Программа по внеурочной деятельности "Виват, Санкт-Петербург"
рабочая программа (1 класс) на тему

Копкова Ольга Фёдоровна

Программа разработана по внеурочной деятельности,  духовно-нравственное направление. Программа расчитана на учеников 1 класса. В документе дана пояснительная записка, определены цели, задачи, планируемые результаты.Представлено тематическое планирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneur_deyat.docx69.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 588

Колпинского района Санкт-Петербурга

   РАССМОТРЕНО                   РЕКОМЕНДОВАНА                     УТВЕРЖДАЮ

   Заседание МО                          К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ               Директор

   Протокол                                  Педагогический совет                     М.А.Куприна__________

   № ___ от___________               Протокол                                          Приказ № ______

          № ____от 28.08.16              от «___» _____________2016г.

        



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по внеурочной деятельности 

«Виват, Санкт-Петербург»

(духовно-нравственное направление)  

                              для   1  класса.

Срок реализации 2016-2017 учебный год.

        


                                                                             

                                            Составитель:


                                                                    учитель начальных классов
                                                                       

                                                                   Копкова Ольга Фёдоровна                                                                            

                                                                                                                       

2016 г.


1.Пояснительная записка.


  Рабочая программа к курсу
«Виват, Санкт-Петербург» составлена в соответствии с требованиями следующих  нормативно-правовых документах:

              - Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.;

             -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,    утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373;

             - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010;

            - ООП начального общего образования;

            - Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности, курсу ГБОУ школа № 588;

            - План внеурочной деятельности ГБОУ школы № 588.

            - Программа и УМК по курсу.

                1.2 общий объём часов на изучение курса;

                1.3. обоснование изменения количества часов при необходимости;                                                                                                              

                1.4. актуальность, цели, задачи  курса;

                1.5. общую характеристику  курса (включая возраст обучающихся, );

                1.6. планируемые результаты изучения курса: предметные, метапредметные и личностные;

                1.7. критерии  оценки предполагаемых результатов.

                1.8.информацию об используемых педагогических технологиях

Рабочая программа к курсу составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы по краеведению для учащихся средней школы Л.К. Ермолаевой и программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 1  класса.

           Курс  введен в часть   плана внеурочной деятельности, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного  направления.

           Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   планом внеурочной деятельности.

           Актуальность выбора определена следующими факторами:                                                                         

Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива, учащихся по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание в рамках школы направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе.
 
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в начальном школьном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, не будет любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. 
 
Патриотическое воспитание в начальной школе формирует образ Родины в младшем школьном возрасте. Занятия имеют ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступают как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей.
 
Введение школьников в мир истории целесообразно осуществлять с использованием материала о родном городе, крае, о родной стране, подобно тому, как приобщение к языку начинается с овладения родной речью. Патриотизм необходимо воспитывать уже в начальной школе. Школьники погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разных событиях и их участниках.
 
Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местные музеи, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому в программе даются предложения по привлечению на уроках регионального (краеведческого) исторического материала. Он дает возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.
Основное содержание программы курса (1час в неделю) дается в хронологической последовательности - с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох (как люди жили, во что верили, что создавали, за что воевали и т. д.). Вместе с тем последовательное изучение материала курса способствует формированию у учеников историко-временных представлений и помогает им преодолеть присущее их возрасту сближение прошлого и настоящего.

Цели: 
- формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи). 
- формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, 
-
воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”. 
- развитие системы патриотического воспитания учащихся школы, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, общественных формирований, родителей, учащихся, средств массовой информации. 
- формирование гражданской позиции младших школьников.
 Воспитательные цели: 
- воспитывать духовно нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны и города.
- пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям; 
- формирование у учащихся и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи.
Задачи:
- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности; 
- формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры; 
- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям; 
- формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании; 
- формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

Структура программы.

Курс «Виват, Санкт, Петербург» предназначен для учащихся 6-11 лет. Он рассчитан на 4 года, каждый год по 34 часа (1 класс -33часа). Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.

Технологии и методы обучения.

Реализации задач курса «Виват, Санкт, Петербург» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

К таким методам относятся:

1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.

2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.

Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:

  1. цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
  2. съемно-разъемные аппликации.
  3. карты города, области.
  4. Видеоматериалы, презентации
  5. предметы, вещи.

Контроль и оценка умений и навыков.

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «Виват, Санкт, Петербург» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  • создание ситуации успеха.

Применение ИКТ на уроках по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга позволяет проводить уроки различных типов:

  • демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
  • уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
  • уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.

Средства ИКТ применяются на различных этапах урока. При изучении нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, задействовать различные виды памяти. На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания самими учащимися и учителем.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.

В конце первого года изучения курса учащиеся должны знать:

- где и когда возник Санкт-Петербург,

- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга.

- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф)

Должны уметь:

- найти на иллюстрации нужный объект

- уметь показать на карте, изучаемый объект

Формы контроля:

-  тестирование;

-  практические работы;

-  контрольные задания.

