«Словарно-орфографическая работа на уроках письма и развития речи в начальных классах»
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
ЧОУ «Школа экономики и права»
г. Санкт-Петербург
«Словарно-орфографическая работа на уроках письма и развития речи в начальных классах»
Учитель начальных классов:
Нечаева Анна Александровна
Развитие речи- это основа школьного обучения детей языку. Среди разнообразных упражнений, которые применяются учителем в целях повышения речевой культуры учащихся, видное место должны занимать упражнения лексического характера, направленные на расширение активного словаря учащихся, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают последнее не только правильным и точным, но и выразительным.
В процессе лексических упражнений перед учащимися раскрываются словарные богатства их родного языка и его выразительных средств, дети усваивают значительное количество слов разных категорий, трудные грамматические формы и те смысловые оттенки, которые бывают связаны с формы слов, учатся употреблять новые слова в своей речи, составляя с ними словосочетания и предложения или включая их в контекстную речь .
Необходимость уделять особое внимание в работе по развитию речи учащихся именно упражнениям над словом вызывается тем, что словарь младших школьников, по утверждению и методистов , и самих учителей, «как правило, довольно беден».
Ограниченность активного словарного запаса у детей, обучающихся в начальных классах, а также их неумение отбирать из своего словаря и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для данного высказывания, являются одной из причин многочисленных и разнообразных речевых ошибок, которые учащиеся допускают в своих самостоятельных письменных работах. Устранить эти речевые недочеты и тем самым значительно повысить уровень речевой культуры детей возможно только в том случае, если на каждом году обучения будет систематически и планомерно проводится с детьми работа по обогащению, уточнению и активизации их словаря. Одновременно с этим следует обучать школьников сознательному и умелому выбору из своего словарного запаса и употреблению в своей речи слов, как ранее им известных, так и тех слов, с которыми они знакомятся на уроках русского языка впервые.
Объект словарное работы- слово является сложной и многогранной единицей языка. Так, в каждом знаменательном слове различаются его звуковая (а на письме- буквенная, графическая) оболочка, составляющая «природную материю» слова, его лексическое значение и, наконец, значение грамматическое, которое, выражается в слове посредством формальных показателей.
- Словарная работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых дети понимают неправильно.
- Словарная работа может преследовать цели грамматические, а именно: усвоению детьми в отдельных словах некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения. Так, например, учащиеся неправильно образуют грамматические формы таких глаголов, как стереть(«стери» с доски), пахать (колхозники «пахают»), бежать (они «бежат» вместо бегут), падежные формы существительных (был у «сестре», купили «яблоков») и другие.
- Словарные упражнения могут проводить с целью обучения детей правильному орфографическому произношению отдельных слов и прежде всего соблюдению с словах нормативного ударения, например: гусеница, щавель, ракушка, портфель, магазин, километр и другие.
- Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами необходимо проводить планомерную словарно- орфографическую работу.
Основной задачей словарной работы в начальных классах является обогащение активного словаря детей. Методикой разработано немало приемов объяснения детям непонятных слов. Эти приемы будут разными в зависимости от характера и семантики слова. Так, для слов с предметным значением лучше всего предложить детям наглядное объяснение, показав им или самый предмет, обозначаемый данным словом, или его изображение на рисунке. О значении рисунка для объяснения непонятных слов К.Д. Ушинский писал следующее: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов- и ребенок усвоит их на лету».
- Значение непонятного детям слова раскрывается путем подбора к нему одного или нескольких слов-синонимов, тождественных или близких по своему лексическому значению к определяемому слову, например: изумрудный- ярко-зеленый, холить- ухаживать, заботься.
- Значение непонятного слова ил выражения может быть объяснено детям перечисления тех объектов (предметов, признаков, действий), которые называются данным словом,
- Значение неизвестного учащимся слова может быть разъяснено учащимся также описанным способом. В подобном определении «вся необходимая информация» о семантике слова дается в описательной части, которая вводится в определении словами: тот- кто; то- что; такой- который; так- что и т.д.
- Значение непонятного слова может быть раскрыто путем логического определения, т.е. через указание рода и видового различия. Разъясняя семантику слова этим способом, учитель должен сначала назвать слово с более широким значением, указывающее на родовую принадлежность поясняемого слова, после чего называется словосочетание или отдельное слово, указывающее на видовой отличительный признак того предмета или явления, которые именуются поясняемым словом, например: амбар- здание, строение, постройка для хранения зерна, муки или товаров.
