллективе.

Образовательно - оздоровительная деятельность педагогического коллектива была спроектирована по следующим направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

*организация      оздоровления детей посредством занятий спортом, закаливания, развития навыков гигиены;

* организация полноценного рационального питания, приобщения их к здоровому образу жизни;

*вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;

*профилактика здорового и безопасного образа жизни через проведение игровых программ, социально-значимых акций (умею сам – научу другого – сделаем безопасность на улицах нашего города реальностью)

Познавательно-досуговое:

* организация кружковой работы;

*организация массовых мероприятий (праздники, игры, конкурсы, шоу – программы, флэш-мобы);

Художественно - творческое:

*творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

        Формы организации художественно-творческой деятельности:

  • изобразительная деятельность
  • конкурсные программы
  • творческие конкурсы  и игры
  • игровые творческие программы
  • праздники
  • выставки

Трудовая деятельность: 

 *трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно - полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основными формами работы стали:

Содержательная часть направления работы

Задачи

Формы

Патриотизм и любовь

 к Родине

Воспитание любви к Родине, к школе, к родному городу, толерантного отношения друг к другу, к старшему поколению, к детям разных национальностей

Путешествия по культурным местам города, экскурсии, конкурсы, игры, беседы, социальная акция

Здоровый образ жизни

Развитие  двигательной активности, укрепление  защитных  сил организма

Утренняя гимнастика., игры на свежем воздухе, веселые старты, спартакиады, закаливание, беседы о ЗОЖ

Экологическая  культура

Воспитание у молодого поколения любви к природе

Викторины, конкурсы, игры

Развитие творческих способностей детей

Развитие личности каждого ребенка, раскрытие его способностей через новую позицию – признание самоценности каждого ребенка

Отрядные дела, викторины, театрализованные представления

Учитывая возрастные особенности младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также осознавая значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы пришкольного лагеря - сюжетно – ролевая игра, как ведущий тип деятельности, как универсальное педагогическое средство.

Ценность сюжетно-ролевой игры определялась прежде всего тем,  что игры проходили без зрителей - все  дети были участники,   и тем, что в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Сюжетно-ролевые игры "Затейники - единая семья" - это  жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создавалась ситуация выбора, ведь ребенок выбирал не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

Тематическое содержание образовательно - оздоровительной работы включало в себя четыре основных раздела:

1. Полезные советы взрослых людей.

2. Выше, сильнее, быстрее!

3. История страны глазами Музеев.

4. Конкурсы, фестивали, игры.

1. Полезные советы взрослых людей.

Деятельность этого направления работы  зависела от компетенции педагогического коллектива в области приобщения детей к здоровому образу жизни. Для достижения цели деятельности в этом  направлении эффективными  стали такие формы работы, как тематические беседы, минутки здоровья, акции, конкурсы рисунков и т.д. Активно  привлекался медицинский работник к профилактической работе по формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни.

2. Выше, сильнее, быстрее!

Содержание деятельности в этом направлении  обеспечивало последовательное вовлечение детей в спортивную деятельность. Участники смены смогли узнать, как осваивать различные способы и приемы сохранения и укрепления собственного здоровья  и обеспечить безопасность жизнедеятельности. В течение смены проводились различные спортивные мероприятия, позволяющие детям развивать силу и ловкость, крупную моторику, корректировать опорно-двигательный аппарат, вырабатывать гибкость и способность достигать равновесия.

Обязательными  во вторую смену организации  оздоровления детей  стали закаливающие процедуры, которые  проводились в соответствии  с требованиями  СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул"  от 19.04.2010 г. № 25.

3. История страны глазами Музеев.

Современный  культурный  человек  —  это  не  только  образованный,  но  и  человек  обладающий  чувством  самоуважения  и  уважаемый  окружающими.  Важно  сформировать  у  детей в разной деятельности   умение  строить  взаимоотношения  в  процессе  взаимодействия  с  окружающим  на  основе  взаимопонимания,  готовности  принять  других  людей,  их  взгляды,  обычаи  и  привычки  такими,  какие  они  есть.  Музеи  —  неотъемлемая  часть  культурного  наследия.  Они  охватывают  практически  все  сферы  жизни  человечества:  искусство,  науку  в  целом,  историю,  географию  и  т.  п. Деятельность этого направления работы педагогического коллектива  способствовала приобщению детей к истокам народной и национальной культуры, сохранению народных традиций страны, региона, края, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеями города позволило развивать у отдыхающих способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

4. Конкурсы, фестивали, игры

Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В рамках реализации программы "Затейники" определялись пути развития заложенных в детях возможностей и реализовывались инновационные формы и подходы к организации познавательной и досуговой деятельности, направленных  на творческое развитие личности детей.  Одним из инноваций стало проведение в пришкольном лагере "Ярмарки творческих идей". Воспитателями определялись направления деятельности для работы с детьми с акцентуацией на творческую и оздоровительную составляющую. Заранее составлялись регистрационные листы, где  отдыхающие самостоятельно могли делать выбор в пользу той или иной деятельности. Занятия происходили еженедельно в игровых комнатах в течение 30 - 40 минут. Вся деятельность участников занятий фиксировалась и освещалась. Результаты реализации "Ярмарки творческих идей!" были представлены фотоматериалами на областном фестивале творчества "Лето в фокусе".