- игры, викторины;

- выставки творческих работ.

2.Содержание курса.

Введение.

1.Введение.  История  основания нашего города. Пётр Первый.        1ч.

История  основания нашего города

Географическое положение Санкт-Петербурга. Река Нева (исток, устье, приток, рукав, дельта, русло). Стратегически важное значение расположения города. Детские годы Петра I, любимые игры и занятия. Путь на российский престол. Пётр I – создатель Русского флота. Санкт-Петербург – град Петра.

Практическое занятие: Работа с картой Санкт-Петербурга  и области.

1 раздел: МЫ И НАШ ГОРОД.

2.Мир города. "Живой город".        1ч.

Отличия города от деревни. Главная функция города.

Структура города: дом — семья, квартира, жилой дом; общественные дома; улицы; «подземное» хозяйство; реки, каналы; сады, парки, скверы. Польза этих частей города для горожан.

Большие «клетки» города — кварталы и районы. Необходимость деления города на кварталы и районы.

3.Город и горожане. "Болезни города"        1ч.

Взаимосвязь города и горожан. Горожане — «помощники» города. Горожане — «разрушители» города. Жители нашего города – петербуржцы, петербуржцы любят, берегут, изучают свой родной город, профессии жителей нашего города, крупные предприятия Петербурга.

«Болезни» города (причины, обусловливающие состояние города).

Взаимосвязь горожан. Правила поведения горожан.

4.Наш район. Город, в котором я живу.        1ч.

Как называется район? Почему он так называется? Где район расположен на карте города? (по отношению к Неве, Зимнему дворцу; реки и каналы, острова района) Какая площадь или проспект – главный в районе? Чем богат наш район? Какие достопримечательности района знаешь?

5.Памятники и памятные места нашего города.        1ч.

Как называется район? Почему он так называется?  Где район расположен на карте города? (по отношению к Неве, Зимнему дворцу; реки и каналы, острова района) Какая площадь или проспект – главный в районе? Чем богат наш район? Какие достопримечательности района знаешь?

6.Санкт-Петербург - город рек и каналов. Река Нева.        1ч.

Способствовать пониманию значимости Невы в жизни города и горожан. Нева: ее исток, русло, правый берег, левый берег, устье, дельта.

Нева – красавица. Невские наводнения. Нева – труженица.

7.Санкт-Петербург - город рек и каналов. Река Нева.        1ч.

Способствовать пониманию значимости Невы в жизни города и горожан. Нева: ее исток, русло, правый берег, левый берег, устье, дельта.

Нева – красавица. Невские наводнения. Нева – труженица.

8.Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн.        1ч.

Теоретическое занятие:   Герб, флаг, гимн – официальные символы города.

Значение символов Санкт-Петербурга.

Практическое занятие: Конструирование герба Санкт-Петербурга.

9.Символы Колпино: герб, флаг.        1ч.

Теоретическое занятие:   Герб, флаг, гимн – официальные символы города.

Значение символов Колпино.

Практическое занятие: Конструирование герба Колпино.

2 раздел: «ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЁН…»

10Заячий остров. Петропавловская крепость.        1ч.

Местоположение крепости. Необходимость сооружения крепости. 27 мая 1703 года — основание крепости — день рождения города.

Название крепости.

Крепость — неприступная твердыня: бастионы, куртины, равелины, казематы, кронверк. Петровские ворота — первые и главные ворота крепости, памятник военной славы. Украшения ворот: статуи, барельеф. Аллегория. Герб России. Аллегорическое содержание барельефа.

Петропавловский собор — старинный и главный собор города. Название собора. Облик собора (планировка, цвет). Украшения собора (портик, пилястры, декоративное убранство, барабан, купол). Украшения колокольни (ярусы, волюты, куранты, шпиль, флюгер-ангел, пилястры, портик). Внутреннее убранство собора (иконостас, надгробия).

Создатели крепости - Доменико Трезини, солдаты, строители со всех уголков России. Условия труда первых строителей.

Жизнь и служба Петропавловской крепости: «служба» крепости в прошлом (гарнизон, комендант. Плясовая площадка, традиции: открытие навигации, полуденный выстрел, фейерверки). Жизнь крепости в наши дни: все сооружения крепости — памятники. Памятник Петру I. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Современные традиции (экскурсии, празднование дня рождения города; полуденный выстрел, фейерверки;  отдых на пляже; прогулки по воде, на вертолете).

Помощники крепости - ее сотрудники и посетители. Браги крепости — время, погодные условия, посетители-разрушители.

Петропавловская крепость — символ рождения Петербурга, крепость-музей.

11.Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова.        1ч.

Местоположение. Название.

Ансамбль Стрелки Васильевского острова: Биржа, пакгаузы,' Ростральные колонны, набережная со спуском, сквер. Облик Биржи (план, цвет). Архитектурные детали: лестница, галерея, колонны, фронтон.  Облик пакгаузов. Облик Ростральной колонны (ростры, факел). Облик сквера. Облик набережной и спуска (шары, маски).