Правильная подача словарно-орфографического материала, привлечение к нему активного внимания учащихся на начальном этапе знакомства с ним имеет большое значение, так как помогает сократить все последующие упражнения. Повторное же привлечение внимания к слову дает меньший эффект: потеряна новизна восприятия. Следовательно, от, того, как будет организовано первоначальное знакомство со словом, зависит многое.
Работа обычно начинается с того, что записанное учителем на доске или на плакате слово прочитывается, выясняется его значение (если в этом есть необходимость), когда это возможно, используется картинная или предметная наглядность. Предназначенное для запоминания слово записывается учащимися в тетради. Здесь же полезно провести упражнения в подборе однокоренных слов к изученному слову. Чем шире будут использованы различные смысловые ассоциации между ними, тем эффективнее будет процесс запоминания. Образуя новые слова путем присоединения к одному и тому же корню различных аффиксов, например: пообедали, обеденный и т. П., анализируя состав слов с одним корнем, учащиеся вскрывают значение корня и словообразующих морфем, сопоставляют данные слова друг с другом и тем самым связывают форму слова с его содержанием. К подобранным однокоренным словам можно поставить вопросы и указать, к какой части речи они относятся, отметить особенности их структуры и правописания. Большую пользу на этом этапе приносят и упражнения в составление словосочетаний и предложений с изученными словами. Запись однокоренных слов, работа над составлением словосочетаний, предложений может проводиться как устно, так и письменно, носить коллективный и индивидуальный характер. Правильный подбор однокоренных слов, словосочетаний, составление предложений указывает на понимание учащимися слов, учит употреблению их в речи. Работу над словосочетанием можно усложнить, особенно в третьих классах, сочетания ее либо с грамматическим заданием, либо с упражнением по развитию речи учащихся.
Упражнение в составление словосочетаний будут не только способствовать закреплению правописания слов с непроверяемыми орфограммами, но и помогут учащихся быстро выделять словосочетания в тексте, что окажет в свою очередь положительное влияние на грамотность детей.
В зависимости от характера изучаемого материала количество упражнений, их виды на этапе ознакомления могут быть очень разнообразны. Важно привлечь внимание учащихся к слову, установить как можно больше различных смысловых ассоциаций.
Известно, что процесс запоминания облегчается привлечением к восприятию различных анализаторов. Большое значение для орфографии имеет зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные восприятия и быть достаточно разнообразными. Это не только списывание с выделением непроверяемой орфограммы, но главным образом такие виды работ, которые способствуют активному запоминанию содержащихся в слове трудностей. К числу таких упражнений, наряду со списыванием, относится зрительный диктант в его различных вариантах, реже употребляемых в школьной практике. Это зрительный диктант с предварительными звуко- буквенным анализом и специальной фиксацией орфографических трудностей. Слоги схематически изображаются на доске в виде черточек, а буквы в виде точек.
Слова с непроверяемой безударной гласной (собака, газета, тетрадь, заяц и др.). правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем годам обучения. Программой определяется количество и последовательность изучения трудных, или, как принято говорить, «словарных» слов.
Трудности усвоения их написания связаны с неотчетливым восприятием зрительного образа, недостатками моторного акта, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка.
Лучшему усвоению написания этих слов будет способствовать прежде всего значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно- моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа можно рекомендовать выделение орфограмм другим цветом, шрифтом или подчеркиванием. Немаловажное значение следует придавать орфографическому правописанию, т.е. соответствующему написанию.
Рекомендуется следующая последовательность работы со «словарными» словами.
1.Прочитать напечатанное на таблице слово. Определить его значение.
2.Прочитать слово в учебнике (в рамке), уточнить его написание.
3.Проговорить слово по слогам, записать его в тетрадь, поставить ударение, выделить проверяемую орфограмму.
4.Написать строчку данного слова (для второго класса обязательно, для третьего и четвертого - по возможности).
5.Составить и записать с данным словом словосочетание и предложение.
6.Записать слово в индивидуальный словарик (во втором классе, иногда и в третьем рекомендуется подбирать к слову соответствующий рисунок). Выделить орфограмму.
7.Можно записать в словарик составленное с данным словом предложение.
8.В четвертом классе, наряду, с ведением индивидуальных словариков, пользоваться школьным орфографическим словарем
Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Обязательным требованием является включение данных слов в различного рода упражнения при изучении других тем. Овладению написанием слов способствуют также «Орфографические пятиминутки», для которых можно подобрать ряд слов с традиционным написанием или включать эти слова в серию других; комментированное письмо, требующее четкого проговаривания того, что подлежит написанию. При составлении словосочетаний, предложений, связного текста необходимо использовать «словарные» слова в качестве опорных.
