«Современные интерактивные методики»
статья
Современные интерактивные методики, которые можно использовать в учебном процессе начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_uroka.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные интерактивные методики»
1. Мозговой штурм
Мозговой штурм – универсальный педагогический метод по свободной выработке множество идей на заданную тему. Призван подтолкнуть учащихся, занятых решением проблемы, к выдвижению большего числа идей, в т.ч. самых невероятных и фантастических.
Цель: использовать силу малой группы для генерирования идей.
Пошаговое описание метода
- Рассаживаем учащихся в непринужденной манере.
- Готовим доску или большие листы бумаги для записи идей.
3.Записью на доске или листе бумаги обозначаем проблему мозгового штурма.
- Проводим мозговой штурм, предварительно определив правила проведения.
- Все идеи учащихся фиксируются ведущим (преподавателем, учащимся) и записываются в ее первоначальной формулировке.
- Убедившись, что идеи иссякли, упорядочим полученный перечень (т.е. убираем повторы, снимаем после обсуждения то, что не относится к проблеме.)
- Проверяем перечень на полноту описания (тщательно обсудив каждую формулировку, проверив, служит ли она описанию данной проблемы).
- Спрашиваем учащихся, можно ли принять перечень в данной редакции как свидетельство достижения цели.
Правила «Мозгового штурма»
- всякая идея позволительна
- не допускается критика идей, их оценка до прекращения поступления предложений
- все предложения фиксируются (без поправок или критики предлагаемых формулировок)
Советы преподавателю
- Ведущий в ходе мозгового штурма может поощрять и поддерживать все мысли и высказывания, но при этом никакой оценки идей.
- Если в ходе обсуждения полученного перечня обнаружатся новые формулировки, которые описывают дополнительные общие цели, выведите их из перечня, чтобы анализировать отдельно.
- Стимулируйте новые идеи, при необходимости предлагая собственные варианты
- Не допускайте смеха, ироничных комментариев, насмешек над идеями других.
2. Перепутанные логические цепи
Перепутанные логические цепи – педагогический метод проблематизации учебного материала путем логического построения ключевых понятий.
Пошаговое описание метода
- Вывешиваем ватман с написанными ключевыми терминами или понятиями по изучаемой теме.
- Предлагаем учащимся установить логическую последовательность ключевых понятий, расположенных в случайном порядке, а за тем подготовить письменный текст, использовав все ключевые понятия.
- Преподаватель излагает авторский вариант последовательности событий по ключевым понятиям.
- Учащиеся соотносят свои варианты с предоставленной преподавателем информацией.
Советы преподавателю
- Поощрять письменные работы не только за близость к авторскому варианту, но и за нестандартность мышления, оригинальный путь решения проблемы.
- Знакомя учащихся с авторским вариантом последовательности ключевых понятий, ограничиться только обозначением проблемы. Найти пути решения проблемы предложить учащимся.
3. Процедура РАФТ
Процедура РАФТ – педагогический метод, позволяющий создать письменные тексты по избранной теме, различные в тематическом и жанровом отношении.
РАФТ развивает:
- способность рассматривать тему с разных точек зрения;
- навыки письменной речи.
Таблица РАФТ (Роль, аудитория, форма, тема)
Роль | Аудитория | Форма | Тема |
Кто может написать данную тему? (выявление социальных групп) | Для кого может быть написан текст? (предполагаемая аудитория) | В какой форме может быть написан текст (выбор жанра) | О чем будет тот или иной текст? Какие идеи постарается донести автор? (определение тематики) |
Пошаговое описание метода
- Подбираем интересную, актуальную тему.
- Вывешиваем таблицу РАФТ.
- Проводим мозговой штурм для определения возможных ролей, т.е. социальных групп, задействованных в данной теме, и заносим выявленные социальные роли в первую колонку. (4-5).
- Проводим мозговой штурм для определения возможной аудитории, т.е. перечисляем конкретных людей или организации, которым могут быть адресованы письменные тексты. (Заносим во 2-ю колонку).