Скульптурное убранство ансамбля Стрелки.  Аллегорическое содержание скульптурного убранства.

Создатели ансамбля — А. Захаров, Ж. Тома де Томон, Д. Лукини, И. Прокофьев, С. Суханов.

Жизнь и служба ансамбля Стрелки в прошлом: главный торговый порт России на Балтике. Современная служба Стрелки — «созвездие музеев», место прогулок. Традиции: факелы на Ростральных колоннах в праздничные дни; прогулка молодоженов.

Здание Таможни — Институт русской литературы (Пушкинский дом).  

12.Дворцовая площадь. Александрийский столп.        1ч.

Местоположение площади. Название.

Облик площади.

Облик здания Главного штаба (планировка, цвет, высота, архитектурные детали: арка, декоративное убранство). Скульптурная группа на арке Главного штаба. Создатели здания — К. Росси,  В. Демут-Малиновский, С. Пименов, строители, литейщики, декораторы. Жизнь и служба здания.

Облик здания Штаба гвардейского корпуса (планировка, цвет, высота, украшения). Создатели — А. Брюллов, строители, декораторы.

Облик Александровской колонны (пьедестал, колонна, ангел, барельефы). Александровская колонна — памятник военной славы. Создатели колонны — О. Монферран, Б. Орловский, строители, каменотесы, литейщики.

Жизнь площади в прошлом и наши дни. Традиция парадов, демонстраций, гуляний.

Дворцовая площадь — символ бывшей столицы, города военной славы, главная площадь Петербурга.

13.Зимний дворец.        1 ч.

Местоположение дворца. Название дворца. Облик дворца (планировка, цвет, украшения фасадов). Создатели дворца: Ф. Б. Растрелли, строители.

Обращение к природе при создании дворца; изобретательность, мастерство создателей.

Жизнь и служба дворца: царский дворец, музей.

Внутреннее убранство дворца: Главная лестница, Малахитовый зал.

Другие помещения дворца (отбор материала по усмотрению учителя).

Центр науки и образования.

Состояние дворца (от кого и от чего зависит его состояние). Помощники дворца — сотрудники музея и посетители музея.

Зимний дворец — символ бывшей столицы, культурной столицы современной России.

14.Адмиралтейство.          1 ч.

Местоположение Адмиралтейства. Название. Облик Адмиралтейства (планировка, цвет). Украшения здания: колонны, фронтоны, башня, арки. Скульптурное убранство (декор, статуи, барельефы,  горельефы). Аллегорическое содержание горельефа над аркой башни.

Создатели Адмиралтейства - А. Д. Захаров, строители, скульпторы.  И. И. Теребенёв.

Жизнь и служба Адмиралтейства: верфь, штаб, училище.

Адмиралтейский квартал. Адмиралтейская набережная, Дворцовый причал, памятник царю-плотнику. Адмиралтейский сад, бюсты.

Адмиралтейство — символ рождения военно-морского флота России, его славы.

15.Летний сад.        1 ч.

Теоретическое занятие: Летний сад – место отдыха горожан. Роль Петра I в создании сада. Решётка Летнего сада – один из символов Санкт-Петербурга.

Практическое занятие: Создание своего проекта сада.

3 раздел: БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

16.Невский проспект.        1 ч.

Теоретическое занятие: Невский проспект – главная улица города. Транспорт. Достопримечательности и мосты на Невском проспекте.

Практическое занятие: Просмотр видеофильма о Невском проспекте.

17.Исаакиевская площадь.        1ч.

Теоретическое занятие:  Огюст Монферран, Исаакиевский собор, история строительства, Мариинский дворец, памятник Николаю I.

Практическое занятие:  Конкурс рисунков «Городская площадь.

18.Исаакиевский собор.        1 ч.

Теоретическое занятие:  Огюст Монферран, Исаакиевский собор, история строительства, Мариинский дворец, памятник Николаю I.

Практическое занятие:  Конкурс рисунков «Городская площадь.

19.Площадь Искусств.        1 ч.

Теоретическое занятие: Архитектор Карл Иванович Росси, Михайловский дворец, Русский музей, Михайловский театр, памятник А.С.Пушкину.

Практическое занятие:  Разгадывание кроссворда, викторина «Виды искусства».

20.Домик Петра 1.        1 ч.

Теоретическое занятие: Домик Петра I на Городском острове – первое жилое здание в Санкт-Петербурге. Его устройство и особенности.

Практическое занятие: Рисунок «Домик Петра».

21.Река Мойка.        1 ч.

Теоретическое занятие. «Цветные» мосты через Мойку. Синий мост – самый широкий мост Петербурга. Дом-музей А.С.Пушкина на набережной Мойки.

Практическое занятие: Создание эскизов узоров решёток набережной

22.Канал Грибоедова.        1 ч.

