Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).
учебно-методический материал
Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат г. Меленки
Доклад на тему:
«Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).
Выполнила:
учитель М.Н. Некрасова
2019 год
Задача школы, и моя в частности, - подготовить умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни, помочь им безболезненно адаптироваться в условиях современной рыночной экономики, а так же раскрыть себя в социуме, как полноценную личность и суметь применить полученные знания в практической деятельности, воспитать положительные личностные качества, корригировать имеющиеся у них дефекты.
Учебно-познавательная деятельность у умственно отсталых детей на низком уровне и очень важно, чтобы процесс обучения проходил в условиях благоприятного психологического климата, что в свою очередь ведет к повышению учебной мотивации, к ситуации успеха.
Работать над активизацией учебно-познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение в структуре мотивации обучающихся удельного веса внутренней мотивации к учению.
Что же за волшебное слово - мотивация. Основу её составляет потребность ребенка в чём-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Успешное обучение без мотивации невозможно.
Учебно-познавательная деятельность у умственно отсталых детей на низком уровне и очень важно, чтобы процесс обучения проходил в условиях благоприятного психологического климата, что в свою очередь ведет к повышению учебной мотивации, к ситуации успеха.
Поскольку я работаю именно с такими с обучающимися, то передо мной стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний.
Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков и сегодня я расскажу о - формах работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах.
Итак, рассмотрим некоторые формы работы, которые использует каждый из педагогов:
- урок-путешествие,
- урок-игра,
- урок-сказка,
- интегрированный урок.
Урок–путешествие. Уроки такой формы полностью работают на повышение мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности, так как предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. А путешествовать можно повсюду - это зависит лишь от фантазии. Это может путешествие к буквоеду, который испортил букву и ее нужно спасти, это может быть путешествие в царство Грамматики или сказочный лес, в котором ребят ждут приключения и т.п.
Урок–игра. К такой категории уроков относятся уроки–КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие игровые уроки. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала.
Ученики очень любят играть. Как же не воспользоваться такой возможностью с целью повышения мотивации? А как проиграть тот или иной урок – зависит от самого педагога. Но дети будут очень активными, заинтересованными участниками урока-игры. Главное - не заиграться и вовремя игру закончить.
Урок–сказка. Такая форма проведения урока захватывает учащихся целиком. На уроке, вписанном в канву какой-либо сказки, дети выполняют задания сказочных героев, выручают их из плена, преодолевают различные препятствия и к концу урока есть ощутимый результат, и поставленная цель всегда достигается и реализуется.
Интегрированный урок. На интегрированных уроках есть возможность показать значимость приобретаемых знаний и умений. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на одном каком-то уроке, в совершенно другой области. Письмо-чтение, письмо-рисование. Главное продумать единую нить, которая смогла бы объединить два или несколько предметов для получения и закрепления определенных знаний и умений. Это и позволяют сделать интегрированные уроки. Например : мы рисовали сказочный домик, а давайте нарисуем букву , которая в нем будет жить.
Для оживления интереса учащихся в традиционный урок можно ввести разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, отгадывание загадок.
Форма проведения урока важна, но важны и формы организации учебной деятельности на уроке. Есть три вида организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальном обучении учитель руководит учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. Педагог организует сотрудничество учащихся, определяет темп работы, единый для всех. Однако такой вид деятельности на уроке не рассчитан на индивидуальные особенности учащихся, так как ориентирован на среднего ученика. При этом слабые учащиеся отстают от заданного темпа работы, а сильным неинтересно и они изнывают от скуки. С позиции повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности эта форма работы малоэффективна. Но здесь можно использовать разные дидактические игры, для поддержания интереса к уроку.
Групповые формы.
Например, составляю текст, в котором специально допускаются ошибки на изученные орфограммы. Вначале каждый сам читает текст, находит ошибки и исправляет их красным карандашом. Затем проводится поиск ошибок в группах и исправление их красным карандашом. Если есть расхождения во мнениях, то ученики сверяются со словарём, либо консультируются у учителя.
Индивидуальная форма– это полностью самостоятельный вид деятельности без какого-либо контакта ученика с другими учащимися. Такой вид деятельности предполагает одинаковое задание для всех учеников в классе ил иногда дифференцированное, если в классе имеется слабый ученик. На уроке часто использую карточки, которые систематизированы по темам.
Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием.
Важно прокомментировать оценку каждого ученика с верой в его возможности, т.е. сравнить его вчерашние достижения с сегодняшними. Например, такой прием выставления оценок, как «накопительная система», когда в течение урока учитель оценивает каждого ученика, поддерживает интерес к учению на протяжении всего урока. Ребенок заинтересован в как можно большем получении в течение урока звездочек, фишек или каких-либо других символов, выдаваемых учителем, которые в итоге урока превратятся в оценку.
А подача домашнего задания? Его также можно задавать дифференцированно – кому-то просто списать упражнение, кому-то еще и подчеркнуть нужно. Все зависит от возможностей ученика. Творческое домашнее задание (составить кроссворд для урока, подобрать картинки к теме и т.п.) также способствует повышению интереса к предмету.
Таким образом, применяя в своей практике подобные формы ведения уроков, сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Качество знаний на таких уроках повышается, развивается познавательный интерес, память, дети больше запоминают материала, и, конечно же, повышается интерес к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование моделирования при углубленной работе над словом и предложением на уроках письма и развития речи.
Игры и упражнения на закрепление понятия «слова-предметы» Игры и упражнения на закрепление понятия«слово-действие предмета» Игры и упражнения на закрепление понятия "слова-признаки пре...
Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования по теме «Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Урок по письму и развитию речи в 3 классе разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы под редакцией В....
Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.
Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...
Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах
Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...
Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Конспект занятия кружка по развитию речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса Тема: «Зима, приметы неживой природы»
Конспект занятия кружка по развитию речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класс. Тема: «Зима, приметы неживой природы»...