- Проводим мозговой штурм для определения возможных жанров, желательно адекватных выявленным социальным ролям и аудиториям. (Данные фиксируем в 3-ей колонке).
- Проводим мозговой штурм для определения тематики письменных текстов, т.е. главные идеи, которые будут затронуты в них.
- Ведущий, подводя итог, зачитывает выявленные социальные роли, соответствующую аудиторию, форму (жанр) и тему. Затем предлагает учащимся выбрать социальные роли и подготовить письменные тексты. (Работа в малых группах, 15-20 мин.).
- По завершении этого задания предлагаем в малых группах самим выбрать лучшие, на их взгляд, письменные тексты и зачитать их.
Советы преподавателю
- Социальные группы (роли) формируются по желанию учащихся либо по жребию.
- По жребию можно отбирать и письменные тексты для прочтения всем.
- Разумеется, при отборе темы для РАФТ следует ориентироваться на школьные и вузовские программы, но, думается, можно предлагать учащимся темы, подсказанные самой жизнью.
4. Синквейн
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).
Цель: добиться более глубокого осмысления темы.
Пошаговое описание метода
- Знакомим учащихся с правилами составления синквейна.
- Предлагаем составить, следуя этим правилам, синквейн на определенную тему.
- Убедившись, что все составили, предлагаем добровольно зачитать несколько синквейнов.
Правила составления синквейна:
- В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
- Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
- Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
- Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Советы преподавателю
1. В начале предложите учащимся составить синквейн на тему, хорошо им знакомую (напр. «Семья», «Школа», «Дружба» и т.д.)
2.На первых порах предусмотрите при составлении синквейна работу в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.
3.Поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы.
5. Шесть цветов де Боно6 цветов де Боно - педагогический метод, позволяющий всесторонне исследовать проблему, выявить пути решения и принять оптимальный вариант. Цель:
Пошаговое описание метода1. Предлагаем учащимся подумать и ответить на вопрос: что чувствует человек (среднестатистический), оказавшись в конфликтной ситуации? После обсуждения в группах (парах) учащихся зачитывают свои варианты. 2. Затем преподаватель вывешивает заготовленный лист со своимвариантом 1.эмоции, (страх, растерянность); 2. беспомощность, 3. замешательство 3. Учащиеся знакомятся с историей героя, которому необходимо сделать выбор (рассказывается преподавателем либо предлагается текст) 4. Далее преподаватель знакомит учащихся с идеей Э. Де Боно, предложившем цветовое решение шести уровней мышления:
5. Работа в малых группах. Каждая группа готовит «свой цвет» т.е. видение сильных, слабых сторон, вариантов решения проблемы, возникшей перед упомянутым героем. 6. Далее – презентации работ групп. Советы преподавателю
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования активных и интерактивных методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие дополнительных возможностей для укрепления и развития духовных связей родителей и дете...
Использование активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКСЭ
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методик. Какие же их них можно применять в ходе изучения курса ОРКСЭ?...
Интерактивные методики в современном образовательном процессе
Происходящие преобразования в системе высшего образования обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы образования, необходимостью использования интеллектуально -...
Интерактивные методики в современном образовательном процессе
Учим детей общаться, развитие коммуникативных навыков у младших школьников...
Статья на тему: "Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников"
Статья на тему: "Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников"....
Семинар для учителей ИЗО: Формирование УУД на уроках ИЗО средствами интерактивных методик. Мастер класс. Лэпбук -интерактивная папка. «Времена года»
Семинар для учителей ИЗО: Формирование УУД на уроках ИЗО средствами интерактивных методик. Мастер класс. Лэпбук -интерактивная папка. «Времена года»...
«Применение интерактивных методик в образовательном процессе начальной школы»
Применение интерактивных технологий обучения в учебном процессе позволит развивать основы нестандартного мышления обучающихся, отклониться от стереотипности в мышлении, развивает воображение, навыки к...