Теоретическое занятие: История названия (ранее Екатерининский). Грифоны на Банковском мосту. Дом книги. Казанский собор. Храм Спас на крови.

23.Река Фонтанка.        1 ч.

Теоретическое занятие: Происхождение названия. Сфинксы на Египетском мосту. Конные скульптуры Клодта на Аничковом мосту.

Практическое занятие: Игра «Ожившие скульптуры».

24.Мосты.        1 ч.

Способствовать пониманию уникальности Петербурга – «музея мостов», утилитарной, технической и эстетической значимости мостов.

Почему в городе островов не обойтись без мостов?  Какие мосты есть в Петербурге? (типы, виды мостов на примере не более 3 сооружений)

25.Аничков мост.        1ч.

Теоретическое занятие: Скульптуры на Аничковом мосту, на Арке Главного штаба,  «Медный всадник».

Практическое занятие: Разгадывание ребусов.

26.Храмы. Спас-на-Крови.        1 ч.

Теоретическое занятие:  Санкт-Петербург – город уважительного отношения к людям разного вероисповедания. Костёл, мечеть, синагога. Православные храмы. Их отличительные особенности. Трагическая гибель императора Александра II, традиции старинных русских церквей в проекте храма, музей русской мозаики.

Практическое занятие:  Изготовление мозаичного панно

27.Храмы. Казанский собор.        1 ч.

Теоретическое занятие:  Санкт-Петербург – город уважительного отношения к людям разного вероисповедания. Костёл, мечеть, синагога. Православные храмы. Их отличительные особенности.

28.Дворцы.        1 ч.

познакомить детей с понятием «Город - спутник»; показать детям неповторимую красоту этих городов, величественные дворцы, великолепные парки; рассказать детям о пригородах СПб в которых можно великолепно отдохнуть на природе;

29.Дворцы.        1 ч.

познакомить детей с понятием «Город - спутник»; показать детям неповторимую красоту этих городов, величественные дворцы, великолепные парки; рассказать детям о пригородах СПб в которых можно великолепно отдохнуть на природе;

30.Музеи. Эрмитаж.        1 ч.

Практическое занятие: Просмотр и обсуждение видеофильма об Эрмитаже.

31.Музеи. Русский музей.        1 ч.

Теоретическое занятие: Музы – богини, покровительствующие творцам, учёным. Кунсткамера – первый музей в России. Русский музей. Музейные экспонаты.

32.Театры.        1 ч.

Теоретическое занятие: Первые театры. Виды театров: детские (кукольные, ТЮЗ, театр зверей), драматические, музыкальные. Театральные профессии. Части здания театра.

Практическое занятие: просмотр и обсуждение презентации «Театральные профессии».

33.Знаешь ли ты свой город?        1 ч.

Итого:        33ч.

                 

                КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата проведения

Виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты обучения

Введение.

1.

Введение.  История  основания нашего города. Пётр Первый.

1 ч.

01.09

03.09

просмотр слайдов на тему «Начало строительства города»;

просмотр слайдов на тему «Петр I – основатель города»;

- загадки о СПб;

Способствовать пробуждению познавательного интереса к внеурочному курсу.

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

1 раздел: МЫ И НАШ ГОРОД.

2.

Мир города. "Живой город".

1 ч.

08.09

10.09

просмотр слайдов на тему «Дома в нашем городе»;

- конструирование домов;

- рассматривание с детьми фотографий зданий нашего города;

- рисование на тему «Мой дом».

Создать условия для понимания того, что город подобен живому существу: рождается, растет, меняется, состоит из частей, может быть добрым защитником, а может стать опасным для человека. Создать условия для:

а) восприятия жилого дома, в котором живешь,  как «продолжения» собственной квартиры;

б) понимания того, что дом – гениальное изобретение всего Человечества и конкретных людей;

в) осознание утилитарной значимости домов – главных клеток города.  

3.

Город и горожане. "Болезни города"

1 ч.

15.09

17.09

просмотр слайдов на тему «Город и природа. Живой город»;

- работа с картой

Создать условия для понимания того, что город подобен живому существу: рождается, растет, меняется, состоит из частей, может быть добрым защитником, а может стать опасным для человека.

Взаимосвязь города и горожан. Горожане — «помощники» города. Горожане — «разрушители» города. «Болезни» города (причины, обусловливающие состояние города).

Взаимосвязь горожан. Правила поведения горожан.

4.

Наш район. Город, в котором я живу.

1 ч.

22.09

24.09

просмотр слайдов на тему «Наш район, история названия»;

- познакомить детей с картой нашего района;

- рассматривание иллюстраций с изображением нашего района.

Создать условия для применения полученных на уроке знаний о продуманности структуры города, необходимости и пользе ее составляющих в реальном городе, а также для развития визуальной культуры, формирования умений ориентироваться в городском пространстве

5.

Памятники и памятные места нашего города.

1 ч.