Изучая «словарные» слова во втором классе я использовала ряд игр и заданий.
Карандаш
Игра «Выдели первый звук и составь слово».
Выкладываются предметные картинки кошка, арбуз, репа, аист, ножницы, дом, астра, шар.
Горох
Загадка – Дом зеленый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Игра «Составь слово»
На наборное полотно выставляются буквы и х, р, о, г, о. составляется слово горох.
Москва
Чтение стихотворения :
Завтра праздник наш веселый,
Праздник мира и труда,
Отмечают наши села,
Отмечают ….(города).
Задание добавь слово
«Всех наших городов глава
Столица Родины …. (Москва)»
Капуста
Загадка - Уродилась я на славу,
Голова, бела, кудрява.
Кто любит щи, меня в них ищи.
(Капуста)
Задание «Добавь слово»
Весной в огороде и голо и пусто,
А осенью там и горох и …. (капуста).
Ребята
Задание «Допиши буквы»
Р
Пенал
Задание «Допиши буквы»
П
Рабочий
Задание «Допиши буквы»
Р
Тетрадь
Загадка - В школьной сумке я лежу
Как ты учишься, скажу.
(тетрадь)
Машина
Загадка - Я бываю разная,
Черная и красная,
Грузовая, легковая.
Кто же я такая?
(машина)
Собака
Загадка - На сене лежит,
Сам не ест
И другим на дает
(собака)
Улица
Задание «Добавь слово»
С утра сегодня небо хмурится,
Дождем умыты сад и ….. (улица)
Заяц
Загадка - Зимой – белый,
Летом – серый.
(заяц)
Тарелка
Задание «Составь слово»
ТРАЛЕАК
Помидор
Задание «Допиши буквы»
П
Огурец
Загадка - Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленный,
Вкусный и сырой,
Кто же я такой?
(огурец)
Морковь
Загадка - Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице
(морковь)
Ветер
Орех
Загадка - Чашка маленькая,
Каша сладенькая.
Чтобы кашку добыть,
Надо чашка разбить.
(орех)
Дежурный
Задание «составь слово» из разрезной азбуки
ЕДУЖНРЫЙ
Воробей
Задание «допиши буквы»
«Мелкая зимняя птица»
| о | р | о |
|
|
|
Сахар
Задание «допиши буквы»
«Белый, сладкий, тает в воде»
С |
|
|
|
|
Стакан
С |
|
|
|
|
Ворона
Задание «Угадай последнее слово»
На окне дремала птица.
- Галка, галка! Что вам снится?
Отвечала птица сонно:
- я на галка. Я …. (ворона)
Отец
Задание «Составь слово» из букв разрезной азбуки
ТОЕЦ
Коньки
Задание «Заполни клетки»
Инвентарь спортивный для катании на льду
| О |
|
|
Учитель
Задание «Составь слово» из букв разрезной азбуки
ЧУИТЕЬЛ
Корова
КОРО
Молоко
«Задание «впиши букву О»
М…Л…К…
Пальто
Задание «Запиши правильно слово» из букв разрезной азбуки
АПЛЬОТ
Лопата
Загадка - Раз!- копаю
Два!- копаю
Когда в землю вхожу,
Становлюсь острее,
А без дела полежу-
Сразу заржавею
(лопата)
Барабан
Задание «Вставь гласную А»
Б…Р…Б…Н
Топор
Задание «Вставь гласную О»
Т…П…Р
Молоток
Задание «вставь гласную О»
М…Л…Т…К
Мороз
Задание «вставь гласную О»
М…Р…З
Портфель
Задание «Запиши правильно»
ПРОТЕФЛЬ
Береза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развитие речи во 2 классе коррекционной школы Vlll вида по теме" Деление слов по слогам для переноса"
Цели: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся о переносе слов с одной строки на другую; закрепление навыков правописания изученных орфограмм; развитие словесно- логического мышления, памят...
Урок письма и развития речи во 2 классе специальной коррекционной школы VIII вида . Тема урока: "Различение слов, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"
Урок письма и развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вид.. Тема урока: "Различение слов, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"...
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока: Различение парных согласных в начале слова.
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Конспект урока письма и развития речи в 1 классе по теме "Письмо прописной и строчной букв Оо"
изучение нового материала...
урок письма и развития речи для 2 класса "Письмо слов с мягкими согласными на конце"
урок письма и развития речи для 2 класса "Письмо слов с мягкими согласными на конце" Нестандартный урок в форме новогоднего путешествия....
Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах
Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...
Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).
Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...