«Применение интерактивных методик в образовательном процессе начальной школы»
статья
Применение интерактивных технологий обучения в учебном процессе позволит развивать основы нестандартного мышления обучающихся, отклониться от стереотипности в мышлении, развивает воображение, навыки коммуникативного общения, интеллектуальную, эмоциональную и другие сферы личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение интерактивных методик в образовательном процессе начальной школы»
Актуальной задачей современных учебных заведений является реализация компетентного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетенций, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Современная ситуация, которая сложилась в образовании, требует овладения новыми формами учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. При этом основные методические инновации связаны с применением активных или интерактивных методик обучения. «Интерактив» (англ. Слово interact, inter – взаимный, akt – действовать). «Интерактивный» – означает способствовать, взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем (компьютером), или с кем-либо (человеком). Значит интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и ученика. Под интерактивностью, прежде всего, понимают принцип построения и функционирования педагогического, психологического, компьютерного общения в режиме диалога. Реализуя технологические принципы обучения, интерактивная педагогическая технология предполагает и интерактивность компьютерных средств обучения, и интерактивность организации педагогического процесса, когда базовым концептуальным положением определено обучение на основе интерактивного общения.
Интерактивная модель обучения предусматривает применение технологического подхода и видится нами как применение в обучении совокупности интерактивных технологий, общим признаком которых являются принципы интеракции: многосторонняя коммуникация, взаимодействие и взаимообучениеучеников, кооперированная учебная деятельность с соответствующими изменениями в роли и функциях как обучающихся, так и преподавателей. Такая модель предполагает и особое понимание занятия в образовательных организациях как формы обучения, которое тоже основывается на технологическом подходе.
Основная характеристика «интерактива»:
- это специальная форма познавательной деятельности;
- учебный процесс организован так, что практически все ученики поощрены к процессу познания, они имеют возможности понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают;
- должна быть атмосфера доброжелательности, взаимопомощи –
форма кооперации и сотрудничества;
- на занятии организуется индивидуальная, парная, групповая
работа;
- применяются исследовательские процессы, деловые игры, работа
- документами, различными источниками информации, используются творческие задания.
Задачи, которые позволяет решать интерактивное обучение:
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- эмоциональный контакт между учениками;
- развивается умение работать в команде, прислушиваться к мнению своего товарища;
- снятие нервной нагрузки слушателей, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы.
Интерактивный подход в обучении захватывает школьников, пробуждает в них интерес и мотивацию, обучает самостоятельному мышлению и действиям.
Раскроем основное содержание интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, которое отрицает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.
Как указывает Е.В. Коротаева технология интерактивного обучения – обучение, погруженное в общение; при этом «погруженное» не означает «замещенное» (вытесняемое) общением. Такое обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы: транслирующие (односторонние) на диалоговые, то есть основанные на взаимодействии, взаимопомощи и взаимоответственности.
Цели интерактивного обучения:
- создание условий для привлечения всех учеников в процесс
познания;
- предоставление возможности каждому слушателю понимать и рефлексировать по поводу того, что он знает и думает;
- выработка жизненных ценностей;
- создание атмосферы сотрудничества, взаимодействия;
- развитие коммуникативных качеств и способностей;
- создание комфортных условий обучения, которые бы вызывали у каждого обучающегося ощущения своей успешности, интеллектуальной способности, ценности, неповторимости, значимости.
В ходе интерактивного обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документацией различными источниками информации.
В целом, можно отметить, что понятие «интерактивная технология обучения» - это такая организация учебного процесса, при которой невозможна пассивность ученика в коллективном процессе учебного познания, основанном на взаимодействии всех его участников: либо каждый из обучающихся имеет конкретное задание, за которое он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед малой группой и перед всей группой академической задачи.
Технология интерактивного обучения включает в себя четко спланированный ожидаемый результат обучения, отдельные интерактивные методы и приемы, которые стимулируют процесс познания, и умственные и учебные условия, и процедуры, с помощью которых можно достичь запланированных результатов. В отличие от методик, технология интерактивного обучения не выбирается для выполнения определенных учебных задач, а самой своей структуре определяет конечный результат. К тому же каждый из методов требует от учителя четкой пошаговой, поэтапной реализации с обязательным прогнозированием результатов обучения.