29.09

01.10

просмотр слайдов на тему «Наш район, история названия»;

- познакомить детей с картой нашего района;

- рассматривание иллюстраций с изображением нашего района.

Ознакомление детей с районом, в котором они проживают; учить ориентироваться по карте; познакомить детей с историческим прошлым нашего района; вызвать желание познавать историю нашего города;

6.

Санкт-Петербург - город рек и каналов. Река Нева.

1 ч.

06.10

08.10

- просмотр слайдов на тему «Главная река нашего города»;

- игры  с картой города «Петербург – город загадка»;

- рисование на тему «Корабли на Неве»

- Чтение стихотворения «Нева», Н. Поляков

Способствовать пониманию значимости Невы в жизни города и горожан.

Содействовать пониманию того, что в центре Петербурга реки и каналы соединены между собой, составляют единую систему.  

7.

Санкт-Петербург - город рек и каналов. Река Нева.

1 ч.

13.10

15.10

- просмотр слайдов на тему «Главная река нашего города»;

- игры  с картой города «Петербург – город загадка»;

- рисование на тему «Корабли на Неве»

- Чтение стихотворения «Нева», Н. Поляков

Способствовать пониманию значимости Невы в жизни города и горожан.

Содействовать пониманию того, что в центре Петербурга реки и каналы соединены между собой, составляют единую систему.  

8.

Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн.

1 ч.

20.10.

22.10

просмотр слайдов на тему «Визитная карточка города»;

- прослушивание гимна Великому городу;

- рассматривание каталога «Герб СПб и его пригородов»;

- рисование герба, флага СПб;

Ознакомление детей с районом, в котором они проживают; учить ориентироваться по карте; познакомить детей с историческим прошлым нашего района;  вызвать желание познавать историю нашего города;

9.

Символы Колпино: герб, флаг.

1 ч.

27.10

29.10

просмотр слайдов на тему «Визитная карточка города»;

- рассматривание каталога «Герб Колпино»;

- рисование герба, флага Колпино;

Создать условия для применения полученных на уроке знаний о продуманности структуры города, необходимости и пользе ее составляющих в реальном городе, а также для развития визуальной культуры, формирования умений ориентироваться в городском пространстве

2 раздел: «ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЁН…»

10.

Заячий остров. Петропавловская крепость.

1 ч.

10.11

12.11

просмотр слайдов на тему «Петропавловская крепость»;

- путешествие с детьми по карте – схеме «Петропавловской крепости»;

- рассматривание фотографий и рисунков Петропавловской крепости;

- Чтение и разучивание с детьми стихотворения М. Борисовой «Полуденный выстрел»

Способствовать пониманию значению Петропавловской крепости как памятника истории.

Способствовать пониманию того, что Петропавловский собор – уникальный памятник архитектуры и истории.

11.

Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова.

1 ч.

17.11

19.11

просмотр слайдов на тему «Стрелка Васильевского острова»;

- создание альбома «Экспонаты музеев Васильевского острова»;

- игра викторина «Загадки о СПб»

- чтение

стихотворения  Р. Назмутдинов «Ростральные колонны»

Содействовать освоению понятия

"архитектурный ансамбль" на примере уникального ансамбля Стрелки Васильевского острова.

12.

Дворцовая площадь. Александрийский столп.

1 ч.

24.11

26.11

просмотр слайдов на тему «Архитектурный ансамбль – Дворцовая площадь»;

- работа с мнемотаблицей, в которую вместе с детьми зашифровать полученные знания;

- работа с картой – местонахождения музея;

- изобразительная деятельность лепка, аппликация, рисование на тему: «Главная площадь моего города»;

- игра викторина «Загадки о СПб»

Способствовать пониманию того, что Дворцовая площадь была и остается главной площадью нашего города – бывшей столицы Российской империи.

Способствовать пониманию того, что Дворцовая площадь хранит память о победах Российской империи.

13.

Зимний дворец.

1 ч.

01.12

03.12

просмотр слайдов на тему «Архитектурный ансамбль – Дворцовая площадь»;

- работа с мнемотаблицей, в которую вместе с детьми зашифровать полученные знания;

- работа с картой – местонахождения музея;

- изобразительная деятельность лепка, аппликация, рисование на тему: «Главная площадь моего города»;

- игра викторина «Загадки о СПб»

Сформировать представление о местонахождения Зимнего дворца, о происхождении его названия, о назначении здания в прошлом и в наши дни; продолжить формирование умения  работать с упрощенной картосхемой города

14.

Адмиралтейство.  

1 ч.

08.12

10.12

просмотр слайдов на тему «Адмиралтейство»;

- чтение и заучивание стихотворений М. Борисовой «Золотой кораблик» и «Кораблик Адмиралтейства»,

- игра викторина «Загадки о СПб»

 - художественная деятельность по теме «Плывет, плывет кораблик».

Содействовать пониманию значимость Адмиралтейства как памятника истории, напоминающего о рождении Российского флота.