Результат работы смен пришкольного лагеря в 2016 году "Затейники":

- занятость детей в каникулярное время;

- привитие здорового образа жизни;

- развитие творческих и коммуникативных способностей детей;

- психологический комфорт пребывания детей в ЛДП;

- содружество детей и взрослых;

- выраженная способность детей к самовыражению.

Важно отметить и факт оздоровления. Согласно мониторингу 52 ребенка с ярко выраженным эффектом оздоровления, что составляет 92% от всех  отдыхающих. Особо отмечу удовлетворенность родителей организацией отдыха детей, которая выражается в заблаговременной регистрации ребенка в пришкольный лагерь, расширением территории желающих устроить ребенка в наше образовательное учреждение в летний период, устными высказываниями в адрес деятельности педагогического коллектива. Пришкольный лагерь помог многим семьям решить проблемы отдыха, реабилитации и воспитания детей, не расставаясь с ними надолго. Разумно организованный отдых укрепил здоровье детей, закалил их физически, расширил кругозор.

Социальными партнерами во время оздоровительной кампании были:

1.  Библиотеки города Ирбит.

2. МАОУ ДОД "Центр детского творчества".

3. Ирбитский историко-этнографический музей.

4. МБУК "ДК им. Костевича".

5. Ирбитский музей народного быта.    

Открытость образовательного учреждения  МБОУ "Школа № 5" позволило публиковать результаты деятельности работы пришкольного лагеря "Затейники - единая семья!" на сайте ОУ № 5  в разделе "Новости" (стр. 1-2) http://школа5.уоирбит.рф/page/?id=556&p=2

Ежедневные отчеты представлялись к публикации  на сайте "Уральские каникулы" в разделе "Новости"  (стр. 1 - 7) http://уральские-каникулы.рф/news/page-1, http://уральские-каникулы.рф/news/page-7.

В процессе работы пришкольного лагеря отдыхающие стали участниками следующих мероприятий, проводимых разными учреждениями:

- Конкурс рисунков на асфальте (организатор "Центр развития молодежи")

- Спартакиада "Быстрее! Выше! Сильнее!" среди лагерей с дневным пребыванием детей  (организована Управлением культуры, физической культуры и спорта)

- областной фестиваль творчества "Лето в фокусе" (номинации "Творческая мастерская" и фото "Мгновения лета").

Безусловно, всякая деятельность, даже очень эффективная, определяет круг проблем. При организации летнего отдыха желающих устроить ребенка в наше образовательное учреждение было намного больше, чем предоставленных мест. Мы надеемся, что появится возможность перераспределения мест с весенней смены на летнюю в сторону увеличения еще и потому, что родители не могут обеспечить качественный, а главное и безопасный отдых своим детям, что влечет за собой риск увеличения безнадзорности, правонарушений. Вторая проблема обозначилась после проверки пищеблока Ирбитским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. Согласно акту оставляет желать лучшего питание, а именно, включение большего количества рыбы, фруктов, что безусловно завязано на финансировании. Увеличение финансовых затрат позволило бы в достаточном количестве приобретать канцелярские товары. Решение следующей проблемы, а именно, организация мероприятий культурными учреждениями города на бесплатной основе  позволило  бы расширить образовательное пространство, способствующее планомерному развитию и оздоровлению детей.

Предложения: предусмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на оздоровительные кампании для улучшения питания (соки, фрукты, рыба и т.д.), возможности приобретения канцелярских товаров в достаточном количестве для организации досуговой деятельности отдыхающих, системного посещения мероприятий культурных учреждений города на бесплатной основе.

Исполнитель: Адамбаева Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы лагеря дневного пребывания детей

Дана программа работы лагеря дневного пребывания детей "Солнышко".  Ребята в ходе игры-путешествия  «Космическое путешествие»побывают на разных планетах.  Планет  в городе 18. Кажд...

Программа воспитательной работы отряда "Непоседы" в лагере дневного пребывания детей.

Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья....

Программа по организации летнего отдыха в лагере дневного пребывания детей «Созвездие»

Краткосрочная комплексная программа.Цель программы:     организация познавательного, активного отдыха, направленного на оздоровление детей в условиях лагеря дневного пребывания...

Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания «Веселый кинематограф»

Большое количество времени современные дети проводят у компьютеров и телеэкранов, не всегда осознанно выбирая полезную для них информацию. В данной программе, мы отводим определенное время на формиров...

Программа оздоровления летнего пришкольного лагеря дневного пребывания

Основная идея программы ЛДП «Солнышко» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общест...

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи у детей – инофонов"

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование  лексико-грамматических  представлений   и развитие связной речи у детей – инофонов"...