Технология интерактивного обучения (по Е.В. Коротаевой)
Этап занятия | Задача учителя | Задача обучающихся | Результат этапа | |||||||||
Подгото- | Методическая | прора- | Принятие | по форме | Быстрое | включение | в | |||||
вительный | ботка занятия; | и | по содержанию | ситуацию | ||||||||
подготовка простран- | ситуации обучения и | нестандартного | ||||||||||
ства, располагающего к | предъявленной | обучения, | осознание | |||||||||
активному диалогу; | учебной задачи. | поставленной | учебной | |||||||||
предъявление | задач, | задачи, готовность к ее | ||||||||||
побуждающих | решению. | |||||||||||
учащихся к интеграции | ||||||||||||
усилий. | ||||||||||||
Интраактивное | Осуществление | тайм- | Поиск | решения | Подготовка | вну- | ||||||
общение | менеджмента; | учебной | задачи | тригруппового | ||||||||
недоминантная коррек- | внутри | решения; | выбор | |||||||||
ция | коммуникативного | микрогруппы; | варианта | его | ||||||||
процесса | во | время | освоение | правил | предъявления | и | ||||||
групповой работы. | учебного | сотруд- | защиты; | |||||||||
ничества; | принятие полиролевой | |||||||||||
включение в ролевое | основы | вза- | ||||||||||
взаимодействие. | имодействия. | |||||||||||
Интерактивное | Организация | тендера | Предъявление | Развитие | анали- | |||||||
общение | решений с включением | групповых решений; | тического, | кри- | ||||||||
всех | участниковв | их | сравнение | и | тического | и | креа- | |||||
процесс | поиска опти- | оценка, | то | есть | тивного | подходов | в | |||||
мального варианта раз- | объективация | ситуации | учебного | |||||||||
решения | поставленной | представленных | сотрудничества. | |||||||||
задачи. | вариантов. | |||||||||||
Рефлексивный | Обеспечение возмож- | Конструктивная | Развитие групповых и | |
ности представить мне- | актуализация мнения | личностныхнавыков | ||
ние по поводу учебной | по поводу формы и | рефлексии, формирова- | ||
и коммуникативной за- | содержания | ние | позитивных | |
дач занятия. | проведенного | групповых процессов. | ||
занятия. |
Интерактивные технологии обучения Л.В. Пироженко разделил на четыре группы: парное обучение (работа студента с преподавателем или сверстником один на один), фронтальное обучение, обучение в игре, обучение в дискуссии.
Во время работы в парах можно выполнять следующие упражнения: обсудить задачу, краткий текст; взять интервью, определить отношение (мнение) партнера к данному вопросу, утверждения и т.д.; сделать критический анализ работы друг друга; сформировать итог изучаемой темы и тому подобное.
Так, к фронтальным технологиям такого обучения можно отнести обучение, основанное на одновременной совместной работе всего класса. К примеру, это может интерактивное упражнение «Микрофон», где дети могут высказаться по очереди, или упражнение «незаконченные предложения», которое дополняет предыдущее упражнение. Также заслуживает внимания и такая технология, как «Мозговой штурм». Мозговой штурм является наиболее известной технологией интерактивного обучения, широко используется для решения различных учебных задач. Кооперативная (групповая) учебная деятельность - это форма (модель) организации обучения обучающихся в малых группах, объединенных общей учебной целью. При такой организации обучения преподаватель руководит работой каждого ученика опосредованно, через задачи, которыми он направляет деятельность группы. Кооперативное обучение открывает для обучающихся возможности сотрудничества со своими ровесниками, позволяет реализовать естественное стремление каждого человека к общению, способствует достижению личностями высоких результатов усвоения знаний и формирования умений. Такая модель легко и эффективно сочетается с традиционными формами и методами обучения и может применяться на различных этапах обучения. К технологиям обучения в игре относятся имитации, ролевые игры, драматизация. Участники учебного процесса, игровой моделью, находятся в других условиях, чем в традиционном обучении. Участникам предоставляют максимальную свободу интеллектуальной деятельности, которая ограничивается только конкретными правилами игры. Ученики сами выбирают свою роль в игре; выдвигая предположение о вероятном развитии событий, создают проблемную ситуацию, ищут пути ее решения, возлагая на себя ответственность за выбранное решение. Преподаватель в игровой модели выступает как: инструктор (ознакомление с правилами игры, консультации во время ее проведения), судья-рефери (корректировка и советы относительно распределения ролей), тренер (подсказки ученикам для ускорения проведения игры), председательствующий, ведущий (организатор обсуждения).
Технологии обучения в дискуссии являются важным средством познавательной деятельности учеников в процессе обучения, так как дискуссия - широкое публичное обсуждение спорного вопроса. Дискуссия способствует развитию критического мышления, дает возможность определить собственную позицию, формирует навыки отстаивания своего личного мнения, углубляет знания по данной проблеме. Такие технологии являются достаточно интересными для современной школы.
Интерактивные технологии играют важную роль в современном образовании. Их преимуществом является то, что учащиеся усваивают все уровни познания (знания, понимание применения, оценка), обучающиеся сознательно усваивают учебный материал. Ученики занимают активную позицию в усвоении знаний, растет их интерес в получении знаний. значительно повышается личностная роль преподавателя - он выступает как лидер, организатор. Но надо отметить, что проектирование и проведение занятия по интерактивным технологиям требуют, прежде всего, компетентности в данных технологиях преподавателя, его умение пересмотреть и перестроить свою работу.
Таким образом, можно говорить о том, что интерактивный - способен к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение - это специфическая форма организации познавательной деятельности, которая имеет предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную способность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сертификат участия в республиканском семинаре "Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы"
16-17 февраля 2015 года принимала участие в республиканском семинаре ""Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы""...
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
Цель работы – внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс начальной школы с целью улучшения состояния здоровья детей....
Применение инновационных техологий в образовательном процессе начальной школы
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированног...
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
laquo;Здоровье- это больше, чем знания… Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать. (Н. Нильсон)...
Проект: "Внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ РЭШ и Учи.ру в образовательный процесс начальной школы"
Проект: "Внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ РЭШ и Учи.ру в образовательный процесс начальной школы (на примере урока по окружающему миру в 4 классе "Зона лесов")&qu...
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
В учебно-методическом пособии освещены вопросы, связанные с проблемой применения нейропсихологических упражнений при нарушении письменной речи у младших школьников, среди которых: характеристика нейро...
Статья на тему: "Применение искусственного интеллекта в образовательном процессе начальной школы"
Применение искусственного интеллекта в образовательном процессе начальной школы...