15.

Летний сад.

1 ч.

15.12

17.12

просмотр слайдов на тему «Летний Сад и Дворец Петра I»;

- рассматривание фотографий Летнего Сада, Летнего дворца Петра I;

чтение книг с произведениями И.А. Крылова;

- организация выставки детских рисунков «Летний Сад»;

- работа с картой – местонахождения музея;

- пополнение коллекции билетов;

- игра викторина «Загадки о СПб»

Познакомить детей с историей Летнего Сада – одной из достопримечательностей Санкт - Петербурга; беседы с детьми о самом старом саде нашего города;  продолжать знакомить с достопримечательностями нашего города;  познакомить детей с постройками, находящимися в Летнем Саду;

3 раздел: БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

16.

Невский проспект.

1 ч.

22.12

24.12

- просмотр слайдов на тему «Улицы, проспекты, бульвары, площади»;

- продолжить с детьми работу с картой города;

- игра викторина «Загадки о СПб»

Понятие «проспект». Местонахождение Происхождение названия и история возникновения. Роль Петра I в строительстве проспекта. Назначение. Правила застройки. Украшения проспекта: здания, площади, театры, реки, мосты, храмы. Знакомство с некоторыми из них. Городские мифы и легенды. Невский проспект – главная улица города, символ культурной и деловой жизни Петербурга. Необходимость бережного отношения к Невскому проспекту.

17.

Исаакиевская площадь.

1 ч.

12.01

14.01

просмотр слайдов на тему «Памятники СПб»;

- работа с трафаретами;

- рассматривание иллюстрации с изображением памятников СПб;

- чтение отрывка стихотворения А. Пушкина «Медный всадник»

Название. Местонахождение. Назначение. История строительства.

18.

Исаакиевский собор.

1 ч.

19.01

21.01

просмотр слайдов на тему «Храмы и Святые покровители СПб»;

- рассматривание с детьми фотографий храмов Санкт – Петербурга;

- работа с картой (расположение самых известных храмов нашего города);

- прослушивание аудио записи колокольного звона;

- изобразительная деятельность – лепка, рисование, дизайн на тему «Храмы Санкт - Петербурга»;

Название. Местонахождение. Назначение. История строительства. Внешний вид собора: многочисленные колонны, золоченый купол, крест. Планировка, цвет, строительные материалы. Использование новейших достижений науки и техники при возведении собора. Архитектор Огюст Монферран. Краткие биографические данные об архитекторе. Связь судьбы архитектора с собором. Внутреннее убранство. Красота алтаря. Витраж. Мозаичные иконы. Особенность создания мозаики. Бюст архитектора. Прогулка по колоннаде собора. Вид города с высоты собора. Городские мифы и легенды. Исаакиевский собор - самый большой собор города, достопримечательность, памятник истории и архитектуры.

19.

Площадь Искусств.

1 ч.

26.01

28.01

просмотр слайдов на тему «Площадь искусств»;

просмотр слайдов на тему «Памятники СПб»;

- работа с трафаретами;

- рассматривание иллюстрации с изображением памятников СПб;

Название площади. Местонахождение. Здания и памятники площади Искусств: Михайловский дворец, Михайловский театр, Музей этнографии народов России, Большой зал Филармонии, сквер, памятник А.С.Пушкину (скульптор М. Аникушин). Внешний облик каждого здания. Украшения. Интерьеры Михайловского театра, Михайловского дворца. Детский репертуар Михайловского театра. Особенности экспозиций Музея этнографии, Русского музея. Значение А.С.Пушкина в русской и мировой поэзии. Красота сквера. Каждый объект площади – олицетворение какого-либо искусства (архитектуры, театра, поэзии, оперы и балета, музыки, живописи, скульптуры). История строительства площади. Городские мифы и легенды. Площадь Искусств – хранительница духовных сокровищ города. Необходимость сохранения красоты ансамбля площади Искусств.

20.

Домик Петра 1.

1 ч.

02.02

04.02

просмотр слайдов на тему «Летний Сад и Дворец Петра I»;

- рассматривание фотографий Летнего Сада, Летнего дворца Петра I;

- работа с картой – местонахождения музея;

- пополнение коллекции билетов;

- игра викторина «Загадки о СПб»

Название. Местонахождение. Назначение. История строительства.

21.

Река Мойка.

1 ч.

16.02

18.02

просмотр слайдов на тему «Город на остовах. Река Нева. Мосты, каналы и судоходство»;

- совместная работа с родителями. Конкурс: «Реки и каналы СПб»;

- коллективная работа «Набережная реки Невы»;

- Чтение стихотворения «101 остров и 600 мостов»,

Понятия «река», «канал». Обилие рек и каналов в Санкт–Петербурге. Отличие рек от каналов. Истории названий рек и каналов: Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова, Обводный канал. Их происхождение. Назначение. Нева – главная река нашего города. Сравнение рек и каналов с Невой. «Болезни» городских рек и каналов. Условия содержания рек и каналов в хорошем состоянии. Городские мифы и легенды. Необходимость бережного отношения к красоте и чистоте петербургских рек.

22.

Канал Грибоедова.

1 ч.

23.02

25.02

просмотр слайдов на тему «Город на остовах. Река Нева. Мосты, каналы и судоходство»;

- совместная работа с родителями. Конкурс: «Реки и каналы СПб»;

- коллективная работа «Набережная реки Невы»;

- Чтение стихотворения «101 остров и 600 мостов»,

Понятия «река», «канал». Обилие рек и каналов в Санкт–Петербурге. Отличие рек от каналов. Истории названий рек и каналов: Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова, Обводный канал. Их происхождение. Назначение. Нева – главная река нашего города. Сравнение рек и каналов с Невой. «Болезни» городских рек и каналов. Условия содержания рек и каналов в хорошем состоянии. Городские мифы и легенды. Необходимость бережного отношения к красоте и чистоте петербургских рек.

23.

Река Фонтанка.

1 ч.

01.03

03.03

просмотр слайдов на тему «Город на остовах. Река Нева. Мосты, каналы и судоходство»;

- совместная работа с родителями. Конкурс: «Реки и каналы СПб»;

- коллективная работа «Набережная реки Невы»;

- Чтение стихотворения «101 остров и 600 мостов»,

Понятия «река», «канал». Обилие рек и каналов в Санкт–Петербурге. Отличие рек от каналов. Истории названий рек и каналов: Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова, Обводный канал. Их происхождение. Назначение. Нева – главная река нашего города. Сравнение рек и каналов с Невой. «Болезни» городских рек и каналов. Условия содержания рек и каналов в хорошем состоянии. Городские мифы и легенды. Необходимость бережного отношения к красоте и чистоте петербургских рек.

24.

Мосты.

1 ч.

08.03

10.03

просмотр слайдов на тему «Город на остовах. Река Нева. Мосты, каналы и судоходство»;

- совместная работа с родителями. Конкурс: «Реки и каналы СПб»;

- коллективная работа «Набережная реки Невы»;

- Чтение стихотворения «101 остров и 600 мостов», Н. Полякова

Понятие «мост». Назначение мостов. История появления мостов в Петербурге. Наплавные мосты. Первый мост города. «Горбатые» мостики. Мосты через Неву. Навигация. Необходимость разведения мостов. Особенности разведения мостов. Красота разводных мостов в белые ночи. Городские мифы и легенды. Разводные мосты – символ города. Украшения мостов: решетки, фонари. Необходимость сохранения красоты города.

25.

Аничков мост.

1 ч.

15.03

17.03

просмотр слайдов на тему «Город на остовах. Река Нева. Мосты, каналы и судоходство»;

- совместная работа с родителями. Конкурс: «Реки и каналы СПб»;

- коллективная работа «Набережная реки Невы»;

- Чтение стихотворения «101 остров и 600 мостов»,

Способствовать пониманию уникальности Петербурга – «музея мостов», утилитарной, технической и эстетической значимости мостов.

26.

Храмы. Спас-на-Крови.

1 ч.

22.03

24.03

- просмотр слайдов на тему «Храмы и Святые покровители СПб»;

- рассматривание с детьми фотографий храмов Санкт – Петербурга;

- работа с картой (расположение самых известных храмов нашего города);

- прослушивание аудио записи колокольного звона;

- изобразительная деятельность – лепка, рисование, дизайн на тему «Храмы Санкт - Петербурга»;

Познакомить детей с различными храмами их назначением; побеседовать с детьми о том, что в нашем городе живут люди разных вероисповеданий, которые ходят разные храмы; воспитать в детях понимание, того что надо уважать взгляды людей, что вера в Бога глубоко личное дело каждого человека; побеседовать с детьми бывали ли они в храмах СПб, по какому поводу туда заходили, что запомнилось, обратили ли они внимание, на  что как ведут себя в храмах люди;

27.

Храмы. Казанский собор.

1 ч.

05.04

07.04

- просмотр слайдов на тему «Храмы и Святые покровители СПб»;

- рассматривание с детьми фотографий храмов Санкт – Петербурга;

- работа с картой (расположение самых известных храмов нашего города);

- прослушивание аудио записи колокольного звона;

- изобразительная деятельность – лепка, рисование, дизайн на тему «Храмы Санкт - Петербурга»;

Название. Месторасположение. История Казанской иконы Божьей матери. Архитектор А.Н. Воронихин. История строительства собора. Внешний вид собора: колоннада, купол, православный крест, скульптуры. Изменение судьбы собора, связанной с войной 1812 года. Внутреннее убранство собора. Красота алтаря. Вера людей в чудотворную икону. Могила М.И. Кутузова. Ключи и знамена французских городов. Красота сквера перед собором. Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли. Городские мифы и легенды. Казанский собор – главный храм Санкт-Петербурга, памятник истории и архитектуры, памятник воинской славы, достопримечательность нашего города.

28.

Дворцы.

1 ч.

12.04

14.04

просмотр слайдов на тему «Дворцово-парковые ансамбли (пригороды СПб)»;

- рассмотрение буклетов пригородов и городов спутников;

- пополнение коллекции билетов;

- рисование на тему: «Где бы я хотел провести выходные».

Познакомить детей с понятием «Город - спутник»;   показать детям неповторимую красоту этих городов, величественные дворцы, великолепные парки;  рассказать детям о пригородах СПб в которых можно великолепно отдохнуть на природе; прививать чувства прекрасного;  

29.

Дворцы.

1 ч.

19.04

21.04

просмотр слайдов на тему «Дворцово-парковые ансамбли (пригороды СПб)»;

- рассмотрение буклетов пригородов и городов спутников;

- пополнение коллекции билетов;

- рисование на тему: «Где бы я хотел провести выходные».

Познакомить детей с понятием «Город - спутник»;  показать детям неповторимую красоту этих городов, величественные дворцы, великолепные парки;  рассказать детям о пригородах СПб в которых можно великолепно отдохнуть на природе; прививать чувства прекрасного;  

30.

Музеи. Эрмитаж.

1 ч.

26.04

28.04

просмотр слайдов на тему «Музеи нашего города – Эрмитаж»;

- работа с картой – местонахождения музея;

- рассматривание репродукций картин из Эрмитажа;

- игры с путеводителем по музею;

- рисование экспонатов музея Эрмитажа, которые больше всего понравились;

Познакомить детей с крупнейшим в России и одним из крупнейшим в мире художественным и культурно-историческим музеем мира – Эрмитажем;  рассказать о разнообразии экспонатов хранившихся в этом музеи; осмысление истории и культуры Санкт – Петербурга  в контексте всеобщей мировой истории и культуры; провести беседу о том, в каких музеях дети бывали, и  напомнить о правилах поведения в музее;

31.

Музеи. Русский музей.

1 ч.

03.05

05.05

просмотр слайдов на тему «Музеи нашего города – Русский музей»;

- работа с картой – местонахождения музея;

- рассматривание репродукций картин из Русского музея;

- игры с путеводителем по музею;

Познакомить детей с  самый обширным музеем русского искусства в мире – Русским музеем; рассказать об экспонатах этого музея;  познакомить с акцией Русского музея «Шедевры Русского музея в массы»; рассказать о месте нахождения Русского музея – площадь Искусств;

32.

Театры.

1 ч.

10.05

12.05

- просмотр слайдов на тему «Театры нашего города»;

- сюжетно-ролевая игра «Театр»;

- совместное изготовление с детьми атрибутов (афиши, программки, билетов, приглашений, декораций);

Познакомить детей с разными видами театрального искусства (опера, балет, кукольный спектакль, драматический спектакль и цирк); обобщить знания детей о петербургских театрах, в которых они бывали;  познакомить детей с правилами поведения в театре;

33.

Знаешь ли ты свой город? Итоговое занятие.

1 ч.

17.05

19.05

на усмотрение педагога (в виде викторины, конкурса, загадок, работы на тематических листах и т.д.);

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.
  2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.
  3. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.
  4. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.
  5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.
  6. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
  7. Наглядные пособия. К техническим средствам обучения относятся:
  • DVD- плеер, магнитофон, телевизор, компьютер
  • видеофильм "Санкт-Петербург"
  • видеоэкскурсия "Санкт-Петербург и пригороды".

Справочники для учителей и родителей

  1. Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Почему так названы? Любое издание.
  2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. Справочник / Гл. ред. Б. Б. Пиотровский. — М., 1992.

Литература для детей

  1. Шиф Л. И. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Ч. 1-2. - СПб., 1994-1995.
  2. Журнал «Автобус», 1995-2008.
  3. Стихи о городе М. Басиной, М. Борисовой, С. Ботвинника, А. Кушнера, С. Маршака, Н. Поляковой, С. Скаченкова, В. Суслова, О. Тарутина, К. Чуковского (публикации в журнале «Искорка», 1980-е гг.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "История и культура Санкт- Петербурга". 3 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт- Петербурга для 3 класса....

Внеурочная деятельность. Прошлое и настоящее рядом. Цикл занятий курса по программе "Я- горожанин. Я - гражданин" (Санкт - Петербург)

Внеурочная деятельность. Тема: «Прошлое и настоящее рядом»  Елисеева Светлана Борисовна,  учитель начальных классов, воспитатель ГПД,педагог ДО ГБОУ НШ-ДС № 624, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «Наш город - Санкт Петербург»

Программа составлена в соответствии ФГОС по истории Санкт-Петербурга для 4 класса. Разработана на основе школьного курса  "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Санкт Петербург - это наш город!"

Программа для ознакомления детей первого класса с  Санкт - Петербургом.Программа «Санкт –Петербург – это наш город!»» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт. Дет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...